Краткая история Отделения
Химический факультет, который входил в состав ДГУ еще в довоенные годы, был открыт в восстановленном университете в 1957 году. Он быстро стал одним из лучших факультетов благодаря трем профессорам, возглавившим основные кафедры – В.Т. Быкову, А.И. Шлыгину и М.Н. Тиличенко. Их ученики Н.П. Шапкин, Н.Б. Кондриков, В.И. Высоцкий, В.А. Каминский, и другие, ставшие к моменту создания Отделения докторами наук, профессорами и доцентами, сумели поддержать на факультете высокий уровень образования и науки, заложенный их учителями.
История становления и развития Тихоокеанского института биоорганической химии (ТИБОХ) началась в феврале 1964 года, когда вышло постановление Президиума АН СССР, подписанное академиком М.В. Келдышем, о создании во Владивостоке Института биологически активных веществ (ИнБАВ) СО АН СССР. Через несколько лет ИнБАВ был переименован в ТИБОХ (1972 г.). Это был первый в нашей стране академический институт, в названии которого значилось «биоорганической химии». По представлению председателя Президиума СО АН СССР академика М.А. Лаврентьева директором–организатором нового института был назначен воспитанник Химфака МГУ кандидат химических наук Г.Б. Еляков. Институт был молодежным: Г.Б. Елякову не было и 35 лет, его ближайшие помощники, ставшие в дальнейшем заместителями директора по науке, В.Е. Васьковский и Ю.С. Оводов, также выпускники Химфака МГУ, были моложе: им не было и 30. Основную часть первых научных сотрудников составили выпускники Химфака и Физфака ДВГУ.
С первых дней своего существования ИнБАВ сотрудничал с Химфаком ДВГУ, в первую очередь с кафедрой органической химии. А в 1975 году на факультете была создана Кафедра биоорганической химии, которую возглавил ставший к тому времени профессором, членом–корреспондентом АН СССР Г.Б. Еляков. Однако к 90–м годам кафедра уже не обеспечивала в должной мере потребности института в кадрах химиков как количественно, так и качественно. Поэтому в 1996 году ТИБОХ и Университет (его Химический факультет) создали Отделение биоорганической химии и биотехнологии. В создании такого подразделения нуждался не только ТИБОХ, оно было нужным всему Дальневосточному региону и стране.
Идея создания Отделения с отдельным приемом студентов, биологией и химией в качестве вступительных экзаменов и биологизацией учебного курса принадлежала В.А. Стонику, а практическое воплощение этой идеи возглавил В.Е. Васьковский, который в короткое время решил все проблемы с учебными курсами и утвердил программу Отделения в УМО. В дальнейшем Виктор Евгеньевич отдал много ума и сердца для организации успешной работы Отделения, воспитания студентов и привлечения ученых к роли преподавателей. Он много сделал и для того, чтобы часть учебного процесса выполнялась на Морской экспериментальной станции Института, где студенты знакомились с уникальными наземными и морскими объектами, которые становились предметом их будущих исследований.
Кандидат химических наук доцент Виктория Васильевна Сова выполняла и выполняет до сих пор значительную часть работы со студентами, она в индивидуальном порядке отслеживает их становление, многие из них обязаны ей своей научной судьбой. С другой стороны, В.В. Сова является примером добросовестности, высокой ответственности и доброты, что имеет огромное воспитательное значение.
Кандидат химических наук доцент Ирина Владимировна Чикаловец, как и В.В. Сова, читает важные спецкурсы, активно и ответственно работает со студентами во время их биологических и технологических практик, а также работы на МЭС в составе мини–групп, возглавляемых опытными сотрудниками Института.
К концу XX века в лидирующих в научном отношении странах мира ведущие позиции занял комплекс наук под названием «Life Sciences» – Науки о жизни. Поскольку практическим приложением достижений этого направления являются улучшение здоровья человека, производство продуктов питания, создание новых технологий для получения ценных веществ, то было ясно, что в ближайшем и более отдаленном будущем роль этого направления науки будет только возрастать.
Центральную роль среди ученых, занятых в этой области, играют специалисты, владеющие теорией и методами как химии, так и биологии, использующие в работе современные физико-химические и математические методы. Программа Отделения была составлена с учетом этих тенденций мировой науки. При создании Отделения использовался лучший опыт сотрудничества образования и науки в нашей стране – Физико–технического института, Новосибирского государственного университета.
