воскресенье, 6 июня 2010 г.

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ОКЕАНА ВО ВЛАДИВОСТОКЕ

Публикуется с любезного разрешения автора Лилии Кондрашовой

Лилия Геннадьевна Кондрашова


Всемирный день океана пройдет 8 июня в Институте биологии моря им. А.В. Жирмунского ДВО РАН. На праздник соберутся участники краевого конкурса школьных творческих работ «Город у Моря-2010».

Организаторы конкурса: Музей Института биологии моря имени А.В. Жирмунского ДВО РАН, Фонд «Феникс» и «Альянс Франсез» - Владивосток, при поддержке Сети Мирового Океана.

Цель конкурса - повысить интерес школьников к вопросам, связанным с исследованием и сохранением морей, рек и озер и их обитателей.

«Город у Моря - 2010» приурочен к трем важным датам. ООН провозгласила 2010 год Международным Годом Биоразнообразия. Кроме того, это год Франции в России, а также 11 июня исполняется 100 лет со дня рождения всемирно известного французского исследователя подводного мира Жак-Ива Кусто.


На конкурс было представлено 103 работы от 150 участников из 22 образовательных учреждений г. Владивостока и края. Из отдаленных участников – центр экологического образования «Намба» из с. Новопокровка Красноармейского района и школа №4 г. Дальнереченска. Школьники 5-11 классов, а также группа дошкольников, прислали свои слайд-презентации, рисунки, плакаты, коллажи, эссе и комиксы по двум номинациям: «Мои встречи с морем» и «Экспедиция команды Ж.-И. Кусто в Приморье».

Наибольшее количество работ подали средняя школа № 79, Школа-интернат для одаренных детей им. Н.Н. Дубинина. Учащиеся этих учебных заведений активно участвуют в конкурсе на протяжении нескольких лет и неизменно становятся призерами.

Во Всемирный день Океана пройдет награждение победителей конкурса.

Обладатели Гран-при конкурса отправятся в недельные экологические лагеря в живописных уголках Приморского края. Остальные победители получат призы туристической направленности, книги и полезные сувениры.


Все участники получат дипломы и Международные Паспорта Гражданина Океана. Суть этого документа - научить ребенка или подростка, какие простые действия в повседневной жизни он может предпринять, чтобы внести свой личный вклад в сохранение моря.

Справки по тел: (4232) 32-05-43 Кондрашова Лилия Геннадьевна
20-50-53 Белим Ирина



«Это такая удивительная профессия – познавать море»


Так написала в своем эссе участница конкурса «Профессия – морской биолог», победители которого прошли обучение в Школе по морской биологии.

III Школа по морской биологии для старшеклассников, посвященная памяти В.Л. Касьянова (ШМБ) прошла 20-21 апреля в Институте биологии моря им. А.В. Жирмунского ДВО РАН. Участниками школы стали ученики 9-10 классов школ г. Владивостока – участники конкурса эссе «Профессия – морской биолог» и победители олимпиад по биологии и экологии, отобранные по результатам анкетирования.


Инициатива проведения ШМБ принадлежит Музею ИБМ ДВО РАН, который и является организатором и координатором Школы.

Школа по морской биологии – это в своем роде «профессиональная проба», ориентированная на знакомство с различными видами деятельности морского биолога, на возможность погрузиться в действительный, а не сконструированный, игровой мир науки. Приоритет в программе отдается практическим формам работы, чем объясняется небольшая группа участников – всего 20-25 человек.

Программа школы составлялась с учетом интересов школьников. По результатам анкетирования победителей олимпиад были выявлены наиболее интересующие их направления биологии и их запросы. Участники ШМБ хотели узнать, какова жизнь человека, связавшего себя с биологией, поработать на современных микроскопах, поучаствовать в практических занятиях. Большинство участников были заинтересованы в получении новых знаний по генетике и клеточной биологии.


В программу ШМБ был включен традиционный семинар «Где работают биологи?», который разработан для демонстрации разнообразия направлений современной биологии и широты областей специализации профессионального биолога.

Возможные перспективы для специалиста биолога в будущем были представлены в презентациях о «Приморском океанариуме» и «Природном парке», проектируемых на острове Русский. О поисках своего дела в жизни, об определении научных интересов и про студенческую жизнь участники школы узнали из рассказа Екатерины Петровой, студентки 5 курса АЭМББТ ДВГУ «Путь из школьника в биологи, или непридуманные приключения исследователя медуз».

В программу школы вошли практикумы «Генетики – кто они?» в лаборатории генетики, «Клетка – это красиво!» в лаборатории клеточных технологий, «Ихтиологи в море и на суше» в лаборатории ихтиологии, «Что такое биомедицинские технологии?» в лаборатории фармакологии и «Возможно ли открыть новый вид животных?» в лаборатории продукционной биологии.

В завершение Школы по морской биологии участники ШМБ встретились с директором Института биологии моря им. А.В. Жирмунского ДВО РАН академиком А.В. Адриановым и смогли задать ему вопросы о системе биологического образования в России, возможностях обучения в университетах Владивостока и Москвы, об образовательных реформах и о том, как становятся «большими начальниками».

В организации и проведении Школы приняли участие студенты – старшекурсники АЭМББТ ДВГУ, аспиранты и молодые сотрудники ИБМ, преимущественно выпускники МАМБ.

