Нынешним
летом на острове Попова прошло несколько смен детского лагеря на базе музея «Природа
моря и ее охрана» Дальневосточного морского биосферного заповедника Дальневосточного отделения Российской академии наук.
Школьники
из города Владивостока, а также из других городов Приморья ежегодно проводят каникулы на
острове Попова, но впервые в этом году сотрудники музея «Природа моря и ее
охрана» вели всю программу лагерной смены от начала до конца. В предыдущие годы
на базе музея проходили лагеря, в которые приезжали дети уже со своей
программой, а сотрудники музея добавляли в нее отдельные блоки. Взять полностью
на себя проведение детских лагерей – это ответственная и сложная работа.
Геологическую экскурсию по о. Попова ведет нач.
отдела экологического просвещения А.А. Гульбина
Как
рассказала Анна Алексеевна ГУЛЬБИНА, начальник отдела экопросвещения Дальневосточного
морского биосферного заповедника ДВО РАН, с 2010 года отменена привычная для
многих форма организации и оплаты отдыха детей через предприятие, на котором
работает родитель, и фонд социального страхования. Теперь уполномоченный орган
субъекта федерации частично компенсирует расходы на детский отдых. Размер
компенсации составляет 50% от стоимости базовой путевки. Детально с проблемой
можно познакомиться, прочитав Постановление от 30 апреля 2010 года № 164-па «О
размере и Порядке компенсации родителям (законным представителям) части
расходов на оплату стоимости путевки в организациях, оказывающих услуги отдыха
и оздоровления детей, в Приморском крае» на сайте Администрации Приморского
края.
Положительный
момент этого изменения заключается в том, что отпала необходимость заранее
делать заявку в фонд социального страхования на приобретение путевки в желаемый
лагерь или санаторий, или довольствоваться предложенным ограниченным числом
организаций для отдыха детей. Родители сами могут выбирать, куда направить
ребенка на отдых. Отрицательная сторона нового закона – то, что многие
предприятия вообще отказались от организации отдыха детей своих сотрудников, а
сами сотрудники не всегда в полной мере владеют информацией о своих
возможностях.
Органы
социальной защиты выплачивают компенсацию предприятиям, закупающим путевки для
отдыха детей сотрудников, то есть получить частичную компенсацию может только
юридическое лицо. Не секрет, что профсоюзных органов сейчас на многих
предприятий просто не существует, а если они и есть, то нередко работают формально.
В результате многие дети либо остаются дома, либо их родители сами покупают
путевку в частном порядке.
На геологической экскурсии по о. Попова.
Поскольку
работа по организации детского отдыха не связана с должностными обязанностями
экопросвещенцев и она очень специфична, Морской заповедник заключил договор с туристической
компанией, которая выполняет всю необходимую работу по оформлению документов,
приему денег, подготовке и оплате воспитателей, врача и прочих нужных в работе
лагеря специалистов, не предусмотренных в штате Морского заповедника. Заповедник,
в свою очередь, предоставляет помещение, соответствующее нормативным требованиям
по организации детских лагерей и предлагает свою, полностью расписанную от
начала до конца программу работы лагеря. Туристической компании рекомендовали
распространять путевки, в первую очередь, в учреждениях ДВО РАН. Но система
распространения путевок еще недостаточно отработана, поэтому детей сотрудников
Дальневосточного отделения РАН в лагере на острове Попова этим летом отдохнуло
немного.
Первый
заезд детей прошел с 6-го по 19 июня. Это, как известно, неблагоприятное и
холодное время для купания в море в наших краях, но лагерь прошел на «ура»!
Ребята уехали домой очень довольные. Специалист отдела экопросвещения Валентина
Высоцкая, волновались, как бы не «замучить» детей своим бесконечным
образованием, экскурсиями, играми и тренингами. И, как выяснилось – зря,
ребятам такой активный отдых для ума и души понравился.
Мастер-класс по морскому загрязнению «Попался,
кто в море жить собирался». Справа В.Высоцкая
Детей
было сравнительно немного, но разновозрастных – от 7-ми до 14-ти лет. Их не
делили по группам, а собрали всех вместе и, в конце концов, добились того, что
ребята сдружились и стали как одна семья. Старшие помогали младшим в быту и на
экскурсиях, когда нужно помочь пройти трудные участки маршрута, подстраховать
малышей. Так удачно прошла первая смена. Дети уехали в полном восторге с
желанием непременно вернуться на остров Попова вновь. И это несмотря на то, что
администрацией лагеря было поставлено жесткое условие: никаких компьютеров и
мобильных телефонов, только «мы и природа», – образ жизни, во многом
противоположный привычному, городскому с другими целями и задачами.
Родители
не только с трудом представляли, как их дети проживут без мобильных телефонов
на протяжении двух недель, но также беспокоились о поддержании связи с детьми.
Но и здесь все было предусмотрено: мамы и папы могли звонить в любое время
начальнику лагеря и справляться о своем ребенке, что они и делали. Вся смена
прошла без всяких ЧП, хорошо и интересно.