Его главной задачей была подготовка специалистов для работы в институтах Российской академии наук и опытно-экспериментальных производствах Дальневосточного отделения РАН, на кафедрах вузов, химических и биохимических лабораториях клиник, предприятий пищевой промышленности, а также создаваемой на Дальнем Востоке новой отрасли промышленности –биотехнологической.
Возглавил Отделение директор ТИБОХ академик Г.Б.Еляков. А после его смерти в 2005 году руководителем стал ведущий профессор Отделения академик В.А. Стоник.
С первых дней сотрудники и студенты Отделения оказались на факультете в теплой остановке товарищеской поддержки других кафедр. И, прежде всего, добрым словом нужно отметить декана факультета Алевтину Анатольевну Капустину и заведующего кафедрой органической химии Владимира Ивановича Высоцкого.
Важную роль в становлении и развитии Отделения сыграли две программы – российская «Интеграция» и российско-американская по созданию при университетах страны научно-образовательных центов (НОЦ). Обе программы обеспечили Отделению дополнительное финансирование, позволили улучшить образовательный процесс, активнее привлекать студентов к научной работе.
Благодаря программе «Интеграция» по объединению образования и науки в нашей стране, которая действовала с 1997 по 2001 год, была укреплена материально-техническая база Отделения, отработана система летних учебно-научных экспедиций, проведены три морских научных экспедиции на НИС «Академик Опарин» с участием студентов Отделения. Благодаря поддержке программы ТИБОХ и ДВГУ стали проводить ежегодные Дальневосточные молодежные школы по актуальным проблемам химии и биологии.
В 1999 году состоялся первый конкурс среди университетов страны на право организовать НОЦ и получить для этого финансирование от американского форда CRDF и Министерства высшего образования России в размере около миллиона долларов на три года. В нем приняли участие почти 90 вузов, одним из первых трех победителей стал ДВГУ с НОЦ «Морская биота. Биология, химия, биотехнология». Организация НОЦ позволила приобрести современное оборудование для научных исследований в ДВГУ, создать там же уникальную для нашей страны научную библиотеку по тематике Центра, поддержать те программы Отделения, которые были начаты на средства «Интеграции». Этот грант позволил также поднять на химфаке и биофаке уровень обучения английскому языку благодаря ежегодному проведению 10-дневных «English Camp» на МЭС ТИБОХ ДВО РАН, организовать конкурсы на лучшие курсовые, дипломные, а также студенческие научные работы.
Отделение биоорганической химии и биотехнологии превратилось в стабильное и успешно работающее подразделение современного Химфака ДВГУ (ныне Института химии и прикладной экологии), здесь состоялось уже 8 выпусков студентов, а 10 выпускников защитили кандидатские диссертации. Последняя такая защита состоялась в декабре 2008 года на Ученом Совете по защите докторских и кандидатских диссертаций при ТИБОХ ДВО РАН. Для защиты было представлено диссертационное исследование Софьи Александровны Колесниковой «Физиологически активные соединения из дальневосточной бурой водоросли Dictyoya dichotoma. Структуры и свойства».
Учебная программа Отделения
Учебная программа Отделения составлена в соответствии с Государственным стандартом химического образования, который допускает в определенных пределах вносить в программы изменения, направленные на повышение качества образования.
Формирование специалистов на Отделении можно условно разбить на три главных этапа. Основная задача первого (1-2 курсы) – общая подготовка в области математики, физики, ряде химических дисциплин – неорганической, аналитической и органической химиями. Последняя – является ключевой на этом этапе. Специальный курс для студентов Отделения подготовил по этому предмету профессор В.И. Высоцкий. Большое внимание на Отделении уделяется изучению английского языка – главного языка современной мировой науки. Занятия ведет кандидат филологических наук В.Б. Колычева, которая защитила диссертацию по особенностям использования английского языка химиками мира. В этот же период студенты знакомятся с общей биологией и рядом других дисциплин биологического профиля.
На следующем этапе ключевая дисциплина – биоорганическая химия. Здесь самый большой в стране курс по этой дисциплине читает академик В.А. Стоник. Более глубокому изучению курса должны способствовать не только знания по химии и биологии, полученные на первом этапе, но и ряд курсов второго этапа: физическая и коллоидная химия, химия высокомолекулярных соединений, строение вещества. Практикум по биоорганической химии, который проходит в лабораториях ТИБОХ, – своеобразный мост от образования к научной работе.
