суббота, 6 июня 2009 г.

«Ну что тебе сказать про Сахалин?..» (впечатления по следам экспедиции)



      В прессе имеется большое количество критических замечаний к компаниям, занимающимся разработкой нефтяных месторождений на шельфе Сахалина. Газета «Дальневосточный ученый» большое внимание уделяет этим проекта. В частности, в №19 от 12 октября этого года в статье «Сделка века. Что имеет Россия от морских проектов Сахалин-1 и Сахалин-2», автор Евгений Булах высказал свое мнение по освоению нефтегазовых ресурсов в районе острова Сахалин.
      Публикация, которую мы предлагаем Вашему вниманию, показывает иную точку зрения. Это впечатления профессионала гидробиолога, который неоднократно принимал участие в морских экспедициях в районе Сахалина.

      В начале октября началась и в конце месяца успешно завершилась совместная экспедиция Института биологии моря, Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН и Дальневосточного государственного технического университета на остров Сахалин. Экспедиция проходила по заказу компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» и была пятой по счету в рамках совместных контрактов ИБМ и ДВГТУ с компанией «Сахалин Энерджи». Надо сказать, у Института биологии моря с этой компанией давние связи.

      Справка. Компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» является оператором проекта «Сахалин-2» по освоению месторождения на условиях Соглашения о разделе продукции (СРП), а главным акционером компании является концерн «Шелл». Компания была учреждена в 1994 году с целью разработки Пильтун-Астохского (главным образом нефтяного месторождения с попутным газом) и Лунского (преимущественно газового месторождения с попутным газоконденсатном и нефтяной оторочкой) месторождений нефти и газа на шельфе острова Сахалин в Охотском море. Оба месторождения были открыты в 1980-х годах. В соответствии с СРП компания инвестирует весь капитал, необходимый для разработки месторождений и выплачивает отчисления (плата за пользование недрами) в размере шести процентов стоимости добытых нефти и газа Российскому правительству в течение всего срока реализации проекта. Остальные доходы от продаж, за вычетом эксплуатационных расходов в первые годы идут на возмещение капиталовложений. Остающаяся после возврата инвестиций продукция делится между Российской Федерацией, Сахалинской областью и компанией. С 2006 года это будет уже не полностью иностранная компания, потому что имеется соглашение об обмене акциями между «Шелл», имеющей 55% акций, и Газпромом. «Шелл» передает часть акций Газпрому. В следующем году компания «Сахалин Энерджи» будет российской на четверть.

      Предыдущие мониторинговые исследования были проведены в порту Восточный, заливе Анива и у берегов северо-востока Сахалина в 2003 и 2004 годах. Экспедиция этого года – пятая по счету, и проходила она в два этапа: на берегу и в море, на судне «Профессор Гагаринский».
      С 2003 года научные сотрудники ИБМ, ДВГТУ и ТОИ совместно работают на судах ДВО РАН по этой программе. Сначала, в 2003 году, ходили на НИС «Академик Лаврентьев». В 2004 и 2005 годах – на судне «Профессор Гагаринский».


С.И. Масленников

      По словам заместителя начальника экспедиции Сергея Ивановича Масленникова, кандидата биологических наук, научного сотрудника лаборатории экологии шельфовых сообществ Института биологии моря ДВО РАН, в задачи ученых входило выполнение биологической части работ – произвести отбор проб морской воды, грунта, бентоса.
      Основное оборудование и снаряжение береговой экспедиции они отправили самолетом. Следом вылетели сами. Группа была мобильной – четыре человека, кстати, все водолазы. Из них два научных сотрудника из ИБМ ДВО РАН, водолазный врач и водолаз-инженер из ДВГТУ. На Сахалине к ним присоединились трое сотрудников компании «Экологическая компания Сахалина». Они взяли на себя все техническое обеспечение исследований: встречали в аэропорту, размещали, снабжали автотранспортом, лодками, моторами. Сотрудники ДВГТУ отвечали за определение в пробах воды нефтепродуктов, тяжелых металлов. А ученые ИБМ обеспечивали водолазные спуски, забор материала. В зависимости от задач экспедиций научные сотрудники института, бывает, разворачивают полевую лабораторию и обрабатывают материал на месте. В этот раз у них был только отбор проб.


За отбором проб

      –Третий год мы участвуем в этом проекте, и второй год проводим исследования на берегу, – рассказывает С.И. Масленников. Стартовали в Южно-Сахалинске и ехали весь день до поселка Ноглики, пересекая остров с юга на север, почти 650 км. Утром прошли инструктаж, еще раз проверили машины и отправились на Лунский полигон. Этот полигон и есть месторождение Лунское, от которого начинается подводный трубопровод. Железобетонное основание добывающей платформы было отлито в порту Восточном, отбуксировано и установлено на полигоне.
      «Предъявились» по технике безопасности, развернули лагерь и начали работать. Экологический мониторинг прибрежной полосы проводили три дня на глубинах 0, 1 и 3 метра. Затем – Ноглики, Южно-Сахалинск и Корсаков. В Корсаков подошло судно «Профессор Гагаринский», на которое мы погрузились, забрали собранные материалы, часть которых тут же, в судовой лаборатории, начали обрабатывать. Затем опять пошли на полигон Лунский проводить глубинные исследования от берега до платформы.


