В связи с этим особое значение приобретает разработка и внедрение новых технологий, создание и применение новых знаний.
В преддверии Нового 2008 года мы встретились с директором Института автоматики и процессов управления членом-корреспондентом РАН Юрием Николаевичем КУЛЬЧИНЫМ.
– Юрий Николаевич, чем сегодня живет Институт автоматики и процессов управления? Расскажите о новых направлениях в исследованиях.
– Когда я избирался на должность директора, одним из моих предвыборных тезисов была интеграция научных потенциалов подразделений, следствием которого должно явиться усиление как каждого отдельного коллектива, так и института в целом. Вот этому в настоящее время я стараюсь уделять большое внимание.
ИАПУ – многопрофильный институт. Он создавался в то время, когда в Отделении и вообще в Дальневосточном регионе не было ни одного института физико-математического или технического профиля. Кроме того, в зависимости от научных интересов каждого директора, который возглавлял институт в тот или иной промежуток времени (а они все были выдающимися учеными и сильными личностями), каждый раз трансформировалась его тематика. При академике Авенире Аркадьевиче Воронове опережающими темпами развивались науки об управлении и автоматзации технологических процессов. Пришел Виктор Львович Перчук, и в сфере научных интересов института большую роль стала играть информатика и компьютерные науки. При Вениамине Петровиче Мясникове мощное развитие получила механика и параллельные вычисления с использованием суперкомпьютера. Виктор Григорьевич Лифшиц, к сожалению, совсем малое время проработал директором института, но, тем не менее, в свою бытность заведующим отделом создал целое направление, связанное с физикой поверхности.
– Молодежь, опять же, пошла в институт…
– Ничего не бывает на пустом месте. Мы всегда плотно работаем с вузами региона и активно вовлекаем студентов в научный процесс. Сегодня на базе института работают два Научно-образовательных центра и шесть базовых кафедр таких университетов, как ДВГУ, ДВГТУ, МГУ. Кроме того наши сотрудники возглавляют кафедры и читают лекции и в других университетах города Владивостока. У нас в институте работает две Российские научные школы. И все это немаловажно, чтобы привлекать молодежь в институт. Безусловно, большую роль играют и личности отдельных ученых. Например, Лифшиц Виктор Григорьевич совместно с ДВГУ построил целую систему подготовки кадров в области физики поверхности. Но еще больше, на мой взгляд, делает профессор, доктор физико-математических наук Анатолий Александрович Буренин. Работая в тесном контакте с ДВГТУ, он создал прекрасную систему подготовки кадров в области механики и математики. Выпускники возглавляемой им кафедры работают в большинстве лабораторий института.
Особо хочется отметить работу заслуженного деятеля науки РФ, профессора, доктора физико-математических наук Александра Сергеевича Клещева, который уже много лет сотрудничает с ДВГУ и готовит специалистов в области информатики. Надо отметить, что выпускники его кафедры не только составляют основу возглавляемого им отдела, но и в значительной степени востребованы на всех предприятиях края.
Так в итоге получилось, что институт стоит «на многих горбах». Но на самом деле это неплохо, поскольку система находится в состоянии устойчивого равновесия. Хорошо известно, что «складывать все яйца в одну корзину неправильно», риски должны быть распределены. Сегодня некоторые направления существуют за счет поддержки других, а завтра они сами будут кормить остальных.
– Получается, что идея интеграции, взаимодействия научных направлений, очень важна.
– Конечно. Поэтому мы, как никакой другой институт ДВО РАН, развиваем центры коллективного пользования. Это очень плодотворный подход, поскольку, с одной стороны, в нашем распоряжении оказывается дорогостоящее оборудование с принципиально новыми возможностями. А с другой стороны, в рамках центра коллективного пользования начинают ставиться и развиваться новые, более сложные комплексные и крайне интересные задачи, вокруг которых складываются неформальные научные коллективы исследователей из разных институтов и университетов, в том числе расположенных за пределами Владивостока и Приморского края. Это очень полезно для развития науки.
Нами созданы четыре центра коллективного пользования: «Регионального спутникового мониторинга окружающей среды ДВО РАН», «Дальневосточный центр диагностики поверхности твердых тел», «Лазерные методы исследования конденсированных сред, биологических объектов и мониторинга окружающей среды» и Центр коллективного пользования уникальным аналитическим оборудованием ДВО РАН «Дальневосточный вычислительный ресурс».
