воскресенье, 15 января 2023 г.

Юрий АВДЕЕВ: «Абсолютный рост численности населения – как Национальная идея России»

 

Юрий Алексеевич АВДЕЕВ

Поколение первых послевоенных лет, к которому отношусь и я, казалось счастливым, потому что более 70 лет прожили без войны. Но нет, оказалось, что теперь и нас задевает её страшное крыло. – Не потому, что кто-то из нынешних «стариков» окажется в числе мобилизованных, хотя, честно сказать, желание быть на Донбассе в рядах тех, кого украинские власти назвали «сепарами» было, поскольку это моя родина, и кто её разрушает, мне не нужно объяснять. Но есть дети, внуки призывного возраста, а хуже всего, что с каждым днём планетарный апокалипсис становится всё ближе, и это не может не беспокоить.

Но речь сейчас не об СВО, не о мобилизации, не о том, кто прав, кто виноват. Вопрос, над которым бьюсь давно: почему с такой регулярностью (по меньшей мере раз в столетие) на нас идут с войной, хотят разрушить нашу жизнь, а теперь ставку подняли запредельно – стереть русских с лица земли? Ещё до 24 февраля 2022 года я обсуждал эту тему с позиций природы капиталистического способа производства, устойчивость которого обеспечивалось расширяющимся производством за счёт новых источников природных ресурсов, рынков сбыта, минимальных затрат и максимума прибыли. Всё это актуально и сейчас, а пределы развития такого общества определяются размерами нашей планеты. Единственный вариант продления капитализма – только освободив какую-то территорию от тех, кто на ней живёт. Самой большой и богатой природными ресурсами является Россия. За 30 лет наши «партнёры» руками тех, кто здесь взялся ретиво исполнять их установки, приложили немало усилий, чтобы численность населения страны сокращалась, и они таки добились заметных успехов. Достаточно сопоставить исторические события в стране 20-го столетия с демографической динамикой, чтобы оценить достигнутые результаты. Что происходило с 1927 по 1941 годы – индустриализация, коллективизация, репрессии, ГУЛАГ, многое другое, а численность населения за то время возросла на 17,4 млн человек. Послевоенный период, когда страна потеряла в Великой Отечественной войне 27 млн человек, разрушены тысячи городов, но с 1951 по 1970 год, населения стало больше на 25,6 млн человек. Даже за следующие 20 лет, когда благодаря Хельсинскому акту начался массовый отъезд из нашей страны в Израиль, Канаду, Австралию и т.д., население тем не менее приросло ещё на 6,7 млн человек.

А теперь сопоставьте с тем, что происходило в период безграничной демократии, полной свободы, открытых границ и т.д. За 90-е годы численность населения страны сократилась на 6 с лишним млн человек, и убыль населения продолжается и теперь, хотя и в меньших количествах. Несомненно, определённую роль сыграли беспрецедентные меры на федеральном уровне, направленные на преодоление тенденции убыли, и всё же численность сократилась на 13 млн человек. Специалисты пытаются объяснять это особенностями «демографического перехода», встраиванием в мировой тренд «цивилизованных стран» и т.п. Куда и как движется коллективный Запад, нам каждый день демонстрируют разноцветными парадами, однополыми браками и т.п., неужели нам это надо?

