среда, 28 ноября 2018 г.

Китай пытается объединить мировую академическую науку


Делегация РАН на Международной конференции «Один пояс – один путь» в Пекине. В центре – президент РАН, академик А.Н. СЕРГЕЕВ

Пять лет уже миновало с того знаменательного для Китая события, когда генеральный секретарь Коммунистической партии Китая и Председатель КНР Си Цзиньпин, будучи в Казахстане осенью 2013 года, объявил о новейшем и важнейшем мегапроекте – возобновлении канувшего некогда в средневековом прошлом Китайском шёлковом пути.

Суть данной китайской инициативы заключается в поиске, формировании и продвижении новой модели международного сотрудничества, развития и укрепления действующих региональных двусторонних и многосторонних механизмов и структур взаимодействий с участием Китая на основе трансконтинентального транспортного проекта.

По официальным данным Китая, «Один пояс и один путь» охватывает большую часть Евразии, соединяя развивающиеся страны, в том числе «новые экономики», и развитые страны. На территории мегапроекта сосредоточены богатые запасы ресурсов, проживает 63 % населения планеты, а предположительный экономический масштаб – 21 трлн долларов США производства ВВП.

Именно так масштабно и предельно конкретно «Председатель Си» на деле подтвердил своё внешнеполитическое кредо ведения дипломатии своей великой страны, непременно имеющей особенную специфику выражения, гармоничное соединение исторических традиций и самых современных инноваций и технологических идей. 

Что такое пять лет? Китайцам на протяжении тысячелетий удавалось непротиворечиво совмещать, устраивать такие вещи, которые никак не должны быть вместе. Такие примеры можем найти в китайской кухне и в повседневном быту, в самых современных технологиях и в художественном кино, в науке, в их многобожии без присутствия одного, и вере в непостижимое бытие, выражаемое непередаваемым смыслом существования Дао.

Активное развитие этой страны направлено на то, чтобы решить проблему переноса избыточных мощностей, существующих в стране, не только в соседние страны, но в пределы очень удалённых от Китая стран Африки, южной Америки и Европы. Мирное развитие Китая будет приносить большую пользу и соседним государствам. Китайцы в конкретных финансовых и материальных вложениях демонстрируют свои практичные и всегда коллективные способы реализации мечты о совместном процветании.

        Данная китайская инициатива в планах внутреннего развития страны ориентирована на ускоренное развитие западных районов Китая с тем, чтобы преодолеть острую проблему диспропорции в развитии западных и восточных районов Китая. Так, путём расширения открытости Китая в западную сторону, освоения новых рынков стран в Евразии для экспорта товаров и капитала китайцы успешно решают свои экономические и финансовые планы.

Здесь играет свою роль и наука, активная и креативная, желающая максимально участвовать в реализации политического и экономического курса своей страны. Приведу лишь один показательный пример. Китайскими географами-геополитиками тысячами копий растиражированы стратегические схемы распространения мегапроекта «Пояс и путь». Схематично и наглядно стрелками показывается общемировой желательный для китайцев охват, включение в орбиту «Пояса и пути» пяти континентов и нескольких десятков стран.

Стратегическими линиями проекта «Экономический пояс Шёлкового пути» обозначено создание трёх «поперечных» трансграничных и трансконтинентальных экономических коридоров, исходящих из своих локусов или центров формирования. «Северный» (Китай – Центральная Азия – Россия – Европа); «Центральный» (Китай – Центральная и Передняя Азия – Персидский залив и Средиземное море) и «Южный (Китай – Юго-Восточная Азия – Южная Азия – Индийский океан).

Есть и «Морской Шёлковый путь XXI века», тот включает в себя создание двух трансокеанических маршрутов: один из них следует от побережья Китая через Южно-Китайское море в Южно-Тихоокеанский регион; другой предусматривает соединение приморских районов Китая и Европы через Южно-Китайское море и Индийский океан. Всё активнее рассматривается ещё третий маршрут сопряжения китайского проекта с Тихоокеанской Россией, и его дальнейшее следование и включение в российский Северный морской путь.

       Трудно припомнить виртуально-географическую востребованность какого-либо другого мирового проекта, чем данный китайский. Если набрать по-русски название китайского проекта, то получишь десятки тысяч ссылок; на английском языке, информация о нём предстанет уже как сотни тысяч информационных источников; на родном для проекта китайском языке, общий массив сведений по данной теме будет исчисляться миллионами линков и терабайтами информационных единиц сводок различных документов, статистики, рассуждений и обсуждений.

Можно лишь позавидовать такой работе, удачному результату сотрудничества политиков, СМИ, географов и власти. Вполне очевидно, что наблюдаемая популярность географических карт проекта китайского шёлкового пути в сети – это не самоцель, это великолепное средство демонстрации решительности и амбициозности общемировых геополитических устремлений. По своей сути такая профессиональная работа отражает многие уже имеющиеся достижения китайцев, их технологии и услуги, но ещё более демонстрирует непреклонность направленности китайцев в желаемое для них будущее.

