четверг, 11 июня 2009 г.

Виктор Евгеньевич Васьковский: «Интеграция спасет науку и образование»


Виктор  Евгеньевич ВАСЬКОВСКИЙ 
Многие сотрудники институтов Дальневосточного отделения Российской академии наук, а также преподаватели и студенты вузов Приморского края принимали участие в реализации существовавшей комплексной Федеральной программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2001 годы» (называемой часто для краткости ФЦП «Интеграция»). Пошел третий год, как действует новая программа «Интеграция», рассчитанная на 2002-2006 годы. К сожалению, она резко отличается в худшую сторону от предшественницы. Почему? Наши ученые перестали читать в вузах города лекции? А вузовские и академические коллективы проводят, к примеру, экспедиционные работы на обширной территории Дальнего Востока уже не комплексно, а по отдельности? Примерно так я планировала начать наш разговор с членом-корреспондентом РАН, доктором биологических наук, профессором Виктором Евгеньевичем ВАСЬКОВСКИМ.

Виктор Евгеньевич окончил Московский государственный университет, аспирантуру и в 1964 году вернулся в родное Приморье, начал исследования по новому научному направлению в Институте биологически активных веществ (ИнБАВ) Дальневосточного филиала Сибирского отделения Академии наук СССР (ныне Тихоокеанский институт биоорганической химии ДВО РАН). А с начала 70-х годов читает курсы лекций в Дальневосточном государственном университете. Преподает уже больше 30-ти лет. Все годы серьезно готовится к лекциям. Уверен, что преподавательская работа работы важна для ученого, если он хочет стать широко эрудированным специалистом. В 1996 году активно участвовал в создании отделения биоорганической химии и биотехнологии при химическом факультете (совместный проект ДВГУ и ТИБОХ ДВО РАН). Отделение ныне считается ярким положительным примером интеграции образования и науки.
Виктор Евгеньевич свой человек не только в Тихоокеанском институте биоорганической химии, но и в Институте биологии моря, а также и в Дальневосточном государственном университете.

Встреча наша стала символичной – в праздничный день 1 сентября в здании ДВГУ. А разговор состоялся о взаимосвязи вузовского образования и академической науки. «Только что закончилось заседание, посвященное Дню знаний. На нем мы – преподаватели университета, ученые ДВО РАН даем «путевку в жизнь» первокурсникам», – говорит Виктор Евгеньевич.
Вот уже несколько лет доброй традицией на таких заседаниях химфака стали научные доклады ученых ДВО РАН и преподавателей университета. В этом году напутствовали молодежь доктор химических наук В. А. Авраменко (заведующий лабораторией Института химии ДВО РАН) и доктор химических наук, профессор Н. П. Шапкин (заведующий кафедрой ДВГУ).

«На некоторые другие кафедры студенты приходят на третьем курсе, а наши ребята – на первом», – продолжает Виктор Евгеньевич. – «Обычно группа у нас выглядит так: лишь трое-четверо юношей и большинство девушек. В этом году на радость преподавателям из четырнадцати человек – восемь парней. Для работы в науке студентов отделения биоорганической химии и биотехнологии готовят фактически с поступления. После первого курса студенты едут на практику по биологии на морскую экспериментальную станцию ТИБОХ.


Там мы даем нашим начинающим химикам основы биологических знаний. Как правило, Тихоокеанский институт биоорганической химии молодежь начинает посещать на третьем курсе, когда выполняет большой практикум по биоорганической химии. На двух следующих курсах они уже больше времени проводят в лабораториях ТИБОХ, чем в ДВГУ. Но отдельные, самые сильные студенты приходят в лаборатории заниматься наукой уже на втором курсе».

ДАВНЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Тесные связи Дальневосточного отделения Российской академии наук с вузами и, в первую очередь, с Дальневосточным государственным университетом основаны не только на личных симпатиях. Науки, которыми занимаются ученые Дальневосточного отделения (математикой, физикой, химией, биологией, науками о Земле), изучаются студентами на соответствующих факультетах в ДВГУ. Конечно, это не значит, что нет сотрудничества с другими вузами. Есть. Но ДВО РАН и ДВГУ были лидерами по сотрудничеству в ФЦП «Интеграция». К примеру, ТИБОХ принимал участие одновременно в пяти проектах. Финансирование получили небольшое, но позволяющее многое сделать в образовательной программе. К лидерам ФЦП следует отнести Институт биологии моря, Институт автоматики и процессов управления. Тихоокеанский океанологический. Другие институты ДВО РАН также активно сотрудничают с вузами.

