вторник, 8 июня 2010 г.

В.В. Путин и А.А. Фурсенко о Дальневосточном федеральном университете, интеграции вузовской и академической науки и прочем.

Материал взят с официального сайта Председателя Правительства РФ
Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел рабочую встречу с Министром образования и науки России А.А.Фурсенко

В ходе встречи обсуждались прежде всего вопросы интеграции вузовской и академической науки, а также подготовка к запуску проекта нового Дальневосточного университета.

Стенограмма начала встречи:

    В.В.Путин: Андрей Александрович! У нас сейчас осуществляется несколько программ по созданию и укреплению федеральных университетов, исследовательских университетов. Разработана программа поддержки вузовской науки и вообще образования. Вы знаете, недавно я был в Академии наук. В целом неплохо идет работа и по поддержке академической науки, но в Академии наук услышал озабоченность, связанную с тем, что, как считают ученые, в последнее время наблюдается некоторое противопоставление вузовской науки академической.    
    В этой связи хотел бы обратить Ваше внимание на то, что у нас - и Вы это хорошо знаете - в Советском Союзе, да и в России, основные средства всегда вкладывались в академическую науку. Я думаю, что вполне обоснованно то, что сейчас Министерство делает при поддержке Правительства: поддерживает и вузовское образование, и вузовскую науку. Но, разумеется, оба эти направления должны гармонично развиваться, вести к определенной, как сейчас модно говорить, синергии, давать общий хороший результат, ни в коем случае не должны быть противопоставлены друг другу. Первый вопрос как раз и заключается в этом - как министерство планирует организовать эту работу по двум направлениям? И потом еще вопрос, связанный с подготовкой к запуску проекта по Дальневосточному университету.

    А.А.Фурсенко: По синергии. Несколько лет тому назад, Владимир Владимирович, Вы подписали закон об интеграции науки и образования, где были сняты все барьеры между наукой и образованием, устранены искусственные препятствия к тому, чтобы создавать базовые кафедры в академических институтах и лаборатории академических институтов в университетах.
    То есть законодательно мы сняли какие бы то ни было препятствия к взаимодействию. Более того, могу сказать, что когда мы отбирали национальные исследовательские университеты - конкурс был, - то в составе конкурсной комиссии примерно третью часть составляли представители Академии наук, наши ведущие ученые. Именно они определяли, какие университеты следует поддержать. В качестве критериев они подчеркивали именно необходимость более тесной связи с фундаментальной наукой академии. И не случайно одним из победителей конкурса стал академический университет, который Вы хорошо знаете, - возглавляемый Жоресом Ивановичем Алферовым. Несмотря на то что это очень необычный университет (в нем очень мало ребят, и начинает он учить только с магистратуры), он оказался среди победителей и вместе со всеми остальными составляет эту сеть.
    Поэтому я считаю, что противопоставления нет, - есть желающие поговорить об этом. Но на самом деле это абсолютно деструктивно - не только противопоставление, если бы оно было, но и сами разговоры об этом.

    В.В.Путин: Понятно. То есть позиция министерства заключается в том, что...

    А.А.Фурсенко: ...что только совместная работа может дать реальный результат. Но при этом очень важно, чтобы вузы действительно были равноправными и сильными игроками в области проведения исследований.
    Внутренняя конкуренция важна не только для вузов - она важна и для Академии наук, потому что должна быть жесткая и честная конкуренция. И в этом плане могу сказать, что финансовая поддержка академии, на мой взгляд, ничуть не уступает.
    Мы оценивали ситуацию с победителями конкурсов в рамках федеральных целевых программ. Академические институты участвуют там примерно в том же объеме, что и различные университеты, высшая школа. Хотя, как Вы знаете, университетов у нас сегодня больше, чем академических институтов, и они более активно участвуют в федеральных целевых программах, потому что часть академических институтов, к сожалению, зациклена на своем внутреннем финансировании, считая, что участвовать в каких-то конкурсах не так и обязательно.


    Большая часть академических институтов участвует в конкурсах, которые проводят наши фонды - Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд. И там большинство победителей - это как раз представители академической науки. Поэтому я думаю, что разговоры о противопоставлении - искусственные. Иногда их ведут те люди, которые по тем или иным причинам не смогли выиграть конкурс, а иногда - те люди, которые не хотят участвовать в этих конкурсах, потому что считают, что деньги должны давать просто так. Это тоже есть, к сожалению. Хотя могу сказать, к счастью, самые сильные академические институты участвуют и побеждают.

    В.В.Путин: Мы разговаривали с президентом Академии наук по поводу участия академии в запуске проекта нового Дальневосточного университета на острове Русский, который должен состояться после проведения АТЭС. Как идет работа?

