пятница, 27 января 2023 г.

О первых шагах кафедры геоморфологии и палеогеографии, её преподавателях...

К 300-летию Российской академии наук

25 января – День студента. Этой зимой как-то особенно ярко вспомнились студенческие годы, которые по прошествии времени практически каждому кажутся светлыми, наполненными плотно упакованными только яркими и радостными впечатлениями. Так это и у нас, завершивших обучение в 1976 году на базовой кафедре Тихоокеанского института географии ДВНЦ АН СССР (ТИГ) в Дальневосточном государственном университете (ДВГУ).

Слева направо: председатель ДВНЦ АН СССР, директор ТИГ ДВНЦ АН СССР, зав. кафедрой геоморфологии и палеогеографии ДВГУ, чл. - корр. АН СССР, д.г.н. А.П. КАПИЦА; зам. председателя ДВНЦ АН СССР, зав. лабораторией охраны окружающей среды ТИГ ДВНЦ АН СССР, зам. зав. кафедрой геоморфологии и палеогеографии ДВГУ, к.г.н. В.Г. КОНОВАЛЕНКО; зав. кафедрой физической географии ДВГУ, д.г.-м.н. Б.В. ПОЯРКОВ; студенты первого выпуска кафедры геоморфологии и палеогеографии ДВГУ: О.Л. ЕРМОШИНА (ИВАНОВА), Г.Н. ЧУЯН, С.С. ГАНЗЕЙ, А.А. ГУЗЕНКО (КАПИЦА), В.Н. ОКОВИТЫЙ, Н.А. ОКОВИТАЯ (ЯРОВАЯ); далее – аспирант ДВГУ П.Ф. БРОВКО, ст. лаборант кафедры геоморфологии и палеогеографии ДВГУ Т.П. БУТЫЛИНА, научный сотрудник ТИГ ДВНЦ АН СССР, д.г.н. Э.Г. КОЛОМЫЦ; зам. директора по научной работе ТИГ ДВНЦ АН СССР, д.г.н. Б.И. ВТЮРИН; декан геофизического факультете ДВГУ, к.г.н. И.И. БАРТКОВА; научный сотрудник ТИГ ДВНЦ АН СССР, к.г.н. Г.П. СКРЫЛЬНИК. 1976 год

«Конкурс в 1971 году на специальность «география» был высоким, набор студентов в группе – сильным. И студенты знали, что такое учёба, могли и хотели учиться… несмотря на различия в возрасте, группа быстро сплотилась, их часто можно было видеть вместе на разных мероприятиях и, насколько мне известно, эти сплоченность, коллективизм и дружба между ними сохранились все последующие годы...» (из воспоминаний профессора ДВГУ/ДВФУ Ю.Б. Зонова (С.С. Ганзей «Избранное». – Владивосток: Дальнаука, 2014, с. 231)).

Первые два года мы увлечённо проучились на отделении физической географии Геофизического факультета в составе группы из 25 человек, закрепили знания на учебных полевых практиках: геодезической (руководитель И.В. Евтушенко) и почвенной (руководитель Б.Ф. Пшеничников) в районе ст. Спутник вблизи Владивостока, геологической (руководитель Ю.К. Ивашинников) – в бухте Перевозной (побережье Амурского залива), после второго курса – на ландшафтной (руководитель Ю.Б. Зонов) – у подножья Авачинского вулкана на Камчатке…

В семидесятые годы прошлого столетия успешно происходило освоение разнообразных природных богатств Дальнего Востока, в 1971 году создан Дальневосточный научный центр Академии наук СССР (ДВНЦ), начался процесс межведомственной интеграции между институтами ДВНЦ и факультетами ДВГУ. На созданных силами академических институтов в университете специальных базовых кафедрах в то время начали активно ковать кадры для дальневосточной науки. Это благотворно сказалось, в том числе и на развитии географических исследований и высшего географического образования в Дальневосточном регионе.

В частности, для решения многосторонней и сложной проблемы изучения рельефа Дальнего Востока требовалось расширение рядов специалистов, владеющих новейшими методами научных исследований. По инициативе Президиума ДВНЦ и Учёного совета ДВГУ в 1973 году на геофизическом факультете университета была создана кафедра геоморфологии и палеогеографии. На общественных началах её возглавил член-корреспондент АН СССР Андрей Петрович Капица, а доценты – кандидат геолого-минералогических наук Нина Михайловна Органова (1974-75) и кандидат географических наук В.Г. Коноваленко (1975-77) стали его заместителями. Н.М. Органова читала по совместительству студентам кафедры курсы по геологии СССР, геотектонике, новейшим и современным тектоническим движениям земной коры. Единственным штатным сотрудником кафедры и куратором студенческих групп была старший лаборант Татьяна Павловна Бутылина.

Обучение геоморфологов осуществлялась по экспериментальному учебному плану, в котором помимо чтения циклов лекций общеспециальных, общественно-политических и фундаментальных естественнонаучных был значительно усилен комплекс профессиональных дисциплин за счёт увеличения количества и объёма часов геолого-геоморфологического профиля, большое внимание также уделялось овладению студентами новейших математических и геоморфологических методов исследований.

Новая модель подготовки специалистов-геоморфологов экспонировалась на выставке ХХIII Международного географического конгресса в Москве и была опубликована в институтском сборнике в 1976 году. (А.П. Капица, Н.М. Органова. О подготовке специалистов-геоморфологов в Дальневосточном государственном университете// География и палеогеография климоморфогенеза. Владивосток, 1976, с. 5-9.)

Особенностью этого экспериментального плана было сочетание учёбы студентов с постоянной научно-исследовательской практикой в Тихоокеанском институте географии. Подобная организация учебного процесса давала студентам возможность с начала учёбы в высшей школе овладевать методикой самостоятельных научных исследований.

Заявлений от желающих перевестись на открывшуюся кафедру к началу 1973/74 учебного года поступило от студентов разных групп много, но количество мест в группе было ограничено – всего семь. Поэтому туда отбирали лучших. Итак, наша «могучая кучка» с третьего года обучения состояла из двух парней – Владимира Оковитого и Сергея Ганзея (мы их звали: «Наши 100 процентов мужчин») и девушек: Анны Капицы, Галины Чуян, Надежды Яровой, Ольги Ивановой и Ирины Таможниковой (И. Т. после 3 курса перевелась для продолжения учёбы в МГУ им. М.В. Ломоносова).

Успеваемость и посещаемость занятий в нашей группе были очень высокими, как говорила куратор Т.П. Бутылина, «хлопоты были только по части организации учебного процесса и обкатки на нас новой модели специалиста-геоморфолога с дальневосточным акцентом». Чтением лекций и организацией полевых практик занимались приглашённые в Дальневосточный научный центр АН СССР признанные и ещё молодые учёные, ген любопытства которых привёл на Дальний Восток за новыми материалами и жаждой открытий.

Будучи многие годы до переезда во Владивосток деканом Географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, А.П. Капица, директор-организатор Тихоокеанского института географии, он же заведующий кафедрой палеогеографии и геоморфологии ДВГУ, считал преподавательскую деятельность для сотрудников своего института важнейшим способом повышения их профессионального уровня. На всю жизнь нам запомнились яркие и содержательные лекции преподавателей: докторов наук Бориса Ивановича Втюрина, Андрея Петровича Капицы, Веры Васильевны Никольской, Юрия Георгиевича Пузаченко, Николая Петровича Васильковского, Глеба Ивановича Худякова, Эрланда Георгиевича Коломца, кандидатов наук Юрия Петровича Баденкова, Шапи Шапиевича Гасанова, Бориса Леонидовича Залищака, Вячеслава Георгиевича Коноваленко Алексея Михайловича Короткого, Ивана Ивановича Крылова, Руфины Ильиничны Никоновой, Геннадия Петровича Скрыльника и многих других. Все они были увлечены своими исследованиями, и каждый старался со своей стороны интересно и доходчиво показать сложность и взаимосвязанность происходящих в природе процессов. Учиться нравилось, и мы дружно перемещались в разные уголки города: из университетского корпуса на Октябрьской в ТИГ на Уборевича, в Дальневосточный политехнический институт на Ленинской, Дальневосточный геологический институт на Луговой и проспекте 100-летия Владивостока… Занятия и консультации проходили в институтских лабораториях, кабинете директора ТИГ, университетских аудиториях и лабораториях, на свежем воздухе и даже на квартирах у преподавателей.

