В.И. Голов
Хочу
сделать небольшое дополнение к обстоятельной статье администратора хора
«Коллаж» Т.Ю. Бутенко по поводу 35-летия нашего хора, которое будет касаться работающего
в Биолого-почвенном институте молодого и поющего пополнения. Этих ребят и
девушек (таковыми они для меня являются в силу разных возрастных категорий) я
хорошо знаю не только потому, что пою с ними, но и работаю в одном коллективе
уже не один год. Все они талантливы, энергичны (все стали кандидатами наук, не
выходя из молодёжного возраста), в хорошем смысле амбициозны, и поэтому
перспективны как учёные и к тому же поющие. Своим появлением они привнесли
свежую энергию, азарт и новые пристрастия к другим песням, мелодиям и ритмам. Когда
коллектив не обновляется и стареет вместе с репертуаром, он неминуемо теряет
популярность и эмоциональную притягательность. Таковы реалии жизни. Хористы
старшего поколения с годами все больше ностальгируют по тем песням и мелодиям,
которые слушали и пели в молодости, тем более, если это было связано какими-то потрясениями (войной, репрессиями
или другой бедой). И в этом нет ничего старомодного или предосудительного,
потому что песни рождаются временем, а исполняются душой и сердцем, как исстари
повелось на Руси. Об этом образно и эмоционально написал современник нашего,
тогда еще только зарождающегося «Коллажа» поэт Булат Окуджава:
«Но из
прошлого, из былой печали,
Как
не сетую, как там не молю,
Проливается
черными ручьями
Эта
музыка прямо в кровь мою».
Кто
же они, эти молодые певцы и певуньи, пришедшие к нам в последние годы и, можно
сказать, задающие ныне тон и ритм нашей исполнительской деятельности и
заражающие нас своей энергией и неравнодушием?
Дмитрий
Атопкин (драматический тенор), обладает хорошей музыкальной памятью и отличной
техникой игры на гитаре, которой он овладел ещё в университете, принимая
активное участие в студенческих, бардовских тусовках, в походах и у костра
после трудного дня. Он с детства увлекался песнопением и общеобразовательную школу
закончил весьма успешно, на 4 и 5. Причем симптоматично то, что пятёрки он имел
только по математике, геометрии и, конечно, по музыке. Математика ему помогала
рассчитать, когда и во сколько ему обойдется поездка на бардовский конкурс, а
геометрия – каким образом туда можно быстрее добраться в отсутствии GPS и автомашины с навигатором. В «Коллаж» он пришел в
2006 году, став через полгода солистом хора, а еще через полтора – кандидатом
наук.
Дуэт
Д. Атопкин и Л. Яковченко, ведущая концерта Т. Бутенко, 8 мая 2010 г.
Лидия
Яковченко (сопрано, но ей доступен и диапазон меццо-сопрано), в отличие от Димы
Атопкина пением систематически не занималась до встречи с нашими руководителями
– Валерией Абашиной и Еленой Селиверстовой, которые обнаружив в ней уникальный
самородок, безотлагательно принялись за шлифовку и огранку ее голоса. Теперь
они с Дмитрием Атопкиным успешно поют дуэтом не только в стенах академических
институтов, но и далеко за их пределами. Природа щедро наделила её не только
музыкальными способностями, изящной стремительной походкой и очаровательной
манерой говорить длинными и плотными очередями, которые не оставляют надежды на
вопросы и возражения, но и неуёмным стремлением сделать как можно больше в
нашей скоротечной жизни («…и жить торопится, и чувствовать спешит»). И это у неё
здорово получается. Она рано защитила кандидатскую и сейчас успешно и
продуктивно работает как у нас в России, где наукой заниматься почти
невозможно, так и за рубежом, где к учёным относятся как к святым.
Наталья
Нарышкина (сопрано), имея такую родословную, она, конечно, не могла не
приобщиться к искусству, поэтому наряду с общеобразовательной школой закончила
музыкальную, как это было принято в российском дворянском сословии. Генетическая
память и воспитание этой красивой и энергичной, хотя внешне очень спокойной и
сдержанной, женщины всегда побуждали её вести жизнь деятельную и победоносную во
благо многострадального народа и загнанной чиновничьим произволом науки. Она
одинаково успешна как на поприще профсоюзной деятельности, так и научной, а
теперь еще и хоровой.
Для
Анны Расщепкиной (альт) жизненным девизом всегда было: «не бойся, не надейся,
не проси», поэтому всего в жизни добивалась повседневным и упорным трудом и
чтобы не стать роботом, а оставаться эмоциональной и привлекательной женщиной, пришла
в хор. В «Коллаже» она успешно поёт уже вторую пятилетку, которую, как было
принято в советские времена, старается выполнить за три года, так как хорошо
понимает, что победить можно только в борьбе, а те, кто отказался от неё, уже
проиграли. Она, как и все упомянутые здесь молодые женщины – кандидат наук и с
оптимизмом смотрит в будущее, потому что трудится и поет.
Петр Фисенко (лирический тенор) обладает красивым
голосом, веселым нравом и колоритной внешностью купца первой гильдии. Он
получил хорошее образование, как общее, так и музыкальное, поэтому может петь как
на слух, так и с листа. Они с Дмитрием Атопкиным не только укрепили вечно
бедную и незвучащую теноровую партию, но и украсили весь хор. За прошедшие годы
все они защитили кандидатские диссертации, плодотворно работают.
Но обретённая радость совместной творческой работы с
такой молодёжью, как в науке, так и в песенном творчестве, омрачается
проведением неуклюжих реформ правительства в отношении РАН. Вот что написал на
днях академик Александр Некипелов в своей статье: «На Дальнем Востоке уже началась серьезная охота на российских учёных» «Идейная ущербность принятого закона уже проявляется
достаточно активно. Отовсюду идет информация, что молодые учёные резко
активизировали рассылку резюме в научные и образовательные организации по всем
странам. На Дальнем Востоке уже началась серьёзная охота на российских ученых –
наши китайские и южно-корейские друзья предлагают целым лабораториям поменять
место жительства», – так оценивает ситуацию в российской науке после принятия
закона о реформе РАН академик Александр Некипелов.
На сегодняшний день за рубежом уже работает более четверти сотрудников РАН,
перебравшихся с началом пресловутой «перестройки», причём работают весьма
успешно, пока наше правительство выискивает универсальный показатель
эффективности научного поиска, чтобы создать видимость законного сокращения
штатов РАН. Хотя универсальных показателей в принципе не существует, как и в
других отраслях деятельности. А если подсчитать, сколько потеряно талантливых
ученых (Леонтьев, Кондратьев, Зворыкин и др.) принесших колоссальную пользу экономике
и науке другим странам, можно дойти до отчаяния. А сколько лауреатов
Нобелевских премий мы потеряли, в том числе писателей, инженеров, художников,
музыкантов по вине правительств, возглавлявших многострадальную Россию с 1917
года, хочется петь бурлацкие песни из шаляпинского репертуара. А жаль, – ведь
существуют же народы, которые поют более оптимистичные песни.
Владимир ГОЛОВ,
главный научный сотрудник
Биолого-почвенного института БПИ ДВО РАН,
доктор биологических наук
Фото А. Моисеенко, Ю. Шубина, Т. Бутенко
Фото А. Моисеенко, Ю. Шубина, Т. Бутенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий