В.И. Голов
В одной из
статей, которую наш постоянный автор
Владимир Иванович ГОЛОВ написал в «Дальневосточный учёный», есть
строчки, простыми словами говорящими о старой, как мир истине: «…мы все, живущие на этой планете люди –
земляне, мы призваны заниматься земными делами: растить и воспитывать детей,
хорошо трудиться и обмениваться культурными ценностями. Искусство, как никакой
другой вид деятельности, позволяет донести до сердца другого человека свои
мысли, чувства и устремления». Владимиру Ивановичу это удалось и не раз; как
в науке, так и в искусстве.
Владимир Иванович
Голов, главный научный сотрудник Биолого-почвенного института ДВО РАН, доктор биологических
наук более полувека отдал науке в стенах Биолого-почвенного института ДВО РАН.
Он – признанный учёный, крупнейший специалист в
области почвоведения и агрохимии. Замечательный человек с обширным кругом
интересов. Неравнодушный и общительный, дружелюбный и обаятельный, весёлый и
остроумный...
Детство,
как и у всего военного поколения, было нелёгким. Родился он перед Великой
Отечественной войной в многодетной семье (три сестры и четыре брата). Двое
братьев умерли в раннем детстве, в основном, от недоедания, вызванного
хозяйственной разрухой и войной.
В
детстве и юности, как и большинство послевоенных мальчишек, Владимир Иванович мечтал
стать военным моряком. Романтика моря, красивая форма, повышенное внимание
девушек притягивали! Но основная причина заключалась в том, что до окончания
средней школы он жил в Амурской области и море видел только на репродукциях картин
Айвазовского, в кино и, самое главное, в ярких солнечных мечтах! Комиссия
военкомата, которая распределяла ребят по воинским специальностям, посчитала его
негодным для флота из-за дефицита веса (до нормы не хватило 15 кг).
Решение
стать учёным пришло благодаря двоюродному брату Геннадию Васильевичу Голову. Геннадий жил в
Благовещенске и учился в сельскохозяйственном институте (ныне ДальГАУ). Он был
старше Владимира Ивановича на 10 лет, служил во флоте и в августе 1945 года
принимал участие в войне с Японией. Геннадий был непререкаемым авторитетом для Владимира
Ивановича и посоветовал ему поступать на тот же агрономический факультет, на
котором он учился к тому времени уже на 2-ом курсе.
Впоследствии
Геннадий Васильевич стал известным агрохимиком, много лет преподавал в этом же вузе,
затем работал заместителем директора ВНИИ сои в период его организации и
становления (1968-1971 годы), а в последние годы жизни перешел на работу в
Ботанический сад Амурского научного центра ДВО РАН.
В
период учёбы в БСХИ в Благовещенск приехали из западных регионов страны много
интересных и очень квалифицированных профессоров. Приезжали по разным причинам.
Были ссыльные за проживание на временно оккупированной территории, были те, кто
переехал из романтических соображений – регион отдалённый и малообжитый, слабо
изученный во многих отношениях. Из вновь прибывших особенно выделялись:
профессор химии В.В. Тихомиров, почвовед, профессор А.Т. Терентьев, доцент А.П.
Тильба, преподававший ботанику и лесоведение. Постепенно у этой профессуры
подросли ученики, окончившие в разные годы институт сельского хозяйства, ставшие
в дальнейшем известными учёными: профессор В.Т. Куркаев (агрохимия), профессор
Т.Е. Малофеев (экономика и организация сельского хозяйства), профессор М.Г. Гершевич
(механизация сельского хозяйства) и другие. Всех их отличал талант, увлечённость
своим делом, позволявшая подниматься выше житейской суеты и бытовой
неустроенности.
На
Амурскую опытную станцию, где после окончания вуза начал работать Владимир
Иванович, летом для проведения полевых опытов приезжали молодые учёные
лаборатории биохимии и физиологии растений ДВ филиала СО АН СССР, которую
возглавлял И.Ф. Беликов. Здесь он познакомился с сотрудниками Беликова: Б.Ф. Жирновым,
А.В. Крыловым, Э.П. Костецким, ставшими впоследствии известными учёными. Этих
ребят отличала внутренняя свобода и независимость в суждениях. Они смело
говорили о «лысенковщине» в науке, о пороках и недостатках общественного
устройства в стране, чем разительно отличались от коллег Владимира Ивановича.
Именно
тогда возникло и окрепло желание заниматься наукой в Академии наук. Поэтому Владимир
Иванович, отработав по распределению положенные три года, переехал во
Владивосток, где в это время (9 февраля 1962 года) открылся Биолого-почвенный
институт. Уже с апреля месяца он приступил к работе в должности старшего
лаборанта лаборатории почвоведения, которую тогда возглавлял кандидат сельскохозяйственных
наук Г.И. Иванов. Нужно подчеркнуть, что академические учёные не могли стоять в
стороне от грандиозных планов преобразования природы, которыми жила страна. Их
призывали при планировании НИР быть ближе к сельскохозяйственной практике, где
ситуация была критической. Многое, конечно, зависело от лидера, и если таковой
появлялся, тематика исследований могла существенно преобразиться и стать
практически прикладной, как произошло после перехода на работу в БПИ академика
ВАСХНИЛ доктора сельскохозяйственных наук Б.А. Неунылова. Прикладные задачи
решались в лабораториях И.Ф. Беликова и В.Г. Рейфмана.