Яркими примерами из собственного экспедиционного и научного багажа изобиловали лекции профессора Андрея Петровича Капицы, неподражаемая манера изложения материала привлекала и цепко держала внимание слушателей на протяжении всех лекций. Его деятельное участие в исследованиях самого холодного и самого жаркого материков планеты воистину впечатляло и вселяло глубокое уважение. Нам повезло видеть Андрея Петровича Капицу разным: и суровым руководителем со сдвинутыми бровями, обремененным множеством разноплановых обязанностей на работе, и талантливым преподавателем на лекциях, и терпеливо выслушивающим защиты наших первых самостоятельных работ, и дающим в доверительной беседе ценные советы и напутствия.

Профессор Борис Иванович Втюрин, после трудового дня в должности заместителя директора по научной работе создаваемого Тихоокеанского института географии, находил в себе силы читать четыре часа подряд лекции по материалам своих исследований, собранных в 1974 году в фундаментальном труде «Подземные льды СССР», не утратившем своего научного значения и сегодня. Он вместе с А.П. Капицей был участником Первой антарктической экспедиции 1955-57 годов, принимал участие в создании первых антарктических научных станций, побывал в Арктике, многие годы работал начальником Анадырской мерзлотной станции… Носил он независимо от времени года светлые костюмы и рубашки, курил трубку с вкусно пахнущим табаком…, а какой замечательный рассказчик был Борис Иванович! Доброжелательно, с неизменной полуулыбкой он давал характеристики сложным процессам развития первичных льдов и повторно-жильных образований, которые были систематизированы в его трудах по криолитологии. Практические занятия происходили на берегу и акватории Амурского залива, как говорится «на своей шкуре» мы испытывали прелести промозглой приморской зимы и крепость льда.

Среди широкого круга специалистов в те годы пользовались популярностью актуальные и в настоящее время труды Веры Васильевны Никольской по физической географии и геоморфологии юга Дальнего Востока. Очень высокая, сухощавая, немного сутулая, одетая в скромные тёмные одежды профессор Никольская вводила нас в курсы классической геоморфологии и полевых геоморфологических исследований. На практических занятиях учила многому полезному, в том числе – как сворачивать бумажные пакетики для лёгких навесок образцов. Запомнились производящие магическое действо с бумагой её крупные руки с синими веточками вен и распухшими суставами и почти детское выражение старательности на приветливом лице. Позднее, когда удалось познакомиться с её биографией, оценили на сколько сильной и бесстрашной была эта женщина, проведшая не один десяток лет в пеших и конных маршрутах, воссоздавшая ряд картин палеогеографических реконструкций в бассейне Амура и других дальневосточных территорий.

С работой рек и результатами их деятельности нас знакомил тогда ещё молодой кандидат геолого-минералогических наук Алексей Михайлович Короткий. Он приходил на лекции в тёмном костюме и светлой рубашке с галстуком, много рисовал схем на доске и в процессе эмоционального изложения материала победно тряс огненной гривой волос, в конце концов его пиджак становился белым от мела, а лицо – красным от напряжения. Таким образом, классический курс «Сток и русловые процессы», разработанный профессором Н.И. Маккавеевым и адаптированный Алексеем Михайловичем к дальневосточным условиям, излагался доходчиво и воспринимался легко. Он был сотрудником Дальневосточного геологического института, из лаборатории доктора геолого-минералогических наук Глеба Ивановича Худякова. Научный руководитель дальневосточной школы структурной геоморфологии Г.И. Худяков давал понятие принципов своей теории геолого-геоморфологической конформности на примере Дальнего Востока. Лекции Глеба Ивановича были интересны, в них было много специальной терминологии, что требовало определённых усилий по их расшифровке уже во внеучебное время.

