На выездном расширенном заседании Президиума государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей, которое состоялось 12 декабря 2007 года в Хабаровске, Министерству регионального развития Российской федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ поручено разработать и внести в правительство до 1 июля 2008 года проект стратегии социально-экономического развития этих регионов до 2025 года. В документе необходимо предусмотреть меры, направленные на формирование условий для создания особых экономических зон и территориально-производственных комплексов, создание новых наукоемких производств, обеспечение государственной поддержки инновационной деятельности, стимулирование закрепления населения и роста его численности.
Об этом и других вопросах развития Дальневосточного региона, Приморья мы беседуем с академиком РАН Петром Яковлевичем БАКЛАНОВЫМ, директором Тихоокеанского института географии ДВО РАН.
– Петр Яковлевич, за последний год создалось впечатление, что Правительство России, наконец, озаботилось проблемами обустройства Дальнего Востока.
– Правительство озаботилось судьбой Дальнего Востока не зря. В 2006 году Дальневосточный округ занял по объему валового регионального продукта (ВРП) последнее, седьмое место среди регионов. Если в начале 1990-х годов доля машин и оборудования в региональном экспорте составляла до 20%, то сейчас – 3%, а вывозят из восточных регионов сырье, металлы и необработанную древесину. В декабре 2006 года прошло заседание Совета безопасности России. И это событие стало поворотным моментом – именно тогда изменилось отношение к Дальнему Востоку. И то, о чем раньше только говорили, - развитии инфраструктуры, экономики, – понемногу стало реализовываться и финансово обеспечиваться. На заседании Президиума государственной комиссии по развитию Дальнего Востока, прошедшем в декабре прошлого года в Хабаровске, были приняты решения о ходе разработки новой редакции федеральной целевой программы (ФЦП) «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы и до 2010 года», с учетом продления срока ее реализации до 2013 года и включения в нее подпрограммы «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Эту работу организовал аппарат полпреда президента РФ в ДВФО. Член-корреспондент РАН Юрий Николаевич Кульчин и я участвовали в рабочей группе от Приморского края. Мы предлагали пересмотреть некоторые основополагающие компоненты Программы, включить в ее состав ряд важных направлений, обеспечивающих комплексность программы, например направление, связанное с развитием инновационного потенциала, созданием комфортной среды проживания с целью миграционного притока населения, но не нашли поддержки со стороны администрации Приморского края. К сожалению, работа в конечном итоге свелась к корректировке списка инвестиционных проектов.
Справка. Общий объем финансирования программы, в том числе подпрограммы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе», на 2008-2013 годы составляет 567 млрд. рублей (из них по указанной подпрограмме – 148,5 млрд. рублей), в том числе за счет средств федерального бюджета – 426 млрд. рублей; средств бюджетов субъектов РФ – 50,5 млрд. рублей; средств бюджетов муниципальных образований – 4,5 млрд. рублей; внебюджетных средств – 85,5 млрд. рублей. По сравнению с прежней редакцией программы, объем финансирования мероприятий программы из федерального бюджета увеличен почти в 21 раз. В результате реализации мероприятий программы планируется создать 69,9 тыс. рабочих мест; увеличить валовой региональный продукт в 2,6 раза, объем отгруженной продукции – в 2,3 раза, объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования – в 3,5 раза; численность экономически активного населения – в 1,1 раза; снизить уровень безработицы на 1,7%. Увеличение валового регионального продукта в результате реализации программы составит более 800,6 млрд. рублей, увеличение доходной части бюджетной системы – 206,9 млрд. рублей, в том числе доходов в федеральный бюджет – 135 млрд. рублей.
– Какую роль играет наука в определении путей развития региона?
– С прошлого года началась разработка долгосрочной, до 2025 года стратегии развития Дальнего Востока. Научную часть программы обеспечивает РАН. Руководство от академии наук поручено известному экономисту, специалисту в области теории функционирования и управления экономических систем, вице-президенту РАН академику Александру Дмитриевичу Некипелову. От ДВО РАН в его рабочую группу входят академики Павел Александрович Минакир, Александр Иванович Ханчук, член-корреспондент РАН Юрий Николаевич Кульчин и я. Каждый из нас работает в своем направлении, но как единый коллектив группа пока что не функционирует. Тем не менее, обмен документами уже начался, поэтому я надеюсь на успешное сотрудничество уже в текущем году. Наряду с этим разрабатываются стратегии развития в субъектах Дальневосточного федерального округа. В частности, в Приморском крае эта работа находится в стадии завершения. Теоретически, правильно первоначально разработать стратегию развития ДВФО в целом, а после этого определять пути развития составляющих его субъектов. На практике получилось не так. В краях и областях выработкой документов занимаются разные организации, и кто к кому будет «привязываться» пока не ясно. Тем не менее, сам факт обращения к долгосрочному планированию радует. Прекрасно помню девяностые годы, когда даже в академической среде широко бытовало мнение о ненужности планирования как пережитка социализма, поскольку рынок все сам отрегулирует. Конечно, такой детализации плановых заданий, как при советской власти, быть не может, но руководитель территории, имея в руках административный ресурс, в состоянии создавать условия для предпочтительного развития нужных отраслей и видов деятельности, определенных в долгосрочной программе. Разработка стратегии краев и областей стимулировала выработку долгосрочных программ городов и муниципальных образований. Так, например, мы выполнили заказ по разработке стратегии развития Надеждинского района на период до 2020-2025 года. Сейчас начинаем работать по Пограничному району. Как видите, выстраивается система программ от страны в целом, макрорегионов (федеральные округа), до краев, областей и муниципальных образований.
– Участвовал ли Тихоокеанский институт географии ДВО РАН в разработке стратегии развития Приморского края?
– Мы сами и в содружестве с Тихоокеанским центром стратегических разработок, которым руководит доктор экономических наук, профессор Михаил Васильевич Терский, готовили предыдущие программы развития Приморского края. В последний раз администрация Приморья заказала разработку стратегии развития Приморского края до 2025 года победителю конкурса, Фонду «Центр стратегических разработок Северо-Запад» (Санкт-Петербург). По условиям конкурса помимо разработки концепции, что нам вполне по силам, следовало выполнить большой объем проектных работ, доложиться в правительстве и обеспечить принятие соответствующего постановления. Эти задачи не по профилю академического института.
После первого прочтения проекта документа я высказал ряд замечаний. Доработанная Стратегия недавно докладывалась на совещании у губернатора Приморья Сергея Михайловича Дарькина. Однако в ней недостаточно учтены океанические факторы развития Приморья. По моему мнению, сердцевиной Стратегии должно стать развитие морехозяйственного комплекса, включающего рыбную отрасль, судоходство, судоремонт и судостроение, изучение океана, марикультуру, подготовку кадров и так далее. Это - занятость, это - ориентация на возобновимые ресурсы. Мы должны смотреть на будущее всего края, а не только на перспективы развития трех-четырех городов. В Стратегии не нашли также нужного освещения инновационные факторы развития. Возможно оттого, что власти и бизнес-сообщество пока что не уделяют им достаточно внимания. Хотя проекты морского биотехнопарка в Хасанском районе и технопарка в пригороде Владивостока все же были включены. Разработчики выполнили большой объем работ, собрали много материала, но они основывались и на тех наработках, которые давно были сделаны силами специалистов и местных экспертов. К сожалению, в тексте почти нет ссылок на первоисточники, как будто «питерские» все это сами придумали.
– Петр Яковлевич, почему в Приморье не развито инновационное предпринимательство?
– К сожалению, в постсоветский период на территории края появилось совсем немного предприятий, использующих инновационные технологии. Таких как «Славда», «Ратимир», лесоперерабатывающее предприятие в Пластуне наберется совсем немного. Но ведь есть хорошие наукоемкие проекты, в том числе основанные на разработках ДВО РАН! Вероятно, предпринимателя останавливает высокий риск их реализации, узость местного рынка, неумение работать на рынках других стран, отсутствие инновационного менеджмента. Значительная часть нашего бизнес-сообщества «поднялась» на торговле ресурсами, попавшими в их распоряжение. Здесь «быстрые» и «несложные» деньги. Должно пройти время, чтобы торговый капитал проявил интерес и способность заниматься наукоемкими проектами.
Еще один путь – реализация проектов на основе частно-государственного партнерства. Проекты инвестируются из государственных источников в виде федеральных или региональных инвестиционных фондов и частным капиталом. Для предпринимателя такое участие государства дает, как говорят в рекламе, «чувство защищенности» и уверенность в завтрашнем дне. К сожалению, на сегодняшний день практика деятельности инвестиционных фондов такова, что из запланированных на прошлый год в Российской Федерации 200 миллиардов рублей инвестировано около 20 млрд. руб.