НИС "Профессор Гагаринский"

      – Отбирали пробы морской живности?

      – Да, а также исследовали состав грунта, содержание в нем нефти, тяжелых металлов, – такой стандартный экологический набор. Смотрели: как влияют строительные работы на растительный и животный мир, происходит ли изменение состава грунтов, увеличивается или нет загрязнение акватории? Все эти факторы необходимо исследовать в динамике. Далее мы пошли к комплексу «Витязь», состоящему из буровой платформы «Моликпак», привезенной с Северного моря и модернизированной в Малайзии и судна-накопителя, танкера «Оха». От платформы «Моликпак» идет подводный трубопровод с добываемой нефтью к судну-накопителю «Оха», куда подходят заправляться танкеры. На полигоне вокруг платформы ведутся интенсивные строительные работы, подсыпается грунт. Поэтому проводится регулярный мониторинг в зоне реализации проекта «Сахалин-2»: в местах работы платформы «Моликпак», строительства завода сжиженного природного газа, наземного магистрального трубопровода, работ в заливе Анива. 
      На разных глубинах отбираем пробы и смотрим состав грунтов, наличие тяжелых металлов, углеводородов, характеристики водной массы, содержание биогенных элементов, обычные океанографические характеристики. Все измерения мы провели успешно.

      Справка. Начиная с 1999 г. компания «Сахалин Энерджи» успешно эксплуатирует первую в России морскую нефтедобывающую платформу «Моликпак». В настоящее время добыча нефти осуществляется в безледовый навигационный период, когда возможна ее отгрузка экспортным танкерам для дальнейшей перевозки покупателям. В ходе реализации второго этапа проекта «Сахалин-2» платформа «Моликпак», наряду с двумя новыми строящимися морскими платформами, будет подключена к системе трубопроводов, по которой будет осуществляться транспортировка углеводородов на юг острова, до объектов экспорта продукции в заливе Анива. Акватория залива Анива свободна ото льда практически круглый год, что позволит компании «Сахалин Энерджи» осуществлять круглогодичную добычу и экспорт нефти и газа с сахалинского шельфа.


Платформа «Моликпак»

      – В это время года на Сахалине бывает не очень хорошая погода?

      – Нам повезло. Как раз перед нашей экспедицией прошел шторм, а к нашему приезду погода успокоилась. Мы могли быстро и спокойно работать. Дело в том, что работу очень сильно может осложнить прибой. Прибойную полосу нельзя пересечь во время шторма: прибрежная волна высокая, а лодка – легкая. В прошлом году мы ждали несколько дней, когда прибой затихнет. В этом году мы смогли начать работать уже в день приезда, на второй – заканчивали, а на третий – уже уезжали.
      Шторм начался, когда мы уходили с полигона в Корсаков с поднятыми на борт судна пробами. На обратном пути два раза по полдня нам пришлось пережидать непогоду в закрытых местах, поэтому возвращение заняло неделю.
      В Корсакове мы встретились с представителями компании «Сахалин Энерджи», успешно отчитались, так что заказчики остались довольными выполненной работой.

      – Интересно, сильно загрязнено море в районе нефтедобычи, около комплекса «Витязь»?

      –Результаты исследований по дну еще будут изучаться, но визуально вода достаточно чистая. Грязная вода в бухте Золотой Рог не идет с ней ни в какое сравнение. Такой разлив нефти, который недавно был в районе Первой Речки, там в принципе невозможен. Нефть стоит дорого, штрафы за загрязнение окружающей среды обходятся еще дороже, поэтому ее никто не проливает. На самом деле утечки нефти не только загрязняют окружающую среду, они говорят о неэффективном хозяйствовании.

      – С какой стати деньги должны утекать между пальцев в море, когда они должны течь в кошельки.

      – Действительно. Там нет даже намека на нефтяную пленку. А данные дна сейчас обрабатываются. В районе наших работ очень бурное море, с сильными течениями. Конечно, какие-то изменения всегда существуют, но биологическое разнообразие соответствует этому району. Водятся серые киты, кстати, в октябре они уходят. В зоне работы платформы «Моликпак» в 11 контрольных точках вокруг платформы на расстоянии от 125 м до 250, 500, 1000 и 3000 м берутся пробы воды и грунта на предмет исследования возможного содержания нефтепродуктов. Мы отбирали пробы дночерпателем, с десяток рыбин попадало в ковш. Это говорит о том, что там значительного загрязнения нет.


