суббота, 7 августа 2010 г.

Заседание Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Стенографический отчёт.

29 июля 2010 года, 18:00 Москва, Кремль
Перепечатано с официального сайта Президента России
Фото пресс-службы Президента России
 Заседание Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. С Первым заместителем Председателя Правительства Виктором Зубковым (справа) и Председателем Государственной Думы Борисом Грызловым.
Д.МЕДВЕДЕВ: Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы сегодня должны утвердить основные параметры национальных проектов на период с 2011 по 2013 год. Уже прошёл президиум на эту тему, прошли совещания. Об этом доложит Александр Дмитриевич Жуков. И конечно, сейчас у нас проект федерального бюджета на выходе на следующий год и на ближайшее трёхлетие. Поэтому нам нужно сделать всё, чтобы эта работа была синхронизирована и чтобы не получилось, что те национальные проекты, на которые было потрачено столько времени и сил многими присутствующими в этом зале, оказались на остаточном принципе. Важно, чтобы сам бюджетный процесс не подминал под себя эти проекты, а, наоборот, несмотря на все сложности, шёл за национальными проектами, то есть они были бы одной из доминирующих частей нашего бюджета.

Я в очередной раз скажу о том, что время показало эффективность такой формы работы. Наверное, сейчас это все признают, все считают, что, в общем, это оказался очень такой разумный инструмент для решения как социальных, так и экономических проблем. Во всяком случае, за последние десять лет мы не придумали ничего более эффективного, чтобы решать эти задачи. Это тоже не панацея, тоже есть свои сложности, есть, наверное, и провалы. Но в целом это самый эффективный инструмент.

За последние четыре года были достигнуты качественные перемены и в образовании, и в здравоохранении, в обеспечении граждан доступным жильём, в развитии аграрно-промышленного комплекса. Мы решили не только продолжить работу с национальными проектами, но и максимально адаптировать их к процессам модернизации, которые в настоящий момент идут в стране. Поэтому одна из ведущих тем сегодняшнего заседания – внедрение инновационных технологий и программ повышения энергоэффективности в национальные проекты. Но это должна быть абсолютно практическая вещь, а не рассуждения на эту тему. Поэтому проекты, которые связаны с технологическим развитием экономики, и национальные проекты должны не просто друг друга дополнять – они должны переплетаться содержательно. Причём речь идёт об абсолютно практической работе, которую мы все должны вот так и понимать.

Что такое энергоэффективность в школе? Это не просто галочки какие-то в отчётности. Мы должны понимать, что снижение, скажем, энергопотребления в школе на 30 процентов – это дополнительные деньги, которые можно направить на решение школьных задач: на приобретение учебников, пособий, программ, оборудования. Вот только в этом случае энергоэффективность для учителей и директоров будет понятна, а иначе это бессмысленный поток слов, который льётся с телевизионного экрана.

Теперь о задачах, связанных с внедрением в рамках нацпроектов инноваций и технологий энергосбережения. Конечно, очень важно, чтобы были подготовлены специалисты, которые способны генерировать новые идеи, применять современные технологии по всем пяти приоритетным направлениям технологического развития. Люди должны быть компетентны в том, как осуществлять соответствующий менеджмент, они должны понимать, что им делать, ну и, конечно, они должны получить правильное образование.

Теперь та задача, о которой я сказал уже, – внедрение энергосберегающих программ в организациях образования и здравоохранения, как и вообще во всех бюджетных организациях. Соответствующий закон, как вы знаете, вступил в силу, его можно отнести к проектам развития, но ещё раз повторяю, это должен быть новый стиль поведения, это должно стать абсолютно понятным для всех работников и образования, и здравоохранения, это не должна быть абстрактная тема.

Я напомню, что закон определяет обязательства бюджетных учреждений ежегодно снижать на три процента потребление энергоресурсов, но здесь должны быть правильно расставлены акценты. Нужно, чтобы каждое бюджетное учреждение понимало, зачем ему это делать, зачем ему нужно этим заниматься, закупать соответствующее энергоэффективное оборудование. Поэтому закон об энергосбережении должен быть предметом интереса не только для работников сферы энергетики, но и, как это ни парадоксально, на первый взгляд, звучит, для работников социальной сферы, сферы образования и здравоохранения. Учиться экономить деньги должны все.

Ещё одна тема – это инновационное развитие здравоохранения. Такие разработки идут в том числе и под эгидой, под патронажем Комиссии по модернизации, это проекты, которые связаны с новыми лекарственными препаратами, диагностикой туберкулёза, вакцинопрофилактикой, ядерной медициной. В следующем году мы планируем повысить уровень обеспеченности высокотехнологичной медпомощью до 76 процентов, в 2012 году – до 80 процентов, а в 2013 году – до 86. Понятно, что это должно быть выстроено по всей нашей стране, всей территории государства.

Я только что посетил центр, который занимается перинатальной диагностикой и всем, чем должны заниматься подобные центры акушерства и гинекологии. Очень хорошее впечатление у меня от того, как эти программы реализуются в Московской области. Надеюсь, что и другие присутствующие здесь губернаторы будут обращать на это внимание, потому что это те затраты, на которых нельзя экономить, включая, кстати, и затраты на процедуры экстракорпорального оплодотворения, которые там осуществляются. Хотел бы обратить на это внимание Правительства Российской Федерации, всех, кто отвечает за финансирование.

Также я хотел бы вас проинформировать, что мною подписан закон, в соответствии с которым повышается доступность лекарственного обеспечения жителей сельских территорий, а именно лечебным учреждениям разрешается продажа лекарств там, где отсутствуют аптеки. Это важное законодательное решение. Хотя, если говорить откровенно, оно долго шло через парламент, через Правительство, наверное, в значительной мере, – потому что я ещё, помню, занимался этими национальными проектами в Правительстве и посещал фельдшерские пункты, объекты сельской медицины, эта тема там как раз звучала. Хорошо, что это сделали, но плохо то, что сделали через такой срок.

Следующая задача – строительство жилья, которое соответствует требованиям энергоэффективности. Эту тему мы обсуждали год назад на заседании Совета. Были даны поручения. О них можно сегодня тоже сказать. Понятно, что мы не только на заседании Совета по нацпроектам этим занимаемся. Но это тем не менее также должно быть связано с работой нашего Совета, потому что наиболее значительное снижение потребления энергии может быть достигнуто именно в жилищном секторе, мы все это знаем. По энергоёмкости он занимает второе место после обрабатывающей промышленности.

Но есть одна цифра, которая нас, конечно, характеризует самым тяжёлым образом: наша страна – аутсайдер мирового рейтинга по тепловой эффективности зданий. Понятно, что это, в общем, накопленная проблема. Она связана с ветхими строениями. Она связана с теми технологиями, которые использовались 30, 40, 50 лет назад. Но нам нужно преодолевать эту отсталость и менять теплоэффективность зданий. Поэтому в энергосберегающем строительстве, в содержании домов у нас огромные неиспользованные резервы. А инвестиции в эту сферу способны дать ежегодную экономию почти 70 миллионов тонн нефтяного эквивалента.

Я специально подчёркиваю, что говорю об этом в рамках работы по национальным проектам, потому что все деньги, которые циркулируют в российской экономике, – это единые деньги, невозможно их делить. Их можно делить с точки зрения учёта, но мы понимаем, что от этого их не становится больше. Поэтому, если мы этой темой занимаемся в рамках, допустим, Комиссии по модернизации, точно так же этой темой нужно заниматься при работе над национальным проектом.

Я бы хотел услышать, какие меры для стимулирования инвесторов и повышения заинтересованности строительных компаний в использовании энергоэффективных технологий принимаются. Потому что в установлении законодательных требований эта мера действенная, но ещё не достаточная. Подобная проблема существует, кстати, и в коммунальном секторе, в коммунальной сфере.

Я напомню, что в пик кризиса государство выкупило у застройщиков значительную часть незавершённых домов, обеспечив тем самым жильём наших ветеранов и военнослужащих. Это была, в общем, с одной стороны, экономическая необходимость, а с другой стороны – вполне благородная задача, которая государством решается уже не первый год. Кроме того, мы поддержали ипотечное кредитование. По моему поручению Правительство разработало стратегию его развития и утвердило её совсем недавно, в июле этого года.

Также в контексте жилищного строительства мне бы хотелось сказать, что мною подписан закон, касающийся порядка предоставления единовременной выплаты за счёт средств материнского капитала. Соответствующие решения тоже обсуждались сначала на уровне исполнительной власти, потом в Федеральном Собрании. Теперь их разрешено использовать на строительство и реконструкцию индивидуального жилого дома собственными силами. Об этом просили многие наши семьи, и теперь эти деньги соответственно могут использоваться и на собственное строительство, а не только на то строительство, которое ведётся привлечёнными организациями или сторонними подрядными структурами, а также на компенсацию затрат по строительству, если право собственности на дом возникло после 1 января 2007 года.