Биологическое образование начинается с первого курса – с общей биологии и цитологии, который ведет профессор А.Л. Дроздов. Затем студенты на первом и втором этапах слушают краткие, но емкие курсы и спецкурсы по микробиологии, молекулярной биологии, генетике, биотехнологии, биохимии. Преподаватели этих дисциплин – ученые из ТИБОХ и ИБМ ДВО РАН. Важную роль в системе биологического образования играет работа на МЭС, начиная с летней полевой практики по биологии.
Третий этап посвящен, в основном, освоению спецкурсов, закреплению навыков экспериментальной, исследовательской работы в ходе выполнения курсовой и дипломной работ.
Студенты первых двух курсов занимаются в течение учебных семестров в ДВГУ. Начиная с практикума по биоорганической химии на третьем курсе, студенты все больше времени проводят в стенах ТИБОХ, где они выполняют курсовую и дипломную работы, а также слушают большую часть спецкурсов.
Реализация учебной программы идет с использованием ресурсов МЭС, уникальной морской станции, расположенной на самом юге Приморского края – в бухте Троица Хасанского района. Здесь студенты проходят две обязательных практики – биологическую, после первого курса, и биотехнологическую, после третьего, и приобретают навыки научной работы. Биологическая практика включает занятия по ботанике и гидробиологии. Биотехнологическая – проходит на базе технологического участка МЭС и знакомит студентов с процессами производства биологически активных препаратов из морских гидробионтов.
Подготовка специалистов на Отделении опирается на кадровые и материально-технические ресурсы университета и академических институтов. Это позволило создать для студентов принципиально новую, уникальную для нашей страны образовательную программу.
Преподаватели основных и специальных дисциплин на Отделении – сотрудники ДВО РАН
В.А. СТОНИК, доктор химических наук, профессор, академик – курс «Биоорганическая химия»
В.Е. ВАСЬКОВСКИЙ, доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАН – спецкурсы «Основы биохимии» и «Химия и биохимия липидов», совместно с преподавателями Химфака ведет курс «Информационная культура химиков»
В.В. МИХАЙЛОВ, доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАН – курсы «Микробиология» и «Биотехнология»
А.Л. ДРОЗДОВ, доктор биологических наук, профессор – курс «Общая биология и цитология», «Основы экологии», руководит практикой по биологии.
Т.Н. МАКАРЬЕВА, доктор химических наук, профессор, А.А. КИЧА, доктор химических наук, Н.И. КУЛЕШ, кандидат химических наук – спецкурс «Химия и биохимия низкомолекулярных регуляторов»
А.М. ПОПОВ, доктор биологических наук, профессор – спецкурс «Биологическая активность и ее тестирование»
В.В. СОВА, кандидат химических наук, доцент – спецкурс «Химия и биохимия белка и ферментов»
И.В. ЧИКАЛОВЕЦ, кандидат химических наук, доцент – спецкурс «Химия и биохимия углеводов»
Н.А. ТЕРЕНТЬЕВА, кандидат химических наук – спецкурс «Химия и биохимия нуклеиновых кислот»
М.П. ИСАЕВА, кандидат медицинских наук – спецкурс «Молекулярная биология»
О.В. АПАЛИКОВА, кандидат биологических наук – спецкурс «Генетика»
Все представленные в этом списке преподаватели, кроме А.Л. ДРОЗДОВА и О.В. АПАЛИКОВОЙ, работающих в Институте биологии моря, являются сотрудниками ТИБОХ ДВО РАН.
Еще до 40 сотрудников ТИБОХ принимают участие в образовательном процессе: ведут лабораторные занятия, руководят курсовыми и дипломными работами.
Путь студентов Отделения в науку
Хотя выпускники Отделения могут успешно работать в самых разных сферах деятельности, при создании Отделения, в ходе его работы делается все, чтобы те из его выпускников, кто обладает способностями и желанием заниматься наукой, были подготовлены к этой работе.
Несмотря на то, что в первые два университетских года основная задача студентов – учиться, осваивать химические и другие дисциплины учебного плана, фактически элементами научной работы студенты Отделения овладевают уже с первого курса.
