среда, 3 июня 2009 г.

Приморский океанариум как точка роста Владивостока в ХХI веке



      Неожиданная перемена мест

      По словам президента РФ на недавней пресс-конференции, «сегодня мы должны пойти на некоторые даже нерыночные отношения для того, чтобы жизнь людей на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири ничем не отличалась по уровню и качеству от проживающих в европейской части страны. Мы можем и должны это сделать». В 2012 году во Владивостоке ожидается значимое событие: саммит стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). На подготовку к его проведению планируют израсходовать около 100 миллиардов рублей. А это инвестиционный бум, мощный толчок к развитию города. В планах – строительство развлекательных и рекреационных зон, моста на остров Русский, развитие энергетики, улучшение коммунального обслуживания, расширение аэропорта, строительство новых дорог.
      «После проведения этого мероприятия, – сказал В.В. Путин, – планируем использовать возведенные там объекты и сооружения для создания туристической зоны, которую могли бы использовать граждане, проживающие не только на Дальнем Востоке, но и практически на всей территории России, поскольку у нас есть уникальная возможность создать там тематическую туристическо-рекреационную зону».

      Финансовые перспективы

      Безусловно, такое личное внимание главы государства к перспективам развития отдельно взятого региона – явление исключительное. Пожалуй, только Санкт-Петербургу Владимир Владимирович еще так явно выражает свои личные симпатии. Ведь очевидно, что празднование 300-летия и проведения там саммита «восьмерки» в прошлом году стали таким импульсом к развитию города, какого не было там, наверное, со времен восстановления Ленинграда после блокады в годы Великой Отечественной войны.
      Теперь шанс появился и у Владивостока. Важно, что в экономике страны складывается благоприятная ситуация, и ресурсы, необходимые для осуществления таких планов, – есть. Добавим к этому и явные успехи управленческой команды администрации Приморского края, которая подчеркивает, что способна не только тратить федеральные деньги, но и привлечь внебюджетные ресурсы. Администрация города Владивостока в свою очередь обращает внимание на достигнутые успехи – город хорошеет, его бюджет растет, наводится порядок в самых запущенных сферах жизни. В общем, не ошибусь, если скажу, что у многих от появившихся перспектив просто дух захватывает.
      «Независимая газета» съязвила по этому поводу: «как сообщил источник из краевой администрации, местную элиту «напрягло» решение президента создать комиссию во главе с премьером по социально-экономическому подъему Восточной Сибири и Дальнего Востока, которая, в преддверии форума АТЭС может взять на себя весь контроль над финансовыми потоками, а заодно выяснить, что ежегодно докладываемые президенту от Приморья цифры развития улучшения подъема несколько далеки от реальности».



      И еще на один момент хотелось бы обратить внимание. Вероятнее всего громадье планов по развитию Владивостока самым непосредственным образом скажется и на местной политической ситуации. Недавно была сформирована городская избирательная комиссия, а это значит, что процесс подготовки выборов главы администрации Владивостока, которые должны состояться в 2008 году, и нового состава городской Думы начинает набирать обороты. Срок полномочий следующего главы городской администрации истекает через четыре года после избрания, – как раз в 2012 году. Поэтому битва за мэрское место будет похлеще, чем все то, что мы видели ранее. Ведь руководство городом в период такого масштабного строительства – это возможность влиять на течение громадных финансовых потоков. И судя по действиям некоторых вероятных участников будущих выборов, подготовка к схватке уже началась.

      Экскурс в историю

      Появление во Владивостоке «сильных мира сего», как правило, сказывалось благотворно на экономическом развитии Приморья. Приезд цесаревича Николая в конце XIX века «открыл» КВЖД, а также уникальный по тем временам сухой док на Дальзаводе.
    Никита Сергеевич Хрущев, который дважды приезжал во Владивосток, оставил в наследство «второму Сан-Франциско» фуникулер, мощный строительный комплекс и план «Большого Владивостока».
      С приездами Леонида Ильича Брежнева, а он был здесь трижды, связаны современный аэропорт и более-менее приличная автомагистраль, а также «Дом переговоров» на станции Санаторная.
      Михаил Сергеевич Горбачев в 1985 году никаких обещаний не давал, зато «шел в народ», и при нем Владивосток перестал быть закрытым городом.