Работая
на опытной станции, Владимир Иванович занимался поисками увеличения эффективности
применения минеральных удобрений при выращивании сои. Поскольку основные
удобрения, содержащие азот, фосфор и калий при внесении под сою были
неэффективны, пришлось изучать влияние других элементов питания, которые
практически не применяли в качестве удобрений. С энергией, свойственной
молодости, он собрался исследовать всю таблицу элементов Менделеева. Во всяком
случае, изучил действие микроэлементов, соли которых удавалось найти. В первый
же год исследований они получили удвоение урожая зерна сои от внесения всего 25
грамм молибдена на 1 га. Владимира Ивановича это настолько потрясло, что молибденом
он занимается до сегодняшнего дня.
Затем,
вместе с коллегами подробно изучил круговорот этого элемента в агрофитоценозах,
установили причину беспрецедентного истощения почв этим элементом и отработали
способы борьбы с его недостатком в посевах сои. Примерно по такому плану
изучили другие малоизвестные элементы. Поскольку он стал работать в
академическом институте, решил исследовать те аспекты проблем, которые ему
никогда бы не позволили изучать в отраслевом институте. Например, миграцию
питательных элементов с воздушным звеном, для чего приходилось анализировать
жидкие и твёрдые осадки при разном удалении от береговой линии океана, поскольку
известно, что океан поставляет многие элементы на сушу. В то время эти
исследования только начинались.
Наиболее
важным из сделанного на сегодняшний день Владимир Иванович считает создание
органоминеральных (торфогуминовых) удобрений нового поколения, на которые исследователи
получили патент в 2009 году. А в 2010 году разработка была признана Президиумом
Российской сельскохозяйственной академии лучшей в России. Преимущества этих
удобрений перед чистыми минеральными удобрениями очевидны даже неспециалисту.
Искусственные минеральные удобрения – это совсем не естественная пища для
растений. Их интенсивное применение в период «зеленой революции» в 60-80-е годы
минувшего столетия хоть и отодвинули на время продовольственную проблему, вызванную
резким ростом населения нашей планеты, но породили много глобальных
экологических проблем (эвтрофикация водоёмов, парниковый эффект, накопление
нитратов в овощной и кормовой продукции и так далее).
Торфогуминовые
удобрения хороши тем, что элементы питания, содержащиеся в них, имеют более
высокий коэффициент усвоения растениями (90-100%, при 30-50% у минеральных
удобрений), поэтому не создают перечисленные выше экологические проблемы,
экономят дорогие минеральные удобрения и, благодаря высоким адсорбционным
свойствам, не вымываются из почвенного профиля в грунтовые воды. Важно, что сырья
для его производства на Дальнем Востоке очень много.
Сегодня
Владимир Иванович, как куратор группы микроэлементов лаборатории почвоведения и
экологии почв, поддерживает постоянную связь со многими вузами Владивостока.
Поиски способной к научной деятельности молодёжи ведутся им сразу в нескольких
вузах, где готовят почвоведов, экологов, химиков, агрономов и других. Сейчас
ДВФУ хорошо снабжается оборудованием, повысили стипендию студентам, специальность
стала выглядеть более привлекательной и интересной, а потому и результат не
замедлил сказаться, – наборы увеличились, и в первую очередь, на почвоведение.
В
отношении студентов В.И. Голову импонирует принцип академика Л.А. Арцимовича,
который утверждал, что «студент – это не сосуд, который нужно заполнить знаниями,
а факел, который нужно зажечь». Студентов необходимо увлечь своей темой,
научным направлением, проблемой, и для этого не стоит жалеть ни времени, ни
сил. Под его руководством защитилось четыре кандидата наук, и сейчас он ведёт
двух аспирантов и двух соискателей. Все они разные, одних приходилось и
приходится опекать и постоянно поддерживать, других деликатно сдерживать и
призывать к здравому смыслу, но все они талантливы и одержимы и, что самое
главное, в них горит огонь познаний!
В
семье Владимира Ивановича двое сыновей. Внуки, а их тоже двое, – оба мальчики.
По его стопам, к сожалению, никто из них не пошел. Старший сын стал
врачом-хирургом, младший – механиком (судовые и силовые установки). Однако все
увлекались музыкой.
Профессионально
занималась этим только жена, которая в своё время окончила музыкальную школу, а
затем музыкальное училище и несколько лет работала учителем пения в школе. Владимир
Иванович увлекся хоровым пением ещё в школе и, работая долгое время в БПИ, стал
заниматься в академическом хоре «Коллаж» со дня его основания. О хоре он несколько
раз писал в нашей газете. Музыка очень помогает ему в научной работе, где
необходимы не только терпение, трудолюбие и целеустремленность, но и
вдохновение, фантазия и умение отвлечься от «суеты и будней».
А ещё ему помогает
шутка. Гораций в свое время говорил: «Шутка, насмешливое слово часто удачнее и
лучше определяет даже важные вещи, чем серьёзное и глубокое изучение». Этот
афоризм Владимир Иванович доказывает всей своей жизнью не только себе, но и своим
коллегам, которые занимаются рядом с ним изучением самых серьёзных вещей и
разделяют его мнение о том, что к месту сказанная шутка помогает и в жизни, и в
работе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий