Недавно в лицее №41 проводилась VIII краевая научная конференция школьников по естественным дисциплинам «Творческая молодежь – потенциал российской науки».
– Самое ценное для нас, преподавателей вузов, что на этих конференциях мы видим ребят – своих потенциальных студентов, – говорит Алевтина Анатольевна КАПУСТИНА – директор Института химии и прикладной экологии Дальневосточного государственного университета (ИХПЭ ДВГУ), декан химического факультета, профессор кафедры неорганической и элементоорганической химии, кандидат химических наук, председатель жюри химической секции конференции.
А.А. Капустина
– С 1999 года ежегодно, от четырех до семи участников конференции становятся студентами Института химии и прикладной экологии ДВГУ, причем студентами успешными.
Пример? Пожалуйста. Алексей Костеша. Участвовал в научной конференции школьников по естественным дисциплинам «Творческая молодежь – потенциал российской науки» в 1999 году. Начало его школьной работы продолжилось в студенческие годы: после пятого курса делал доклад на весьма солидной конференции в Италии. В прошлом году с отличием окончил химический факультет, сейчас обучается в магистратуре.
Александра Макарченко участвовала в конференции в 2000 году, будучи студенткой медицинского лицея Мединститута. Эта конференция определила ее профессиональный выбор. Выступление с докладом так вдохновило девушку, что она поступила на отделение биоорганической химии и биотехнологии в ИХПЭ ДВГУ. После третьего курса выступила с устным докладом на научной конференции в Греции. Ныне Саша успешно учится на пятом курсе, отличница, стипендиат Президентской стипендии. Активно занимается научной работой на базе Тихоокеанского института биоорганической химии ДВО РАН. Имеет несколько публикаций в солидных научных журналах. Вот такая прослеживается цепочка.
Или Елена Поликаренко. В 2000 году она выступила с работой «Содержание биологически активных веществ в морских организмах», выполненной на базе ТИБОХ ДВО РАН. Ее руководитель – кандидат химических наук В. В. Сова. Лена поступила на отделение биоорганической химии ИХПЭ ДВГУ. Она успешная студентка, в этом году уже оканчивает обучение.
Из участников научной конференции «Творческая молодежь – потенциал российской науки» в 2001 году хочу отметить Наталью Бану. Она продолжает активно заниматься выбранным делом, обучаясь в Институте химии и прикладной экологии ДВГУ.
В 2002 году – их четверо на химическом факультете. В том числе – две сестренки Бадановы. Лена сегодня староста группы, серьезно занимается научной работой. В 2003 году – трое.
В прошлом году хороший доклад на конференции сделал Антон Василенко. Его работа «Регулируемость ферментов. Вопросы теории, экспериментальные исследования некоторых ингибиторов» была выполнена на базе Тихоокеанского института биоорганической химии ДВО РАН. У Антона было два научных руководителя: кандидат химических наук С.П. Ермакова (из ТИБОХ) и Е.В. Михеев (из ТИНРО). А. Василенко со своим докладом занял призовое место, получил пятерку по химии. Школу окончил с серебряной медалью, поступил в Институт химии и прикладной экологии ДВГУ на отделение биоорганической химии.
Научная конференция школьников по естественным дисциплинам «Творческая молодежь – потенциал российской науки» позволяет ребятам понять, интересно ли им работать в науке, их ли это дело, есть ли у них способности к исследовательской деятельности. Те из них, кто приходят к нам учиться – не случайные люди. Может быть, они не достигнут значительных высот в науке, по крайней мере, будут качественными исполнителями.
– Алевтина Анатольевна, расскажите о формах поддержки научного творчества школьников, студентов.
– Вы прекрасно понимаете, что занятия наукой сегодня – дело дорогостоящее. А некоторым ребятам для подготовки работ необходимо пользоваться приборами, работать с реактивами, химпосудой. Мы даем возможность школьникам заниматься в университетских лабораториях. Их принимают лаборатории академических институтов, и это очень важно.
В этом году первое место в конференции-конкурсе занял старшеклассник лицея №41 А. Семенихин с докладом «Возможности применения концентрирующих патронов ДИАПАК для твердофазной экстракции антибиотиков». Он выполнил работу под руководством аспиранта ДВГУ Ирины Чучалиной по исследованию антибиотиков с помощью хроматомасспектрометрии. Это современный метод, с которым не каждый студент вуза знаком, а наш школьник выполнил хорошую работу.