Несомненно, что доктор географических наук Юрий Георгиевич Пузаченко был одним из достойных представителей яркой плеяды лекторов уровня школы МГУ им. М.В. Ломоносова. На его лекции ходили, как на представления высокого мастерства. Этот молодой человек, почти наш ровесник, у которого, кроме роста, всё было большое и широкое – голова, лицо, нос, губы, коренастая фигура. Наверное, добытые собственным трудом научные результаты и покорённая в 31 год докторская диссертация давали ему уверенность, что всё можно познать, понять и, подвергнув сомнению, открыть новое. Его лекции по применению математических методов в географии слушались поистине «на одном дыхании». Свой спецкурс он читал вдохновенно, погружением в тему по несколько часов кряду, при этом усталости ни у лектора, ни у слушателей не наблюдалось. Даже студенты-старшекурсники откровенно завидовали, что у нас есть такой «Пузак» (кстати, у него потом, когда появилась электронная почта, в адресе стояло jpuzak@…). В своё повествование он мог включить даже неожиданно вошедшую в аудиторию кошку – та мгновенно становилась живым наглядным пособием к рассказу.  Иногда, читая лекцию, он мог неожиданно громко рассмеяться, словно параллельно его мозг работал над проблемой и пришёл к новому, парадоксальному её видению, и это обрадовало. Юрий Георгиевич тут же делился с нами своими соображениями, часто непонятными, но завораживающе умными, побуждающими к перечитыванию рекомендованных им источников. В целом Ю.Г. Пузаченко разрабатывал важнейшие элементы теории и методов, в том числе – математических, изучения функционирования и динамики ландшафтов разных типов.

Увлекательно и с большим вкусом рассказывал о своем царстве кандидат геолого-минералогических наук Борис Леонидович Залищак, мы просиживали и сверх положенного времени у него в лаборатории на Луговой, перебирая образцы минералов и горных пород, рассматривая шлифы под микроскопом, знакомясь таким образом с богатым разнообразием минерального сырья Дальневосточного региона.

Большое впечатление производили лекции профессора Николая Петровича Васильковского. Рослый, крепкий, плотно сбитый, прожаренный солнцем в Средней Азии, где он в юности работал геологом, обладатель немного глуховатого голоса и ярких, синих, неожиданно молодых глаз, спрятанных в глубоких морщинах лица, Николай Петрович был необычайно пунктуален и как-то в хорошем смысле старомоден в обращении со студентами. Профессор Васильковский знакомил нас с геологией СССР и азами морской геологии и геофизики. Особое внимание он уделял вопросам геологической природы дальневосточных морей и их шельфу, рассматривая зону перехода от материковых структур к океанической коре наиболее перспективной на нефтегазоносность.

Доцент Вячеслав Георгиевич Коноваленко в те годы был не только заместителем председателя ДВНЦ и сотрудником ТИГ, но и замещал Андрея Петровича Капицу – председателя ДВНЦ АН СССР – на посту заведующего кафедрой геоморфологии и палеогеографии в университете. Высокий, статный, обаятельный, исключительно аккуратно и модно одевавшийся и пользовавшийся дорогим парфюмом, это был очень эрудированный во многих областях знания, широкообразованный специалист, надёжный организатор науки и подготовки кадров высшей квалификации – интеллигент в лучшем значении этого слова. Он объяснял основы природоохранного дела чётко, грамотно расставляя нужные акценты, украшая лекции содержательными примерами и выводами. Как-то случилось, что мы были приглашены на консультацию к нему домой, запомнилось, что в одной из комнат не было мебели, посредине неё стояло фортепиано. Вячеслав Георгиевич, оказалось, прекрасно играл на этом инструменте!

