четверг, 26 марта 2015 г.

Условие нашего выживания или Как остаться независимым государством

Актуальная тема


Матвей Тихонович РОМАНОВ, 
главный научный сотрудник ТИГ ДВО РАН, доктор географических наук

О демографическом потенциале России

Президент России В.В. Путин в ежегодном послании Федеральному собранию в декабре прошлого года отметил, что качество и масштаб российской экономики должны соответствовать её геополитической и исторической роли в мире. Действительно, без сильной экономики, сопоставимой с экономикой сверхдержав, сложно выполнять весомую геополитическую роль в современном мире. Однако Россия не сможет успешно выполнять свою геополитическую роль также и без должного развития другой важной и высоко коррелируемой с экономикой составляющей геополитического потенциала, – демографической.


При оценке геополитического потенциала России нами (П.Я. Бакланов, М.Т. Романов, 2009) было отмечено, что наиболее «сильными» его составляющими являются: 1) природно-ресурсный потенциал, включая и территорию как важнейший ресурс; 2) оборонный потенциал с его ракетно-ядерной составляющей; 3) научно-технический и образовательный потенциал. По сути, эти три составляющие геополитического потенциала России являются её основными «конкурентными» преимуществами, которые пока дают основание рассматривать нашу страну в числе «тройки» крупнейших держав мира, наряду с США и Китаем.

В то же время, наряду с этими выдающимися составляющими геополитического потенциала (ГПП) России, экономическая и демографическая его составляющие не отличаются столь же весомыми значениями. По размерам ВВП, например, Россия сегодня почти в пять раз отстаёт от США и Китая, по численности населения отставание также весьма существенное.

В одном ряду с США и Китаем, во многом, правомерно рассматривать и Европейский союз (Евросоюз, ЕС). Это экономическое и политическое объединение 28 европейских государств, с признаками международной организации (межгосударственности) и государства (надгосударственности), производит примерно такой же объём ВВП (17578 млрд. долл. в 2013 году – по данным Всемирного банка), как и США, и Китай. В его пределах проживает более 0,5 млрд. чел., что в 3,5 раза больше, чем в России.


В силу этого России, имеющей такого «активного» геополитического оппонента, как США и НАТО, не избавиться от перманентного давления на неё (в виде различного рода санкций, военных угроз и пр.) при сохранении нынешнего положения дел в этих сферах. Поэтому, наряду с экономикой, России следует ускоренно развивать и другую важную составляющую геополитического потенциала – демографическую.

Демографический потенциал России, в сравнении с другими основными составляющими ГПП, является наиболее «слабым его звеном». Сопоставление демографических потенциалов «десятки» стран мира с наибольшей военной мощью позволяет отметить, что по этому показателю она занимает лишь девятую позицию в мире, в то время как даже по экономике – шестую.

В мировом рейтинге стран по совокупности четырёх основных показателей (военный, экономический, демографический потенциалы и территория с ресурсами), в значительном отрыве от стран второго эшелона лидируют США и Китай. Они занимают территории более 9 млн. км2, производят валовой продукции более чем на 16 трлн. $. По военному и демографическому потенциалам они также в «тройке» несомненных лидеров. Тем не менее, эти сверхдержавы и сегодня реально продолжают быстро увеличивать свой демографический потенциал.

Китай, весьма динамично развивавшийся в течение последних 35 лет и ставший по оценкам Всемирного банка к концу 2014 года мировым лидером по экономическому потенциалу, за этот период масштабно увеличил и численность своего населения – на 388,9 млн. чел. (!), или в 1,4 раза, в то время как всё население России составляет лишь 146 млн. чел.). США за аналогичный период увеличили свой ВВП в 5,9 раз, а численность населения – на 90,6 млн. чел., или, как и Китай, в 1,4 раза.

В России же, которая всегда декларировала, что население – основная производительная сила, в этот период для её наращивания мало что предпринимали – за 35 лет демографический потенциал возрос всего в 1,06 раза, или на 5,8% (и то с учётом населения Крыма). Для страны, претендующей на особую геополитическую и историческую роль в мире, это недопустимо мало. В результате, если ещё в 1980 году разница в численности населения России и её основного геополитического оппонента – США составляла 90 млн. чел., то в 2014-м – уже 172,5 млн. чел. То есть, разрыв в демографических потенциалах современных сверхдержав и России только увеличивается, и масштабно. При таком положении нереально рассчитывать на эффективное выполнение Россией в мире весомой геополитической роли.