Еще один плюс – ребята, занимающие призовые места, получают оценку «отлично» по профилирующему предмету на вступительных экзаменах в ДВГУ. Это дает им больше возможностей по сравнению с другими абитуриентами стать студентами. Призеры получают денежные премии, может быть, скромные, но заработанные своим научным трудом. Это тоже форма поддержки ребят.
– Алевтина Анатольевна, расскажите о Вашем отношении к Болонскому процессу. По Вашему мнению, что важнее: присоединение к европейским стандартам образования, к азиатским стандартам, или идти своим национальным путем?
– Непростой вопрос. Мы начали подготовку бакалавров с четырехлетним обучением. В прошлом году первые восемь человек получили дипломы бакалавров. Из них двое, достаточно успешных студентов, завершили свое химическое образование. Один – Евгений Поканевич – круглый отличник, параллельно учится в Институте менеджмента и бизнеса, в этом году его окончит. В настоящее время диплом бакалавра химии позволил ему занять в ДВГУ должность начальника отдела трансфера технологий. На мой взгляд, в его случае реализовалось хорошее сочетание разных специальностей. Он окончил отделение биоорганической химии и биотехнологии, подготовив квалификационную работу бакалавра (в отличие от дипломной работы специалиста несколько меньшую по объему), завершает образование менеджера-экономиста, теперь будет заниматься проблемами внедрения наших разработок в промышленность. Такой специалист лучше, чем менеджер, не имеющий химического образования.
Еще пример. Студентка, хорошо учившаяся на химическом факультете и получившая диплом бакалавра, решила получить второе образование в таможенной академии. Тоже неплохо, таможня получила два специалиста в одном. Поэтому для тех, кто хотел бы работать на стыке специальностей, диплома бакалавра, может быть, и достаточно.
Для того, чтобы стать профессиональным химиком образования бакалавра маловато. Пятый курс и выполнение большой квалификационной работы позволяет уже применить полученные теоретические знания на практике. Если курсовая работа на четвертом курсе только начинает развивать умения и навыки, то выполнение дипломной работы специалиста в течение всего семестра, приобщение и к новым источникам информации, поиск их в литературе, работа у стола необходимы для формирования настоящего химика. Последующие после бакалавриата два года обучения в магистратуре позволят человеку стать классным специалистом, получить первую научную степень.
Я не могу пока сказать, что у меня отрицательное отношение к европейским стандартам образования. Жизнь покажет.
– Несколько лет тому назад я подготовила материал с директором колледжа ДВГУ кандидатом физико-математических наук Николаем Андреевичем Смалем под названием «От детсада до аспирантуры». Там речь шла о воспроизводстве науки. Такие научные конференции школьников по естественным дисциплинам – значительный этап в подготовке талантливой молодежи. Насколько важны квалифицированные преподаватели для воспитания молодого пополнения в науке?
– Дальневосточный государственный университет старается выстроить цепочку непрерывного образования: школьники-студенты-аспиранты-научные сотрудники. У нас существует образовательный округ ДВГУ. Учащиеся многих школ, входящих в этот округ, слушают лекции ведущих преподавателей университета, ученых ДВО РАН. Чаще всего из этих школ, хотя и не только, ребята приходят заниматься научной работой в ДВГУ. Мы возродили школу Юного химика, это абсолютно бесплатная структура. Ребята, которым интересно, могут приходить, работать рядом с преподавателем. Однажды к нам привела мама своего сына-семиклассника Игоря Кувычко, попросив занять его. Мальчик учился в 7-м классе, в школе еще не преподавали химию, а Игорь «химичил» на кухне. В университете с ним успешно занималась Таисия Ивановна Акимова, ныне доктор химических наук. Когда Игорь учился в 10-11 классах, органическую химию знал на уровне третьекурсника, а то и лучше. Он стал победителем Всероссийской, Соросовской олимпиад. Его пригласили в Московский государственный университет, который Игорь с успехом окончил. Сегодня он плодотворно работает в Москве… С одной стороны, нам обидно, что такого специалиста забрали. А с другой – гордимся: сами вырастили!