И, наконец, несколько слов об аграрно-промышленном комплексе и соответствующем проекте. Здесь мне хочется ещё раз сказать, что, наверное, это один из самых успешных национальных проектов; более того, наше сельское хозяйство постепенно превращается в высокотехнологичный сектор экономики. Немалый вклад в развитие проекта внесли институты, которые кредитуют сельхозпроизводителей, обеспечивают их материально-технической базой, и они были созданы специально для поддержки отрасли. Но останавливаться нельзя, несмотря на то, что у нас есть последствия финансового кризиса, несмотря на другие проблемы, нельзя забывать о том, что было сделано до этого, а за последние два года снизились темпы обновления парка сельхозтехники. Есть тут, конечно, и объективные причины, и субъективные, поэтому нужно подумать над тем, чтобы лизинговые компании рассмотрели возможность реструктуризации договоров лизинга, в том числе с использованием механизма рассрочки платежей. Аналогичную работу в этом плане могли бы провести и банки. Но, конечно, эти решения не должны быть бессмысленными или непродуманными, они должны приниматься на разумной коммерческой основе.

Особое внимание вопросам энергосбережения должны уделять отечественные производители сельхозтехники, которым неизбежно придётся выдерживать конкуренцию по этим важнейшим параметрам, а пока они эту конкуренцию выдерживают не во всём. И конечно, мы не должны использовать деньги, государственные деньги, да и деньги коммерческих банков на поддержку производства устаревшей техники.

Уважаемые коллеги, мы сегодня можем обсудить те вопросы, которые мною обозначены, ну и, естественно, высказаться по наиболее важным вопросам продвижения темы с национальными проектами, но, подчёркиваю, с национальными проектами, а не обо всём, что творится в нашей стране.

Давайте начнём работать. Слово для выступления по результатам соответствующей работы, которая велась по линии нацпроектов, Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Александру Дмитриевичу Жукову.

А.ЖУКОВ: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Уважаемые коллеги!

Реализация приоритетных нацпроектов внесла существенный вклад в модернизацию ключевых сфер, от которых напрямую зависит качество жизни граждан России. И кризис, который мы прошли, в общем-то, подтвердил актуальность и востребованность проектных подходов к управлению экономическими и социальными процессами. Благодаря нацпроектам удалось серьёзно смягчить действия кризисных факторов и сравнительно быстро вернуться на траекторию устойчивого развития в тех сферах, где идёт реализация нацпроектов.

Напомню, 2 июля этого года в Тамбове на заседании президиума Совета были рассмотрены и в целом одобрены Основные направления и параметры реализации нацпроектов на 2011–2013 годы. За месяц, который прошёл с этого заседания, проекты были доработаны и сегодня представлены для утверждения на Совете.

Всего на реализацию проектов «Здоровье», «Образование» и «Доступное жильё» в ближайшие три года предполагается направить 1 триллион 392 миллиарда рублей, в том числе около 798 миллиардов рублей из федерального бюджета. Суммы очень существенные, больше, чем даже в прошлые годы.

Кратко охарактеризую основные задачи и параметры проектов.

Первый – «Здоровье». Наиболее наглядно о его эффективности свидетельствует позитивная динамика демографических показателей. За время реализации проекта рождаемость увеличилась почти на 21 процент, смертность сократилась более чем на 12, в том числе младенческая смертность, особо хочу подчеркнуть, – на 26 процентов. Как результат ожидаемая продолжительность жизни увеличилась почти на четыре года и достигла 69 лет. Естественная убыль населения сократилась почти в 3,5 раза. Впервые за долгие годы нам удалось стабилизировать численность населения.

В этой связи хорошо зарекомендовавшие себя мероприятия нацпроекта необходимо продолжить. Кроме того, с будущего года у нас стартует целый ряд новых мероприятий. Традиционно особое внимание будет уделено вопросам повышения доступности и качества медицинской помощи матерям и детям. Будет продолжено развитие программы «Родовый сертификат», расширены мероприятия по диагностике заболеваний у детей до их рождения и в первый месяц жизни, пренатальная и неонатальная диагностика, о чём Дмитрий Анатольевич сказал. Запланирован комплекс мер по выхаживанию новорождённых с низкой и экстремально низкой массой тела, развитию хирургических методов лечения новорождённых, повышению эффективности лечения бесплодия с применением репродуктивных технологий. Весьма существенное внимание будет уделено хорошо зарекомендовавшему себя методу ЭКО. Также внимание будет уделено повышению квалификации медицинских…

Д.МЕДВЕДЕВ: Зарекомендовавшему себя методу ЭКО, о котором Вы сказали, и я только что сказал, что значит «будет уделено внимание»? Деньги-то будут на него?

А.ЖУКОВ: Обязательно будут выделены средства. И мы вчера с Минфином этот вопрос отдельно обсуждали, было обещано.

Д.МЕДВЕДЕВ: Ну хорошо, я только что получил доклад по этому поводу в одном из наших лечебных перинатальных учреждений. Я сказал об этом. Так что надеюсь, что всё сделано.

А.ЖУКОВ: Мы обратим особое внимание на это, Дмитрий Анатольевич.

Будет создана система паллиативной помощи тяжело больным детям.

Со следующего года запланировано проведение углублённой диспансеризации подростков в возрасте 14 лет.

К сожалению, весьма острой проблемой в нашей стране продолжает оставаться недопустимо высокое число абортов. Для снижения их числа планируем создавать специализированные центры медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Будут продолжены мероприятия, направленные на снижение смертности. Основными факторами риска преждевременной смерти по-прежнему остаются высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, курение, алкоголь, транспортные травмы. Для смягчения действий этих факторов будут осуществлены меры как профилактического, так и медицинского характера. В частности, продолжится реализация начатого в 2009 году комплекса мероприятий по популяризации здорового образа жизни.

Целевые показатели: снижение доли курящих с 47 процентов населения в 2009 году до 32 – в 2013-м, и в те же сроки – сокращение потребления алкоголя на 16 процентов. Также будем стремиться закрепить тенденцию к снижению смертности от ДТП. Цель – уменьшить число погибших почти на четверть по сравнению с 2009 годом.

Особо выделю мероприятия в сфере онкологической помощи населению. Напомню, в нашей стране традиционно наблюдался рост показателя смертности от новообразований. В первом полугодии этого года здесь впервые за долгие годы наметилась положительная динамика. В ближайшем будущем нам важно закрепить эту тенденцию, в том числе за счёт более активной реализации профилактических мероприятий. Для развития первичной медико-санитарной помощи будут сохранены стимулирующие денежные выплаты медперсоналу участковой службы, фельдшерско-акушерских пунктов и скорой помощи. В целом реализация приоритетного нацпроекта «Здоровье» должна обеспечить снижение смертности на 16,2 процента к 2013 году, по сравнению с 2009-м, увеличение рождаемости – на 9,5 процента и ожидаемое увеличение продолжительности жизни на 2,3 года, то есть до 71,3 года.

Сегодня я прочитал сообщение, что какая-то американская компания, фонд, провела исследование о том, что якобы у нас к 2025 году ожидается сокращение численности населения до 133, а в 2050-м – до 117 миллионов человек. Это абсолютно ни на чём не основанные прогнозы. По нашей стратегии и тем действиям, которые предпринимаются, в первую очередь в рамках нацпроекта, мы должны стабилизировать и начать потихоньку увеличивать наше население.

Теперь несколько слов о приоритетном проекте «Образование». С момента его старта был реализован целый комплекс мероприятий – от создания новой системы мотивации труда педагогов до укрепления материально-технической базы образовательных учреждений. Созданы семь федеральных университетов, на конкурсной основе отобраны 29 национальных исследовательских университетов. Важнейшей особенностью этих вузов является способность не только эффективно реализовывать образовательные программы, но и выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования. В целом на поддержку программы развития ведущих российских университетов в 2011–2013 годах запланированы серьёзные суммы: около 41 миллиарда рублей. Эти средства пойдут на покупку современного учебного, научного оборудования, на развитие кадрового потенциала, разработку новых образовательных программ. В целях развития систем начального и среднего профессионального образования в субъектах предполагается ежегодная поддержка не менее 25 региональных программ, направленных на оптимизацию сети образовательных учреждений и внедрение новых экономических механизмов управления. Мы планируем создать сеть площадок, на которых можно будет ознакомиться с опытом регионов, успешно разработавших и внедривших современные модели организации дошкольного образования. В течение двух лет стажировку должны пройти 10 тысяч человек.

Стратегическая цель для средней школы – увеличить долю детей, обучающихся в современных условиях, с 55 процентов в 2011 году до 70 – в 2013-м. В этих целях будут сохранены выплаты вознаграждения за классное руководство, стимулирующие улучшение воспитательной работы в школах. Успешно реализуются и будут продолжены мероприятия по поддержке талантливой молодёжи, поощрению лучших учителей. Планируется создать условия для того, чтобы 30 тысяч детей-инвалидов смогли воспользоваться технологией дистанционного обучения.

В рамках проекта запланирован ряд новых мероприятий, в том числе направленных на достижение стратегических ориентиров, заявленных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». На базе шести ведущих вузов страны будут созданы центры поддержки одарённых старшеклассников. Для ознакомления с опытом реализации комплексных проектов модернизации образования запланировано обучение более 17 тысяч школьных педагогов.

Особое внимание обратим на улучшение школьного питания. У нас имеется полезный и очень позитивный, должен сказать, опыт пилотных регионов. Он будет обобщён, принят за основу для реорганизации системы школьных столовых по всей стране. В целом могу отметить, что на реализацию проекта «Образование» предполагается за эти три года выделить средства в объёме около 97 миллиардов рублей.

