среда, 12 сентября 2018 г.

Сентябрьская встреча с главой РАН




«Максимально широко поддерживать наши компетенции»

10 сентября 2018 года в конференц-зале Президиума ДВО РАН состоялась встреча научной общественности с президентом Российской академии наук академиком РАН Александром Михайловичем СЕРГЕЕВЫМ. На мероприятии присутствовали члены РАН, профессора РАН, директора и руководители структурных подразделений научных учреждений ДВО РАН, представители молодёжи, профсоюзных организаций и СМИ. В режиме прямой трансляции телеконференции во встрече принимали участие учёные из региональных центров: Амурской области, Хабаровска, Сахалина, Магадана, Камчатки.

В приветственном слове вице-президент РАН, председатель Дальневосточного отделения РАН, академик РАН Валентин Иванович Сергиенко представил участникам встречи гостя Дальневосточного отделения РАН – президента РАН, для которого этот визит в город Владивосток – уже второй по счёту; первая ознакомительная предвыборная поездка Александра Михайловича состоялась год назад. «Сегодня же есть возможность поговорить о состоянии дел в ДВО РАН, о перспективах его развития; определить ход времени и сверить позиции Дальневосточного отделения с общеакадемическими», – сказал Валентин Иванович и передал слово гостю.

Александр Михайлович Сергеев отметил, что: «поскольку мы работаем вместе с порталом «Научная Россия», все заседания Президиума РАН можно увидеть в свободном доступе. Сейчас много людей смотрят заседание в режиме онлайн, потому что обсуждаемые здесь вопросы представляют интерес для всей академической общественности страны».


А.М. Сергеев рассказал о текущем положении в Российской академии наук. После майского указа готовится национальный проект «Наука», который в предстоящие шесть лет определит развитие отечественной науки. Проект в общем поддерживает то же самое направление, которое задала стратегия научно-технологического развития страны (стратегия была принята 1 декабря 2016 года). «Мы работаем над ответами на семь больших вызовов. Это не только вызовы для нашей страны: часть из них – вызовы для всего человечества. Эти направления связаны с развитием цифровых технологий, эффективного сельского и аква- хозяйств, персонифицированной медициной, энергетикой, связанностью пространства и так далее. Поэтому нами созданы семь советов по приоритетным направлениям», – отметил глава РАН.

Советы по приоритетным направлениям нацпроекта «Наука» возглавляются членами Российской академии наук. Кроме того, существует координационный совет, который будет рассматривать отобранные программы по приоритетным направлениям, и затем запускать их. В соответствии с решением президента РФ ответственность за работу координационного совета возложена на РАН, поэтому А.М. Сергеев является руководителем координационного совета.

«Для нас важно и то, что в стратегии прописан восьмой приоритет, – это фундаментальные исследования. В ближайшее время мы начнём окончательно компоновать новые программы фундаментальных исследований», – продолжил А.М. Сергеев. Академия наук целиком ответственна за эту программу с момента разработки, внедрения её и продвижения во всех институтах страны, ведущих фундаментальные исследования, в университетах, государственных научных центрах. Академия наук будет и заказчиком этих исследований.

«Важно, что среди национальных проектов «Наука» появилась впервые. Существует финансирование госпрограмм, а то, что входит в национальные проекты, требует выделения дополнительно около 8 трлн рублей, которые в течение шести лет должны быть найдены для того, чтобы обеспечить выполнение работ на отдельных направлениях».

Нацпроект «Наука» разбит на три федеральных проекта. Концепции этих проектов были одобрены на недавнем заседании под руководством премьер-министра страны. По сравнению с другими одиннадцатью нацпроектами проект «Наука» получит не очень большие деньги. Тем не менее, это сотни млрд рублей. Первый проект – по развитию кооперации науки с промышленным сектором, второй – по развитию связи с инфраструктурой, а третий – проект подготовки кадров. Проекты подразделяются на мероприятия, каждое из которых находится в сфере ответственности одного из вице-президентов РАН.

В соответствии с первым федеральным проектом создаются научно-образовательные центры – НОЦ. На рубеже веков функционировала программа «Интеграция», в рамках которой университеты и институты формировали консорциумы. Эта программа была признана успешной, потому что консорциумы обеспечивали развитие как академических учреждений, так и вузов. К сожалению, постепенно программа утратила достигнутые позиции. Сейчас научно-образовательные центры формируются с учётом прежнего опыта. Теперешнее поколения НОЦ – это центры интеграции плюс. Плюс – это присутствие квалифицированного заказчика.