На экскурсии «Растения вокруг нас», педагог
В.Д. Небайкин
Затем,
с 20-го июня по 4 июля, прошла вторая, большая
по численности отдыхающих смена, в которой значительная группа детей приехала
из Комсомольска-на-Амуре. Удачный опыт предыдущего заезда был закреплен и
расширен. Анна Алексеевна говорит: «Мы теперь свою программу «Море интересов» научились
внедрять в любые образовательные смены лагерей таким образом, что дети уезжают
домой не замученные, а восторженные, потому что нам удалось найти такую форму
обучения, которая пробуждает в них интерес к природе в игровой форме».
Помимо
экологического, дети постигали азы экономического образования. Они всю смену
зарабатывали «эко» – такая валюта имела хождение на территории лагеря. В конце
смены состоялся аукцион, на котором ребята на эти «деньги» покупали экологическую
литературу о заповеднике, банданы, и другие «прикольные» вещицы.
Таким
образом, у них укреплялось понимание связи экономической и экологической
деятельности.
На экскурсии «Экология древнего человека».
Вместе
с руководителями ребята работали над интересными и важными для людей проектами,
например, «Эколого-экономическое обоснование развития острова Попова». Обсуждали,
каким они хотели бы видеть будущее острова, какие предприятия можно было бы
разместить без ущерба для островной среды, какие базы отдыха и где на острове
можно было бы построить, где и кем могли бы работать жители острова. Потом дети
распределяли должности между собой и становились руководителями животноводческих,
марикультурных ферм, директорами различных предприятий, к примеру, по установке
солнечных батарей, ветроэнергетических установок и так далее. Все ребята
получили бейджики, на которых были написаны имя, отчество и должность.
В
одной из ролевых игр Анна Алексеевна была ведущей программы «Дебаты», которая
проходила в прямом эфире в островной телевизионной студии. Конечно, пока что
такая студия существует только в представлении участников лагеря. Но ребята
вели себя так, как будто они находились в настоящей телестудии. Анна Алексеевна
начинала «эфир» так: «Сегодня мы с вами собрались в этой студии для того, чтобы
обсудить проблемы острова Попова и найти пути их решения…» Далее участники
программы обращались друг к другу так, как принято у взрослых: только по
имени-отчеству, что детям очень понравилось. Они рассказывали о своих планах,
подобно предпринимателям заключали торговые сделки: кто-то готов был забирать
все молоко с молочной фермы для реализации через свою сеть торговых палаток в
местах отдыха туристов, отдельная категория – «жители» острова Попова
«выбивали» себе скидки и льготы от представителей администрации. Ребята были в
восторге! Но при проведении «дебатов» всем участникам полагалось неукоснительно
придерживаться заранее оговоренных правил. Например, если кто-то выкрикивал
реплики с места, Анна Алексеевна напоминала присутствующим, что поскольку они
находятся в прямом телеэфире, нарушитель должен покинуть студию. Таковы условия
игры, и провинившийся «Иван Сергеевич» с сожалением подчинялся правилам. За
полтора часа Анна Алексеевна уставала, а ребята – нет, они были полны
энтузиазма продолжать прямой эфир и дальше.
А.А. Гульбина проводит экскурсию
Это
только один из примеров мероприятий, проводимых с детьми. А еще был «Город
мастеров», где ребята, вместе с хранителем музея Галиной Борисовной Корниенко, пользуясь
технологии эпохи древнего человека, лепили посуду из глины, делали поделки из природного
материала, которые могли увезти домой. Были и другие игры, например, «Лото»,
«Музей в вопросах и ответах», когда ребята не просто смотрят экспозицию, а находят
ответы на вопросы. У детей появляется заинтересованность, им хочется самим
быстрее во всем разобраться, даже какое-то личное соревнование возникает. Одним
словом, лагерь удался!
Мастер-класс «Лепка глиняной посуды методами древнего
человека». Справа хранитель музея «Природы моря и ее охраны» - Г. Корниенко .
Развлекательные мероприятия.
Вот
некоторые из писем, которые при отъезде ребята оставили тем, кто приедет на
смену.
«Я бывший жилец этой комнаты. Давай
я расскажу как тут все. Здесь классно! Особенно, что здесь вкусно кормят. Также
будете ходить на экскурсии и зарабатывать эко. Играть в подвижные игры. Климат
здесь не очень, но ближе к сентябрю море будет теплее. Директор лагеря
прикольный (смешной), если его не злить, так что здесь клево! Удачи тебе.»
Мы вместе! В центре, директор лагеря – И.Л. Мамаев, правее методисты отд. экологического просвещения Дальневосточного
морского заповедника О.Г. Алексеенко и В.Г. Высоцкая.
«Мальчик или девочка знай, в этом
лагере супер! Конкурсов много, экскурсий тоже. Директор вообще крут, он
занимается ушу, может вас научить!»
«Лагерь очень уматный! Походы и экскурсии
каждый день. Кормят очень вкусно. Медичка добрая. Будут дискотеки, конкурсы,
экскурсии. Все слушайте, потом по этой теме будут тесты. Удачи!»
Мастер-класс
«Поделки из природных материалов».
Комментариев нет:
Отправить комментарий