Есть у нас, в ИХПЭ ДВГУ, мастер-классы, которые ведет Владимир Алексеевич Реутов, заведующий кафедрой химических технологий. Он занимается с ребятами из разных школ. Старшеклассники, которым интересна химия, проходят здесь теоретическую и экспериментальную подготовку. Некоторые из них начинают заниматься научной работой, участвуют во всевозможных олимпиадах. На недавней зональной олимпиаде по химии, проходившей в Хабаровске, одиннадцатиклассник Сергей Царев, воспитанник мастер-класса, стал победителем. Надо сказать, на этой олимпиаде есть теоретический и экспериментальный туры. Этот мальчик единственный из участников справился на 100% с заданиями экспериментального тура. В прошлом году он был бронзовым призером Российской олимпиады по химии.
– Как Вы считаете, востребована ли обществом ценность фундаментального образования и интеллектуальной деятельности?
– Несомненно. Конкурс на наши специальности существует, уже это говорит о том, что в обществе есть категория людей, понимающих, что естественнонаучное фундаментальное образование ценно. Даже если выпускник и не будет заниматься наукой, полученное образование даст умение принимать верное решение в условиях неопределенности. Он сможет анализировать поток информации, вне узкой специализации, быстро перестроиться и работать в области, смежной с выбранной специальностью. Одним словом, человек получает умения, позволяющие значительно расширить область применения его как высококвалифицированного работника.
– Многие из Ваших выпускников работают по специальности. Но есть и такие, которые изменили область свой деятельности.
– Конечно, есть, но полученные знания помогают им всегда. К примеру, выпускник нашего института сегодня работает одним из директоров страховой компании «Дальстар». Он пришел в компанию как химик, кандидат химических наук, защитив диссертацию в ДВГУ. Сегодня занимается менеджерской, административной работой. Тем не менее, то, чему его научили: работать с литературой, сразу видеть объект свой деятельности как целое, видеть проблемы, принимать решения, – это ему очень помогает. Так что польза химического образования налицо. Хотя конкурс у нас меньше, чем, может быть, на экономические или юридические специальности, но, тем не менее, ребята к нам идут.
– Алевтина Анатольевна, а как поддерживаются связи Института химии и прикладной экологии ДВГУ с академическими институтами Дальневосточного отделения РАН?
– Интеграция с институтами ДВО РАН достаточно тесная. Несколько лет при химическом факультете работает отделение биоорганической химии и биотехнологии. Это совместный проект Дальневосточного университета и Тихоокеанского института биоорганической химии ДВО РАН. Выпускники отделения работают в ТИБОХ, других академических институтах, учреждениях. Но очень важно, что студенты проходят школу этого уважаемого Института. Все спецкурсы проходят на базе ТИБОХ. Практикум по биоорганической химии проводится в отдельных лабораториях. По одному, два человека встречаются с узкими специалистами в каждой из областей биоорганической химии, что очень ценно. Уровень дипломных работ сразу виден: это молодые ученые. Поэтому не удивительно, что Саша Макарченко, обучаясь на третьем курсе, выступила на серьезной конференции в Греции. А в течение последних пяти лет с отделения биоорганической химии и биотехнологии трое студенток получали стипендию либо Президента, либо Правительства РФ. Важное условие для получения такой стипендии – наличие научных публикаций. Это хороший показатель, потому что таких стипендиатов в вузе бывает два-три человека в год.
Ребята с удовольствием идут обучаться на отделение биоорганической химии и биотехнологии, потому что понимают, что здесь они получат знания мирового уровня. Кроме того, что они овладевают современными методами химии, здесь уделяется очень большое внимание иностранному языку. Член-корреспондент РАН, доктор биологических наук Виктор Евгеньевич Васьковский, заместитель заведующего кафедры и Отделением, помог преподавателю английского языка в написании справочного материала для студентов, чтобы они изучали язык, терминологию применительно к своей дисциплине.
– Виктор Евгеньевич – многогранный человек. Он и с ребятами много работает, и ежегодные молодежные школы по актуальным проблемам биологии и химии проводит в бухте Троица, приглашая студентов со всего региона…
– Мы ему очень благодарны. Виктор Евгеньевич уделяет много внимания и внеаудиторной работе. Регулярно проводятся дни Отделения на базе ТИБОХ, где ребята слушают выступления академика Георгия Борисовича Елякова, первокурсники впервые знакомятся с ведущими научными сотрудниками. Проводится конкурс тортов, причем с интересным условием: торт должен отражать тематику – морскую биоту, он может быть изготовлен в форме морской звезды, например.
– А с Институтом химии ДВО РАН Вы сотрудничаете?
– Конечно. На факультете прикладной экологии, кафедру экотехнологий и моделирования физико-химических процессов возглавляет профессор, доктор химических наук Людмила Алексеевна Земнухова. Многие ее студенты проходят практику, выполняют курсовые, дипломные работы на базе Института химии. Мы постоянно сотрудничаем с профессорами, докторами химических наук Владимиром Егоровичем Карасевым, Михаилом Азарьевичем Медковым. В их лабораториях всегда принимают наших студентов-химиков, а затем, и аспирантов. Например, Марина Петухова обучалась в аспирантуре ДВГУ, а руководителями ее были одновременно В. Е. Карасев и представитель университета. Сейчас Марина защитила диссертацию, стала преподавателем кафедры аналитической химии.
Есть планы создания совместного центра материаловедения ДВГУ и Института химии ДВО РАН.
Очень тесно с институтами Дальневосточного отделения мы сотрудничаем в рамках деятельности Научно-образовательного центра «Морская биота». Центр создан на базе ДВГУ. Основные коллективные партнеры – Институт химии и прикладной экологии ДВГУ, Академия экологии, морской биологии и биотехнологии ДВГУ и институты ДВО РАН: ТИБОХ, ИБМ. Благодаря совместному гранту Американского фонда гражданских исследований и развития (CRDF), Министерства образования РФ и внебюджетных средств ДВГУ на создание Научно-образовательного центра «Морская биота» мы смогли улучшить материальную базу ДВГУ за счет приобретения современного оборудования. Кроме того, стала возможной серьезная поддержка молодежи. Индивидуальные гранты для поездок на конференции для студентов, аспирантов. Гранты молодым исследователям на приобретение реактивов, проведение исследований. Крупная сумма была потрачена на формирование библиотеки специальной химической и биологической литературы. Я думаю, в том, что в борьбе за грант победил Дальневосточный государственный университет, – во многом заслуга сотрудничества с ДВО РАН.
Сегодня на нашем химическом факультете работают такие известные ученые, как академик РАН Георгий Борисович Еляков, он заведует Отделением и кафедрой, директор ТИБОХ академик РАН Валентин Аронович Стоник, член-корреспондент РАН Виктор Евгеньевич Васьковский (ТИБОХ), доктор биологических наук Анатолий Леонидович Дроздов (ИБМ), доктор биологических наук Валерий Викторович Михайлов (ТИБОХ) являются профессорами кафедры биоорганической химии и биотехнологии, кандидаты химических наук Виктория Васильевна Сова (ТИБОХ), Ирина Владимировна Чикаловец – доценты этой кафедры. Очень активно на химфаке работает доктор химических наук Юрий Анатольевич Щипунов из Института химии ДВО РАН. Под его руководством недавно защитила кандидатскую диссертацию старший преподаватель ИХПЭ ДВГУ Ирина Васильевна Постнова, сегодня она уже доцент. Ю.А. Щипунов читает спецкурс по современным проблемам коллоидной химии, руководит курсовыми и дипломными работами.
На факультете прикладной экологии также работают много ученых из ДВО РАН: Тихоокеанского океанологического института (заместитель директора, профессор, доктор геолого-минералогических наук Лев Михайлович Грамм-Осипов), Ботанического сада-института (ученый секретарь БСИ, кандидат биологических наук Наталья Владимировна Лабецкая), Тихоокеанского института географии (кандидат биологических наук Елена Николаевна Чернова) и другие. Благодаря им наши студенты непосредственно включаются в современные научные исследования.
Есть люди, которые говорят, что реформа науки и высшей школы погубит и первую, и вторую. А есть такие, которые не считая времени, сил воспитывают талантливую молодежь, готовит лучших к трудному пути ученого. Ученых можно назвать альтруистами, материальные блага они не ставят на первое место. Для них синтезировать вещество и исследовать его все равно, что участвовать в разгадке увлекательного детектива.
11 апреля 2005 года
Комментариев нет:
Отправить комментарий