Несколько слов о нацпроекте «Доступное и комфортное жильё». В 2006–2008 годах его реализация позволила значительно нарастить объёмы жилищного строительства, а в кризисный период предотвратило существенное падение темпов ввода жилья. Сейчас это падение прекратилось, и в этом году темпы стабилизировались. По оперативным данным, в первом полугодии введено 21,5 миллиона квадратных метров жилья, столько, сколько было в прошлом году. В целом за 2011–2013 годы планируется обеспечить строительство 185 миллионов квадратных метров жилья, при этом, что важно, доля малоэтажного строительства должна увеличиться к 2013 году до 60 процентов.

Важнейшее направление работы в рамках приоритетного нацпроекта – это ускоренное обеспечение жильём тех категорий граждан, перед которыми государство имеет закреплённые законом обязательства. В 2011 году планируем обеспечить жильём граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, в 2013-м – граждан, подлежащих отселению с комплекса «Байконур». За три года помощь в улучшении жилищных условий будет оказана 78 тысячам молодых семей.

Особое внимание должно быть уделено созданию благоприятных условий для роста объёмов жилищного строительства. В том числе в рамках деятельности Фонда РЖС (Фонда содействия развитию жилищного строительства) предстоит решить одну из основных проблем – проблему нехватки подготовленных земельных участков. Фонд РЖС, закончив уже период своего становления, в настоящее время наращивает объёмы вовлечения в оборот федеральных земельных участков. При этом первые жилые дома на участках Фонда появятся уже в четвёртом квартале этого года. К 2013 году около 30 процентов жилья в России будет строиться на участках Фонда. При этом не менее двух третей этого жилья будет отвечать характеристикам экономического класса, то есть доступного по цене, но качественного жилья.

Для снижения себестоимости строительства будут разработаны типовые решения по обеспечению земельных участков под малоэтажное строительство экономичной и энергоэффективной инженерной инфраструктурой, в том числе и децентрализованной.

Одним из ключевых направлений проекта является развитие ипотечного кредитования. Мы по поручению Дмитрия Анатольевича приняли долгосрочную стратегию развития ипотеки до 2030 года. Предполагается, что в перспективе ипотечный кредит станет основным механизмом приобретения жилья. И стратегическая цель – это обеспечение доступности ипотечного кредитования для 60 процентов граждан страны. К 2013 году объём вновь выданных ипотечных кредитов возрастёт до 1 триллиона 219 миллиардов рублей, то есть в 2,5 раза по отношению к уровню 2011 года, а доля семей, имеющих возможность приобрести комфортное жильё с помощью собственных и заёмных средств, с 19 процентов в 2011 году увеличится до 25.

Замечу также, что нацпроект «Жильё» дополнен новым направлением – «Ресурсо- и энергосбережение». В его рамках предусмотрено строительство современных предприятий по производству основных энергосберегающих стройматериалов, изделий и конструкций.

Уважаемые коллеги!

Завершая выступление, хотел бы отметить, что целью реализации приоритетных нацпроектов по-прежнему являются качественные перемены в ключевых и наиболее чувствительных сферах жизни нашего общества. Все без исключения проекты нацелены на применение передовых инновационных технологий, которые будут соответствовать самым строгим нынешним и перспективным стандартам.

Более подробно об инновационной составляющей нацпроектов доложат Аркадий Владимирович Дворкович и министры в своих докладах.

Спасибо за внимание.

Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо, Александр Дмитриевич.

Пожалуйста, Аркадий Владимирович. Как раз об инновационной составляющей, о пересечении между национальными проектами и теми приоритетами, которыми мы занимаемся в рамках модернизации. Прошу Вас.

А.ДВОРКОВИЧ: Спасибо. Добрый день.

И приоритетные национальные проекты, и проекты модернизации имеют ярко выраженную социальную направленность и имеют большие пересечения. Причём национальные проекты, с одной стороны, могут создавать благоприятные условия для модернизации, с другой стороны, пользоваться результатами осуществления проектов модернизации.

Что касается первой части, создания условий. Есть две основные вещи. Первая – это подготовка специалистов и проведение исследований. Это прежде всего касается сферы образования. И вторая – это планы по закупкам новейшей техники, новейшего оборудования, новейших лекарств, любых товаров и услуг, которые будут произведены в результате повышения инновационного уровня российских компаний. Это отражается в конкретных направлениях конкретным образом.

Что касается университетов. Предложение состоит в том, чтобы в течение ближайших трёх лет в рамках реализации программ развития российских вузов, а также в рамках тех проектов, которые предусмотрены постановлением Правительства по кооперации университетов и российских компаний предусмотреть сдвиг в структуре подготовки по специальностям в сторону тех пяти приоритетов, которые обозначены в рамках деятельности Комиссии по модернизации.

То же самое нужно сделать и с программами исследования, и с приоритетами диссертационных работ. Это абсолютно конкретные вещи, которые должны отразиться в структуре финансирования тех или иных специальностей, прежде всего в ведущих вузах страны, которые были выбраны как федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, а также два наших ведущих университета – МГУ и Санкт-Петербургский государственный университет. И критериями оценки этих программ должны стать в том числе успехи в подготовке соответствующих специалистов.

То же самое касается привлечения иностранных профессоров и иностранных специалистов в российские вузы и исследований, которые напрямую должны быть связаны с нашими приоритетами.

Что касается госзакупок, то здесь предложение состоит в следующем: определить на ближайшие годы по разным направлениям разные горизонты планирования (но речь должна идти о пяти-семи годах), примерные прогнозы закупок новейшего оборудования и лекарственных средств со стороны государства, а также крупных компаний, которые могут пользоваться плодами осуществления проектов в сфере модернизации. Такие прогнозы могут служить ориентиром для начала инвестиционных проектов, для создания инновационных производств и для осуществления исследований не на государственные, а на частные деньги. В этом случае инвесторы будут знать, и те, кто осуществляет исследования, будут знать, что их результаты могут быть востребованы.

И, наконец, что касается жилья, то одно из существенных условий, которое может быть создано в рамках проекта «Комфортное и доступное жильё», – это предоставление жилья молодым специалистам и высококвалифицированным специалистам, которые привлекаются на работу в наши научные, исследовательские организации, а также на предприятия, где производится инновационная продукция. Мы считаем, что это направление в рамках проекта «Жильё» нужно сохранить и оказывать особые условия поддержки при предоставлении такого жилья, в том числе и в рамках ипотеки, АИЖК готово такие продукты разработать и предоставить молодым высококвалифицированным специалистам.

И что касается второй части – это пользование плодами проектов модернизации, – то здесь также абсолютно конкретные вещи: в образовании это широкополосный интернет, электронно-образовательные ресурсы, дистанционное образование, в том числе для инвалидов.

В «Здоровье» это ядерная медицина, телемедицина, возможность использования более доступных лекарств и техники, которые будут создаваться внутри страны, и информационных систем в здравоохранении.

В «Жилье» это прежде всего строительство минимально «умных» домов, то есть домов, которые отвечают минимальным стандартам энергоэффективности, и везде, где идёт поддержка за счёт госсредств и за счёт госкредитов, должны предъявляться требования для строительства жилья по новым стандартам. Пока их нет в России, этих новых стандартов, по тем стандартам, которые приняты в Евросоюзе или странах Таможенного союза, как это предусмотрено уже принятым решением. Но кроме энергоэффективности новые дома должны иметь доступ к широкополосному интернету, иначе они не будут обладать тем набором услуг, которые нужны гражданам.

И последнее, по селу. Вы уже сказали о том, что сельхозтехника должна отвечать новым стандартам энергоэффективности и госденьги не должны тратиться на новую технику. Предложение состоит в том, чтобы Минсельхоз определил на ближайшие несколько лет требования к той технике, которая будет закупаться через три, через пять, через семь лет, и на эти требования были бы сориентированы наши и иностранные производители сельхозтехники.

Спасибо.

Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо. Мы заговорили про молодых специалистов, и я вспомнил о том, что я давал поручение Правительству разобраться с жильём для молодых сотрудников Академии наук.

Юрий Сергеевич, Вы договорились с Правительством на эту тему?

Ю.ОСИПОВ: Министерство регионального развития сейчас представляет по этому поводу предложения. Мы с Виктором Фёдоровичем вчера ещё раз уточнили: на следующий год они предполагают выделить 2,2 миллиарда для строительства, это первое начало, общежитий гостиничного типа для молодых сотрудников. Параллельно обсуждается вопрос с Фондом развития жилищного строительства Бравермана, и Фонд готов тоже использовать наши площадки, для того чтобы строить жильё для молодых. Но продвижение есть, вчера мы с Виктором Фёдоровичем об этом говорили. Если мы построим на эти деньги несколько общежитий в стране, крупных, гостиничного типа, а мы это можем сделать на наших площадках, это будет на самом деле прорыв. Я думаю, более тысячи молодых специалистов получат такое жильё, гостиничного типа.

Д.МЕДВЕДЕВ: Но мы вроде говорили о другом жилье-то. Чтобы закрепить молодых сотрудников Академии наук, требуется постоянное жильё, а не гостиничное. Понятно, кто-то приезжает на временных началах преподавать или работать, но должно быть постоянное жильё. Мы об этом говорили, помните, когда было заседание президиума Академии наук?

Ю.ОСИПОВ: Дмитрий Анатольевич, Министерство регионального развития этот вопрос тщательно изучало. Они предложили на три года запланировать 9 миллиардов рублей для решения этой проблемы, но решения пока по этому вопросу нет.

