четверг, 7 декабря 2017 г.

Алексей ТЮНИН: «Главный объект моих исследований – амурский виноград Vitis amurensis Rupr.»

Лауреаты конкурсов Президентской программы исследовательских проектов в 2017 году


Алексей Петрович ТЮНИН стал одним из лауреатов конкурса 2017 года на получение грантов Российского научного фонда по мероприятию «Проведение инициативных исследований молодыми учёными» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учёными, в том числе молодыми учёными. Название его исследовательского проекта: «Идентификация микроРНК, вовлечённых в регуляцию биосинтеза стильбенов в клетках амурского винограда Vitis amurensis Rupr.». Сегодня старший научный сотрудник лаборатории биотехнологии ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН, кандидат биологических наук Алексей Тюнин – наш собеседник.

– Расскажите о себе.

– Я родился во Владивостоке 8 июня 1989 года, вырос и получил образование так же здесь, поэтому по праву считаю себя дальневосточником. До девятого класса средней школы, включительно, учился в общеобразовательной средней школе, а последние два класса заканчивал в ШИОД имени Николая Николаевича Дубинина. Благодаря успехам в изучении биологии и последующей победе на краевой олимпиаде среди школьников в 11 классе (2006 год), был без экзаменов зачислен на отделение биохимии и биотехнологии Академии экологии, морской биологии и биотехнологий Дальневосточного государственного университета (АЭМББТ ДВГУ). Окончив университет в 2011 году по специальности «Биохимия», не раздумывая, поступил в аспирантуру БПИ ДВО РАН по специальности «Биотехнология». Плодотворная работа, начавшаяся ещё в студенческие годы под руководством кандидата биологических наук Константина Вадимовича Киселёва, увенчалась успешной защитой кандидатской диссертации в 2013 году. После чего мною было принято решение продолжить свои исследования в составе лаборатории биотехнологии, где я тружусь по сей день.

– Как складывался путь в академическую науку? Были ли в вашей жизни учителя, благодаря которым вы сделали свой выбор в судьбе – стать учёным-биотехнологом?

– Мой путь в академическую науку начался с моего ещё школьного увлечения биологией, в этом немалую роль сыграли мои школьные учителя, поддерживавшие во мне интерес к этой дисциплине. Однако определяющим стало знакомство с Константином Вадимовичем Киселёвым, помогшим мне реализовать творческий потенциал в составе нашей на тот момент малочисленной группы. Важным считаю и содействие академика РАН Юрия Николаевича Журавлёва, как директора и заведующего лабораторией биотехнологии, который всегда находил возможность поддержать молодых сотрудников словом и делом, включая меня. Синергия их усилий заложила необходимый фундамент и определила направление моих исследований, которому я следую до сих пор. Выбор научной деятельности, как основного в жизни, не был для меня предопределен с раннего возраста, однако стал таковым благодаря моим учителям, сумевшим заинтересовать и направить, за что я искренне им признателен.


– Расскажите о своих научных интересах, достижениях, а также – об инициативном проекте, благодаря которому вы стали лауреатом конкурса этого года на получение грантов Российского научного фонда Президентской программы исследовательских проектов.

– Мой научный интерес неразрывно связан с темой получения биологически активных веществ (БАВ) из растений. Понимание ключевых механизмов, регулирующих биосинтез веществ с высокой биологической активностью в растениях считаю важной и интересной задачей. Главным объектом моих исследований ещё со студенческих пор стал амурский виноград Vitis amurensis Rupr. Считаю, что мне повезло. Данный вид имеет большой потенциал для сельского хозяйства, как исходный для создания устойчивых гибридов, является источником ценного вещества – резвератрола, обладающего широким спектром биологически активных свойств. Для изучения регуляции биосинтеза резвератрола моими коллегами были получены удобные модельные системы – культуры клеток, что в значительной мере поспособствовало моей работе. Нам удалось показать, что добиться высоких показателей содержания целевого вещества в клетках V. amurensis можно не только генетическими модификациями растительного сырья, применение которых так волнует общественность, но и воздействием на эпигенетические механизмы, имеющиеся у растительной клетки. Сделав для себя этот важный вывод, мы сразу обратили внимание на поиск путей для оптимального воздействия на эпигенетические механизмы растительной клетки. Именно работа по поиску микроРНК, вовлечённых в эпигенетические аспекты контроля биосинтеза ценных БАВ амурского винограда, получила поддержку фонда РНФ в рамках Президентской программы «Проведение инициативных исследований молодыми учёными». Современные исследования всё чаще требуют не только больших усилий, соответствующей подготовки, грамотного планирования и чётко сформулированной задачи, но и больших финансовых вложений. Именно поэтому данный проект мог реализоваться лишь при условии финансирования в должном объёме, что и предполагает президентская программа. Впереди предстоит большая работа, и первый год будет занят поиском кандидатных микроРНК, а второй направлен на подтверждение их предполагаемых функций. В итоге мы рассчитываем использовать обнаруженные микроРНК для увеличения содержания ценных БАВ в клетках амурского винограда. Необходимо отметить, что данный проект является достаточно крупным по масштабу и предполагает использование новых методов, что является определенным вызовом для нас, поэтому и себе и коллегам хочется пожелать успехов.

– Играет ли случай заметную роль в вашей жизни, или у вас всё идёт по плану?

– Пожалуй, случай и вправду играет важную роль в моей жизни. С детства желал для себя медицинской карьеры, дома было много книг по различным аспектам медицины. Наверное, именно это и определило мой интерес к биологии в целом. Начиная с шестого класса, готовил себя к поступлению в медицинский университет, позже прошёл подготовительные курсы для поступления, но поступать так и не стал. Мой интерес к изучению молекулярной биологии, знакомство на городских и краевых олимпиадах со сверстниками, интересующимися биологией и с преподавательским составом АЭМББТ ДВГУ изменили моё решение в самый последний момент. Думаю, что смог бы реализовать себя и в медицине, но даже имеющийся небольшой опыт научных исследований укрепляет мою уверенность в правильности сделанного выбора. Это может прозвучать нескромно, но я искренне считаю, что у меня лучшая работа из возможных.

– Расскажите о своих жизненных ценностях и увлечениях.

– Научная работа занимает большое количество времени, при этом считаю важным полное «погружение» в ход исследовательской деятельности. Для выполнения такой работы необходимо наличие большого интереса, только в этом случае, на мой взгляд, возможно получение положительных результатов. Наука даёт замечательную возможность делиться своим опытом с единомышленниками по всему миру, путешествовать, заниматься по-настоящему интересным делом, поэтому и научную деятельность я бы отнёс к своим увлечениям. На остальное времени остается не так много, но все же приятно находить возможность для чтения научной фантастики, среди которой произведения С. Лема, А. Азимова, А. и Б. Стругацких являются для меня самыми любимыми. Летом всегда стараюсь выкроить время для морских прогулок на своем каяке, ведь мы живём в морском городе и главные красоты виднее с воды.

– И последний вопрос: что бы вы пожелали себе?

– Себе бы я пожелал обрести умение находить в сутках более 24 часов, чтобы успевать всё и везде.

Фото Леонида МАКОГИНА и из личного архива Алексея ТЮНИНА

Комментариев нет:

Отправить комментарий