«Мы создали отделение биоорганической химии и биотехнологии при химфаке ДВГУ в 1996 году, тогда же я стал членом Совета химфака», – вспоминает Виктор Евгеньевич. – «В то время идея казалась прекрасной, но прошло несколько месяцев, и мы поняли, что если не будет денег, ничего не получится. К счастью, в это время вышла программа «Интеграция». Мы выиграли грант «Учебно-научный центр», на деньги которого приобретали оборудование, реактивы. По программе состоялись две морские экспедиции с участием студентов на научно-исследовательском судне «Академик Опарин». Был грант на проведение Школы студентов и молодых ученых Дальнего Востока по актуальным проблемам химии и биологии. Школа проходила на Морской экспериментальной станции (МЭС) Тихоокеанского института биоорганической химии в одном из живописнейших мест Хасанского района Приморского края – бухте Троица».






Наша справка.

С 1997 года Дальневосточные молодежные школы по актуальным проблемам химии и биологии проводятся ежегодно Тихоокеанским институтом биоорганической химии совместно с Дальневосточным государственным университетом. В сентябре прошлого года впервые школа работала как школа-конференция. Ее проведение было поддержано грантами ФЦП «Интеграция» и Дальневосточного отделения Российской академии наук, а также мини-грантом CRDF, который выиграл по конкурсу Научно-образовательный центр (НОЦ) ДВГУ. Часть расходов на проведение школы-конференции взяли на себя ТИБОХ ДВО РАН и ДВГУ.

Основные задачи школы-конференции: стимулирование интереса студентов к науке, ознакомление слушателей с достижениями современной мировой науки в областях, лежащих на стыке химии и биологии, развитие научных связей студентов и молодых ученых региона, создание и развитие формальных и неформальных творческих коллективов молодых ученых-дальневосточников, знакомство молодежи с ведущими учеными России и мира.

Слушателями школы были студенты 4-5 курсов вузов, проявившие интерес и способности к науке, стажеры-исследователи, аспиранты и молодые научные сотрудники (до 35 лет) вузов, НИИ и других организаций Дальнего Востока и Сибири, получающие образование или ведущие исследования по химико-биологическим направлениям. Среди слушателей были химики, работающие прямо или косвенно над решением биологических и медицинских проблем, биологи и медики, использующие в работе химические подходы или методы.

На школе присутствовали 70 слушателей из 20 вузов и научных учреждений Владивостока, Уссурийска, Благовещенска, Биробиджана и Красноярска. Огромный энтузиазм слушателей и интерес, который вызвала эта молодежная сессия, позволяет сказать, что первый опыт оказался удачным и за школой-конференцией – будущее.


«С 2002 года действует новое «продолжение» программы «Интеграция», – рассказывает В. Е. Васьковский. – «В ней все на порядок слабее. Например, в Тихоокеанском институте биоорганической химии есть три небольших гранта на этот год, но денег еще не получили… Прежде существовал межведомственный совет, в котором сопредседателями были председатель ДВО РАН академик Г. Б. Еляков (затем, соответственно, академик В. И. Сергиенко) и ректор ДВГУ профессор В. И. Курилов. Совет собирался раза два в год, присутствовали на нем ректоры вузов и директора академических институтов. К сожалению, сегодня уже нет былой четкости в организационной работе. Но процесс симбиоза вузовско-академической науки продолжает действовать и приносить плоды. Славным детищем интеграции является Научно-образовательный центр ДВГУ «Фундаментальные исследования морской биоты».


Я думаю, что интеграционная система ДВГУ – ДВО РАН – одна из лучших в стране. Вот говорят о Московском Физтехе, о Новосибирском государственном университете. Есть еще МГУ. Это вообще самодостаточное учреждение самого высокого класса, там все вместе: и вузовская, и академическая наука. В МГУ ученых и преподавателей в два раза больше, чем студентов. А в большинстве вузов, включая ДВГУ, один преподаватель на 10-12 студентов. Так что резерв помощи академии образованию колоссальный. У нас на химфаке 40 преподавателей, а в ТИБОХ со студентами в той или иной мере работают более 50 ученых».

НА СОБСТВЕННОМ ПРИМЕРЕ

«Дальневосточный государственный университет и Дальневосточное отделение РАН сегодня пример отличной интеграционной системы в области образования и науки», ведет свой рассказ наш собеседник. – «В ее создании и успешном функционировании важную роль сыграли и играют руководители Дальневосточного научного центра Академии наук СССР, впоследствии Дальневосточного отделения Российской академии наук.