Д.МЕДВЕДЕВ: Мы же тогда говорили о том, чтобы с чего-то начать, чтобы на тех землях, которые принадлежат вам как Академии наук с использованием принципов долевого финансирования, других существующих инструментов начать строительство новых домов, чтобы это было выгодно и Академии наук, и другим застройщикам. В этом смысле движения нет, или что?

Ю.ОСИПОВ: Не очень большое продвижение. Но по Вашему указанию все необходимые материалы по конкретным объектам, абсолютно конкретным, списки молодых учёных, в каких местах, что можно делать, в Правительство представлены.

Д.МЕДВЕДЕВ: У нас кто за жильё отвечает в Правительстве?

А.ЖУКОВ: Из министерств?

Д.МЕДВЕДЕВ: Из министерств я понимаю, что Минрегион. Да, я хочу, чтобы Минрегион высказался. Хорошо, что я вспомнил об этом. Пожалуйста.

В.БАСАРГИН: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Задача решается следующим образом. Всё, что касается постоянного жилья, мы решили вопрос с Фондом развития жилищного строительства, что на этих участках будет строиться жильё. Часть этого жилья будет выделяться для молодых учёных, как мы говорим.

По служебному жилью: почти 2,9 миллиарда рублей мы заложили для обеспечения жильём молодых учёных на ближайшие три года. И у нас остаётся по общежитиям квартирного типа нерешённой только одна проблема, связанная с тем, что мы обеспечиваем специалистов служебным жильём. На пять тысяч молодых учёных, которых предлагала Академия, надо 9 миллиардов рублей. К сожалению, пока эти деньги не предусмотрены. А все остальные механизмы сегодня уже запущены: и по обеспечению земельными участками, строительству постоянного жилья и обеспечению жильём типа общежитий.

Д.МЕДВЕДЕВ: Нам сколько нужно учёных обеспечить жильём, чтобы они не разъехались в разные страны? Я напомню, мы вообще-то модернизацией занимаемся.

Ю.ОСИПОВ: Дмитрий Анатольевич, когда обсуждали эту проблему с Вами, речь шла о пяти тысячах квартир, и Вы это поддержали.

Д.МЕДВЕДЕВ: Да, я отлично помню. Я даже давал поручение Правительству. Я только ответа не увидел.

Значит, вот что. Поручаю и Вам, Александр Дмитриевич [Жуков], и Вам, Алексей Леонидович [Кудрин], рассмотреть этот вопрос и решить. Это не менее важно, чем жильё для военнослужащих, если вы хотите, чтобы наша страна имела будущее.

Продолжим. Теперь короткие доклады министров, которые отвечают за соответствующие части нашей работы по национальным проектам. Начнем с образования, Андрей Александрович Фурсенко.

А.ФУРСЕНКО: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые члены Совета, приглашённые!

Так же как и в предыдущие годы, суть приоритетного проекта «Образование» – это реализация системных изменений через конкретные проекты. Поэтому и на современном этапе нацпроекта мы придерживаемся следующих основополагающих принципов.

Во-первых, система образования уже сегодня должна давать людям знания и навыки, необходимые для создания нового технологического уклада и жизни в нём. Во-вторых, любые системные решения должны реализовываться не только через совершенствование институтов, но и через конкретные действия, на которых ясно видны ожидаемые результаты предстоящих изменений. И, наконец, мы должны использовать проектный подход, а значит, управлять изменениями через конкурсные механизмы, с тем чтобы адресно поддерживать, внедрять действительно лучшее.

Мы представили на Совет материалы по решению всех задач, которые были поставлены Президентом России. Я остановлюсь на нескольких наиболее важных направлениях, на примере которых особенно отчётливо проявляются перечисленные принципы.

Первое из этих направлений – это развитие прикладных исследовательских компетенций вузов как важного элемента национальной инновационной системы. Базой для него послужили в первую очередь результаты нацпроекта по поддержке инновационных программ вузов, а также по созданию федеральных национальных исследовательских университетов. Опыт нацпроекта позволил нам теперь в значительно большей степени применять проектные методы, и показательны в этом плане три новых мероприятия, реализация которых началась в этом году. Это конкурсная поддержка кооперации вузов и высокотехнологичных предприятий в сфере прикладных исследований. Это конкурсная поддержка развития инновационной инфраструктуры высшей школы. И это конкурс по привлечению ведущих учёных в российские вузы с целью обновления и развития российских научных школ. Вышли соответствующие постановления Правительства в начале этого года. Финансирование по этим мероприятиям из федерального бюджета составляет на три года 39 миллиардов рублей.

Я хочу подчеркнуть, что практически все представленные проекты направлены на работу по приоритетным направлениям Комиссии по модернизации. Это то, о чём говорил Аркадий Владимирович.

Проекты, в частности, помогут вузам выйти на новый качественный уровень создания и реализации собственных программ развития. При этом мы рассматриваем эти программы не как самоцель, а как обеспечение встраивания исследовательского и образовательного секторов вузов в новую экономику и работу на более тесную интеграцию науки, образования и экономики. Такие программы, как мы считаем, должны стать базой для формирования госзадания, что, в свою очередь, позволит в кратчайшие сроки реализовать 83-й Федеральный закон, а вузам стать более самостоятельными и эффективными.

Я могу сказать, что на этой неделе произошло вскрытие конкурсных заявок по всем перечисленным мероприятиям. Интерес к конкурсам очень высок. Так, например, по конкурсу по кооперации высшей школы с производством подано около 500 заявок, в которых участвует более 400 предприятий с привлечением примерно полутора сотен вузов. На конкурс по направлению и развитию инновационной инфраструктуры подали заявки почти 200 вузов, и на конкурс по направлению и привлечению в российские вузы ведущих учёных подали заявки более 500 человек, причём как российских и наших бывших соотечественников, так и достаточно известных зарубежных специалистов. При этом предлагается привлечь их приблизительно в 170 вузов. Таким образом, через эти конкретные проекты произошёл реальный отбор вузов-лидеров. Ядро, порядка 150 вузов, уже определилось. И именно эти вузы, как мы считаем, являются основой и должны стать двигателями системных изменений в высшем образовании.

Второе важное направление – это внедрение современных стандартов и технологий в общем образовании. В его основу также положены результаты нацпроектов в 2007–2009 годах. Это в первую очередь результаты проектов по поддержке региональных комплексных проектов модернизации образования. И применяемый в этих проектах системный подход, адресная поддержка лидеров позволили добиться существенных системных изменений на пилотных площадках победителей. Сегодня наша задача обеспечить, чтобы все общеобразовательные учреждения России перешли на новый высокий уровень, который задан в инициативе «Наша новая школа». Такое задание мы получили. Там были поставлены достаточно конкретные сроки: в течение трёх лет добиться. Мы считаем, что эта задача реализуется сейчас достаточно последовательно и в поставленные сроки через внедрение новых стандартов и максимально широкое использование современных информационных технологий.

При этом я хочу напомнить, что новые стандарты формулируют требования не только к образовательным программам, но и к современным условиям обучения. Мы также управляем этим процессом через новые проектные инструменты, через то, о чём говорил Александр Дмитриевич, через конкурсную поддержку так называемых «стажировочных площадок» по распространению успешной практики во всех регионах и муниципалитетах. Мы планируем создать такие площадки во всех федеральных округах по различным направлениям, для того чтобы распространить лучшие практики. Деньги под создание этих проектов запланированы в рамках Федеральной целевой программы развития образования.

Основные направления кадровой переподготовки – это современные финансово-экономические механизмы. В основном это касается обучения управленцев. Это реализация новых образовательных стандартов, новых требований к результатам и условиям обучения. И тут мы планируем обучать как педагогов, так и руководителей. И, наконец, это использование электронных образовательных ресурсов, новых ресурсов. Направление это рассчитано главным образом на учителей, причём учителей самых разных направлений, не только учителей информатики. В течение трёх лет только на базе «стажировочных площадок» и только по перечисленным направлениям пройдут переподготовку порядка 30 тысяч работников из всех муниципальных образований, которые, в свою очередь, переподготовят весь кадровый состав общего образования. По крайней мере, такую задачу мы поставили и считаем, что она реализуема.

И, наконец, третье направление, которое является в определённом смысле новым для нацпроекта «Образование», – это энергоэффективность. Я справочно хочу сказать: было 480 заявок по сотрудничеству фирм и вузов, более 50 процентов этих заявок соответствуют приоритетному направлению «Энергетика и энергосбережение». Больше, чем по всем остальным. Проблема повышения энергоэффективности комплексно затрагивает всю систему образования, данное направление в рамках нацпроекта включает три основных аспекта.

Во-первых, это исследования и разработки в области энергоэффективности, которые ведёт высшая школа, в том числе по вопросам новых источников освещения, приборов учёта энергозатрат, оптимизации расходования тепла и электричества.

Во-вторых, это воспитательный эффект, который достигается при обучении идеям экологичной жизни, энергоэффективной, «зелёной» экономики. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что, начиная со школы, может быть, даже с детского сада, у ребят нужно закладывать представление о сбережении энергии и всех природных ресурсов для будущих поколений.

И, наконец, третье – это внедрение новых подходов к организации финансирования образовательных учреждений, когда учреждения на примере экономии энергии получают практические основы самостоятельного рационального хозяйствования. Это будет в том случае, если они смогут использовать сэкономленные средства на свои цели. Вы об этом говорили, но мы считаем важным, чтобы в том числе они могли использовать часть этих средств и на повышение оплаты труда.