Академия наук КНР – высшая научная организация КНР, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных наук в стране. Руководящую «верхушку» среди сотрудников, Китайской академии наук (КАН), а их более 70 тысяч, как и в нашей стране, составляют академики или действительные члены КАН. Официальный англоязычный сайт КАС сообщает, что по состоянию на конец 2012 года непосредственно под управлением этой академии находилось 124 учреждения, из которых 104 научно-исследовательских института, пять университетов и иных организаций поддержки, 12 специализированных организаций управления. Каждая структурно состоят из штаб-квартиры и филиалов, имеется также три технико-поддерживающих подразделения академии.

В КАС  шесть академических отделений, в которых математики и физики, биологи и медицинские науки, а также технологи составляют 56% всего высшего академического состава. Сами китайцы пишут, что их работа по фундаментальным государственным направлениям «закрывает» 30% требующихся в государстве научных задач. Следует также учесть, в каждом академическом институте 50, а то и 70% составляют «неакадемические» финансовые средства – гранты, хоздоговры, частные и государственные заказы на конкретные исследования.

Китайцы – «срединны» во всем, и поэтому «среднюю сердцевину», главное исполнительское научное звено академической науки в Китае – это профессорский состав. Именно эта профессиональная группа составляет «ребра жёсткости» – опорный каркас китайской фундаментальной науки. Каждый из профессоров создает и поддерживает свою профессиональную группу, состоящую из 30-50, а нередко и более сотрудников. Академики в Китае, совместно с партийным руководством и правительственными структурами, разрабатывают и утверждают стратегические приоритеты в отношении не только своей страны, но и в мире.

Основные исследовательские институциональные единицы – это научные лаборатории, из состава которых специально выделяются «национальные» и «ключевые» лаборатории с численностью по сто и более человек. Они уделяют огромное внимание балансу представленности молодых и опытных учёных: на каждого из опытных специалистов, работающих в лаборатории или исследовательском центре, возглавляемых профессорами, замыкаются большие группы молодёжи. Студенты, аспиранты, докторанты, «постдоки» и два-три ассистента профессора составляют отдельную «пирамиду» внутри более крупной «институциональной пирамиды».

И, пожалуй, нигде в мире нельзя найти более убедительных примеров эффективно действующей иерархии, реализации соподчиненности всех и каждого, обобщенно-адекватного использования одного из накопленных ресурсов Китая – человеческого капитала. Ни бедный, ни богатый, а каждый из китайцев скорее ориентируется на конкретные практические дела в помощь своей стране, чем на критику существующих порядков и условий. Несмотря на то, что десятки миллионов китайцев живут и работают по всему миру, каждый из китайцев не забывает о своей стране.

Государство поощряло, помогало обучению за рубежом своих молодых соотечественников. И если в конце 40-х, в 50-60-е годы прошлого века привлекательной страной для обучения китайцев был Советский Союз, то, уже начиная с 80-х годов, китайцы стали предпочитать обучение в США и Европе. И как раз ученики и сотрудники тех профессоров, которые обучались в «западных» вузах, ныне определяют направленность современных исследований…

Современный Пекин – крупнейший город мира. На его чистейших улицах, как в любом другом городе мира молодые люди с неизменными смартфонами в руках и наушниками в ушах, очевиден технологический примат коммуникативных возможностей людей. И при этом в любом месте Китая как-то неуловимо сохраняется и поддерживается особый китайский дух.

На Международную конференцию «Один пояс – один путь» в начале ноября 2018 года в Пекин съехались делегации из более чем 30 стран мира. Российская делегация была представлена учёными и специалистами из ТИГ ДВО РАН, ИВЭП ДВО РАН, ИКАРП ДВО РАН, ИГ СО РАН, БИП СО РАН и др. От Тихоокеанского института географии ДВО РАН были: действительный член Российской академии наук, научный руководитель Тихоокеанского института географии ДВО РАН Петр Яковлевич Бакланов, директор ТИГ ДВО РАН Виктор Васильевич Ермошин, помощник директора ТИГ ДВО РАН по международным вопросам Алексей Сергеевич Ланкин и я. Все мы неоднократно ездили в Поднебесную практически исключительно по научно-служебным делам.

Участники российской делегации. М.В. КРЮКОВА – и.о. директора ИВЭП ДВО РАН; В.В. ЕРМОШИН – директор ТИГ ДВО РАН; чл.-корр. РАН Б.А. ВОРОНОВ – научный руководитель ИВЭП ДВО РАН; академик РАН П.Я. БАКЛАНОВ – научный руководитель ТИГ ДВО РАН; И.Н. ВЛАДИМИРОВ – директор ИГ СО РАН

Нашу делегацию встречали и сопровождали коллеги профессора Дон Соучена, поселили нас в Пекинском Beijing Friendship Hotel, расположенном в уютном университетском районе, из окон номеров которого можно было любоваться прекрасными видами парка. В многочисленных залах этого отельного комплекса и проходили пленарные и секционные заседания, обсуждения, дискуссии.

Профессор Дон Соучен – ведущий научный сотрудник Национальной программы фундаментальной науки и технологий Китая, руководитель Многопрофильной совместной научной экспедиции «Экономического коридора Китай-Монголия-Россия», доктор технических наук, директор Регионального Центра эколого-экономических исследований и планирования, директор департамента ресурсной экономики и минерально-энергетических исследований Института географических наук и природных ресурсов Китайской академии наук – давнего партнёра ТИГ ДВО РАН. В своё время, получивший хорошее образование, он много и плодотворно трудился в Китае, и в то же время многократно бывал за рубежом. Долгие годы он терпеливо подбирал себе многочисленный штат своего исследовательского центра, неустанно обеспечивая им возможности повышения профессиональной квалификации и тематического обучения. Для всей его группы, как и для самого профессора, с началом проекта «Пояс и путь» открылись новые огромные возможности.

В российско-китайском сотрудничестве профессор Дон быстро стал одним из лидеров, и прежде всего в сфере различного осуществления китайско-российско-монгольского сотрудничеств по вопросам строительства транспортных коммуникаций. Чёткая фокусировка на наиболее важных задачах позволила ему выделиться из большой группы участвующих в мегапроекте китайских учёных, а его известность в России стала быстро расти, когда его группа и он сам стали работать со «знаковым проектом» строительства высокоскоростной железной дороги в Китае, Монголии и России.

Затем последовал текущий, динамично развивающийся проект осуществления регулярных совместных международных экспедиций в «Экономическом коридоре Китай-Монголия-Россия» Китайского шёлкового пути. В последние три года эта китайская группа посетила и завязала отношения со многими академическими организациями Сибири и Дальнего Востока, обсуждая и фиксируя на бумаге договорённости о совместных академических работах.

Для участия в работе конференции в Пекин прибыл Президент РАН, академик Александр Михайлович Сергеев с вице-президентом РАН, академиком Андреем Владимировичем Адриановым и небольшая, но представительная московская команда. Сами китайцы этой делегации присвоили самый высокий официальный статус. На открытии присутствовал премьер Государственного Совета Китая Ли Кэцян. Он зачитал приветственное обращение к участникам нашей конференции от Председателя Китайской Народной Республики Си Цзяньпина.

Президент РАН, академик А.М. Сергеев выступил с речью на церемонии открытия. На этой конференции 5 ноября 2018 года в Пекине фактически состоялась официальная церемония организации и общее собрание Альянса международных научных организаций (ANSO) по проекту «Пояс и путь».

Типичным примером стало проводимое мероприятие. Далеко не секрет, что CAS или Китайская академия наук была выстроена в стране с большим участием Советского Союза. Сами китайцы, особенно уже немолодого возраста, охотно рассказывают, как они работали с советскими товарищами. Советский Союз много сделал для помощи в становлении китайской науки. Но сейчас пришло время, когда китайцы обращают самое пристальное внимание на то, как проходят реформы в Российской Академии наук, и они прекрасно разбираются в том, что происходит в нашей стране.

ANSO объявляет о себе, что эта организация будет привержена масштабной цели регионального устойчивого развития, наращивания академического потенциала, обеспечения продуктивного научно-технического сотрудничества и налаживания эффективных коммуникаций в области науки и техники в трансграничном и транснациональном регионе «Пояс и путь». ANSO фокусируется на сложных научных задачах и пытается мобилизовать как государственный, так и частный сектор для совместного решения различных проблем развития

Два дня заседаний ANSO пролетели быстро. Большую часть времени наша делегация в полном составе провела на сессии окружающей среды и «зелёного» развития. Китайский академический институт по изучению Тибетского плато был основной организацией, ответственный за это направление. Сессия 2 «ANSO-Digital Belt & Road», где обсуждались перспективы и проблемы создания «цифрового пояса», курировал Институт дистанционного зондирования и цифровой Земли, также Китайской академии наук.

Секция, рассматривающая способы и пути перехода к устойчивому развитию, эффективному управлению и инновациям была отдана Китайской академия наук и технологии развития. Секцию «ANSO – Наука и образование» уверенно провёл Университет КАН. Ещё была секция по «Инфо-инфекционным заболеваниям и медицине» от Института Пастера в Шанхае, принадлежащий Китайской академии наук. Ещё одна секция была направлена на проблемы и перспективы инноваций и развития, ведомой также Шанхайским научно-исследовательским институтом Китайской академии наук и Центром инновационного сотрудничества CAS в Бангкоке.

Я принял участие также в работе секции № 7 «ANSO – Биоразнообразие и сохранение». За эту секцию отвечал пекинский Тропический ботанический сад КАН. Здесь царила близкая мне атмосфера «мозговых штурмов», широко практикуемых природоохранными неправительственными организациями. В группе по выработке стратегических целей по изучению и сохранению биоразнообразия в зоне осуществления мегапроекта реновации китайского шёлкового пути мы достаточно быстро и предметно обсудили черновик резолюции, в которой были изложены весьма конкретные предложения. На заключительном заседании, которое вёл президент РАН, академик А.М. Сергеев, было объявлено, что следующий форум ANSO состоится в Москве в 2020 году.

Владимир БОЧАРНИКОВ,
ведущий научный сотрудник лаборатории экологии и охраны животных ТИГ ДВО РАН, доктор биологических наук, профессор

Комментариев нет:

Отправить комментарий