вторник, 15 октября 2019 г.

Послание из Золотой империи чжурчжэней


Полевой сезон – 2019
Рабочий момент. Зачистка материка

Приморской археологической экспедицией в полевом сезоне нынешнего года были начаты раскопки нового объекта археологического наследия «Первомайское». Храмовый комплекс, датируемый XII-XIII вв., периодом существования империи Цзинь, расположен в Ханкайском районе Приморского края, к северо-западу от с. Первомайское на мысовидной площадке возле р. Кирпичная. Об экспедиции этого года беседуем с Надеждой Григорьевной АРТЕМЬЕВОЙ, заведующей сектором средневековой археологии Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН, кандидатом исторических наук. Но сначала Надежда Григорьевна с гордостью показала уникальные находки полевого сезона, аккуратно разложенные на столе:

Надежда Григорьевна АРТЕМЬЕВА. Фото Леонида МАКОГИНА

– Мы занимаемся периодом Средневековья, временем существования Золотой империи чжурчжэней, государства Восточное Ся. Но иногда, работая на новых памятниках, выходим за указанные временные рамки. Именно такой случай произошёл в нынешнем году благодаря внимательности нашего сотрудника Сергея Макиевского, изучающего космические снимки поверхности Земли и выискивающего валы, рвы и прочие рукотворные особенности ландшафта. В прошлом году Сергей обнаружил на снимке интересный объект, съездил на место его нахождения и нашёл там черепицу. Это изделие датировалось изучаемым нами периодом. Мы выехали туда и обнаружили необычный объект.

– Чем же он необычен?

– Чаще всего мы изучаем большие поселения, как правило – укреплённые, а этот объект в плане представляет собой обвалованный четырёхугольник размером 76х78 м, углами ориентированный по сторонам света. С внешней стороны его окружает ров.

Археологические исследования проводились на территории объекта и за его пределами. Было вскрыто 1204 кв. м. Обнаружены остатки храма площадью 80 кв.м, построенного на платформе. Черепичная крыша здания поддерживалась 35 колоннами (5 рядов по 7 колонн в ряду). Выявлены новые архитектурные приёмы строительства культового сооружения. Впервые обнаружены новые типы черепицы, в том числе и новые орнаментальные элементы её оформления, а также большое количество декоративной лепнины и фрагменты от украшений в виде голов драконов.

Встречалось много перекопанной черепицы. Отчасти оттого, что на месте храма поселились барсуки, норы которых раскапывали охотники. Тем не менее, форма здания хорошо «прочитывалась», потому что сверху были видны выложенные рядами камни.

В северном углу памятника находилась эта постройка, а рядом мы обнаружили ряды ям, в которых находились камни – основания для колонн. По-видимому, постройки образовывали архитектурную композицию. Мы сошлись на мнении, что, скорее всего, это культовый объект.

Остатки храмовой постройки

– Сколько времени у вас ушло на раскопки?

– Начали мы в начале июня, планировали управиться быстро, поскольку должны были провести работы ещё на трёх памятниках, но задержались до начала сентября. В итоге работы на комплексе заняли у нас почти весь полевой сезон. Такое случается редко, обычно мы стараемся побывать в нескольких местах, но положительным моментом стало то, что мы вскрыли очень большую площадь – 1204 кв. м археологического памятника.

Раскопали большое храмовое сооружение, хозяйственную постройку, административное здание и ворота – вход в этот комплекс. Но больше всего нас волновали вопросы: для чего было построено это культовое сооружение? К какому периоду относится? Кто приходил в этот храм, и вообще где всё это могло быть?

– Вы нашли ответы на эти вопросы? Какими находками порадуете нашего читателя?

– Собран оригинальный строительный материал, который впервые обнаружен на памятниках чжурчжэньской культуры в Приморье. Из культовых находок следует отметить нефритовое кольцо-оберег с облаковидным орнаментом, кирпич с отпечатком детской ступни («ступня Будды»), концевые диски с изображением мифических львов. Следы копоти на черепице дают основание предполагать, что храм разрушился в результате пожара. После чего он был разграблен, что подтверждается перекопами центральной части постройки.

Нефритовое кольцо-оберег с облаковидным орнаментом

Рядом с храмом найдена свайная хозяйственная постройка и здание колоннадной конструкции. Ещё одно здание было раскопано рядом с входом в комплекс. Исследования были проведены и на месте расположения ворот. Были выявлены остатки арочного оформления, а также обнаружены ямы от забора, окружавшего комплекс со всех сторон. Тщательное изучение рва и вала дали возможность определить, что ров нёс функциональную нагрузку по защите объекта от поверхностных вод. Что интересно, ров до сих пор (уже около 900 лет!) успешно справляется со своей функцией – отводит воду. Мы в этом сами убедились, работая этим дождливым летом на объекте: осадки благополучно стекали, оставляя нам относительно сухую площадку для работы.