Во время второго семестра они пишут рефераты на рекомендованные преподавателем или выбранные самостоятельно биологические темы. Защита рефератов во время летней практики на МЭС проходит по той же схеме, что защита дипломных работ и диссертаций, – доклад, ответы на вопросы, выступление рецензентов (в основном, студентов второго курса), общая дискуссия. Не случайно, студентов Отделения много среди победителей и призеров различных конкурсов студенческих научных работ. Сказываются навыки, полученные при написании и защите рефератов и в дальнейшем.
На втором курсе лучшие студенты готовят краткие научные рефераты на английском языке. При этом они могут овладеть навыками поиска научной информации в мировых базах данных.
Во время летней практики на МЭС студенты второго курса проводят первую экспериментальную научную работу под руководством сотрудников ТИБОХ.
Важный этап на пути в науку – практикум по биоорганической химии, который проходит в лабораториях института. При этом студенты не только приобретают необходимые навыки экспериментальной работы, но и глубже знакомятся с научной работой коллектива института, выбирают место и темы для выполнения на четвертом курсе курсовых работ, которые на пятом курсе перерастают в работы дипломные. Эти исследования выполняются в лабораториях института по различным направлениям биоорганической химии: выделение и установление структуры природных соединений, изучение их биологической активности, синтез аналогов и др.
Но отдельные, наиболее хорошо успевающие студенты Отделения получают возможность начать экспериментальную работу в одной из лабораторий уже на втором курсе.
Важное место в научной работе студентов Отделения занимает летняя работа на МЭС после третьего и четвертого курсов. В это время они проводят исследования в составе научных мини-групп под руководством сотрудников и аспирантов института. Две недели труда на МЭС позволяют многим участникам экспедиции получить важный материал для курсовых и дипломных работ. Во время летней научно-учебной экспедиции студенты также слушают лекции ученых из других научных центров страны – гостей МЭС.
Эффективность описанной выше системы вовлечения в науку студентов Отделения быстро находит подтверждение. Курсовые и дипломные работы студентов Отделения часто становятся победителями разных конкурсов, включая конкурс Министерства образования и науки. Студенты Отделения чаще, чем студенты других кафедр, получают различные именные стипендии, выступают с полученными результатами на различных конференциях, – вплоть до международных. Те, кто после окончания университетского образования поступает в аспирантуру, приходят с хорошим научным заделом, что позволяет подготовить диссертации к защите во время аспирантуры или с небольшой задержкой.
Студенты Отделения –
обладатели именных стипендий и грантов
в 2000–2008 годах
Стипендия Президента РФ – 1
Стипендия Правительства РФ – 4
Стипендия В. Потанина – 10
Стипендия Губернатора Приморского края –24
Стипендия мэра г. Владивостока –12
Стипендия ДВО РАН– 17
Стипендия фонда «Научное партнерство» – 1
Стипендия НОЦ ДВГУ – 25
Грант Ректора ДВГУ
Студенты Отделения – дружная семья
Современная наука делается в коллективах. Умение работы в коллективе требуется от работников в любой сфере человеческой деятельности. Студенческая жизнь располагает к коллективизму. Но в наше время, когда в школах и вузах нет комсомольских организаций, работа в которых выявляла лидеров, давала им и всем остальным навыки коллективной работы, воспитание молодежи требует особого внимания, специальных мер для воспитания чувства здорового коллективизма.
Учебная и научная программы Отделения дают хорошие возможности для воспитания коллективизма, выявления среди студентов лидеров.
Важную роль в этом процессе играют учебно-научные экспедиции на МЭС. Как отмечали сами студенты, группа, которая не смогла сплотиться, стать коллективом за весь первый курс, возвращается сплоченной после двух недель совместной жизни и напряженной работы на МЭС.
На Отделении поощряются разные формы помощи старших младшим. Среди них первой и очень полезной является процедура защита рефератов первокурсниками. Рецензенты – второкурсники обычно проявляют себя как требовательные, но доброжелательные помощники авторов первых работ. Можно также вспомнить помощь в сборе растений и составлении их списков.
Следует упомянуть еще одно традиционное мероприятие, которое способствует сплочению коллектива Отделения – ежегодные встречи его студентов и выпускников, на которых присутствуют в качестве гостей преподаватели из университета и ТИБОХ. Программа таких встреч, которые проходят в ТИБОХ в марте – начале апреля, слагается из нескольких частей. Научный доклад одного из преподавателей, краткие отчеты о жизни и работе всех пяти групп Отделения, а заключительная часть – конкурс тортиков с чаепитием.
За две-три недели до встречи желающие приготовить тортики получают небольшую, но достаточную сумму, чтобы закупить все необходимое для своего детища. На прошедших встречах было от 10-11 до 13-14 тортиков. Результаты соревнования студентов-кондитеров подводит жюри, авторы получают небольшие сувениры. Обиженных нет – конкурс проходит по нескольким номинациям, каждый из авторов получает минимум один приз.
Химический эксперимент сродни поварскому искусству. Студенты Отделения подтверждают это. Обычно торты прекрасно оформлены: на них можно увидеть морских обитателей, спираль ДНК, цвета химических индикаторов, электронный адрес руководителя и так далее; прекрасный вкус большинства изделий описанию не подается.
Чаепитие является праздничным аккордом для всех участников встречи и их гостей. В последние годы все это мероприятие готовится самими студентами при участии отдельных выпускников Отделения - еще один важный навык организационной работы.
Выпускники Отделения биоорганической химии и биотехнологии
– кандидаты наук
(Указаны год окончания вуза и год защиты диссертации)
1. Елена САНТАЛОВА 2001 – 2005
2. Анна БАРАБАНОВА 2001 – 2005
3. Юлия НЕМЦОВА 2001 – 2005
4. Алла ГУЗИЙ 2002 – 2006
5. Елена ТИХОНОВА (ВОРОБЬЕВА) 2003 – 2006
6. Вера КРАЧУН (АГАРКОВА) 2001 –2007
7. Мария СОБОЛЕВСКАЯ 2001 – 2007
8. Ирина СОКОТУН (ГЛАДКИХ) 2004 – 2008
9. Олег ЧЕРНИКОВ 2004 – 2008
10. Софья КОЛЕСНИКОВА – 2004 – 2008
Куда идут выпускники Отделения?
Аспирантура Тихоокеанского института биоорганической химии ДВО РАН – 22 человека;
Экспертно-криминалистический отдел МВД РФ – 6 человек;
Аспирантура Дальневосточного государственного университета – 4 человека;
Центр контроля качества лекарственных средств – 3 человека;
Фармацевтический завод г.Хабаровск – 3 человека;
Аспирантура Тихоокеанского государственного экономического университета – 2 человека;
Лаборатория ЦЗЛ «Радиоприбор» – 2 человека;
Предприятие «Дальневосточная лаборатория» – 2 человека;
Технологический цех ООО «ВИК» – 2 человека;
Диагностическая лаборатория клиники «Асклепий» – 2 человека;
По одному человеку:
Магистратура по направлению биохимия университет Сорбонна (Франция);
Лаборатория МЧС;
Лаборатория ОАО «Дальхимпром»;
Лаборатория ЦЗЛ «Изумруд»;
Предприятие «Приморский кондитер»;
Предприятие по производству и продаже пиротехнических товаров;
Лаборатория Судебно–медицинской экспертизы;
Таможенно–контрольная служба г.Белгород;
Экологическая лаборатория промышленного предприятия г. Самара
В.И. Высоцкий:
Учиться «по высшему классу»
Владимир Иванович ВЫСОЦКИЙ. Доктор химических наук, профессор, Заслуженный химик РФ. Сыграл важную роль в создании и становлении Отделения как заведующий кафедрой органической химии, а с 1999 года и как директор НОЦ. Признанием его заслуг в подготовке кадров для ТИБОХ является присуждение ему премии ДВО РАН им. академика Г.Б. Елякова. В настоящее время проживает в Новой Зеландии, но продолжает работать на ДВГУ как профессор-совместитель.
– В середине девяностых годов прошлого века в ТИБОХ ДВО РАН и ДВГУ возникла идея создания специального отделения на химическом факультете, которое целенаправленно готовило бы специалистов в области биоорганической химии. Виктор Евгеньевич Васьковский энергично начал заниматься созданием этого отделения и увлек меня своим энтузиазмом. На первом этапе главной задачей было создание специального учебного плана подготовки. Нужно сказать, что стандартный учебный план специальности «Химия» обладал одной удивительной особенностью. Как известно, химия в системе естественных наук занимает серединное положение – между физикой и биологией. Так вот, стандартный учебный план содержал почти такое же число учебных часов по физике, как и план специальности «Физика», и – ни одного часа по биологии! Естественно, что план Отделения биоорганической химии должен был сделать резкий крен в сторону биологических дисциплин. Однако сделать это было совсем непросто. В рамках официального учебного плана можно было делать лишь строго оговоренные изменения. Существовали дисциплины, изменение числа часов которых вообще было невозможно. Поэтому нам с Виктором Евгеньевичем пришлось немало посидеть над таблицами учебных дисциплин, прежде чем мы смогли прийти к удовлетворительному результату.