По нашим оценкам, мы прикинули: к 2015 году мы должны экономить до 40 миллиардов рублей в год. Это суммарное снижение расходов образовательных учреждений на оплату энергоресурсов. Мы, по нашим оценкам, считаем, что средняя школа может экономить в год до 900 тысяч рублей, и будет достигнута та задача, которая поставлена в законе об энергоэффективности: к 2015 году на 15 процентов сократить энергопотребление по сравнению с уровнем 2009 года.

Мы считаем, что так же, как первое мероприятие – нацпроект «Образование» – позволило относительно безболезненно перейти на новые системы оплаты труда, нормативно-подушевое финансирование, на реформирование сети профобразования, потому что были запущены пилотные проекты, которые пробили этот путь, точно так же новые проекты позволят в недалёком будущем сделать систему образования одним из лидирующих элементов инновационной экономики страны. Спасибо.

Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо.

Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Алексеевна Голикова.

Т.ГОЛИКОВА: Спасибо.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

Приоритетный национальный проект «Здоровье» неразрывно связан с государственными инициативами и мероприятиями по стимулированию и внедрению инноваций по основным направлениям его реализации.

Инновационные медицинские разработки включают инновационные, организационные и лечебно-диагностические технологии, инновационные лекарственные субстанции и препараты, инновационные медицинские изделия, в том числе медицинское оборудование. Поэтому, готовясь к сегодняшнему заседанию, мы, по сути, провели параллель между направлениями реализации национального проекта «Здоровье» и работой Комиссии при Президенте по модернизации и технологическому развитию, в первую очередь деятельности рабочей группы «Медицинская техника и фармацевтика», и постарались связать те направления реализации национального проекта, которые себя успешно зарекомендовали на протяжении всего срока реализации, уже с одобренными проектами либо проектами, которые находятся в высокой степени готовности.

Скажу, что Комиссией были одобрены и утверждены критерии оценки инновационных проектов в этой сфере, которые включают определение уровня новизны и перспективности конечного продукта, его патентоспособность, степени готовности, а также оценку степени завершённости проекта в среднесрочной перспективе. И на основе данных критериев осуществлён анализ более 200 представленных в рабочую группу инновационных проектов. Из них одобрены 11 наиболее перспективных, и дополнительную экспертизу проходят 17. Практически все эти проекты так или иначе увязываются с основными направлениями национального проекта «Здоровье».

Напомню, что национальный проект «Здоровье» реализуется по четырём крупным направлениям. Это развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний. Второе – повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи. Третье – это совершенствование оказания медицинской помощи матерям и детям. И четвёртое – здоровый образ жизни. И если структурировать наши отобранные проекты по этим четырём направлениям, то на сегодняшнем заседании я бы отметила несколько ключевых, которые, как нам кажется, уже в среднесрочной перспективе могут дать реальную отдачу и с точки зрения качества, и с точки зрения эффективности их реализации.

Первое направление, как я уже сказала, это развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний. Здесь мы планируем в довольно длительном интервале, вплоть до 2020 года, с разбивкой на этапы, реализацию проекта развития технологий и персонального мониторинга здоровья человека. В рамках этого проекта осуществляется разработка, апробация и развитие решений для оперативного круглосуточного сбора сведений о состоянии здоровья человека на основе применения информационных технологий, компьютерного оборудования и датчиков, обеспечивающих возможность передачи сведений о состоянии здоровья пациента лечащему врачу на основе технологии беспроводного доступа.

Следующее направление – это разработка, создание и внедрение в медицинскую практику инновационного внутрикожного диагностического теста на туберкулёз. Должна сказать, что это уникальная инновационная отечественная разработка, которая на сегодняшний день не имеет аналогов в мире, и мы её используем в Российской Федерации начиная с 2009 года. В 30 регионах это уже применяется, и мы видим очевидный эффект. При одинаковом числе обследованных риску заражения туберкулёзом при новом препарате подвержены в пять раз меньше детей, чем при традиционной диагностике.

Ещё одно направление, о котором я не могу не сказать, – это направление, с одной стороны, традиционное, а с другой стороны, в некотором смысле уникальное. Силами наших предприятий-производителей «Микроген», «Петровакс» и Санкт-Петербургского НИИ вакцин и сывороток разрабатываются проекты по выпуску противогриппозных вакцин. Причём оперативная разработка безопасных моновакцин нового поколения и их промышленное производство отечественными предприятиями в 2009 году позволили своевременно защитить группы риска против гриппа Н1N1 и предотвратить значительные эпидемический подъём в конце 2009-го – начале 2010 года. Эти предприятия в течение шести месяцев способны наладить производство вакцин на основе актуальных штаммов вирусов гриппа. Собственно, это будет сделано и в 2010 году.

В рамках совершенствования вакцинопрофилактики в Российской Федерации намечена реализация проекта «Разработка и организация производства комбинированной пентовакцины АКДС» для иммунизации детского населения. Эта комбинированная пентовакцина направлена на вакцинацию детей с трёхмесячного возраста против дифтерии, столбняка, коклюша, гепатита В, гемофильной инфекции. В настоящее время применяющиеся вакцины не содержат компонент против гемофильной инфекции. Предполагается, что промышленное производство будет начато уже с 2015 года. Также по этому направлению Ростовским НИИ микробиологии и паразитологии осуществляется проект «Разработка и производство моновакцины против гемофильной инфекции». Я должна сказать, что с одобрением на сегодняшнем заседании основных направлений национального проекта мы включаем, начиная с 2011 года, в национальный календарь профилактических прививок прививки против гемофильной инфекции. Это позволит предотвратить заболевания тяжёлыми формами пневмонии и менингитом более чем у 11 тысяч детей и сохранить жизни более тысячи детей.

Запланировано также проведение клинических исследований и государственная регистрация широкого спектра инновационных препаратов для лечения таких инфекционных заболеваний, как гепатит С, грипп, ВИЧ/СПИД и туберкулёз в 2011–2012 годах в рамках проекта «Центр трансфера технологий по разработке и производству импортозамещающих лекарственных средств «Химрар». Причём, должна сказать, все эти разработки осуществляются без привлечения бюджетных средств.

Кроме того, рабочей группой рекомендованы инновационные проекты, я их перечислю, по разработке нового поколения лекарственных препаратов на основе координационных соединений и созданию новых лекарственных препаратов, которые направлены на лечение вирусных гепатитов, острых и хронических заболеваний лёгких различной этиологии, кровяных ростков для лечения метаболического синдрома и сахарного диабета.

Не могу не сказать о втором направлении нацпроекта – это повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной помощи.

Должна сказать, что здесь комплекс мероприятий по совершенствованию медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями построен на основе инновационной отечественной организационной технологии, предполагающей создание инфраструктурной сети первичных сосудистых отделений и региональных сосудистых отделений, обеспечивающих доставку пациентов с острой сосудистой патологией.

Координирующие функции и высокотехнологичные возможности этих центров позволяют оказать экстренную медицинскую помощь в пределах «терапевтического окна» населению регионов Российской Федерации. И здесь, в продолжение этого направления, мы реализуем инновационный проект «Разработка технологий и создание опытных образцов искусственных тактильных механорецепторов для кардио- и ангиохирургии, реаниматологии, экстремальной и космической биологии и медицины» под патронажем учебно-научного учреждения Институт математических исследований сложных систем Московского государственного университета.

Инновационность проекта заключается в разработке роботизированных систем оказания медицинской помощи, а также автоматизированных систем для кардио- и ангиохирургии на основе последних достижений фундаментальной науки.

Есть ещё множество проектов, которые мы сегодня представили в презентации для сегодняшнего заседания. Но я буквально остановлюсь ещё на одной разработке нашего государственного учреждения – Российский кардиологический научно-производственный комплекс.

На сегодняшний день в рамках текущего финансирования и грантов Роснауки реализуется проект «Разработка и внедрение в медицинскую практику инновационных лекарственных средств для лечения сердечно-сосудистых заболеваний». Здесь уже зарегистрирован собственный инновационный тромболитический препарат «Пуралаза». Он сейчас проходит дополнительные клинические исследования для использования при лечении инсультов. Подходит ещё разработка пяти новых препаратов.

Уже на заседании Комиссии по инновациям мы одобряли и рассматривали проект по ядерной медицине, поэтому я не буду на нём подробно останавливаться. Скажу, что мы уже запустили и работаем по направлению выпуска генераторов молибдена-технеция и планируем ещё производство 22 новых радионуклидных препаратов и радионуклидных генераторов. Здесь, безусловно, с точки зрения полноценности реализации этого проекта есть соответствующие финансовые ограничения, но я полагаю, что эту тему мы будем обсуждать на следующем этапе формирования бюджета, в августе–сентябре 2010 года.

И не могу не сказать о том, что развитие наукоёмкого и высокотехнологичного отечественного здравоохранения, конечно, предъявляет очень высокие требования к кадрам, к вузовскому, послевузовскому и дополнительному образованию, к подготовке целевых программ квалифицированных кадров по таким ключевым направлениям, как биомедицинские технологии, ядерная медицина, фармакология и фармацевтика, информационные технологии, управление и менеджмент в медицине и здравоохранении. И здесь мы предлагаем в рамках реализации всех мероприятий проекта разработку и подготовку концепции по проекту «Университет биомедицинских инноваций». Причём эта концепция не потребует каких-либо дополнительных финансовых вливаний. Предполагается, что данный проект должен быть реализован силами наших вузов, таких, как медицинский университет имени И.М.Сеченова, Российский государственный медицинский университет имени Н.И.Пирогова, Пятигорская государственная фармацевтическая академия, и нашими, естественно, партнёрами, нашими производителями лекарственных средств, которые выразили желание участвовать в этом направлении.