    А.А.Фурсенко: Там есть одна проблема, которая связана с тем, что кандидатура на должность ректора этого университета - мы как раз хотели бы, чтобы она «пришла» не из высшей школы, а именно из Академии наук... Мы даже обращались в академию с просьбой дать нам кандидатуры, но люди из академических институтов хотели бы остаться у себя на работе. В этом и есть проблема. Я могу сказать, что на самом деле там, куда приходят люди из академии и возглавляют работу вузов, там есть результат. Вот, например, Сибирский федеральный университет возглавил очень известный академик Ваганов - человек с очень хорошей научной репутацией. Он пришел из Академии наук. Я считаю, что именно поэтому Сибирский федеральный университет сегодня является одним из лидеров среди университетов новой формации.

    В.В.Путин: Нужно продолжить усилия по формированию не только кадрового состава будущего Дальневосточного университета, но и по созданию концепции его развития. Мало построить здания - нужны интеллектуальное сопровождение и наполнение.

    А.А.Фурсенко: Концепцией мы занимаемся очень активно. Сегодня высшая школа на Дальнем Востоке, пожалуй как нигде в России, интегрирована с Академией наук. И высокое качество целого ряда факультетов, кафедр определяется тем, что во главе их стоят заведующие лабораториями, директора академических институтов - люди с очень хорошей научной репутацией. Их возможности видны и молодым ребятам, они тянутся за ними. Вы помните, Вы встречались с некоторыми их представителями. И они говорят, что это взаимодействие высшей школы и академии и определяет как успех Дальневосточного отделения Академии наук, так и достаточно хорошее качество университетов на Дальнем Востоке. Это тоже одно из доказательств того, что это противопоставление искусственно и деструктивно.

    В.В.Путин: Я сейчас не о противопоставлении. Я говорю о том, что нам нужно довести до конца запуск нового Дальневосточного университета. Вот я о чем говорю. И прошу Вас не упускать это из виду. И следующая тема: закончился учебный год. Как наши высшие учебные заведения - университеты, институты, другие учебные заведения - готовы к работе с выпускниками школ, с абитуриентами?

    А.А.Фурсенко: Сегодня есть опасная проблема - я однажды Вам уже докладывал - это то, что из-за демографии у нас падает количество выпускников. И сегодня вузы борются за каждого выпускника, особенно за тех, кто показывает хорошие знания.
    Какие есть положительные тенденции? В этом году количество выпускников, которые сдают Единый государственный экзамен по таким предметам, как информатика, физика, химия, возросло. У нас общее количество выпускников падает, а людей, которые сдают ЕГЭ, - возрастает. Это означает, что та работа по профориентации, которую ведут и вузы, и Правительство, не проходит зря и ребята начинают в большей степени интересоваться точными науками, в перспективе - реальной экономикой. Причем возрастание существенное. Например, количество ребят, которые сдают в этом году химию, выросло на 30%, информатику - почти на 20%.
    Вузы волнуются. Я бы сказал, что сегодня, сейчас волнуются выпускники, но еще больше волнуются вузы. Сколько им удастся набрать хороших ребят для учебы? Я знаю, что идет серьезная профориентационная работа, идет агитация, и эту работу сейчас мы вводим в регулярные рамки. Сегодня гораздо активнее и Союз ректоров, и ведущие вузы - исследовательские, федеральные - работают непосредственно со школами.
    У нас сейчас, к счастью, меняется в лучшую сторону ориентация молодых ребят. Мы видим, что больше ребят пошло в науку, в инновационный сектор. Но с учетом демографической ситуации этого недостаточно. И мы хотели бы предложить - мы начали разрабатывать программу по переподготовке уже взрослых людей, для того чтобы они смогли работать в новой экономике, в инновационной экономике.

    В.В.Путин: Таким образом можно было бы занять и профессорско-преподавательский состав вузов. АТЭС

    А.А.Фурсенко: Да. Это очень важно, потому что это новые рабочие места, и, кстати, интересные рабочие места. Если бы Вы поддержали это предложение, то я просил бы дать соответствующее поручение нам вместе с Минэкономразвития и Минфином, для того чтобы мы такую программу разработали и внесли в Правительство. Потому что опыт комплексной модернизации общей школы у нас уже есть - в рамках нацпроектов: Вы помните, были проекты по комплексной модернизации. Сегодня, мне кажется, такую программу надо делать с участием регионов. Очень важно, чтобы регионы включились в реформирование, модернизацию профессионального образования.

    В.В.Путин: Хорошо, подготовьте предложения. Сформулируйте.

Комментариев нет:

Отправить комментарий