Одним из важных изменений было смещение курса органической химии с традиционного третьего курса на второй семестр первого курса и первый семестр – второго.
С общенаучными дисциплинами мы справились. Возникла проблема спецкурсов. Из традиционных специализаций ближе всего к специализации Отделения подходила специализация «Органическая химия». Два важнейших спецкурса этой специализации касались теоретических основ органической химии – механизмов реакций и стереохимии. Но, даже пожертвовав числом часов на эти спецкурсы и исключив спецкурс «Органический синтез», мы все равно оказались перед проблемой нехватки часов на курсы, касающиеся важнейших групп биологически активных соединений – нуклеиновых кислот, протеинов, липидов, углеводов, низкомолекулярных биорегуляторов. Вести все эти спецкурсы для всей группы биооргаников (предполагался набор 15 человек) – времени не хватит, разбивать группу на несколько подгрупп – запрещено! Выход из положения нашелся в использовании «обучения по индивидуальному плану». В нашей работе самое активное участие принимала директор ИХПЭ Алевтина Анатольевна Капустина – она великолепно знала все бюрократические тонкости, и без ее помощи нам вряд ли удалось довести дело до конца.
Первый набор студентов был очень сильным, так как Отделение сразу стало популярным, и конкурс на него сложился большой. Однако жизнь есть жизнь, и многие из тех студентов, на успех которых мы очень рассчитывали, по тем или иным причинам покинули Отделение. Оставшиеся – те, которые смогли выдержать высокие нагрузки – показали, что мы трудились не зря. Многие выпускники первого набора уже защитили кандидатские диссертации, и я очень рад, что первой из них была Лена Санталова. Это справедливо – Лена была очень серьезной студенткой. Еще на первом курсе она даже составила краткий словарь биологических терминов на латинском языке (с которым она ознакомилась как студентка медицинского училища перед университетом). Этот словарь получил очень высокую оценку академика О.Г. Кусакина. Надеюсь, что Лена будет первенствовать и в защите докторской диссертации.
Потом был второй, третий набор… И вот уже отмечен первый – пятилетний – юбилей первого выпуска.
Мне представляется, что Отделение биоорганической химии реализует именно тот вид химического образования, который и должен быть – вид, соединяющий учебу и научную работу. На Отделении это реализовано таким образом, что после изучения общенаучных дисциплин (а то и – параллельно) студенты перемещаются в лаборатории ТИБОХ и там, рядом с опытными научными сотрудниками, шлифуют свое мастерство. Хочется надеяться, что когда-нибудь и в ДВГУ появятся современные научные подразделения, и студенты будут учиться «по высшему классу», не выходя за пределы учебного корпуса.
Блиц-интервью с выпускниками Отделения:
Алла ГУЗИЙ. Окончила курс обучения в Дальневосточном государственном университете в 2002 году. Училась в аспирантуре Отделения при ДВГУ. В 2006 году защитила кандидатскую диссертацию. Научный сотрудник ТИБОХ ДВО РАН. Многократный участник морских экспедиций.
– Студенты отделения «биоорганической химии и биотехнологии» много времени проводят в ТИБОХ. Начиная с третьего курса, у нас были лекции и практические занятия в Институте. Мы познакомились с разными направлениями биоорганической химии, интересными людьми. Я выполняла курсовые и дипломную работу в Лаборатории химии морских природных соединений Института.
С 2002 года работаю в той же лаборатории. Таким образом, благодаря обучению на Отделении, я нашла любимую работу. Основное направление научных исследований – изучение (выделение, установление химического строения и определение биологической функции) новых морских природных соединений из губок и асцидий.
В 2006 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности «биоорганическая химия». По результатам наших исследований опубликовано пять научных статей в зарубежных научных журналах, шесть статей в отечественных журналах, а также 11 тезисов докладов международных научных конференций.
