пятница, 20 января 2023 г.

Маленькими шагами в правильном направлении

На недавнем заседании Президиума ДВО РАН большой интерес присутствующих вызвал научный доклад «Китай после XX съезда КПК» руководителя Центра азиатско-тихоокеанских исследований Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, академика РАН, заместителя председателя ДВО РАН Виктора Лаврентьевича ЛАРИНА.

После заседания Виктор Лаврентьевич любезно согласился ответить на несколько вопросов.

Виктор Лаврентьевич ЛАРИН

– Для русского человека слова «двадцатый съезд партии» имеют особый смысл. Двадцатый съезд КПСС, в частности, стал поворотным пунктом в отношениях компартий наших стран. А что значит двадцатый съезд партии для китайских коммунистов, для китайского общества?

– Перед съездом в СМИ высказывалось много конспирологических предположений. В России даже ожидали чего-нибудь подобного двадцатому съезду КПСС.

В Китае всё было по-другому. Ожидали, что Си Цзиньпин – борец за укрепление авторитета партии, повышение качества партийных кадров, улучшение их морального облика – в третий раз займёт пост Председателя Коммунистической партии Китая. Именно так и произошло. Съезд закрепил тенденции, которые наблюдались в Китае на протяжении последних десяти лет.

Достичь этого было непросто. В последние годы наблюдалось замедление темпов роста экономики, шёл поиск новой модели экономического развития, поскольку прежняя заметно снизила свою эффективность. Длительные коронавирусные ограничения вызвали дополнительное ухудшение экономической ситуации, особенно в секторе услуг. Но есть и серьёзные достижения: к 2021 году в стране ликвидировали абсолютную бедность, построили среднезажиточное общество. КПК рассматривает это как своё главное достижение в последнее десятилетие.

Помимо внутренних, есть и внешние, цивилизационные проблемы, обусловленные столкновением Запада с Востоком. Китай не желал конфликта, но был вовлечён в него усилиями США. Китайцы хорошо понимают, что вступили не только в борьбу экономик, но, прежде всего, в борьбу идеологий, поэтому делают ставку на монолитность китайского общества, единение китайцев по всему миру. Отсюда и концепция возрождения великой китайской нации, консолидация общества, укрепление роли КПК, усиление борьбы с коррупцией. Война в умах заставляет обратить особое внимание на идеологическую составляющую программы развития.

Эти две группы проблем привлекли наибольшее внимание участников съезда.

Произошла запланированная частичная смена политического руководства по причине как возраста отдельных руководителей, так и изменившегося характера стоящих перед партией задач. Начался очередной этап в поступательном развитии Китая.

Си Цзиньпин на XX съезде КПК

– Уточните, пожалуйста, в каком направлении?

– Главная цель, как следует из устава КПК – построение коммунизма, а путь к нему – строительство социализма с китайской спецификой новой эпохи. А если простыми словами – то построение богатой суверенной державы.

Си Цзиньпин – продолжатель идеи строительства коммунизма

– А китайская специфика новой эпохи, в чём она?

– Это использование исторического опыта китайского народа. В последнее десятилетие стал заметнее серьёзный акцент на достижения китайской культуры, обращение к китайским традициям. В какой-то степени это и отклик на известные процессы в европейском обществе.

– Что вы имеете в виду?

– Прежде всего – уничтожение религиозных традиций, культурных, духовных ценностей. В Китае, напротив, наблюдается укрепление общества, обращение к своему историческому фундаменту. Ведь мысль о том, что благополучие народа – это основа государственной мощи, вы найдете и среди высказываний Конфуция, и у других китайских мыслителей древности.

– А я встречал точку зрения, что в Китае под напором глобализма ослабевает влияние идей конфуцианства на устройство общества, как и роль КПК.

– Проникновение западных, либеральных идей, несомненно, имеет место, и китайское руководство принимает соответствующие меры. Что касается конфуцианства, то оно официально преследовалось в период Культурной революции. Вспомните, в начале семидесятых Линь Бяо, второе лицо в КПК, был обвинён как последователь Конфуция. В то время быть приверженцем традиционной китайской культуры было просто опасно. Тем не менее, спустя время в Китае вернулись к традиционным ценностям.

Есть определённые культурные коды, традиционные ценности, на которых зиждется китайское общество, которые Конфуций подметил и сумел сформулировать. Они, в частности, касаются отношений правителя и подданного, учителя и ученика, старшего и младшего, понимания гармонии и так далее.

Так что можно сказать, что в современной китайской идеологии больше конфуцианства, чем марксизма.

– Но ведь и у нас моральный кодекс строителя коммунизма был во многом заимствован из Библии.

– Это нормально, ведь традиционные ценности скрепляют общество. Обратите внимание на произведения Си Цзиньпина. Они есть и на русском языке. Автор сознательно обращается к сюжетам, оборотам, имевшим хождение в древнем Китае. Использует устоявшиеся выражения, цитаты из китайской классической литературы, неизвестные даже многим современным китайцам. Это одно из проявлений политики, направленной на сохранение традиционного Китая. И в этом стиле стали выступать и доводить свои мысли другие руководители Китая.

– При этом получается, что многие люди смотрят, но не видят, слушают, но не слышат…

– Так ведь и у нас, например, многие люди не понимают смысла пословиц и поговорок, крылатых выражений, не знают, откуда они взялись?

– Тем более, что у многих известных пословиц есть продолжения, которых мы не удосуживались узнать.

– Конечно. Так это в нашей стране, письменная история которой насчитывает тысячу лет. А в Китае история значительно протяжённее и культура многослойнее.

Мы видим, что в Китае делается акцент на своей национальной природе, национальной сущности, национальной идентичности.

– А не случается ли, что дети представителей китайской элиты учатся в другой стране, затем поступают там на работу, приобретают гражданство?

– Конечно, случается. Но в китайцах чувство Родины, приверженность к великому Китаю развиты значительно сильнее, чем у русских по отношению к России.

– То есть, в Америке он всё равно китаец?

– Да, китаец. Есть некоторые китайцы, которые уже стали настоящими американцами. Но если их, как советует русская пословица, немного «поскрести»… Найдёшь китайца!

Говоря о великом возрождении китайской нации, Си Цзиньпин имеет в виду не только граждан Китая, но всех китайцев, в том числе проживающих за рубежом, потому что каждый из них – маленькая частичка великого Китая. Соответственно, Китай будет заботиться о любом китайце, где бы он ни проживал, а китаец, в свою очередь, должен отвечать взаимностью и отзывчивостью по отношению к своей родине-матери.

– В последнее время обострилась ситуация вокруг Тайваня. Столпы демократии накачивают остров современным вооружением и упорно предостерегают Китай от попытки силового решения проблемы и присоединения Тайваня. Какова позиция китайского руководства?

– В китайском менталитете прочно утвердилась идея, что страна может быть сильной и независимой, только будучи единой. Объединение с Тайванем рассматривается как достижение этого единства, а значит – укрепления мощи и независимости Китая. Но объединение не силовым путём, разве что их вынудят к этому.

Во-первых, китайцы никуда не торопятся. Они воссоединятся сейчас, а может быть через десять, пятьдесят или сто лет. Не цифра важна, а принципиальное решение вопроса.

– У них другое, по сравнению с нами, восприятие времени?

– Да. Пусть не я это увижу, но мои потомки увидят. Разница во времени не принципиальна.

Во-вторых, они прагматики и хорошо умеют считать. Зачем решать проблему силовым путём? Во что это нам обойдётся? Что мы в итоге получим? Так ли нужно быстро присоединить Тайвань с разрушенной в результате военных действий экономикой, инфраструктурой?

Третья причина: зачем нам воевать со своими соотечественниками?

Ответить на эти вопросы не так уж сложно.

А вы знаете, что на недавних выборах в местные органы власти в Тайване победила оппозиционная партия Гоминьдан, стремящаяся к установлению договоренностей с Пекином, в отличие от правящей Демократической прогрессивной партии, призывающей «защищать демократию» и отстаивать независимость Тайваня от КНР? В столичном Тайбэе мэром избрали Чан Ванъаня – молодого современного лидера, способного повести партию Гоминьдан в будущее, правнука генералиссимуса Чан Кайши.

Так что задача прямого военного вторжения компартией Китая не ставится, а бряцание оружием доносится из-за океана, да со стороны Демократической прогрессивной партии Тайваня.

– Не наблюдается ли в последние годы снижения интенсивности сотрудничества КНР с Россией?

– Снижения интенсивности – нет. Хотя в самих российско-китайских отношениях далеко не всё обстоит так, как и нам, и китайской стороне хотелось бы. Политические контакты достаточно активны и продуктивны. Это та сфера, где Россия и Китай находят наибольшее взаимопонимание. Иногда, отрицая факт политической близости России и Китая, некоторые эксперты ссылаются на отказ Пекина напрямую поддержать Россию в вопросе по Крыму и Украине в целом. Но здесь Китай вполне закономерно руководствуется двумя моментами.

Во-первых, для него крайне щекотливой и острой темой является сама проблема национального единства. Во-вторых, в условиях прямой вовлечённости в военное противостояние России, США и ЕС Пекин укрепляет свой статус «глобальной ответственной державы». Фактически он объявил о готовности взять на себя функцию арбитра в решении конфликта. Ещё весной 2022 года Си Цзиньпин предложил формулу, в традиционном китайском стиле оформленную в стратагему «четыре должны».

Все стороны должны: уважать суверенитет и территориальную целостность любого государства; придерживаться Устава и принципов ООН; принимать во внимание безопасность каждого государства; способствовать мирному разрешению конфликта. Эту формулу не раз повторял сам китайский лидер, её регулярно транслируют китайские дипломаты, политики и учёные.

Объем российско-китайской торговли существенно вырос, хотя по-прежнему Россию, да и Китай не устраивает её структура.

Существенно сократились масштабы гуманитарного обмена, но тут виноват коронавирус.

Вот уже десять лет в состоянии стагнации находятся приграничные связи, и рецепт их оживления не найден.

Слабо, несмотря на многочисленные разговоры на эту тему, развивается инвестиционное и научно-техническое взаимодействие.

В общем, в российско-китайских отношениях есть что улучшать, совершенствовать и развивать.

Александр КУЛИКОВ


Комментариев нет:

Отправить комментарий