Кирпич с отпечатком («след Будды»)
Концевой отлив верхней черепицы с изображением мифического льва

        – Где жили люди, которые обслуживали этот комплекс?

– Для нас стало неожиданностью обнаружение жилой зоны за пределами храмового комплекса. Здесь выявлены остатки трёх жилищ с отопительной системой кан и каменными ступами внутри. Одно из жилищ было более ранней постройкой по сравнению с остальными.

Но это ещё не всё. Перед входом в храмовый комплекс были обнаружены три кургана, относящиеся к этно-археологическому времени (XIX – начало XX вв.). При исследовании одного из них в засыпке курганной насыпи были найдены остатки от украшения крыши в виде головы дракона и верхняя черепица с концевым диском, украшенным зооморфным сюжетом. В центральной части курганной насыпи было зафиксировано квадратное углубление, на дне которого обнаружен средневековый кирпич и кости животного. На глубине около метра найден деревянный гроб, в котором располагались останки человека (череп и фрагменты скелета). По этим находкам можно констатировать, что перед нами перезахоронение.

На территории самого храма мы нашли две пустые ямы большого размера, очень напоминающие могильные. Третью яму мы обнаружили перед входом в храм. Вероятно, изначально захоронение произвели на территории храма (скорее всего, он уже не существовал), а спустя продолжительное время было произведено перезахоронение с выносом останков за территорию. По-видимому, этому месту люди придавали какое-то особенное значение.

Обычно культовые постройки возводятся в геометрическом порядке: храм занимает центральное положение, а постройки – второстепенное. Здесь совершенно другой принцип: в северной части памятника, с краю, размещался храм. От него идут административные, хозяйственные постройки, располагаясь по периметру, оставляя очень ровную, как площадь, срединную часть. Вот такие загадки нам предстоит разгадать, надеюсь, в следующем году. Несомненно, впереди много открытий!

Научные сотрудники ИИАЭ ДВО РАН на раскопках на территории буддийского комплекса XII-XIII веков (в Ханкайском районе). Июль, 2019.

– Очень интересно! Надежда Григорьевна, а можно подвести промежуточные итоги сезона?

– Конечно. Исследуемый памятник – это третья храмовая постройка XII-XIII вв., обнаруженная на территории российского Дальнего Востока. Все эти здания возводились по канонам строительства культовых средневековых построек. Вписывая в ландшафт местности, их сооружали в середине длинной оси мыса, углами ориентировали по сторонам света. Выбор участка под культовое сооружение происходил в соответствии с определением и оценкой ландшафта, т.е. ориентации участка, направления водного стока и других элементов природного окружения. Архитектурно-конструктивные особенности исследуемых храмов практически едины для храмовых сооружений, как буддийских, так и конфуцианских, даосских. Здания строились на платформе, покрывались черепичной крышей, которую поддерживали деревянные колонны. Крыши зданий были двускатными. На храмах на Краснополье и мысе Обрывистом крыши не имели лепных украшений. Главное отличие храма в Первомайском – это наличие лепных украшений и богато украшенных фронтонов, а также присутствие оборонных сооружений вокруг комплекса.

Орнамент на концевом диске черепицы

На территории храмового комплекса «Первомайское» прослеживаются хозяйственные постройки и комплекс зданий, окружающих его. Жилая зона вынесена за пределы комплекса. Архитектура расположения зданий отличается от подобных сооружений в Восточной Азии. Своеобразие проявляется также в оформлении центрального здания и прихрамовых построек. Вполне возможно, что именно на памятнике «Первомайское» впервые выявлена самобытность чжурчжэньской культовой архитектуры.

– В прежние времена вы уделяли много внимания работе со школьниками. Как было в этот раз?

– Мы любим работу с детьми, а они отвечают нам взаимностью. Отдельной благодарности заслуживают наши помощники – ученики школы №18 г. Артёма. Их помощь стала возможной благодаря усилиям директора школы Галины Анатольевны Гладун. Начиная с того времени, когда она была учителем истории, Галина Анатольевна работает с учениками почти на всех наших памятниках. Каждый год она привозит до 50 кадетов – школьников из специального класса, благодаря которым мы смогли отработать такие большие площади. Заезжала группа из школы села Воздвиженка, где директором работает тоже историк.

Раскопки на территории буддийского комплекса XII-XIII веков (в Ханкайском районе). Школьники г. Артема. Июль, 2019.

День знаний, 1 сентября, мы встретили, работая со школьниками села Первомайское. Их привезли к нам на двух автобусах специально для знакомства с раскопками. Администрация Ханкайского района организовала поездку учителей истории, географии. Мы просто купались во всеобщем внимании, было очень приятно, что наука востребована, она интересна окружающим людям, живущим рядом с памятником.

– А как отнеслись жители небольшого села Первомайское к тому, что рядом с ними начала работу научная экспедиция?

– Я должна сказать добрые слова о местном населении. Работая много лет в Приморском крае, на археологических памятниках, которые находятся рядом с небольшими поселениями, мы стараемся выстраивать дружественные отношения с местными жителями. Как правило, нам это удаётся. Так было и в этот раз.

Считаю своим долгом поблагодарить за содействие администрацию Ханкайского района. По каким бы вопросам мы к ним ни обращались, – всегда встречали понимание и поддержку. Глава Новокачалинского поселения обеспечил доставку воды, это всегда очень важно и порой весьма сложно организовать в условиях экспедиции. А что касается жителей Первомайского, я была приятно удивлена их неподдельным интересом к нашей работе.

Научные сотрудники с помощниками на раскопах

Люди шли потоком. Ими двигало не только любопытство, они приносили нам продукты питания, приводили своих гостей, знакомых, экскурсантов. У большинства была похожая реакция на увиденное: «Мы здесь всю жизнь живём, а о прошлом ничего не знаем»... В этом году село Первомайское отмечало 90 лет со дня образования. На следующий день после большого праздника много гостей (были даже из Молдовы) пришли к нам на экскурсию.

Объект мы оставили «как есть», специально не засыпали, уложили черепицу, чтобы люди приходили и смотрели. Там не хватает информационной таблички, но не сомневаюсь, народная молва сохранит объект в сохранности до следующего сезона. Мы договорились с пограничниками, чтобы и они присматривали за археологическим памятником.

Местные жители неоднократно сообщали нам ценную археологическую информацию. Благодаря их интересу к истории своей местности, мы открыли ещё два новых памятника. Первый, на берегу оз. Ханка, предположительно бохайского периода. В следующем году мы его зафиксируем и, надеюсь, поработаем на нём. Второй, за пограничной системой, предположительно чжурчжэньского периода, очень перспективный. Вероятно, там располагалось очень большое поселение.

Надеюсь, что в следующем году посчастливится найти нечто, ранее скрытое от нас.

Платформа храма

– Выходит, местные жители вас не только отвлекали от работы, но и помогали?

– Это даже не отвлечение. Приятно делиться знаниями с заинтересованными в них людьми. Они начинают относиться с благодарностью к нам и нашей работе. Я уверена, что, вернувшись в следующем году к месту наших работ, мы получим новую полезную информацию. Зона вокруг оз. Ханка – перспективная с археологической точки зрения, плодородность её земель привлекала сюда людей с древности. Здесь известны многочисленные памятники более раннего, чем средневековье, периода – палеолита, неолита, раннего железного века. Что касается средневековья – объектов этого периода немного, самое известное среди них – Майское городище, но, может быть, главные находки впереди? Хочу надеяться, что результаты нынешнего сезона дадут возможность шире развернуть наши поиски.

Пока что мы нашли небольшой объект, но ни о чём подобном наши коллеги ещё не сообщали. Я только что вернулась с конференции из Чанчуня (КНР), где сделала сообщение и показала часть найденных материалов. Интересно, что участники конференции не смогли привести известных им аналогий.

Верхнюю черепицу с концевым отливом держит Виктор Сергеевич СОРОКИН, 
старший лаборант сектора


– Получилась маленькая сенсация? Или вы избегаете громких слов?

– Когда не удаётся встретить редкую находку, коллеги сожалеют, что сезон прошёл без яркого взрыва эмоций. Но пусть к нам не пришли какие-то уникальные материальные вещи, на которые смотришь, и сердце замирает, зато открылись находки, значительно расширившие область знаний о прошлом. Мы считаем большим достижением, что полевой сезон прошёл так плодотворно, как в этом году.

В этот раз не удалось поработать на наших любимых памятниках: Краснояровском городище, Шайгинском, городище Батюки в Лазовском районе. Но комплекс «Первомайское» продемонстрировал востребованность науки, которой мы занимаемся, и принёс столько нового материала, что мы не сожалеем, что так сложилось.

Тамгообразный знак на дне сосуда

Фото Леонида МАКОГИНА

Фото из личного архива Надежды АРТЕМЬЕВОЙ

1 комментарий:

  1. Очень интересная информация о средневековой истории нашего края! Замечательная публикация!

    ОтветитьУдалить