Входила в состав экспедиций на научно-исследовательском судне «Академик Опарин» во Вьетнам в 2005 и 2007 годах, а в морской экспедиции в прибрежные воды Магаданской и Камчатской области и Курильских островов была ученым секретарем. В 2006 году в течение месяца работала в Неаполе в Институте химии биологически активных веществ Национального центра исследований Италии, исследования выполнялись в рамках Программы российско-итальянского сотрудничества по Соглашению РАН–НСИ (проект «Совместное исследование морских природных соединений: структура, биосинтез и биологическая активность»).
Наталия СПИЧЕНКОВА. Окончила университет в 2003 году. Все пять лет была старостой группы, по мнению студентов и преподавателей, лучшей старостой на Химфаке. После окончания была оставлена в университете заведующей лабораторией кафедры. Была избрана в состав Ученого совета ИХПЭ. С 2007 по 2008 г. работала в Москве, но затем вернулась в университет. В настоящее время является научным сотрудником НОЦ, соискателем ученой степени. Тема ее исследований – история биоорганической химии. Автор нескольких публикаций по этой теме.
– Мое знакомство с Отделением началось на Дне открытых дверей ДВГУ в 1998 году, где я впервые услышала увлекательный рассказ Виктора Евгеньевича Васьковского об уникальных исследованиях, которые проводят ученые в стенах ТИБОХ ДВО РАН и на Морской экспериментальной станции ТИБОХ ДВО РАН. Я поняла, что мой интерес к природе и всему живому может реализоваться на Отделении.
Пять лет обучения пролетели как один увлекательный и познавательный день, как мне сейчас кажется. Самое главное, что дало мне химическое образование – это целеустремленность, логическое мышление, понимать, что отрицательный результат – это тоже результат, умение выступать и говорить на конференциях. Со второго курса университета я знала, что мое призвание – это преподавание и работа со студентами, которое реализовалось по окончании вуза.
Мои знания в области химии мне очень пригодились и в работе на большом предприятии ООО «Нестле Россия» г. Москва в качестве специалиста по системе качества. Но судьба меня вновь вернула в родной город Владивосток, где я продолжаю трудиться в стенах родного вуза, организовывать проекты и конкурсы для студентов ДВГУ. Работа в университете дает мне постоянное общение с интереснейшими людьми, заставляет познавать что-то новое».
Кирилл ЛАГУТИН. Окончил университет в 2003 году. Недавно выиграл конкурс на замещение вакантной должности научного сотрудника в Новой Зеландии, в котором участвовало более 25 молодых ученых из разных стран.
– Моя история началась на Отделении биоорганической химии и биотехнологии ДВГУ, прошла через крупнейшие иностранные компании, работающие в России, и продолжается сейчас в Новой Зеландии в крупнейшей научно-исследовательской компании мирового уровня – Industrial Research Limited.
Когда мне было 18 лет, передо мной встал непростой вопрос – куда пойти учиться? Вузы кроме университета даже не рассматривались, но в таком выборе, который предлагает ДВГУ сегодня, недолго и заблудиться. И пройдя через метания от «менеджера по туризму» на факультете международного туризма до естественно «экономиста», я все-таки поступил на Химфак на отделение биоорганической химии и биотехнологии. Во многом это был случай, но я не жалею об этом случае до сих пор.
Студенческая жизнь была веселой, а учеба – очень интересной. У нас преподавали (они преподают и сейчас) не просто «теоретики», а ученые с мировыми именами и огромным опытом. Пожалуй, самое главное, чему они пытались научить нас – это интересоваться и думать! Эти навыки позволили мне успешно работать в компаниях, далеких от науки (например, Orange Business Services – дочерняя компания группы France Telecom или ООО «Марс» – «100% дочка» одной из крупнейших продуктовых компаний в мире Mars, Incorporated). Преподаватели, конечно, давали нам знания и не только фундаментальные, но и самые свежие из только что опубликованных статей. На Отделении есть уникальная возможность получить практику в реальных лабораториях лидирующего дальневосточного научно-исследовательского института Российской академии наук – ТИБОХ, а также в Институте биологии моря. Такое соединение фундаментальных и практических знаний, и длительная практика в одной из лучших липидных лаборатории помогли мне этим летом пройти конкурс в новозеландскую компанию IRL (Industrial Research Limited) на позицию Research Scientist. Поэтому у меня сейчас есть замечательная возможность писать вам в декабре-месяце из лета (за окном + 20оС).