По окончании семестров к сдаче зачётов-экзаменов относились в группе с должным вниманием. При получении от преподавателя вопросов поровну делили их между собой, какое-то время каждый готовился самостоятельно, в том числе – досконально изучая попавшиеся ему темы и записывая по ним сжатые, но очень чёткие ответы. За пару дней до сдачи предмета мы собирались в общежитии и слушали друг друга, изредка прерываясь на кофейно-бутербродные паузы... В такого рода мозговых штурмах времени вполне хватало, чтобы закрепить знания не только по своим вопросам, но и по всему сдаваемому курсу. (Да, на экзамены-зачёты готовые ответы у нас брать было не принято. Заветные папки с ответами «продавались» за бутылку кубинского рома младшим курсам).

Отдельного внимания заслуживала защита курсовых работ старшекурсников, которая происходила в кабинете директора Тихоокеанского института географии в присутствии ведущих учёных, что придавало небывалую серьёзность процедуре защиты и обязывало студентов глубоко изучать материал по теме исследования, так как присутствующими задавались, порой, самые неожиданные и, казалось, каверзные вопросы. На самом деле это шёл процесс приобщения молодёжи к публичным выступлениям и защите своих научных интересов, что несомненно пригодилось, как и лекции ведущих учёных в сочетании с упорной учёбой, – всё это позволило студентам создать серьёзную базу для будущей научной работы.

С начала учёбы на новой кафедре была заложена традиция: ежегодно в ночь с 13 на 14 января более 45 лет выпускники кафедры встречались в Кабачке геоморфологов. Первое время это происходило у Т.П. Бутылиной, нашего куратора и большого друга. В просторном зале её квартиры в старинном доме на Пушкинской по периметру стояли массивные дубовые шкафы с многочисленными томами книг, кожаные диван и кресла, посредине – внушительных размеров овальный стол. Комната словно была предназначена для многолюдной встречи этого таинственного новогоднего праздника, в который мы добавляли молодёжного задора и выдумки на злободневные студенческие темы. Последующие годы собирались на нейтральной территории, но чаще – у семейной пары из нашей группы – гостеприимных Оковитых – Володи и Нади. На Старый Новый год, как правило, отбрасывалась все дела и заботы, и мы спешили на встречу друзей юности, круг которых, к большому сожалению, с каждым годом по ряду объективных причин становился всё уже...

На одном из заседаний кафедры

В целом образование, полученное на кафедре геоморфологии и палеогеографии Дальневосточного государственного университета, предоставило возможность её выпускникам уверенно найти своё место в жизни, стать достойными людьми и квалифицированными специалистами. Некоторые из них впоследствии пополнили кадровый потенциал Тихоокеанского института географии ДВО РАН, защитили диссертации.

Ганзей Сергей Степанович, из первого выпуска кафедры 1976 года, стал доктором географических наук и несколько лет плодотворно трудился в должности заместителя директора ТИГ ДВО РАН по научной работе, а наш однокурсник, староста группы Владимир Николаевич Оковитый, последние годы жизни работал на посту заместителя руководителя Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю. Наши «100 процентов мужчин» – рыцари студенческих лет и надёжные друзья по жизни – более 10 лет, как покинули нас, нет на свете и Галины Николаевны Чуян, проработавшей в ТИГ более 35 лет и бесследно пропавшей на острове Беринга..., а студенческое братство живых переросло во что-то большее, и мы продолжаем искренне радоваться встречам, крепко дружить. И помнить!

Ольга ЕРМОШИНА,

Тихоокеанский институт географии ДВО РАН

Фото из архива ТИГ ДВО РАН


Комментариев нет:

Отправить комментарий