По словам Президента РАН, НОЦ будут создаваться преимущественно в тех местах, где уже успешно действует высокотехнологичная промышленность или сельское хозяйство в виде государственных корпораций и других структур, готовых внести инвестиции в создание этих центров. Планируется, что реальный сектор экономики вложит в их создание больше средств, чем Министерство науки и высшего образования. К концу выполнения проекта через шесть лет планируемое соотношение финансовых вкладов составит приблизительно пять к одному, то есть промышленность вложит средств в пять раз больше, чем Министерство науки. Планируется создание 10-15-ти научных центров. Уже сейчас есть достаточно большое количество заявок по НОЦ, но понятно, что отбор этих центров и то признание, которое эти центры получат, очень зависит от реального обеспечения внебюджетного вклада.

Стратегия научно-технологического развития нашей страны предусматривает финансирование науки в размере 1,15% ВВП. В странах, ориентированных на развитие науки, её финансирование достигает 4% ВВП. «Мы планируем к 2035 году достичь финансирования в размере 2% ВВП, причём не менее половины должно поступить не из бюджетного сектора», – сообщил А.М. Сергеев. Практически во всех развитых странах соотношение бюджетной и внебюджетной составляющих финансирования науки отличается от российского. В США, например, 80% финансирования обеспечивает внебюджетный сектор, порядка 20% – бюджет. В Европе – соотношение изменяется в большую сторону бюджетной составляющей, но всё равно внебюджетная составляющая финансирования превышает 50%.

Фактически НОЦ можно представить в виде треугольника, где наряду с вузами и академическими учреждениями обязательно присутствует заказчик, который участвует в проекте существенными финансовыми средствами. Таким образом, достигается главная цель – превращение нашей науки в производительную силу экономики.

Второй федеральный проект – проект по развитию инфраструктуры. Одним из главных мероприятий в его рамках является создание научных центров мирового уровня. Большинство мнений сходится в том, что это должно быть обособленное подразделение научного института или университета, способное выдерживать конкуренцию и достичь мирового лидерства в соответствующем научном направлении. «Действительно, мы понимаем, что в тех местах, где выполняются работы на высоком мировом уровне, эти институты находятся в сложных условиях, они вынуждены конкурировать с заграницей, где вкладывают средства, существенно больше, чем у нас. Удержаться на этом уровне очень трудно. С каждым годом у нас все меньше направлений, в которых мы можем быть конкурентоспособны. Их обязательно нужно поддержать. Считаю, что сознание центров мирового уровня – это поддержка тех мест, где исследования уже ведутся на высоком уровне для того, чтобы закрепить их на лидирующих позициях. Это не значит, что мы не будем создавать центры по новым направлениям…»


Таких исследовательских центров проектом предусмотрено не меньше шестнадцати. Они будут строиться на средства из бюджета. Всего будет построено четыре математических и три генетических центра мирового уровня. «Мы в Академии наук являемся сторонниками позиции, что таких центров должно быть существенно больше. Нужно внимательно следить за мировыми тенденциями, на которые сейчас акцентировано развитие.

Что касается Дальневосточного отделения, то нам кажется важным, что обязательно должен быть создан центр мирового уровня по исследованию Мирового океана». Сейчас идёт активное освоение биологических, минеральных ресурсов океана, это стремительно развивающееся направление. Очень важно, что в этом перспективном интересном направлении отечественной наукой накоплен большой опыт. В рамках Восточного экономического форума пройдут дискуссии, круглые столы, посвящённые изучению глубин Мирового океана. Президент РАН считает, что в этом вопросе Дальневосточное отделение РАН должно занимать центральное место и претендовать на создание такого центра мирового уровня.

Кстати, в нацпроект «Наука» включено строительство двух исследовательских судов.

В рамках федерального проекта также есть направления по созданию установок класса «мега-сайнс».

«Наука, прежде всего, – это понимание того, что происходит, – продолжил А.М. Сергеев. – Мы должны максимально широко, по всем направлениям фундаментальных исследований сохранять и поддерживать наши компетенции. Если мы в каком-то из направлений научных исследований перестанем понимать суть происходящих процессов, не поймём, что произошёл переход на новый уровень познания, мы рискуем отстать навсегда.

Да, нет достаточного количества денег, но, тем не менее, при поддержке фондов, госзаданий, других дополнительных источников финансовых средств мы должны обеспечить базовый уровень понимания, даже если это не обеспечит нам мирового лидерства».