По результатам опроса участников III Школы по морской биологии, посвященной памяти В.Л. Касьянова было выяснено, что наиболее ценным для участников стало участие в практических занятиях в лабораториях института. А также комфортная и доброжелательная обстановка в институте. После ШМБ у большинства участников возрос интерес к биологии.

Один из участников ШМБ на просьбу описать самое яркое впечатление школы написал: «Все биологи умные, позитивные и доброжелательные люди».

III Школа по морской биологии для старшеклассников, посвященная памяти В.Л. Касьянова, проводилась при грантовой поддержке Президиума ДВО РАН.

С эссе победителей конкурса «Профессия – морской биолог», подробной программой школы, а также фотографиями можно ознакомиться на сайте Музея

Лилия КОНДРАШОВА,
координатор образовательных программ
Музея ИБМ ДВО РАН


Подведены итоги конкурса «Профессия – морской биолог»
1 место заняла Овчинникова Ирина – автор эссе «Человек и море» ученица 9 «А» класса МОУ СОШ № 79

Я родилась в городе, расположенном на берегу моря. И уже давно привыкла к тому, что когда я выхожу из дома по утрам, меня встречает свежий морской ветерок. А по вечерам я могу прогуляться по берегу моря, слушать шум прибоя и крики чаек.

Я как-то задумалась, а ведь не всем судьба дала возможность жить у моря. Это большое счастье. Миллионы моих сверстников живут далеко от морского побережья и видели море лишь в кино или на картинках. Для того чтобы почувствовать то, что чувствую я, им необходимо долго лететь на самолете, либо ехать в поезде. И тогда я поняла, каким бесценным даром я обладаю. Я могу жарким летним днем искупаться в ласковых волнах, полежать на теплом песке, перебирая камушки и ракушки.

А Вы когда-нибудь задумывались о том, что такое море, что оно значит в Вашей жизни? Как оно влияет на судьбы людей?

Море может нежно ласкать прибоем, может играть с Вами, перебрасывая с волны на волну. Но море изменчиво. Оно за несколько минуты способно измениться. Я знаю другое море. Оно с грохотом обрушивается на берег, разбивая камни. Однажды в Преображении я видела, как под напором огромных волн, рухнула целая скала, перегородив пляж, по которому еще вчера мы гуляли. Рев и шум такого моря я не забуду никогда.


Что мы знаем о море? О его обитателях? Океан занимает большую площадь на Земном шаре, чем суша. У него свои законы и правила. И не всегда он готов поделиться своими тайнами с людьми. За много веков своего существования на Земле люди лишь слегка приоткрыли завесу тайны океана. Что происходит в океане на большой глубине, где никогда не бывает солнечного света? Почему существует жизнь в воде при температуре выше ста градусов по Цельсию? А что происходит под многометровой толщей льда, куда нет ходу ни одному человеку? Я уверена, что жизнь есть повсюду. Нужно научиться понимать океан, а для этого необходимы знания.


Как-то на уроке, я узнала, что есть такая профессия – Морской биолог. Это ученый, занимающийся изучением жизни в океане. Наука морская биология сможет дать мне ответы на все мои вопросы. Как я понимаю, океан – это очень тонкая, взаимозависимая структура, нарушение которой может привести к экологической катастрофе. Океан дает жизнь всему на Земном шаре. Изучение океана очень важно для человечества. Океан может накормить всех жителей Земли. Он чрезвычайно богат. А главная задача морского биолога не в том, чтобы изучить и описать всех представителей морской флоры и фауны, а в том, чтобы сохранить и приумножить богатства океана. Научиться грамотно использовать его дары. Морепродукты очень полезны для человеческого организма. Они богаты минералами и витаминами. Морская вода по составу близка крови человека. Питаясь продуктами моря, человек на много продлевает свою жизнь.

Как красив подводный мир! Я мечтаю научиться плавать под водой, чтобы своими глазами увидеть это чудо. Если бы я стала морским биологом, я бы хотела посвятить свою жизнь изучению Тихого океана. На мой взгляд, это самый загадочный и малоизученный океан. Его глубины таят тайны непостижимые человеческому сознанию. В его водах обитают гигантские кальмары – чудовища, которые в древности пугали мореплавателей.


А может быть где-то в Тихом океане спрятано великое открытие, которое не только спасет все человечество, но избавит людей от старости и позволит жить долго и счастливо.

Людям надо научиться жить в гармонии с океаном. Нельзя безжалостно уничтожать его ресурсы. Нельзя ради сиюминутной выгоды разрушать экосистему океана. Я думаю, что пора людям научиться самим выращивать необходимые промысловые морепродукты. Должны существовать научно организованные морские фермы, заводы, где будут выращиваться промысловые виды рыб, моллюски и другие морепродукты. Если человек что-то берет у моря, то должен обязательно вернуть, восполнить, восстановить.

Знания и опыт морской биологии очень ценны – это дело будущего. Изучая жизнь моря, его обитателей, люди смогут изменить свою жизнь, свое отношение к морю, станут намного добрей и мудрей. Будущее человечества связано с океаном. Люди мечтают о далеких космических путешествиях, совершенно забывая о том, что у них совсем рядом целый океан неизученных возможностей, который имеет гораздо больше практической ценности и значимости для человечества. На планете Земля есть все для счастливой жизни людей, нужно только научиться правильно распоряжаться нашими богатствами




Комментариев нет:

Отправить комментарий