Но при этом я хочу обратить, Дмитрий Анатольевич, внимание на то, о чём сказал в своём выступлении Аркадий Владимирович [Дворкович]. В целях обеспечения устойчивости внедрения инновационных разработок в здравоохранение нам, наверное, всё-таки придётся рассмотреть возможные механизмы государственной поддержки разрабатываемых инноваций, прежде всего на этапе получения готовых продуктов. Здесь, очевидно, будет это год или два, но, во всяком случае, какую-то обозримую перспективу мы должны сейчас уже продемонстрировать всем участникам этого процесса. Здесь, увязывая эти инновационные направления с направлениями реализации нацпроекта, мы бы считали, что уже сейчас можно было бы принять решение: во всяком случае, мы уже со многими участниками – несмотря на то что они представляют коммерческий рынок – проговорили возможность такого же мониторинга реализации их разработок, как и мониторинг реализации национального проекта с выходом на законченный продукт в те установленные сроки, которые на сегодняшний день ими обозначены. Этот мониторинг уже сейчас позволит нам оценить, когда мы можем выйти на готовый продукт и какую эффективность с точки зрения в первую очередь финансов и во вторую очередь качества нам это даст. Я думаю, что если мы это включим, то год работы уже откроет нам перспективы по тому, как это можно будет реализовать.

И два проекта, на которых я бы хотела остановиться, которые не связаны непосредственно с лекарственными средствами или медицинским оборудованием, – это программы, которые связаны с изменениями в ценностях, стандартах и стиле жизни людей. Здесь я должна сказать, что современное общество, как условие наличия и развития инноваций, может быть сформировано только посредством инновационных социальных технологий. И сегодня критериями инновационности таких социальных технологий выступают активное использование интернета и медиатехнологий, интерактивность взаимодействия, сетевые формы организации, управление знаниями в обществе в целом и ориентация на общественные процессы самоорганизации.

И мы считаем, что нам удалось добиться определённых результатов по направлению формирования здорового образа жизни и по направлению программы развития службы крови. Здесь мы добились определённых успехов с точки зрения качественных результатов.

И совсем в заключение. Поскольку неотъемлемой частью сегодняшнего совещания является и мероприятие, которое мы осуществляем в сфере здравоохранения, реализуя закон «Об энергоэффективности и энергосбережении», хочу сказать, что на сегодняшний день наша работа в сфере здравоохранения строится по трём направлениям. Это федеральные учреждения, которые мы обязали осуществить определённый комплекс действий, с тем чтобы обеспечить ежегодное снижение объёма потребления энергоресурсов не менее чем на 3 процента, как это и запланировано законом. Кроме того, уже сейчас мы внедряем энергосберегающие технологии при строительстве и эксплуатации федеральных центров высоких медицинских технологий и специализированных перинатальных центров. Я не буду перечислять технологии, которые мы используем, но уже сейчас очевидно, и об этом свидетельствуют отчёты, результаты есть.

Кроме того, мы сейчас отобрали пять пилотных регионов. Это Республика Татарстан, Красноярский и Краснодарский края, а также Нижегородская и Воронежская области, в которых осуществляются как раз пилотные проекты по объёму потребления энергоресурсов, используемых учреждениями здравоохранения. В двух регионах, это Нижегородская и Воронежская области, проведены энергетические обследования объектов, по результатам которых подготовлены технико-экономические обоснования по повышению энергоэффективности указанных объектов, включающие рекомендации по финансовому, правовому, методологическому и технологическому обеспечению этих мероприятий. Три региона чуть позже осуществят энергетическое обследование своих объектов, после того как наступит отопительный сезон. И в этой связи мы бы хотели, увязывая задачи, поставленные законом, предложить регионам Российской Федерации в рамках программ по модернизации здравоохранения, которые будут осуществляться в 2011-м и 2012 годах, в качестве показателей деятельности включить в том числе показатели энергоэффективности и энергосбережения. Спасибо.

Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо, Татьяна Алексеевна, содержательное сообщение. Но при выступлении других коллег я хотел бы, чтобы, может быть, более сжато выступали, имея в виду не то, что сделано, потому что сделано где-то немало, где-то, как выясняется, не так, как нам бы хотелось всем. Поэтому на новеллах, включая энергоэффективность, Виктор Фёдорович Басаргин, Министр регионального развития, покороче, пожалуйста.

В.БАСАРГИН: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники заседания Совета!

Вчера в преддверии заседания Совета состоялся пуск проекта малоэтажной жилищной застройки «Новое Ступино» в Московской области с использованием инновационных технологий как на этапе возведения домов, так и их последующей эксплуатации. Всего будет построено два миллиона квадратных метров энергоэффективного и экологичного жилья эконом-класса. Скажу, что это не первый подобный проект в рамках федеральной целевой программы «Жилище». Мы оказываем сегодня поддержку возведению целых районов энергоэффективного жилья. К примеру, в городе Екатеринбурге – «Академический», в Кемерово – «Лесная поляна», [проект] «Малоэтажное жильё» в Белгородской области. Жители домов, построенных в рамках этих проектов, отмечают сегодня эффект снижения платежей за коммунальные услуги на 25–30 процентов по сравнению с привычными показателями. На примере этих проектов есть полное представление сегодня о технологиях – Аркадий Владимирович тоже говорил об этом, – использование которых позволит строить по-настоящему энергоэффективные дома. Это фундамент с утеплителем из экструзионного пенополистирола, крыша и стены с утеплителем из базальтового волокна, энергосберегающее окно, солнечный коллектор для горячего водоснабжения, автоматическая котельная с погодным регулированием либо отопление с использованием тепла земли, рекуперативная вентиляция и светодиодное освещение.

Разумеется, дома должны быть оснащены приборами учёта, а также широкополосным доступом в интернет для ведения единой базы данных о работе систем жизнеобеспечения.

Применение этих технологий позволит не только сократить уровень теплопотерь, но и создать энергопассивный, то есть практически энергонезависимый дом. По многим позициям уже есть отечественное оборудование, не уступающее зарубежным аналогам. Так, во Владимирской области построена первая очередь завода малоэтажного крупнопанельного домостроения на основе фибролита – материала, изготовляемого при помощи нанотехнологий, он более дёшев и долгостоек по сравнению с известными OSB-плитами. Это первое подобное производство в мире, проектная мощность завода сегодня – 500 тысяч квадратных метров в год. В Санкт-Петербурге и Самаре налажен выпуск крупноразмерных керамических щелевых блоков, позволяющих исключить дополнительное утепление стен. Подобное производство сегодня планируется создать в Омской и Свердловской областях.

В Клину на предприятии «Клинстройдеталь» действует производство несъёмной опалубки мощностью 300 тысяч квадратных метров в год, которое обслуживает всего 40 человек, поскольку практически все процессы роботизированные. Наращиваются объёмы производства утеплителей с теплотехническими характеристиками мирового уровня в Рязани, Туле, Ленинградской области и ряде других территорий. В рамках импортозамещения в Рязани открыт завод по одному из важнейших для нас направлений – производству листового стекла с объёмом 25 миллионов квадратных метров в год.

Часть важных проектов готовится сегодня к реализации. В Новочебоксарске строится завод солнечных батарей с проектной мощностью 1 миллион солнечных модулей на базе технологий тонких плёнок в год. Уже в будущем году он должен вступить в строй.

В рамках соглашений между Фондом ЖКХ и Корпорацией «Роснано» намечается расширение производства панелей «Пеносетал» по нанотехнологиям и окон с нанопокрытиями, других современных материалов для строительства и ремонта домов.

Всего за 2009 год и первое полугодие 2010 года введено более 360 объектов производства технологических линий с использованием новых технологий и оборудования по выпуску конкурентоспособных стройматериалов, изделий и конструкций. Более того, идёт работа на опережение.

К примеру, в Иркутской области разработан пенокристаллит – материал на основе песка, стеклобоя и золы ТЭЦ с коэффициентом теплопроводности на 30 процентов лучше, чем у самого современного на сегодня утеплителя. Сейчас идёт работа над технологией его массового производства. Это то, над чем мы сегодня работаем.

В целом за последние годы процесс обновления основных фондов в строительстве происходит более интенсивно, чем по экономике. Коэффициент обновления вырос с 2006-го по 2009 год с 3,3 до 5 процентов, в целом по экономике – только до 4,1 процента. Всё это даёт эффект снижения потерь электроэнергии, высвобождения людей для работы на новых объектах и, что особенно важно, снижения стоимости жилья.

В последние годы мы меняем подходы в строительстве, ориентируясь не только на количество квадратных метров, но и на безусловное их качество. Однако эта работа требует сегодня дальнейшего развития. Пока только при возведении 12 процентов жилых домов используются действительно инновационные технологии.

Для активизации процессов нами предпринимаются следующие шаги. Министерством разработаны стандарты жилья эконом-класса, в которых установлены требования к параметрам его энергопотребления. В рамках выполнения Федерального закона об энергосбережении Министерством утверждены требования к энергетической эффективности зданий и сооружений, а также разработаны правила определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов, обязательные как для строящихся зданий, так и для проходящих реконструкцию, модернизацию или капремонт. Общие требования к энергосбережению, энергоэффективности и экологичности строительных материалов и изделий обобщены в проекте Федерального закона «Технический регламент о безопасности строительных материалов, изделий и конструкций».