Как утверждает Президент России, её границы «не заканчивается нигде», самая большая по территории, масштабы которой не всякому дано осознать. Только Дальний Восток на два миллиона квадратных километров больше, чем площадь 43 западноевропейских стран, а населения здесь живёт меньше, чем в одной Швейцарии. Территория богата природными ресурсами, морские просторы в исключительной национальной зоне в пять раз больше акваторий черноморского и балтийского бассейнов, в каждом из которых присутствует до десятка стран, готовых чинить препятствия для выхода наших судов в Мировой океан. Территорий, подобных нашей, по ресурсному потенциалу, разнообразию на земном шаре наперечёт, а при растущем спросе на ресурсы, особенно невозобновляемые, представляет большой интерес. Но проблема в том, что большая часть территории России по природно-климатическим условиям мало пригодна для комфортной жизни: вечная мерзлота, зашкаливающие минусовые температуры, дефицит инсоляции, слабо развитая инженерная и социальная инфраструктура, энергетика и, как следствие, – редкая засёленность. Кто-то вспомнит Аляску, сравнивая её с Чукоткой, но наша территория полностью характеризуется экстремальными условиями, относится к территории Крайнего Севера, тогда как через Берингов пролив едва на десять процентов похожи на нашу. Плотность населения на Чукотке составляет 0,07 процента: на каждого жителя приходится 15 квадратных километров, а по площади Чукотский автономный округ сопоставим с Приволжским федеральным округом, в состав которого входят 14 субъектов федерации, четыре города с населением за миллион, а здесь всего проживают порядка 50 тыс. человек. Грандиозная перспектива освоения Северного морского пути, помимо ценности Чукотки по её природно-ресурсному потенциалу, особую важность придает ей в геостратегическом плане. Остаётся только понять, сможет ли она выполнять свою функцию при таком количестве населения.

В Якутии ситуация «получше» – на 3 млн кв. км живут около миллиона человек, и в какой-то момент даже показалось, что Республика нашла ключ к решению демографических проблем, но статистика последних лет этого не подтверждает. На половине Хабаровского края (более 400 тыс. кв. км) – в трёх северных районах, обладающих большими запасами минеральных и энергетических ресурсов, где открывается перспектива промышленного развития, в общей сложности живут немногим более 10 тыс. человек. Даже благополучный, казалось бы, Приморский край с плотностью в 12 человек, что превышает среднероссийский показатель, где и с дорогами не всё плохо, и уровень автомобилизации населения самый высокий в стране, и экономика развивается динамично, а население за 30 лет сократилось на 400 тыс. человек.

Гипотеза, которая могла бы стать предметом публичного обсуждения, заключается в том, что исторически сохраняющийся дисбаланс между численностью населения России и территорией с её природно-ресурсным потенциалом является причиной всех причин, объясняющей, почему хотя бы раз в столетие мы становимся театром военных действий мирового масштаба. Противостояние завоевателям сопряжено с гибелью огромного количества людей, разрушаются города, заводы и фабрики, транспортные коммуникации, социальная инфраструктура. Когда же очередной агрессор получает по зубам, и всё завершается его капитуляцией, восстановление разрушенной территории требует колоссальных усилий, огромных материальных ресурсов, времени, сил, и это откладывает «на потом» решение вопросов обеспечения достойного уровня жизни граждан своей страны ещё и потому, что значительную часть ресурсов приходится направлять на подготовку к очередной атаке извне. Разумеется, и организационные, и управленческие просчёты, неверная формулировка стратегических целей, не всегда правильное выстраивание приоритетов, что свидетельствует о пробелах в понимании закономерностей общественного развития, а также личные амбиции принимающих решения, всё это лишь дополняет проблемы, связанные с противоречиями между демографическим потенциалом территории и её размерами.

Как устранить это противоречие? «Добрые партнёры» в 90-х годах пытались склонить нас поделиться частью своей территории: отдать что-то Китаю, что-то Японии, американцы вообще замахивались на Сибирь. Все вдруг бросились отслеживать наши демографические процессы, нам выражали сочувствие, убежали в неизбежности «вымирания России». Хор либеральных футурологов поддерживался данными Росстата, чьи демографические прогнозы даже в самых оптимистичных вариантах показывал на сокращение численности. Нас успокаивали тем, что нынешняя численность в 146 млн к 2035 году сократится «не так сильно» – «всего на 2,6 млн чел. К 2050 году ООН прогнозирует сокращение численности России на 10 млн, а к 2100-му — нас может остаться где-то 126 млн человек.

Понятно, что прогнозы строятся не на пустом месте, под ними те реальные процессы, которые закладывались в процессе демонтажа ненавистного общественного устройства. И речь не просто о сокращении абстрактных статистических единичках: было столько, а потом сократилось, сколько и главным образом о том, что меняется качественный состав населения: меньше молодёжи, больше стариков, что становится главным фактором сужающегося воспроизводства населения.