Вот на что еще следует обратить внимание. У нас изменился политический строй, тип власти, управления, но регионы во многом продолжают развиваться по указке «сверху». В последнее время президент России Владимир Владимирович Путин, а сейчас и первый вице-премьер правительства Дмитрий Анатольевич Медведев в своих выступлениях отмечают, что только инновационный путь может привести к эффективному развитию нашего хозяйства. Так что вскоре и региональные власти начнут делать соответствующие шаги.
– Считаете, что впереди изменения к лучшему?
– Я считаю, что Дальний Восток и, в частности, Приморский край вступает в новый этап своего развития. Обновляются, расширяются и структурируются до масштаба поселения программы развития региона, появляются крупные, даже в масштабе страны инвестиционные проекты. Такие, как строительство нефтепровода, нефтеперерабатывающего завода, алюминиевого завода, новых электростанций. Недавно, например, группой специалистов из ДВО РАН выполнено первое обоснование по выбору площадки под строительство атомной электростанции.
Для Владивостока, конечно, особое значение имеет подготовка к проведению форума стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в 2012 году. Это событие даст сильный импульс развитию города, его инфраструктуры. Что касается опасений по поводу сжатых сроков, отсутствия опыта строительства специальных объектов, то при наличии главного ресурса – финансирования – эти проблемы можно решить. Трудно будет построить самостоятельно – помогут соседи. Их строительные мощности, кадры позволят решить любую задачу.
Наш институт, в силу своей специализации, не участвует как самостоятельный игрок в конкурсах, где требуется выполнение большого объема проектных работ, но занят как соисполнитель в проектировании моста на остров Русский, выработке концепции развития города Владивостока и южного Приморья в связи с проведением форума АТЭС. Участие в таких масштабных проектах дает институту дополнительное финансирование, но требует и выполнения работ в сжатые сроки. Это стало возможным благодаря большому объему выполненных ранее коллективом института научных исследований.
Новые формы проектирования и прогнозирования стимулируют формирование нового понятийного аппарата, новых методов оценок. Понятно, что реализация того или иного инвестиционного проекта повлияет на экономическое, социальное состояние и качество территории, на ее экологию. Сейчас мы работаем над созданием методологии оценок подобных воздействий. Воспользовавшись таким инструментом можно дать и интегральную оценку качества развития территориального образования, и посчитать баланс вклада каждого отдельного предприятия. С учетом подобных оценок власти могут применить административный ресурс и содействовать развитию данного предприятия или обоснованно рекомендовать ему трансформировать свою деятельность. Эти предложения, готовность организовывать своеобразный мониторинг мы озвучили в администрации Приморского края и не оставляем надежды, что они будут востребованы.
– Сохраняет ли Приморье привлекательность для дальневосточников?
– В минувшем году Приморье перешло символическую черту – теперь на его территории проживает уже менее двух миллионов человек. Несмотря на то, что на его территорию мигрировали жители ряда других районов Дальнего Востока, за пятнадцать лет численность населения края уменьшилась на триста тысяч человек. Наш округ в постсоветский период уменьшил свою численность на полтора миллиона человек. Это – население Хабаровского края, второго по численности субъекта ДВФО. В рамках демографической политики правительством России принимаются меры, но они пока что очень медленно изменяют тенденцию в целом. Сегодня миграционный поток идет в западном направлении. Местные власти не всегда принимают верные в долгосрочном плане решения. Так в свое время во Владивостоке было продано значительное число помещений детских садов, а сейчас около восемнадцати тысяч детишек ждут своей очереди. Многие из них детский сад так и не увидят. Хорошо, если вырученные от продажи средства пошли на решение проблем материнства и детства, но такой информации у меня нет. Денег на строительство новых детских учреждений у властей нет.
В ФЦП изначально было поставлено три цели: структурная перестройка экономики Дальнего Востока, закрепление населения и использование внешнеэкономического фактора. Большая часть ресурсов будет направлена на развитие транспорта (58% направляемых в регион средств) и энергетики (23%). Спору нет: хорошо, что появятся новые дороги, снизятся тарифы на перевозки, окрепнет инфраструктура, будут построены электростанции, освоены новые месторождения, протянутся трубопроводы и линии электропередач… Но кто здесь будет жить? Мы будем интегрироваться в АТР со своей стратегией или могучие азиатские экономики интегрируют нас в качестве источника сырья? Разве кинутся сюда инвесторы строить заводы, если увидят, что здесь некому работать? Если не решить стратегическую социальную задачу по закреплению на Дальнем Востоке населения и увеличению его численности, то развитие экономики можно будет поставить под вопрос.
Комментариев нет:
Отправить комментарий