Начну с истории. Нам очень повезло: первым руководителем ДВНЦ был декан факультета географии МГУ Андрей Петрович Капица, человек, пришедший из системы высшего образования. Одним из первых документов, принятых на заседании Президиума ДВНЦ в 1971 году, бы;ло постановление о содружестве с Дальневосточным государственным университетом и Дальневосточным научным центром АН СССР. С тех пор это сотрудничество развивалось и вошло в «плоть и кровь» обоих партнеров. В ДВГУ много кафедр, факультетов, которыми руководят ученые ДВО РАН».

Виктор Евгеньевич – один из активных участников этой единой системы содружества. Какие еще люди Дальневосточного отделения РАН задействованы в программе? Председатель ДВО РАН академик В. И. Сергиенко, академики В. Л. Касьянов, В. А. Акуличев, П. Я. Бакланов, В. Н. Журавлев, члены-корреспонденты РАН А. И. Ханчук, В. Г. Лифшиц … Список далеко не полон, у нас немало ученых, принимающих участие в образовательной деятельности.

«Если говорить об интеграции науки и образования, то прежде всего я отметил бы Виктора Григорьевича Лифшица», – продолжает Виктор Евгеньевич. – «Почему? Лифшиц еще совсем молодым ученым приехал на Дальний Восток, став здесь своим. Я видел его при общении с коллегами. Прекрасные «на равных» товарищеские отношения. И в то же время чувствуется система, в которой есть один мозг, одна воля, управляющая без крика и самовозвышения. Думаю, что так же он работает на своем факультете. Виктор Григорьевич сам отбирает способных и талантливых ребят из многих городов Дальнего Востока, создает для них хорошие условия для образования, науки и даже быта. Думаю причина успеха в работе с молодежью не только в безусловном таланте этого человека, но и его жизненном опыте.

В Институте автоматики и процессов управления кроме В. Г. Лифшица есть еще несколько научных сотрудников – замечательных руководителей вузовских подразделений. А на первое место в содружестве вузов и науки я бы поставил коллектив Института биологии моря во главе с академиком В.Л. Касьяновым, преемником академика А. В. Жирмунского. В свое время Алексей Викторович создал при институте Малую академию морской биологии, экологии и биотехнологии. Я тогда скептически оценивал эту идею, считал, что работа со школьниками не наше дело. Мол, мы должны работать с университетом, а школьников должны готовить вузы… Но время показало правильность выбора А. В. Жирмунского. Сегодня ИБМ связан с ДВГУ еще в большей мере, чем ТИБОХ и другие институты. Не случайно ректор университета пригласил В.Л. Касьянова возглавить Академию морской биологии, экологии и биотехнологии (бывший биофак) ДВГУ».


СДЕЛАТЬ СВЯЗЬ НЕРАЗРЫВНОЙ

«Мировая история показывает, что именно интеграция образования и науки приносит лучшие плоды. Без науки нет современного образования, без пополнения кадров подготовленными молодыми людьми нет развития научного процесса», – рассуждает Виктор Евгеньевич. – «В большей части развитых стран мира, например, в Америке, Англии, Германии фундаментальной наукой занимаются в университетах. В нашей стране некоторые эксперты предлагают пойти по западному пути, то есть переместить науку в основном в университеты. В нынешних экономических условиях России такие реформы могут уничтожить нашу Академию наук. Нужны колоссальные деньги для создания финансовых условий в университетах для занятий фундаментальной наукой, а в бюджете страны их нет. Кроме того, участие в ФЦП «Интеграция» еще раз меня убедило, что этого не нужно делать.

Существование одновременно Академии наук и вузов создает идеальные условия для реализации возможностей академических ученых в преподавательской работе.

Я бы всех людей разделил на три категории. Есть блестящие ученые. Углубленные в свою работу, они очень не любят, когда их отвлекают. Некоторые из таких исследователей достигают высот в науке. Но они, к сожалению, не преподаватели, не имеют учеников. Хотя считается, что нет ученого без школы…

С другой стороны, есть отличные преподаватели. Умные люди, у которых от природы неплохая речь, доброжелательные, любящие студентов, но без творческой жилки. Из них получаются прекрасные преподаватели, особенно общих дисциплин.

И есть категория людей, которые сочетают в себе способности и интерес к науке со склонностью к преподаванию.

Наличие самостоятельных Академии наук (а также прикладной науки) и вузов дает возможность реализовать себя с максимальной пользой для общества для любой из этих трех категорий. И когда нужно для дела – объединить усилия в интеграционном процессе».



ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС

«В апреле этого года в Москве в Президиуме Академии наук проходило совещание «Исследовательские университеты России», – рассказывает В.Е. Васьковский. – «Его проводили три организации: Министерство образования РФ, CRDF – американский фонд, финансирующий научно-образовательные центры и Президиум Академии наук. За себя говорит просто перечисление докладчиков: министр образования А.А. Фурсенко, посол США в России А. Вершбоу, а от Академии наук – вице-президент РАН академик В.В. Козлов, представлявший президента РАН академика Ю.Н. Осипова. Общее мнение совещания было таким: нужно поддерживать (и финансировать) группу элитных вузов в нашей стране. А одним из критериев элитности является интегрированность с ведущими институтами РАН. Интересен в этой связи опыт Китая. КНР сегодня одна из наиболее динамично развивающихся стран мира. Семимильными шагами движутся вперед их образование и наука. В КНР более 600 университетов, но 100 лучших получают 75% общего финансирования. Система большей поддержки ведущих вузов действует в других странах. И в России она действует, но очень ограниченно, распространяясь на МГУ и небольшое число столичных вузов».


ВЕЛИКАЯ ЖИВУЧЕСТЬ НРАВСТВЕННОСТИ

В прошлом году у отделения биоорганической химии и биотехнологии был самый сильный выпуск – 18 человек, из которых 16 защитили дипломы на отлично, два - на хорошо. Из многих способных ребят осталось в Тихоокеанском институте биоорганической химии три-четыре человека… Конечно, каждый решает сам, где ему будет лучше. К любому выбору выпускников наш собеседник относится спокойно, хотя и с изрядной долей сожаления к тем потенциальным аспирантам и молодым специалистам, которые подавали надежды, но убоялись тягот аскетичной жизни молодого ученого, а потому подались на богатые «вольные хлеба»…


А пока Виктор Евгеньевич говорит своим студентам: «учитесь учиться» и помогает им в этом. Как помочь молодым специалистам? В ДВО РАН доплачивают аспирантам, но существует проблема с зарплатой, болезненный вопрос с жильем так и остается нерешенным.
По словам нашего собеседника, «в удержании молодых (естественно, добровольном) должна быть такая четкая совместная программа ДВО РАН – ДВГУ, чтобы ни один способный выпускник (говорю в первую очередь о фундаментальных науках) сам не захотел выйти за пределы ДВО – ДВГУ. Тогда этот человек не будет потерян для созданной научно-образовательной системы, которая, быть может, не идеальная, но уже хорошая и функционирующая. Здесь проблема номер один – доступное жилье. (Сегодня Ломоносова мы бы не получили, он иногородний.) В прошлом году было совместное заседание Президиума ДВО РАН и ДВГУ, на котором поднималась эта важная жилищная тема. Не упустить способных, поддержать до защиты ученой степени кандидата наук, помочь с жильем и предоставить минимум на питание и одежду. Что будет дальше? Будем оптимистами, что-то изменится в стране. Но если даже перспективные выпускники вузов уедут за рубеж, но не потеряют с нами связи - ничего страшного.



Плохие или хорошие сейчас ребята? Процитирую доктора биологических наук профессора нашей кафедры Анатолия Леонидовича Дроздова (Институт биологии моря): «Открываешь газеты, смотришь телевидение, слушаешь радио… наркомания, проституция, воровство… И встречаешься с нашими студентами. Умные, воспитанные, интеллигентные, милые. Душа радуется!»

К Виктору Евгеньевичу подошла миловидная девушка. «Это наш вундеркинд, Лена Залетова», с гордостью представляет он студентку. – «Учится на втором курсе, а ей всего-то 15 с половиной лет. В прошлом году целая полоса «ДВ комсомолки» была посвящена единственной девушке на Дальнем Востоке, которая поступила в вуз в 14 лет». (Бывают же такие дети!) Первую сессию Лена сдала на одни пятерки. Кроме того, обучаясь на химфаке, она стала одной из призеров конкурса, который устраивало консульство США для студентов филологических факультетов старших курсов на знание английского языка. Лена – девочка одаренная и умеющая трудиться.


Я бы не сказал, что за последние годы молодежь стала хуже. Многое в стране удручает, а молодежь к нам приходит прекрасная. Это показывает великую живучесть нравственности в России и вселяет оптимизм. Вы посмотрите на их лица! Группа ребят – один другого краше!»

10 октября 2004 года



Комментариев нет:

Отправить комментарий