А еще, как говорят здесь – «last, but not least» (последнее по порядку, но не по значению) – это удивительное время, которое в студенческие годы мы проводили у моря, на Морской экспериментальной станции (МЭС). И хотя это была обязательная практика, никто даже и не пытался улизнуть от нее, но, наоборот, некоторые старались съездить на две смены. Ведь МЭС расположена на берегу чистейшего моря рядом Дальневосточным морским заповедником. Вокруг лес, рядом песчаные пляжи и теплое море, и две недели интересного времени каждый год.
Это мои впечатления об Отделении биоорганической химии и биотехнологии и моя история о том, что мне дала учеба. Выбор за вами ...
Егор МАМИНОВ. Окончил университет в 2003 году. Капитан милиции, эксперт отдела физико-химических исследований экспертно-криминалистического центра (ЭКЦ) УВД по ПК.
– Обучение в ДВГУ внесло огромный вклад в мою скромную, ныне милицейскую, жизнь студента химика. Химический факультет ДВГУ дает огромную базовую подготовку молодому специалисту химику. На своем примере могу сказать, что, поступив на службу в экспертное подразделение ЭКЦ УВД по ПК, я попал в настоящую научно-исследовательскую лабораторию, в которой каждое исследование – это огромная научная работа, для проведения которой необходимы знания методов общей химии, аналитической химии: тонкослойной хроматографии, газожидкостной хроматографии, ИК и УФ-спектрометрии. Кроме того, для меня очень важно умение правильно пользоваться научной литературой, ПК и умение работать в сети интернет, что дало мне обучение на Отделении биоорганической химии и биотехнологии. Весь вышеперечисленный спектр методов физико-химических исследований вполне доступно и на высоком, современном уровне преподается для студентов химического факультета ДВГУ. Помимо этого, еще один немаловажный, а скорее всего основной фактор: «химфак» не просто дает теоретический курс знаний, а конкретно учит работать не только головой, но и руками, что поверьте мне, один из главных моментов в трудовой деятельности химика.
Олег ЧЕРНИКОВ. Окончил университет в 2004 году, кандидат биологических наук, научный сотрудник ТИБОХ ДВО РАН. Научно-исследовательскую работу в лаборатории химии неинфекционного иммунитета ТИБОХ начал, будучи студентом третьего курса. В начале четвертого курса прошел стажировку по работе с культурами клеток в Институте цитологии и генетики СО РАН (Новосибирск). После окончания университета поступил в аспирантуру ТИБОХ. Диссертацию защитил в 2008 году. В студенческие годы был победителем и призером ряда конкурсов. В 2007 году стал лауреатом конкурса «Лучшие аспиранты РАН». Выступал с докладами на конференциях разного уровня, включая XXI Тихоокеанский научный конгресс (12–18 июня 2007, Окинава, Япония), является соавтором свыше 20 научных работ, опубликованных в российских и международных изданиях.
– Во-первых, начну с того, что поступал я на несколько специальностей, но в итоге выбрал химию. Выбирал, правда, с опаской, хотя это был мой любимый предмет в школе, боялся, что потеряю интерес все время «химичить». Но рискнул и не прогадал!
Уровень преподавания был на высшем уровне, все фундаментальные знания подкреплялись современными исследованиями, ведь основное число преподавателей были активно работающими на современном мировом уровне учеными. Кроме теоретических знаний, приобрел множество практических навыков, как на лабораторных занятиях, так и на морской экспериментальной станции ТИБОХ ДВО РАН, куда мы с одногруппниками выезжали каждый год с превеликим удовольствием.
Ну а раз разговор зашел об одногруппниках, то скажу, что группа была у нас замечательная. Спустя уже четыре года после окончания университета, мы иногда собираемся, а с некоторыми я вижусь почти каждый день, ведь более половины группы поступило в аспирантуру и работает в ТИБОХ ДВО РАН. Благодаря обучению на Отделении, я получил глубокие и разносторонние знания, которые могли бы позволить работать во многих областях, но мой выбор научной работы был однозначен. Обучение на Отделении приучило меня все время искать новые знания, и делать это изо дня в день, – теперь моя работа.
Материалы подготовлены группой авторов под руководством члена-корреспондента РАН В.Е. Васьковского
Комментариев нет:
Отправить комментарий