Так, молодёжь в возрасте до 14 лет к 2040-му году будут создавать семьи, появятся дети, в зависимости от их численности находится численность нового поколения. Население в возрасте от 15 до 49 лет, это те, от кого зависит уровень рождаемости сегодня и в ближайшие годы. Население за пределами фертильного возраста, которые уже в воспроизводстве не участвуют, могут воспитывать своих внуков. Хорошо, если дедушек и бабушек меньше, чем малышей, а когда наоборот? По данным ВНП 1989 года на Дальнем Востоке (включая два забайкальских субъекта) проживало 10 440,4 тыс. человек (7,0% населения РФ), в 2002 году их численность сократилась до 8 829,4 тыс. (6,1%), в 2010 году – до 8 372,3 тыс. (5,9%), в 2019 году – до 8 169,2 тыс. человек (5,6%), а в 2021 году осталось 8 107,7 млн чел. (5,5%).

Самые большие потери были в промежутке между 1989 и 2002 годами: более 1 611 тыс. человек, или 15% своего населения. Население до 14 лет в 1989 году было 2 860,2 тыс. чел., к 2010 году сократилось до 1 639 тыс., а в 2021 году осталось 1 590,3 чел., потери составили 1 270 тыс. человек. Численность населения в возрасте 15-49 лет в 1989 году составляла 5,7 млн чел., а в 2021 году – осталось 3 967,6 тыс., потери – 1 732,4 тыс. Можно ли при такой динамике рассчитывать на рост численности населения, даже если каждой женщине дать по миллиарду рублей? Но это в значительной степени результат обвальной потери населения в 90-х годах. А вот как обстоит дело на более «спокойном» отрезке времени, когда показалось, что демографический кризис миновал. Численность молодёжи до 24 лет с 2007 по 2021 год сократилась на 135,7 тыс. человек, а в возрасте от 55 до 79 лет увеличилось на 62,6 тыс. человек. Доля «молодёжи» уменьшилась с 32,1% до 27,2%, а «стариков» увеличилась с 20,5% до 25,4%. То есть, мало того, что сократилось население фертильных возрастов, и сократилась рождаемость, так в перспективе, когда в репродуктивный возраст войдет молодёжь, ожидать роста численности, или хотя бы прекращения убыли не приходится.

Люди уезжают с Дальнего Востока. Фото © «Московская газета»

Есть ли выход из этой безнадёжной ситуации? – Авторитетные соотечественники начала ХХ века Д.И. Менделеев и П.А. Столыпин видели будущую Россию с населением за миллиард. Аргументы строились, с одной стороны, на статистике (по итогам Первой Российской переписи населения великий химик в 1906 году сделал прогноз: 1910 году – 155,6 млн; 1950 год – 282,7 млн; 2000 год – 594,3 млн, 2026 год – 1 200 млн чел.), а с другой, – на понимании масштабов территории России (Премьер утверждал, что удвоение населения возможно всего за 20 лет; и тогда к 2010 году в пределах современной России должно быть более 2 миллиардов человек. Аграрная реформа Столыпина). Демографические проблемы современной России рассматриваются в интерпретации, которую предложил А.И. Солженицин – «сбережение народа», как говорят необходимое, но не достаточное условие. Сложившаяся ситуация и тревожная перспектива требуют коренным образом изменить данную формулу: необходимо обеспечить абсолютный рост численности населения России, что можно было бы рассматривать в качестве Национальной идеи, важнейшей задачи ХХI века, когда всё подчинено главному – приумножению численности населения страны.