Начнем с последнего. Сильный импульс этому направлению дал академик Вениамин Петрович Мясников. Но в связи с его болезнью и уходом из жизни это направление ослабело. А тот суперкомпьютер, что до последнего времени был у нас, кроме громкого имени мало что из себя представлял и уже не позволял решать задачи, под которые он был создан. Актуальной стала проблема его обновления. Мы вышли на Президиум РАН и смогли получить то прекрасное оборудование, о котором недавно писала газета. Мощность этого суперкомпьютера мы планируем удвоить в следующем году, и довести ее до полутора терафлоп в секунду. Но не забывайте, что это инструмент. Опираясь на вычислительные возможности этого инструмента должны быть сформулированы соответствующие задачи. Какие сейчас открываются перспективы: обработка больших объемов информации, моделирование сложных процессов и объектов, дистанционное управление в режиме реального времени.
Основное направление научных исследований Центра спутникового мониторинга окружающей среды – отслеживание динамики объектов и явлений океана и атмосферы на основе развития технологий спутникового мониторинга природной среды для проведения и информационной поддержки научных исследований и хозяйственной деятельности институтов ДВО РАН и других ведомств в области физики океана и атмосферы, океанологии, метеорологии и морской биологии. В деятельности этого центра наблюдалось некоторое замедление развития, вызванное задержкой обновления приборной базы. Сейчас мы дооснащаем его необходимым оборудованием, что позволит работать с новыми видами спутников, иметь снимки с более высоким разрешением и решать новые задачи, например, земельного кадастра, или геологического прогнозирования.
Центр диагностики поверхности твердых тел занимается экспериментальными исследованиями состава, атомной и электронной структуры поверхности твердых тел, тонких пленок и структур пониженной размерности на полупроводниковых и диэлектрических подложках, проводимости, подвижности и концентрации носителей в данных системах, их оптических свойств, структуры и морфологии, как в условиях сверхвысокого вакуума, так и на воздухе. До последнего времени в рамках этого центра мы занимались почти исключительно фундаментальными исследованиями. Но время диктует свои правила, без выхода на практические приложения уже не обойтись. Мы будем заниматься источниками излучения, создаем новую программу по нанотехнологиям, будем создавать новые катализаторы.
Центр лазерных методов исследования конденсированных сред, биологических объектов и мониторинга окружающей среды изучает оптические свойства природных и искусственных наноструктур, занимается исследованием взаимодействия лазерного излучения с биологическими объектами, использует лазерные технологи для зондирования атмосферы и океана, разрабатывает новые лазерные методы. Этот центр недавно создан, но вокруг него консолидируются не только наши сотрудники. Исследования биологических и искусственных нанообъектов объединяют ученых уже шести институтов ДВО и СО РАН.
Совсем недавно на страницах газеты мы обсуждали проблемы информатизации в связи с трансформацией здравоохранения. Становление информационной медицины дело не такого уж далекого будущего. На мой взгляд, в этом направлении нас ожидает интересная и перспективная работа. Создание электронного образа больного, систем, которые на расстоянии позволяют диагностировать и осуществлять мониторинг состояния человека может вырасти в новое научное направление ИАПУ.
– Насколько востребованы результаты деятельности института в Приморье, во Владивостоке?
– Институт способен дать много для города и края. Например, работы заслуженного деятеля науки РФ, доктора технических наук, профессора Валерия Павловича Чипулиса. По сути, они решают проблему управления энергетическими сетями муниципальных образований. Разработанные в его лаборатории технологии позволяют управлять энергетикой целых городов прямо из нашего института. Город Арсеньев уже пользуется нашими услугами. Администрация города Артема, проведя анализ своих расходов, тоже обратилась к нам. А вот в городе Владивостоке, по - видимому из-за переизбытка денег, пока что нет интереса к этим работам. У нас хорошие наработки в лаборатории доктора технических наук Николая Владимировича Киншта по выполнению мониторинга электрических сетей, подстанций, систем передачи электрической энергии. Не секрет, что инфраструктура энергообеспечения изношена, аварии неизбежны, так что властям без нашей помощи не обойтись. То же относится к проблеме управления транспортными и пассажиропотоками. В подтверждение этих слов могу сказать, что недавно прозвенел очередной звонок – значительная часть жителей Владивостока осталась без электроэнергии. Администрация оперативно отреагировала, создала соответствующий штаб, нашла деньги, привлекла наших ученых. Слов нет, затыкать дыры и тушить пожары нужно, но дешевле и безопаснее не ликвидировать чрезвычайные ситуации, а не допускать их возникновения. Пока что работу по недопущению аварийных ситуаций администрации края и города проводят в недостаточном объеме.
Или другой пример. В последнее время много говорят о строительстве мостов через бухту Золотой Рог, пролив Босфор Восточный. Понятно, что мосты – опасные конструкции и эксплуатационщики обязаны иметь систему мониторинга. Мы предложили свои разработки, но откликнулись не наши соотечественники, а китайские соседи. Не хочется, чтобы получилось как уже не раз бывало: происходит авария и только после нее возникает вопрос о том где была наука. Да здесь мы, услышьте нас, пожалуйста!
Все знают, что к Тихому океану из Сибири тянут нефтепровод, как и то, что не бывает трубопроводов без аварий. Гигантское сооружение – металлическая многотысячекилометровая труба – не может быть совершенной, без дефектов. Люди, которые сваривают этот металл, не могут работать без ошибок. Геологические и климатические особенности трассы, высокие динамические нагрузки еще более увеличивают вероятность аварии. Поскольку будут порывы трубопровода, разливы нефти, то как же обойтись без мониторирования состояния трубопровода? Приходим, предлагаем свои услуги, а нам говорят, что такие услуги не нужны.
Я надеюсь, что разум восторжествует, и голос науки будет услышан. Пока что мы оказались телепортированы в параллельный мир, который лишь в ограниченном количестве точек соприкасается с миром реальной экономики. Проще и надежнее вкладывать ресурсы в добычу сырья, чем в развитие высоких технологий. «Легкие» нефтедоллары не дают развиваться экономике, основанной на знаниях. Кстати, интересный вопрос: а почему не сбываются прогнозы о быстром сокращении запасов нефти?
– Недавно Дальневосточный государственный университет провел «Неделю высоких цифровых технологий – 2007». В презентациях участвовали представители компаний «Ронда Лимитед», «МТС», «IBM» «Microsoft», «Cisco», «Sun Microsystems», «Лаборатория Касперского».
Как строит Институт автоматики и процессов управления отношения с IT компаниями и вузами?
– «Ронда Лимитед» создана учениками школы Александра Сергеевича Клещева. Эта компания уверенно чувствует себя в IT бизнесе на Дальнем Востоке, известна и за рубежом. Остальные компании – пришлые. «Microsoft», «Cisco» «IBM» вкладывают деньги в расширение продаж своих продуктов, а не в развитие отрасли. Ронда поддерживает тесную связь с выпускниками кафедры Программного обеспечения ЭВМ в ДВГУ, многие из них становятся специалистами этой компании. К сожалению, это единственный пример нашего активного сотрудничества одновременно с бизнесом и с вузами. Обидно, что многие разработки ученых пока что очень далеки от практического применения. Не все зависит от усилий научного сообщества. Только на их плечах тяжкую ношу развития отрасли не вытащить. Для успешного развития бизнеса, основанного на информационных технологиях, необходимы менеджеры, разработчики, маркетологи. В наших планах более тесное сотрудничество с университетами, бизнес-сообществом с целью создания во Владивостоке IT технопарка. Необходимо создать общими усилиями инфраструктуру поддержки и развития наукоемкого предпринимательства.
– За короткий срок Индия из неразвитой страны стала одним из мировых лидеров в сфере IT бизнеса, зарабатывает миллиарды долларов на продаже товара, вес и объем которого равны нулю, а рынок сбыта – весь мир, и продолжает наращивать успех в этом направлении.
Можем ли мы добиться успеха на пути развития информационных технологий? Что для этого нужно сделать?
– Очень многое зависит от государственной политики. До тех пор, пока сильные мира сего будут думать о том, что у нас достаточные запасы сырьевых ресурсов, об экономике, основанной на знаниях, будут только говорить.
В отличие от России, у Индии нет запасов сырья, но есть колоссальные человеческие ресурсы и высокая конкурентоспособность на рынке труда. Поэтому бедная страна позволила себе роскошь обучать студентов и аспирантов в самых лучших университетах мира и перешла от зарабатывания на размещении на своей территории грязных производств к зарабатыванию на дистанционном обслуживании запросов из развитых стран. Это стало возможным не только и не столько благодаря рыночным отношениям, сколько благодаря правильной государственной политике. Государство стало вкладывать деньги в развитие IT бизнеса и создало условия для привлечения в эту отрасль частных, в том числе иностранных, инвестиций. Здесь как в случае с сообщающимися сосудами: вливают в один сосуд, но уровень повышается в обоих …
Научный потенциал у нас колоссальный. Российские специалисты ценятся за рубежом. Мы можем разработать достойные проекты, облечь их в красивую форму, но без государственной поддержки они останутся на бумаге. Так будет, пока есть нефтедоллары, минеральные ресурсы и дешевая рыба.
– Юрий Николаевич, каков вклад Дальневосточного отделения РАН в стратегию развития Приморского края?
– В стратегию развития Приморского края нашими усилиями удалось вписать несколько проектов. Но в ней не видится будущее края, основанное на развитии наукоемких технологий. Например, предлагается создавать судостроение. Когда у нас было судостроение? Судоремонт – был, а судостроение – нет. Или – развивать туризм. У нас только три месяца в году, когда туристам может быть комфортно… Создавать перерабатывающие отрасли? Давайте построим алюминиевый завод, АЭС и будем перерабатывать бокситы, привозимые из Австралии!? Не проще ли вложить деньги, построить АЭС и завод в Австралии? На грузоперевозках сэкономим. А еще говорят о переработке леса. Пора забыть, что у нас есть неограниченные запасы леса. Едешь в тайгу – ее нет! Что мы будем перерабатывать? Пришло время создавать, выращивать лес…
Настала пора отдать приоритет наукоемким проектам и технологиям. И мы их предлагаем. Например, морской биотехнопарк – это целая отрасль, которая в перспективе даст около миллиона рабочих мест по всему побережью Дальнего Востока. Это позволит не только вернуть население на побережье, но и обеспечить ему комфортные условия, в которых человек будет жить и работать, получая достойную зарплату.
Другой проект – создание Центра подводной робототехники. Отдельными образцами необитаемых подводных аппаратов мы удивили весь мир. Да, мы можем то, что не под силу другим. Так давайте развивать наш успех! Через год понадобятся 260 новых рабочих мест, таких ставок нет в Академии, где их взять?
Несколько слов об экологии. Природа полуострова Муравьева-Амурского уже не справляется с нашествием плохих автомобилей и отсутствием очистных сооружений. Если стихнет ветер, нам нечем будет дышать. Мы знаем, как решить эти проблемы: как переработать отходы, дать людям и предприятиям чистую воду, озеленить территории; все это нам под силу. К сожалению, бизнес за эти знания не платит, а власти в них пока что не нуждаются.
Владивосток – не бедный город. Случайно я попал в клуб «Семь футов». Какие там яхты! А где владельцы этих яхт держат деньги? За границей! Это говорит о том, что люди не верят нашему государству. Но и государство не верит себе, когда вывозит деньги за рубеж в стабилизационный фонд. Все поменяется, когда ресурсы будут вкладываться в экономическое развитие собственной страны. Деньги должны «работать» на территории России, иначе они будут поднимать экономику той страны, где находятся.
– В преддверии Нового года что вы хотели бы пожелать ИАПУ?
– Коллективу института я желаю процветания, благополучия и успехов во всем. Я рад, что работаю в ИАПУ. У нас замечательный коллектив, много молодежи, нам не скучно работать! Наш средний возраст – сорок три года. Я хочу, чтобы институт еще молодел с годами, чтобы мы не боялись браться за разработку новых направлений в науке. Смелость города берет!
– Юрий Николаевич, четвертого января день рождения газеты Дальневосточный ученый. Как вы оцениваете нашу работу?
– Мне нравится газета. В ней оперативно отражаются новости и изменения, происходящие в нашем Отделении. Понимаю, что эти результаты достигаются ценой значительных усилий сотрудников редакции. По моему мнению, направление вектора развития газеты выбрано правильно и необходимо его выдерживать, несмотря на недостаточное финансирование, невысокую зарплату, слабое техническое оснащение, скромные условия для размещения коллектива, организационные трудности. Должен сказать, что выражения «несмотря на…», «вопреки…» не люблю. Скажу так, благодаря усилиям газеты «Дальневосточный ученый» Дальневосточное отделение Российской академии наук становится более узнаваемым, достижения в его работе становятся известными.
Комментариев нет:
Отправить комментарий