Конкретизация требований энергоэффективности будет осуществляться в национальных стандартах, в текущем году их будет разработано 38. До конца года будет актуализирован СНиП «Тепловая защита зданий», который станет сводом правил. С его принятием ни один неэффективный дом экспертизу не пройдёт. Причём мы считаем, что каждые три года требования к энергоэффективности в жилищном строительстве должны ужесточаться, с тем чтобы к 2020 году наша страна вошла в двадцатку наиболее энергоэффективных по новому жилищному строительству. Это очень амбициозная задача, но мы считаем, что именно по новому жилищному строительству мы можем эту задачу выполнить.

С тем чтобы мероприятия приоритетного национального проекта соответствовали требованиям времени, мы включили в него (это тоже Александр Дмитриевич говорил сегодня) новое направление – это энергоэффективность и ресурсосбережение, основные задачи которого – это создание условий для строительства производств энергосберегающих стройматериалов, это подготовка методических рекомендаций по внедрению инновационных решений создания нового энергоэффективного жилья, это разработка совместно с Фондом РЖС и ЖКХ каталогов проектов повторного применения по строительству жилья и объектов инфраструктуры.

Следующий шаг – повысить доступность современных материалов и не допустить роста стоимости строительства жилья. Для этого в рамках бюджетных лимитов по реализации национального проекта 2011 года предусмотрены субсидии региональным бюджетам на возмещение части затрат, на уплату процентов по кредитам на создание или модернизацию производств энергоэффективных и ресурсосберегающих материалов для жилья эконом-класса и социальной сферы. Также разработана и внесена в Правительство стратегия развития промышленности строительных материалов до 2020 года, предусматривающая ввод высокотехнологичных производств энергоэффективных и экологичных стройматериалов на местной ресурсной базе.

Для обеспечения соответствия качества инженерной инфраструктуры качеству нового жилья считаем, что нам совместно с Минпромторгом России необходимо проанализировать рынок новых технологий инженерного обеспечения жилых домов и подготовить комплексную программу развития таких технологий и производства необходимых изделий и материалов, в том числе импортозамещающих. Это очень важное направление, поскольку сегодня 30 процентов перерасхода ресурсов связано с непроизводственными потерями при их транспортировке и распределении.

Следующий шаг – это воссоздание полноценной системы непрерывного строительного профессионального образования. В настоящее время Минрегионом направлены в Минобрнауки России предложения по расширению перечня направлений профессионального образования, включая «Энергоэффективность строительной отрасли» и «Энергоэффективность ЖКХ», а также по совершенствованию подготовки кадров для строительства. В Московском государственном строительном университете уже со следующего учебного года начнётся приём на эти новые специальности. Вузовская наука активно привлекается к практической деятельности, с её участием разрабатываются современные нормативы в строительстве, а на базе университетских лабораторий создаются центры испытаний новых строительных материалов. Также по инициативе министерства при поддержке Всемирного банка и Организации экономического сотрудничества и развития начат процесс создания Международной водной академии, в программах которой особое внимание будет уделено вопросам ресурсосбережения.

Считаем нужным подтянуть уровень среднего специального и начального профессионального образования и тем самым сделать образование в сфере строительства сквозным и многоуровневым.

В своей работе мы исходим из того, что инновации – это не только техническое, технологическое новшество, но и новые механизмы управления. Обязательным условием получения государственной поддержки субъектами Федерации станет наличие региональной программы энергосбережения и роста энергоэффективности, соответствующие требованиям закона об энергосбережении.

Ещё одной инновацией может стать переход от принципа выделения субсидий на комплексное освоение территорий к принципу выделения грантов на те же цели для регионов, способных обеспечить при помощи федеральных средств максимальный ввод энергоэффективного и экологичного жилья. Всё это позволит нам активизировать применение инноваций в секторе нового жилья.

С точки зрения используемого жилищного фонда наработан значительный опыт в сфере повышения энергоэффективности обслуживания жилья в Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийске, Омской, Тюменской областях, а безусловный лидер здесь – Татарстан. Огромное влияние оказала поддержка Фондом ЖКХ региональных адресных программ капитального ремонта. Кроме этого нами разработана комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ на 2010–2020 годы, подразумевающая сокращение потерь коммунальных ресурсов в централизованных системах ресурсосбережения, которые к 2013 году снизятся на 5–7 процентов по различным видам ресурсов. За счёт этих мероприятий и планов по сносу ветхого и аварийного жилья расход тепловой энергии на отопление, по сравнению с 2008 годом, к 2020 году снизится на 99,2 миллиона Гкал. Это практически столько, сколько сегодня потребляет в год Москва, около 100 миллионов Гкал, или производят 22 типовые ТЭЦ мощностью 800 Мгвт. Расход энергии на отопление и горячее водоснабжение одного квадратного метра многоквартирных жилых домов в год снизится с сегодняшних 77 килограммов условного топлива до 65 к 2020 году. В итоге будет обеспечен резерв выработки тепла для обеспечения ввода нового жилья в объёме 195 миллионов квадратных метров. То есть не потребуется ввода дополнительных генерирующих мощностей.

Считаем, что нашу работу должна сопровождать масштабная информационная кампания стимулирования граждан к инвестированию в энергосбережение в собственных квартирах и домах. Она должна быть сосредоточена на простых и доступных вещах. Такой пример, как информация о том, что качественный дверной доводчик, стоимостью несколько рублей, на подъезде способен сэкономить до 25 процентов тепла, идущего на его обогрев.

Полагаю, что, реализовав предложенные шаги, мы создадим систему мотивации в энергоэффективности для всех хозяйствующих субъектов, органов управления и простых граждан. Спасибо за внимание.

Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо. Честно говоря, отчёты эти надоели просто смертельно. Коллеги, в будущем мы так Совет проводить уже не должны. Одно и то же все рассказывают. Планы, конечно, хорошие. Надо о проблемах говорить. Если просто о планах, так это вон выйдите на телевизор и скажите всё, что хотите сделать.

И ещё одна вещь содержательная. Вы только что говорили по поводу новых проектов, где энергоэффективность, назвали три: «Лесная поляна», «Академический» и Белгородская область. «Лесная поляна» и «Академический» начинались ещё в тот период, когда я работал в Правительстве Российской Федерации. А Белгородская область – вообще как хорошо развивающийся жилищем регион, регион с хорошей жилищной политикой, уже, наверное, лет десять как это делает. А что нового-то сделано?

В.БАСАРГИН: Мы в рамках…

Д.МЕДВЕДЕВ: Нет, не надо.

Елена Борисовна Скрынник – Министр сельского хозяйства. Елена Борисовна, у меня просьба сконцентрироваться только на приоритетных вещах и на проблемах, с тем чтобы дать ещё возможность желающим выступить в прениях. Всего осталось для Вашего выступления и выступлений в прениях 25 минут.

Е.СКРЫННИК: Да, хорошо, Дмитрий Анатольевич. Спасибо большое.

Всё же разрешите, я несколько позитивов. За четыре года в агропромышленный комплекс у нас поставлено 70 тысяч тракторов, 35 тысяч комбайнов.

Д.МЕДВЕДЕВ: Елена Борисовна, я Вас прошу. Без позитива, мы знаем об этом позитиве: я об этом сказал, Жуков сказал, мы знаем об этом. Молодцы, что все работают.

Е.СКРЫННИК: Хорошо, Дмитрий Анатольевич. Российскому сельхоз- и товаропроизводителю необходима качественная и надёжная техника, позволяющая экономически эффективно внедрять современные технологии и серьёзно повышать эффективность системы агропромышленного комплекса. Поэтому предложение Аркадия Владимировича о возможности определения Министерством сельского хозяйства критериев приобретаемой сельхозтехники и оборудования с учётом субсидий и использования лизинга будет способствовать модернизации отрасли.

Мы с Вами подробно говорили уже, Дмитрий Анатольевич, о том, что в Белгороде необходимо развивать мясное животноводство, то количество животноводческих комплексов, которые нами построены за четыре года, и объём инвестиций – 400 миллиардов, но при этом, конечно же, необходимо эти все направления усиливать. Один из важных моментов – то, что, в частности, в птицеводстве 80 процентов наших фабрик уже перешли на использование совершенно новых ламп и переменное электроснабжение. Таким образом, мы в два раза сэкономили количество потребления электроэнергии.

Есть проблема в нашей работе с наукой, в частности с Россельхозакадемией. К сожалению, она занимается только фундаментальными исследованиями, не прикладными, Дмитрий Анатольевич. Это является для нас неприемлемым, так как необходимо обеспечить скорейшее внедрение научных разработок.

Д.МЕДВЕДЕВ: Елена Борисовна, а что делать тогда? Какие предложения по академии?

Е.СКРЫННИК: Дать им возможность также заниматься и прикладными исследованиями, Дмитрий Анатольевич.

Д.МЕДВЕДЕВ: А она не имеет таких возможностей?

Е.СКРЫННИК: Только фундаментальными исследованиями, к сожалению.

Д.МЕДВЕДЕВ: Это что, её уставная задача – только фундаментальные исследования?

Е.СКРЫННИК: Да, да, да, в уставе.

Д.МЕДВЕДЕВ: А кто прикладными должен заниматься по сельскохозяйственной теме?

Е.СКРЫННИК: Вот с этим у нас проблема.

Д.МЕДВЕДЕВ: Так может, просто академия не тем занимается?

Е.СКРЫННИК: Они занимаются фундаментальными исследованиями, а прикладные, к сожалению, передают в другие институты.

Д.МЕДВЕДЕВ: А нужна ли такая академия?

Е.СКРЫННИК: Она, конечно, нужна, Дмитрий Анатольевич.

Д.МЕДВЕДЕВ: А если нужна, так тогда в Ваших руках сделать так, чтобы она занималась практическими вещами. Я напомню, что у нас это не общественные организации в соответствии с действующим законодательством, а государственные академии. Это касается и большой академии, это касается и отраслевых академий. Давайте поменяем тогда правила действия этих академий. Если им чего-то не хватает, если у них не хватает полномочий, если у них не хватает в рамках той компетенции, которая у них имеется, возможностей – давайте это изменим. Просто мне это удивительно слышать: Сельхозакадемия может заниматься только фундаментальными проблемами!

В.ЗУБКОВ: Да нет, они занимаются.

Е.СКРЫННИК: Прикладными она не занимается.

Д.МЕДВЕДЕВ: Ну что, они занимаются вопросами жизни во Вселенной, что ли? Чем они занимаются-то? Просто это довольно грустная констатация. Раз Вы об этом сказали, тогда я Вам поручаю, естественно, Первому заместителю Председателя Правительства, дать предложения по дальнейшей работе Академии сельхознаук, нашей Сельхозакадемии. И ответьте тогда: может быть, её нужно каким-то образом упорядочить, реформировать?

Вы про Сельхозакадемию? Скажите вслух тогда, о чём говорите.

И.КЛЕБАНОВ: Я прошу прощения, дело в том, что никто академии не мешает этим заниматься. И никогда не мешал. Я что-то не совсем понимаю, что сейчас было сказано.

Д.МЕДВЕДЕВ: Ладно, дискуссию на эту тему открывать не будем, но раз министр сказала, значит… Сказанное улетучивается, а то, что в протокол попадает, – остаётся. Verba volant, scripta manent. Есть такое. То, что Вы сказали, уже попало в анналы истории. Придётся поработать теперь. Продолжайте.

Е.СКРЫННИК: Поэтому основными задачами по энергообеспечению и энергосбережению в сельском хозяйстве в соответствии с законом является, во-первых, снижение энергоёмкости производства сельскохозяйственной продукции к 2020 году на 40 процентов, во-вторых, рационализация структуры топливно-энергетического баланса с использованием возобновляемой биомассы и местных энергоресурсов; в-третьих, совершенствование структуры машинно-тракторного парка с целью повышения его энерговооружённости и эффективности и расширение использования природного газа в технологических стационарных процессах, использование газа как топлива для сельхозтехники. И как результат – повышение комфортности жизни в сельской местности и сокращение ручного труда в два раза.

С этой целью из федерального бюджета на 2011 год планируется выделить 118 миллиардов рублей, в том числе на субсидирование процентных ставок по всем принятым нашим отраслевым программам, и по стратегии, в частности, мясного животноводства до 80 миллиардов рублей, что позволит обеспечить за три года рост отрасли на 11 процентов, индекс производительности труда в сельском хозяйстве, по нашим оценкам, вырастет на 17, энергообеспеченность увеличится до 158 лошадиных сил на 100 гектаров обрабатываемой площади. Мы увеличим производство мяса на миллион 400 тысяч тонн, молока – на 800 тысяч. К 2014 году таким образом выйдем на показатель доктрины продовольственной безопасности – до 85 процентов собственного производства. Спасибо за внимание.

Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо большое.

Пожалуйста, кто хотел бы что-то сказать по сути сегодняшней проблемы? Естественно, я имею в виду решение тех задач по модернизации в контексте национальных проектов, которые сегодня у нас обсуждаются. Кто хотел бы? Пожалуйста, прошу, Владимир Александрович.

В.ДМИТРИЕВ: Спасибо, Дмитрий Анатольевич.

Я на самом деле в числе записавшихся, поэтому коротко. В материалах, которые приложены к сегодняшнему заседанию, есть и полные отчёты, и наши предложения по работе с национальными проектам с позиции Внешэкономбанка как ключевого финансового института развития страны.

Я даже не буду останавливаться на конкретных направлениях реализации национальных проектов. В наших материалах обо всём всё чётко сказано. Хочу лишь обратить внимание на одно обстоятельство.

Мы, конечно же, ограничены своей финансовой политикой или меморандумом о нашей финансовой политике, конкретными направлениями банковской деятельности. Так, здравоохранение сведено к фармацевтике и медицинским препаратам, образование вовсе отсутствует и в законе о Банке развития, и в меморандуме о финансовой политике. Но мне кажется, и здесь есть место для творчества, поскольку созданный при Внешэкономбанке Центр государственно-частного партнёрства разработал механизмы взаимодействия государства, региональных властей с бизнесом и институтами развития в реализации задач, поставленных перед этими направлениями, или секторами, связанными с национальными проектами.

Хотел на что ещё обратить внимание. Как происходит отбор проектов и во Внешэкономбанке, и в наших дочерних структурах, также являющихся институтами развития, как Росэксимбанк, Российский банк развития, работающий с малым и средним бизнесом. Мы, разумеется, прежде всего работаем с рынком, работаем с корпоративными структурами, и, наверное, на их долю, на долю этой части нашей деятельности, приходится основная часть реализуемых нами инвестиционных проектов, прежде всего в темах, которые мы сегодня обсуждаем.

Другое направление – взаимодействие с институтами развития. И Вы знаете, Дмитрий Анатольевич, мы несколько месяцев назад подписали Соглашение о взаимодействии девяти институтов развития, прежде всего при поддержке малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере. Но, к сожалению, на мой взгляд, ещё многое предстоит сделать в плане обратной связи с курирующими данные направления деятельности, данные национальные проекты федеральными органами исполнительной власти.

На мой взгляд, по-прежнему всё-таки довлеет такая парадигма бюджетных расходов и ФЦП. В то же время я полагаю, что вполне уместно, как мы, например, это сделали, да и целый ряд других институтов развития, в своём кредитном портфеле выделить совершенно определённую квоту для инновационных проектов. Так вот, я считаю, что и в курирующих эти направления деятельности министерствах должна быть выделена или может быть выделена определённая квота на реализацию проектов при поддержке финансовых институтов развития, поскольку это, на наш взгляд, существенным образом снизит расходы, позволит привлечь ресурсы с рынка, я имею в виду финансовые институты развития, и обеспечить приток частных инвестиций, в чём, собственно, и состоит миссия финансовых институтов развития.

Поэтому я за «улицу с двусторонним движением» и за налаживание обратной связи между созданными государством финансовыми институтами развития и теми федеральными органами исполнительной власти, которые призваны отвечать за развитие национальных проектов, которые мы сегодня обсуждаем. Спасибо.

Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо. Я тоже надеюсь на то, что все институты развития будут принимать в этом процессе максимально активное участие, потому что вы – это наши инструменты, вы – это наши государственные деньги, и, конечно, у вас у всех развитая инфраструктура и большие бюджеты на самом деле на всё на это.

<…>

Д.МЕДВЕДЕВ: Я не буду сейчас подводить длинных итогов по поводу того, что делать, потому что в целом все сообщения прозвучали. Прозвучали предложения, есть проект решения, как обычно в таких ситуациях у нас и происходит. Я надеюсь, что по этим конкретным вопросам Правительство даст конкретные ответы в рамках своих полномочий, а не будет заниматься только рапортами о том, что сделано. Хотя никто не отнимает у нас того, что было сделано. Что бы ни говорили наши уважаемые коллеги, представляющие оппозиционные партии, всё-таки перемены есть, они достаточно серьёзные, всё выглядит не так пессимистично. Хотя, конечно, успокаиваться на этом точно не следует, и сохранить национальные проекты в качестве инструмента, ещё раз повторяю, я считаю правильным.

Что считаю неправильным. Когда-то я формат работы, который здесь у нас сегодня состоялся, и придумал. Но всякий формат себя в какой-то момент начинает исчерпывать. Мы здесь встречаемся для того, чтобы обсуждать конкретные вопросы, а не для того, чтобы мне рассказали ещё раз об итогах нацпроектов или мы поговорили о политической ситуации в стране. Для этого есть другие форматы, в которых принимают участие руководители фракций, где можно говорить всё что угодно, говорить о нашей политической системе, обсуждать политическую ситуацию, говорить о политических преследованиях, если таковые есть, о плохом поведении со стороны губернаторов, о роли оппозиции. Это нормально. Но это другой формат. Поэтому, я думаю, мы будем иначе проводить заседания большого Совета по национальным проектам и демографическому развитию, так же как и ряд других мероприятий. Я думаю, пора отказаться от «золота»: это всё, конечно, красиво, но мы будем встречаться в других местах. Я надеюсь, что это будут практические совещания с двумя-тремя рабочими докладами по пять-семь минут с последующей работой в закрытом формате. Хотел бы, чтобы все для себя это взвесили. Состав Совета по национальным проектам и его президиума я уточню отдельно.

До встречи. Спасибо.

29 июля 2010 года, 18:00Москва, Кремль

Комментариев нет:

Отправить комментарий