Решение этой задачи требует принципиального изменения отношения к женщине, единственно наделенной природой способностью деторождения. Представители сексуальных меньшинств отторгаются обществом не потому, что кому-то не нравятся, а потому что не вписываются в решение национальной задачи. – Всё, что связано с воспроизводством населения, должно быть признано как общественно полезный труд, закреплённый Конституцией, как труд строителя, водителя троллейбуса, или ратный труд добровольца и мобилизованного, и который оплачивается по высшей категории. Это позволит отказаться от множества пособий, которые уничижают получателей, но принципиально не меняют уровень и качество жизни семьи. Странно выглядело бы «пособие», назначаемое человеку с месячным доходом в миллион рублей. Аккумулируя всю совокупность сегодняшних выплат матерям, в том числе и материнский капитал, это может стать достойной заработной платой для женщины, выносившей, родившей и воспитывающей своих детей, будущих граждан страны, избирателей, налогоплательщиков, солдат и т.д. Важно при этом повысить ответственность глав субъектов федерации, руководителей местного самоуправления, которые формально отвечают за рост численности населения на вверенной территории, но как можно видеть, не мешает сохранять свой статус, при сокращающемся населении.  

Одной из самых острых проблем, с которыми сегодня сталкиваются многодетные семьи, помимо того, что с рождением каждого следующего ребенка уровень благополучия семьи снижается, и это подтверждается многочисленными исследованиями, так это обеспеченность жильём. Не уверен, что в основе решений по бесплатному выделению земельного участка и предоставлению льготной ипотеки лежал глубокий анализ доходов многодетных семей, есть ли у них для этого первоначальный капитал, который позволит организовать строительство дома, сколько многодетных семей имеют стабильный и достаточный доход, позволяющий рассчитаться по кредитам. Представляется, что решение жилищных проблем многодетных семей как реально уже существующих, так и потенциальных семей, которые только планируют будущую численность детей, должно стать первоочередной задачей государства: рождение каждого последующего ребенка должно освобождать семью от какой-то части стоимости жилья. В пределе – пятый ребенок в семье, рождённый в течение первых десяти лет, освобождает её от платы по кредиту, а оставшиеся выплаты берёт на себя государство. В такой схеме, нужно полагать, исключается сама возможность финансовых махинаций, а у семьи появляется точно обозначенная цель как можно быстрее освободить себя от финансовых обязательств перед кредитором, а главное, что такая семья уже будет жить в собственном доме. Совершенно очевидно, что жизнь в многоквартирных домах повышенной этажности является серьёзным фактором, сдерживающим рождаемость, а потому для многодетности важно обеспечить семье жизнь на земле. От местных и региональных властей будет зависеть регулярность и системность организации расселения с предварительной инженерной подготовкой территории, разнообразием типовых проектов, комплексной застройкой, предусматривающей наличие социально-инфраструктурных объектов, а главное – снижение стоимости каждого индивидуального дома.

Ещё один чрезвычайно важный вопрос, который сегодня не очень обсуждается. Речь о матерях-одиночках, у которых нередко бывает по два-три ребенка. Такие составляют примерно третью часть от всех рожденных детей. С одной стороны, зарплата за каждого рожденного ребенка становится основой финансового благополучия таких семей, а с другой – было бы неплохо заинтересовать Министерство Обороны России в осуществлении патронажа за такими детьми, какая-то часть которых после обучения в кадетских, суворовских училищах, с большой вероятностью могут стать профессиональными военными.

Возможно, что такой проект: «Национальная идея – обеспечить абсолютный рост численности населения России» достаточно непросто реализовать сразу на территории всей страны. И в этом плане Дальний Восток, где острота демографических проблем является реальной угрозой национальной безопасности, мог бы стать великолепным полигоном для отработки тонких механизмов стимулирования рождаемости, организации жизни многодетных семей, а в относительно короткие сроки придать импульс демографическому развитию востока России, а далее – и всей стране. И если здесь удастся решить такую задачу, вряд ли кто-то захочет вторгнуться на нашу территорию.

Юрий АВДЕЕВ,

ведущий научный сотрудник ТИГ ДВО РАН,

член Научного совета «Демографические и миграционные проблемы России» Отделения общественных наук РАН,

кандидат экономических наук 


Комментариев нет:

Отправить комментарий