      Об исторических точках роста Владивостока
      
      Освоение южных районов Дальнего Востока стало необратимым в середине ХIХ века после решения всех пограничных споров между Россией и Китаем. Тогда царское правительство настойчиво стремилось любыми способами утвердить господство России на новых землях. По указу сената были установлены огромные льготы для желающих переселиться на Дальний Восток. В частности, всем переселенцам выделяли свободные участки казенной земли во временное владение или в полную собственность им бесплатно передавали сельхозинвентарь, скот, лошадь, семена под будущий урожай.
      Для желающих отправиться на Дальний Восток были установлены «подъемные» – 600 рублей для полного обзаведения на новом месте и прокормления семьи до нового урожая.
До 1902 года основная часть переселенцев Приморья прибывала морем на судах Добровольческого (коммерческого) флота, имевшего регулярные линии, которые соединяли Владивосток с Одессой.
      Всего же за 23 года переселения в Уссурийский край было доставлено около 90 тысяч переселенцев. При этом царское правительство вводило жесткие ограничительные меры для китайцев и корейцев на территории российского Дальнего Востока. В частности, им не разрешали селиться в приграничных областях, приобретать земли. В 1910 году был запрещен наем иностранцев на казенные работы, в том числе в порядке борьбы со шпионажем на возведении таких оборонных объектов, как Владивостокская крепость.
      И уже в советское время переселение людей на Дальний Восток также поддерживалось государством. Переселенцы и тогда получали весьма большие «подъемные», причем сам переезд тоже оплачивался. Многие из переселенцев тогда превратили миграцию в своего рода доходный бизнес, который позволял безбедно существовать за счет госдотаций. Получив «подъемные» на переселение, они уезжали на Дальний Восток и возвращались через определенный срок обратно, чтобы вновь отправиться по тому же маршруту с очередной пачкой денег. Эту «лавочку» власти прикрыли не скоро. По мнению многих исследователей, именно в советский период заселения Дальнего Востока здесь сформировалась психология «временщика».
      Планов по развитию всего Дальнего Востока и Владивостока, в частности, у всех правительств всегда было в избытке. В царское время город развивался и укреплялся, в первую очередь, как мощная крепость, а вот как город для жизни людей он впервые стал рассматриваться только в советское время.
      В 1931 году Владивосток был включен в число городов, которые подлежали полной реконструкции. В постановлении пленума коммунистической партии по этому поводу ставилась задача: сделать Владивосток одним из лучших, образцовых городов Советского Союза.
      А в 1934 году решением Совета Народных Комиссаров Владивосток вообще был включен в первую пятерку городов союзного значения. Тогда центром развития Владивостока была выбрана сопка «Орлиное гнездо». Не ее вершине было намечено воздвигнуть памятник В.И. Ленину 70-тиметровой высоты, который одновременно исполнял бы функции маяка. Его свет должен был быть виден кораблям с расстояния более 30-ти морских миль.
      Спустя 30 лет к 100-летнему юбилею города 18 января 1960 года вышло постановление Совета министров СССР о развитии Владивостока. Этот генеральный план перестройки города разрабатывали в Ленинграде. По нему были застроены жилищными массивами «Гнилой угол», ныне – бухта Тихая, «Капустное поле», ныне – Моргородок, бывшее «Летное поле» – на Второй Речке. Захудалая областная улица, которая служила ранее въездом в город со стороны Хабаровского шоссе, вместе с последним превратилась в новый проспект 100-летия Владивостока. Тогда же появились комплексы Дома радио и студии телевидения, здание Полиграфического комбината, Дома строительных организаций, Дальрыбы, кинотеатра «Океан» и межсоюзного Дворца культуры имени В.И. Ленина.
      Мощный строительный импульс, заданный развитию Владивостока визитом в город Никиты Сергеевича Хрущева, продолжился и в 70-е годы, когда краем руководил всесильный и всемогущий Виктор Павлович Ломакин. Кстати, звание Героя социалистического труда он получил именно за строительство на территории Приморья промышленных и военных объектов. Именно с его временем нынешние жители края пожилого возраста связывают самые лучшие времена в истории Приморья. Край тогда был пограничной зоной, многие районы снабжались через ОРСы, на пике развития были военные, горняки, строители, селяне, рыбаки и моряки. Именно по решению Ломакина было построено нынешнее здание администрации Приморского края.

      И снова – к перспективам…
      Научно-образовательный комплекс «Приморский океанариум»

      Впервые об океанариуме как об одном из главных научно-туристических заведений города заговорили в 2004 году, когда президент РФ посетил Институт биологии моря ДВО РАН, с директором которого, В.Л.Касьяновым, познакомился во время визита в Дальневосточный государственный морской заповедник в 2002 году. Именно тогда власти Приморья обратили взоры на бухту Патрокл во Владивостоке. О привязке к этой бухте шла речь на встрече губернатора Приморья с президентом РФ в июне 2006 года. Архитекторам из Приморгражданпроекта помогали коллеги из Новой Зеландии. Были выполнены подготовительные работы к строительству основного здания. Его стоимость составит около двух миллиардов рублей.
      Тема строительства всплыла на последней встрече президента с губернатором, состоявшейся 27 января. О том, что В.В. Путин выберет новое место, никто в Приморье не подозревал. На месте, где должно быть основное здание океанариума, теперь только обрывки оградительной ленты, куча щебня и первые плиты под фундамент.
      Уже к первому апреля необходимо подыскать новую площадку под строительство океанариума на острове Русский.


Проект океанариума


      О сооружении, которое дало импульс грандиозным планам развития Владивостока, мы разговариваем с заместителем директора Института биологии моря по науке, директором институтского музея, кандидатом биологических наук Дмитрием Леонидовичем Питруком.

 
Д.Л. Питрук
     
Приморский океанариум

      – Океанариум на острове Русском будет научным подразделением Института биологии моря?

      – Нет. Около трех лет назад во время приезда президента РФ во Владивосток, В.В.Путин обсуждал с директором института В.Л. Касьяновым идею создания океанариума. Предполагалось, что это будет не просто океанариум – аквариум, а научно-образовательный комплекс «Приморский океанариум».
      Такой подход создает огромное поле деятельности для науки, – это первая функция комплекса. Кроме обслуживающих, запланированы научные лаборатории, работающие на базе океанариума. Они будут использовать для своей работы возможности, предоставляемые океанариумом. Это очень интересный проект для ученых разных областей.
      Вторая функция комплекса – образовательная. Ее реализация ляжет на плечи Дальневосточного государственного университета.

      – Можно говорить об интеграции вузовской и академической науки?

      – Конечно. Здесь органично сочетаются научные исследования и обучение, студенты будут участвовать в научном процессе. Наука без образования просто не может работать, они две стороны одного и того же неразрывного процесса.
      Помимо студентов в научно-образовательном комплексе «природный океан – приморский океанариум» найдется место и школьникам. Причем экологическое образование будет начинаться с дошкольного детского возраста. В настоящее время его роль очень велика, мы надеемся, что приморский океанариум будет способствовать лучшему пониманию людьми всех возрастов окружающего мира. Везде в экологическом просвещении большое участие принимают добровольцы – волонтеры. Я думаю, у нас в будущем комплексе все будет организовано подобным образом.


Будущие хранители природы


      – Это очень важно. Мы живем на берегу моря, а многого не знаем. Взять, к примеру, медузу-крестовика… хотя лучше ее не брать.

      – Да, действительно, любой приморец знает ее название, но видели немногие. Это и хорошо. Увидеть крестовика можно, когда ты с ним войдешь в контакт. Да-да, буквально прикоснувшись – видишь это животное, потому что оно небольшое – один-два сантиметра в диаметре. Живут крестовики в зарослях травы зостеры, они обнаруживают свое присутствие, когда вода у берега прогревается.

      – Когда посетитель заходит в океанариум, понятно, что ему нравится все, конечно, если нет откровенно неудачно выставленных экспонатов. Но можно одно и то же показать по-разному…

      – Это не значит, что один природный музей хуже, а другой – лучше, нет. Просто у них разные задачи. Например, у наших соседей в Японии океанариумы абсолютно разные: и по внешнему виду, и по наполнению, и по оформлению. Есть океанариумы, где очень большое внимание уделяется образованию. Посетителей не оставляют без внимания: водят экскурсионные группы, используют интерактивные методы. Насколько я знаю, в каждом океанариуме есть специальный штат для работы с детьми или с другими возрастными группами посетителей. Но если в одних океанариумах таких сотрудников может быть два человека, то в других, к примеру, – двадцать. Это говорит о разных целях, которые преследуют создатели океанариума.
      На последних всемирных конгрессах океанариумов очень широко и глубоко обсуждается вопрос о том, каким должен быть современный океанариум, и какие функции он должен выполнять. Многие считают, что важнейшим является именно экологическое образование.
      Собрать животных в аквариуме – решить половину задачи. Вторая ее часть – показать все, что возможно – решаема лишь при тесной кооперации ученых, дизайнеров, художников, фото- и видеомастеров. Все нужные специалисты у нас есть и в первую очередь есть Дальневосточное отделение Российской академии наук. Это внушает надежду, что нам удастся реализовать задуманное.



      – Какая, должно быть, большая предстоит ученым работа: выловленные из моря животные должны пройти адаптацию, прежде чем предстанут в аквариуме перед зрителями?

      – Совершенно верно. Это важная проблема. У нас кроме главного здания океанариума запланирован научно-адаптационный корпус. Здесь животные будут собираться заранее, потому что к открытию океанариума их будет нужно сразу очень много. Такой объем набрать за один раз невозможно, и поэтому животных нужно будет собирать, накапливать, адаптировать к новым условиям. Кроме этого, новых животных необходимо проверять, ведь среди них могут быть больные, заразные. Сразу их сажать в общий аквариум нельзя.

      – Среди животных могут быть и агрессивные, как они поведут себя в таком смешанном коллективе?

      – Это еще одна проблема из великого их многообразия. Один и тот же вид животного, пойманный в разных районах, может по-разному себя проявлять. Например, во всем мире в океанариумах содержится тигровая песчаная акула. Я видел ее в Пекине, в большом океанариуме с прозрачным тоннелем, среди множества рыб. Выглядит тигровая акула весьма устрашающе: такие зубы торчат наружу – того и гляди, всех съест. А она плавает себе, внимания ни на кого не обращает.

      – Она такая миролюбивая или затаилась?

      – Дело в том, что именно этот вид я видел в океанариуме в Иокогаме. Там тигровые акулы «сидят» отдельно. С ними – лишь каракатицы, которые легко избегают нападений. Других животных с этими акулами держать нельзя, зубастые их просто съедают. Вот так, один и тот же вид, а поведение совершенно разное. Здесь очень много нюансов…



      К любому животному нужен индивидуальный подход, потому что морские животные очень требовательны к воде, освещению, воздуху, своему окружению – «соседям». В мире накоплен большой опыт по содержанию, разведению животных. Наряду с образовательной миссией очень важна роль океанариумов в сохранении мирового биологического разнообразия.

      – Наверное, это сложно – сохранить большое количество животных на долгие годы?

      - В океанариумах используются передовые технологии, содержание животных поставлено на научную основу. В домашних морских аквариумах сохранить животных сложнее, поэтому постоянно приходится приобретать новых.
      Такая проблема содержания характерна для многих стран. Поэтому во многих океанариумах пытаются разводить морских животных. Это очень сложно, но есть определенные достижения, например, в Токийском океанариуме (Tokyo Sea Life Park) ученым удалось создать условия, пригодные для размножения 250 видов морских животных. Это очень много. Есть основания надеяться, что и нам удастся добиться успехов благодаря нашей передовой научной базе, использованию современных технологий.
      Правильно организовать экологическое образование не просто. Оно не ограничится табличками с письменной информацией. Экскурсанты по океанариуму проходят быстро, поэтому во время движения нужно создать условия для быстрого усвоения информации, максимально ее визуализировать. Наши ученые знают как, используя современные технологии, добиться этого.
      Я думаю, что научно-образовательный комплекс «Приморский океанариум» может стать одним из наиболее интересных в мире.



      Создание рекреационного центра на отдаленной, островной территории отличает страны с развитым туристическим бизнесом, например, Таиланд, Новую Зеландию, США. Океанариумы в этих странах приносят неплохие деньги, стимулируют экономику городов и районов, в которых находятся. Строительство океанариума, в комплексе с парком и зоной отдыха, на острове Русский может вывести Владивосток на качественно иной уровень развития.

      12 февраля 2007 года      







Комментариев нет:

Отправить комментарий