Прошлое Сахалина

      – Сергей Иванович, какие впечатления от поездки?

      – За последние годы ландшафт Сахалина заметно изменился. Значительно улучшилась инфраструктура, в первую очередь, транспортная. Обустроилась главная автотрасса, проходящая с юга на север острова, по которой перемещается большая часть пассажирского и товарного потоков. Появились современные дорожные развязки. Вдоль трассы выросли благоустроенные поселки для иностранных и российских рабочих.

      – Одним словом, видны огромные денежные вложения.

      – Еще какие! Строится Лунская платформа, трассы трубопроводов. Идет большое дорожное строительство. Еще в прошлом году шла только подготовка к строительству трубопровода, а сейчас трубы протянулись под водой на 9 км от берега. И уже строится береговой нефтеперерабатывающий комплекс и завод сжиженного газа, которого год назад еще не было. Темпы строительства впечатляющие!


Транспортировка основания Лунской платформы

      –Можно провести аналогию с достижениями первых пятилеток, фильмы о которых показывали раньше?

      – Можно, только сахалинские изменения укладываются в «одно-двухлетки» с современнейшими оборудованием и техникой, с высоким уровнем безопасности труда. Причем безопасность важнее выполнения задания, – это правило компании. Кстати, и у нас улучшилась экипировка.

      – А как на Сахалине с мобильной связью?

      – Мобильная связь появилась везде, почти по всему острову. Раньше на нее не было достаточного платежеспособного спроса. Сегодня мобильная связь стабильно работает вдоль всей автотрассы. Естественно, на строительстве Лунской платформы люди хорошо зарабатывают, мобильная связь там не роскошь, а средство коммуникации. Причем там связь мирового стандарта: имея мобильный телефон, можно выходить в интернет. Проверить по e-mail почту, посмотреть новости… Связь качественная и устойчивая. Едешь и вдоль трассы видишь: среди Богом забытой деревни на ветхом домишке вывеска: «Салон мобильной связи»!.. Это, конечно, говорит о росте платежеспособности населения. Сегодня на Сахалине достаточно много обеспеченных людей. Работают там три компании сотовой связи: МТС, Мегафон и сахалинский Би Лайн, выкупивший местную компанию Мобайл. Иначе говоря, на севере Сахалина представлена российская большая тройка компаний мобильной связи.
      Мобильная связь не столь дорогая как спутниковая, она очень доступная. Если в прошлом году мы предпочитали пользоваться спутниковой системой связи и в море и на берегу, то в этом – на берегу, в основном, пользовались мобильной.
      
      – Сергей Иванович, вы сказали о положительном влиянии темпов строительства на инфраструктуру Сахалина. Это касается всего острова?

      – В большей степени развивается, конечно, север Сахалина. Хотя, когда я в прошлом, да и в этом году летал на Курилы, самолет делал небольшой круг над югом Сахалина. Так вот, в поселке Пригородном, между портами Корсаковым и Озерским строится самый большой в мире завод по сжижению природного газа. Его видно с борта самолета, сегодня там маленький город, с кемпингом около завода. А раньше в тех местах было болото.


Строительство завода СПГ

      С севера на юг Сахалина протянется газопровод, который подаст газ в Пригородное. Там газ будет сжижаться и танкерами-газовозами перевозиться в первую очередь, в Японию, а также на рынки Юго-Восточной Азии, в Америку. В перспективе рассматривается вопрос о строительстве газопровода от Сахалина до Японии. «Прямой», а не сжиженный газ будет подаваться на Хоккайдо. Остров Сахалин богат полезными ископаемыми, а потому реализуются и будут осуществляться подобные программы.
      Если в предыдущие годы ученые изучали строительный мониторинг, то сейчас завершена первая фаза строительства – прокладка подводного трубопровода, поэтому провели послестроительный мониторинг. Все исследования проходят с соответствием с Российским и Международным законодательством о защите окружающей среды. Закон гласит: каждое действие, которое может оказывать какое-либо влияние на окружающую среду, должно сопровождаться мониторингом. Фактически такие исследования осуществляются немногими компаниями, «Сахалин Энерджи» – одна из их числа.

      В этом году – уже три научно-исследовательских судна УНИФ работали по контрактам с нефтедобывающими компаниями. Это говорит о том, какое большое внимание уделяют нефтяники состоянию окружающей среды. В других сферах деятельности редко заказывают проведение подобных работ. Так должен работать крупный бизнес. Крупный бизнес – это не только очень большие инвестиции с целью зарабатывания денег, но и очень большая ответственность перед людьми, Природой.


      16 ноября 2005 года 



Комментариев нет:

Отправить комментарий