Уровень следующий, более высокий – уровень высокой конкурентоспособности (там, где мы сохранили компетенции – школы, возможности плодотворно работать) должен поддерживаться на высоком уровне, как это делается за рубежом. Для освоения новой ниши (это может быть около 50-ти крупных проектов) со стороны РАН инициируется возврат к проектам «стомиллионникам» на общую сумму четыре с половиной миллиарда рублей. «Мы считаем, что Академия наук сама может быть экспертом в отборе и продвижении этих проектов, проектов самого высокого уровня конкурентоспособности. Если мы позиционируем себя как научную державу, у нас должен быть уровень абсолютного мирового лидерства. Мы можем позволить себе новый проект, но должны на каком-то направлении обеспечить уникальные условия существования на мировых условиях (и по материальной базе, и по кадрам, и по ресурсам). Результаты фундаментальных исследований всё больше связаны с наличием уникального инструментария».

Всё в большей степени успех в науке зависит от имеющегося приборного обеспечения. С каждым годом оно становится все более и более дорогим. Порой даже развитые страны по отдельности не могут обеспечить себя настолько дорогостоящим научным оборудованием. Но если оно есть, то учёные этой страны становятся «законодателями мод» в своей области.

По установкам класса «мега-сайнс» в федеральный проект внесены две установки. Это синхротроны в Протвино и в Новосибирске. Третий должен был быть построен на острове Русский, но, к сожалению, согласование проекта не успело пройти по срокам, и его реализация откладывается.

«Современная наука немыслима без современной инфраструктуры. И мы считаем, что на Дальнем Востоке необходимо построить синхротрон, причём он должен быть встроен в уникальную сеть синхротронов России, чтобы на этой уникальной установке проводились интереснейшие исследования и не только отечественными учёными, но и зарубежными», – пояснил А.М. Сергеев.


Строительство синхротрона может стать знаковым событием для Дальневосточного отделения РАН и для всего Дальнего Востока. Да, здесь есть школы ускорительщиков, но установка класса «мега-сайнс» – уникальный инструмент, нужный всем: физикам, химикам, биологам, материаловедам и т.д. Более того, без синхротрона просто немыслима современная высокотехнологичная промышленность, электроника, нано- и биотехнологии, благодаря его использованию получили развитие методы нанодиагностики с атомарным разрешением, молекулярной биологии, медицины и пр. Поэтому в регионе необходимо увеличивать количество учёных разных специальностей, которые не только понимают, как с наибольшей эффективностью использовать синхротронное излучение, но и владеют практическими навыками проведения исследований на экспериментальных станциях синхротрона.

Третий федеральный проект – проект по образованию. Много лет ведутся разговоры о том, что была допущена ошибка в составлении и принятии закона об образовании, в котором аспирантура указана как третья ступень высшего образования. РАН отстаивает мнение, что аспирантура – это научная работа. Планируется вернуть аспирантуру, в которой акцент делается на научную деятельность.


Те студенты, которые учатся в научной аспирантуре, будут получать зарплату, среднюю по региону. Начиная с будущего года, будет определено более 1500 мест для обучения в научной аспирантуре. Количество лет обучения в такой аспирантуре может быть увеличено до пяти лет. К 2024 году планируется получить более 7000 аспирантов, учащихся и работающих в научной аспирантуре.

А.М. Сергеев также прокомментировал разделение Министерства образования и науки на Министерство науки и высшего образования и Министерство просвещения. Форма взаимодействия РАН-ФАНО перетекает в форму взаимодействия РАН-Миннауки.

Председатель РАН также напомнил о принятии важной поправки к ФЗ 253, который утверждает Российскую академию наук заказчиком фундаментальных исследований, утверждает право РАН согласовывать назначение исполняющих обязанности глав академических институтов, их увольнения и т.д.


Председатель ДВО РАН В.И. Сергиенко поблагодарил главу Российской академии наук за выступление и кратко проинформировал о последних достижениях Дальневосточного отделения РАН. Затем он предложил перейти к вопросам сотрудников ДВО РАН, на которые А.М. Сергеев ответил конструктивно и по-деловому.


Так как мероприятие проходило в рамках рабочей поездки главы РАН на четвёртый Восточный экономический форум (ВЭФ-2018) во Владивостоке, из-за сжатого рабочего графика встреча А.М. Сергеева и научной общественности ДВО РАН была завершена, к сожалению, тех участников, кто не успел задать вопросы Александру Михайловичу.


Фото Леонида МАКОГИНА

Комментариев нет:

Отправить комментарий