пятница, 8 января 2016 г.

Рассказ Виктора КВАШИНА "Авоська со сливами"

  

    Случилась у меня непредвиденная командировка в один старинный городок. Командировка, прямо сказать, неудачная. Ехать пришлось в самый канун Нового года, 29 декабря. Для работы, соответственно, всего два дня, а обратный билет в связи с праздником удалось взять лишь на третье января. Но ехать действительно было нужно и именно мне.

Трения в семье для читателя не освещаю, настроение всю дорогу было паршивым. Успокаивало отчасти, что в том городке жил мой армейский друг, с которым единственным из всей роты мы все эти годы поддерживали связь, но не встречались ни разу. С другой стороны неудобно было беспокоить, по сути, незнакомую семью в такой праздник – мало ли какие планы у людей. Решил встретиться с Виталием числа второго.

По прибытии заселился в гостиницу, бросил вещи и сразу на завод. Наша компания поставляла сюда компенсаторы, и они почти все в конце года разом забарахлили. Я подозревал, что тут вина завода, возможно, резкий перепад напряжения. Но отремонтировать либо заменить оборудование во избежание штрафных санкций было необходимо.

Провозился я оба дня до вечера. Мастера уже стол накрыли, а я ещё доделывал. Но всё наладил. Проверили, бумаги подписали, и тут я с честной душой стопку принял с удовольствием! Так стало замечательно, и разговор вроде пошёл задушевный, но люди домой спешат, праздник через несколько часов.

Побродил я по расцвеченным улицам, поглазел на витрины, замёрз, и вдруг взял да и позвонил другу. Ну, просто хотел поздравить с наступающим. Виталька остался прежним:

– Мишка, даже и не думай, лети ко мне немедленно! Вот это праздник будет!

Честно говоря, я в тайне на это надеялся. Грустно в одиночестве Новый год встречать. Купил бутылку шампанского да коробку конфет и двинул к товарищу прямо пешком, поскольку городок маленький, а до боя курантов времени ещё предостаточно.



Как встретили меня, какая была компания – семья Витальки, их друзья, всего человек пятнадцать – рассказывать не буду. Внимания ко мне было предостаточно, выпито было изрядно, всё как положено, настроение отличное. Часа в два затеяли танцы, благо обоего пола было поровну.

И тут звонок. Входит старушка, ну, в общем, пожилая женщина с коробкой конфет.

– Извините меня, пожалуйста. Я слышу, не спите ещё, зашла вас поздравить с Новым годом. Пожелать вам, молодым, счастья и благополучия.

Оказалось, это соседка. Её, конечно, усадили за стол, налили шампанского. Понятно, что бабушке просто одиноко, надо человеку побыть в коллективе. Под тост закуска, отяжелели, танцевать уж неохота. Нина, Виталькина жена говорит:
– А давайте рассказывать истории. Ну, что у кого было необычного в Новый год? Бывают же чудеса, какие-то необыкновенные явления.

Виталька заявляет:

– Точно! Мне до десяти лет Дед Мороз подарки под ёлку подкладывал ежегодно – чудо удивительное.

Ну, в общем, шутки, смех. Девушка одна рассказала, как однажды опаздывала в гости к Новому году, и ей трамвай задом сдал метров пятьдесят, потому что трамвай этот был последний и водитель сам спешил домой попасть, а пассажирку пожалел.

Тут эта бабушка, Маргарита Павловна говорит:

– А хотите, я вам свою необыкновенную историю расскажу?

Мы, конечно:

– Да, да! Расскажите, пожалуйста.

– Это на самом деле со мной было, только давно, я молодая была. Разболелась у меня мама, сильно, на «скорой» увезли и сказали, исход непредсказуем. Я в расстроенных чувствах, сами понимаете, всё из рук валится. Решила в сад сходить, может, там в себя прийти, да и грядки позарастали. А сады знаете, где теперь третий микрорайон. Ну, неважно. Соседка у меня по саду тётя Рая, говорит: «Что-то на тебе лица нет?» Я ей о маме рассказала. Она: «А ты к Чёрному дядьке сходи. Он помогает». «Что за дядька, – спрашиваю, – колдун что ли?» «Нет, просто дядька в чёрной одежде. У кого горе, ему подарок несут, просят, он помогает». В общем, говорила она мне весь день про этого «Чёрного дядьку», я уж пожалела, что поделилась с ней своей бедой.

И вот, иду я обратно из сада тихонько, а мысли все о маме. Всё детство вспомнилось, и после, и так остро ощутила, как много мама мне дала, и что почти всё во мне от неё… А иду как раз мимо горпарка, где по словам тёти Раи этот «Чёрный дядька» обитает. Сумерки уже. И смотрю, недалеко от ворот мужчина высокий такой, на нём то ли пальто, то ли плащ с поднятым воротником и шляпа на голове, знаете, как раньше в кино сыщиков изображали. Стоит и всё, лица не видно. И вдруг порыв у меня какой-то случился, я ему шепчу: «Дяденька, помоги маме!» Авоську свою со сливами, что из сада несла, на железку у ворот повесила – и бегом оттуда, будто гонятся за мной!


Наутро в больницу пошла, мне говорят, кризис миновал, мама на поправку пошла. Ну, тут всякая суета, дома дел невпроворот, муж, свекровь… забыла я про тот случай. Да и, знаете, мы же тогда неверующие были.

И вот у меня первая беременность. И сказали, что сложная, не буду говорить что, но волнений было предостаточно. И вспомнила я того «Дядьку». Думаю, а что мне будет, схожу, посмотрю. Собрала чего-то из еды немного, пошла. Стоит! Тот же мужчина стоит недалеко от ворот. Жутко мне стало – а вдруг привидение! Сумочку на ворота повесила, прошептала только «Помоги», и быстро ушла. В конце забора обернулась – нет его. Ушёл, значит, и сумку забрал. Может, бездомный какой. Ну, пусть ему польза будет.

Родила я благополучно, сыночка. И стала я того бездомного подкармливать. Просто так, не из жалости, а больше, наверно, из благодарности, что с ним связаны избавления от моих бед. Иду когда в сад, захвачу что-нибудь съестного, на ворота повешу. Он всегда там неподалёку, в тени. Я сумку-то повешу и прошепчу: «Дай счастья моей семье» – вроде как для своего успокоения.


И вот однажды с мужем шли, я говорю:

– Погоди, я тут дядечке припасла, отдам.

И повесила пакетик с продуктами.

Муж давай иронизировать, мол, внимание постороннему мужчине. Я ему и расскажи о тех случаях, о том, что этот «Чёрный дядька» помогает в беде. Муж разругался, принялся доказывать, что такого не может быть, что я дура, из семейного бюджета тунеядцев кормлю. Обратно из сада шли, как только к парку подошли, он снова скандал на всю улицу поднял: «Хочешь, я тебе докажу, что это всё чушь собачья?» Вытряхнул из авоськи в сумку, что там нёс, засунул в неё половинку кирпича и на ворота повесил. «Вот увидишь, что ничего не случится, только в голове твоей дури меньше станет!»

В то время перестройка началась. У меня на работе сокращение произошло, уволили меня. Работу долго искала. Ребёнок от рук отбился – возраст переломный. У мужа тоже проблемы, зарплату не давали по многу месяцев. Но, это у всех так было, у всех беда, тут никакой «Дядька» не поможет. Да и мужчину того я больше не видела. Муж когда ушёл от нас, я ходила в парк, вешала пакетик на ворота. Иду обратно – висит, или валяется – никто не взял. Так вот случилось у меня. Сын теперь далеко живёт, пять лет не приезжал, деньги только присылает. А что мне деньги… Я иногда думаю, это из-за того кирпича. Обиделся он…


Мы все принялись Маргариту Павловну успокаивать, сказали тост за лучшую необыкновенную историю. Вроде как развеселили. И сами развеселились, снова танцы, потом разговоры. Соседка тем временем ушла незаметно. Разошлись и гости. А мы с Виталькой до утра досидели, службу вспоминали. Он меня уговаривал остаться, но я решил прогуляться по свежему воздуху, да и выспаться в гостинице спокойно, чтобы людям не мешать. Договорились в день отъезда встретиться.

Вышел на улицу – восемь утра. Холодно! А узбеки свою овощную лавку уже открывают.

– Захади, дарагой! Урюк хороший, вкусный, хурма, всё вкусное. Захади!

Зашёл. Погреться.

– А сливы у вас есть?

– Есть сливы. Вот хороший. Вот этот хороший, ещё слаще. Сколько положить?

– А городской парк далеко отсюда?

– Недалеко. Так пойдёшь, налево повернёшь, там парк будет.

– Давай по полкило тех и других.



Пробежался до парка, согрелся чуть, хмель вытряхнул. Высокая железная ограда на кирпичных тумбах. Ворота кованые нараспашку. Пусто. Огляделся, куда повесить – железяка торчит из тумбы. Пристроил пакет со сливами, усмехнулся, сказал: «Бабуле помоги» и побежал вприпрыжку – мороз с утра давит! Обернулся – мужик в пальто к воротам идёт медленно-медленно, воротник поднят, руки в карманах, на голове вязаная шапочка. Ладно, пусть бомж на праздник витаминов поест.


Два дня пролетело. На третий мне отъезжать. Пришёл к Витальке. Тут уже они меня по-родственному приняли, накормили, напоили, подарков для всей моей семьи надавали, даже неудобно… Прощались ещё у лифта полчаса.

Тут соседка Маргарита Павловна выходит, шум, конечно, услышала, а скучно бабушке одной.

– Я вам тоже желаю счастливого пути и счастливого года! Если приедете ещё, ко мне заходите, буду рада! А ещё, знаете, хочу с вами поделиться, сын мне позвонил, сказал, что сегодня выезжает ко мне. С женой и дочкой, всей семьёй ко мне едут! Я же внученьку ещё не видела…



Как-то впечатлила меня эта история. Всю обратную дорогу размышлял и в итоге пожалел, что в нашем парке не водится «Чёрный дядька».

А может, водится?

Виктор КВАШИН

05.01.2016



Эта миниатюра опубликована в сборнике «Цивилизация бабочек». Его можно скачать в любом формате на ваши электронные устройства, а также приобрести бумажной книгой по этому адресу

Другие рассказы Виктора Георгиевича вы можете почитать здесь


Комментариев нет:

Отправить комментарий