Россия сопоставима с США и Китаем, или даже несколько опережает их по военному и ресурсному потенциалам, но недопустимо отстаёт от них по не менее важным демографическому и экономическому потенциалам. По демографическому потенциалу Россия сегодня занимает лишь девятое место в мире, уступая не только этим странам-лидерам, но и таким странам, как Индонезия, Бразилия, Пакистан, Нигерия, Бангладеш. Очень близка к России по численности населения даже в 45 раз меньшая по занимаемой площади соседняя Япония.

Даже по другой важнейшей и тоже недостаточно «благополучной» геополитической составляющей – ВВП – по данным Всемирного банка Россия занимает более высокую – шестую – позицию (при оценке по паритету покупательной способности национальных валют – ППС). Хотя следует отметить, что и шестое место в мире по такому важному показателю, как ВВП – не та позиция для государства, желающего проводить независимую политику. Это становится очевидным сегодня – по изменениям геополитических и экономических отношений между странами Западного мира и Россией.

То есть, наиболее «слабым звеном» ГПП России остаётся её демографическая составляющая – при всей её важности как основной производительной силы и наиболее эффективного инструмента контроля над собственной территорией, что подтверждается всей многовековой мировой историей.


Нами ранее неоднократно отмечалось, что длительное сохранение или усиление различий, контрастов в геополитических потенциалах стран-соседей и их регионов неизбежно приводит к появлению геополитических проблем, а нередко и к серьёзным конфликтным ситуациям. И, судя по настойчивому прессингу на Россию в последний период, Запад в лице стран НАТО не склонен дольше «терпеть» её двойственное положение и предпринимает усилия по снижению уровня её независимости в сфере экономики, по демонстрации своего геополитического превосходства. В этих целях настойчиво расширяется структура НАТО и усиливается его военное присутствие вблизи российских границ – в Восточной Европе, на Чёрном и Баренцевом морях. Здесь подогреваются военные конфликты, вводятся различные экономические санкции, делаются попытки экономической изоляции и прочее.

В этих условиях, если Россия не готова мириться с определённым Западом для неё местом в Новом мироустройстве, она должна устранить основные «слабые звенья» в своем геополитическом потенциале. Устранение «слабых звеньев» для России начала XXI века заключается в оперативном и методичном наращивании его демографической и экономической составляющих (наряду, конечно, с поддержанием на достаточном уровне и оборонного потенциала). Если выразить это количественно, то России в долгосрочной перспективе следует утроить свой демографический потенциал и в 4,5 раза увеличить ВВП, чтобы на равных войти в тройку сверхдержав. Это должно стать важнейшими элементами идеологической доктрины и стратегии долгосрочного развития России – в противном случае «спокойной» жизни ей не будет. При этом важно не только абсолютное увеличение экономического и демографического потенциалов России в целом, но и повышение их концентрации в стратегически наиболее важных на тот или иной период и перспективных регионах – в силу того, что сложно обеспечить ускоренное развитие экономически и демографически разреженных пространств.

Демографические проблемы для России не новы, они сверхактуальны для страны уже более сотни лет, особенно с учётом многомиллионных людских потерь в двух Мировых и Гражданской войнах. Однако в течение всего этого столетнего периода государство серьёзных усилий по их решению и не предпринимало – видимо считали, что демографическая проблема сама собой решится. Но само, как известно, ничто не решается. В итоге, Россия, имевшая в 1913 году 159-миллионное население, но растерявшая за эти годы и часть территорий, и населения, в 2014 году насчитывала лишь 146 млн. чел. (с учётом Крыма), в то время, как и США, и Китай, пришедшие к рубежу XX-XXI веков сверхдержавами, за 100-летний период увеличили своё население в 3,4 раза.

В новейшей истории России демографические проблемы также много лет обсуждались, и даже была разработана и утверждена в 2007 году Указом Президента «Демографическая политика Российской Федерации на период до 2025 года». Как отмечается в данном документе, демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения, и улучшение, на этой основе, демографической ситуации в стране. А целями, количественными ориентирами этой демографической политики РФ, были объявлены: стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142-143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году – до 75 лет.


Следует признать, что в свете складывающейся геополитической ситуации количественные ориентиры, обозначенные в данной «Демографической политике… до 2025 года», представляются удивительно скромными, в этих цифрах нет нацеленности на серьёзное решение «кричащих» демографических проблем России, можно сказать, в них вообще нет нацеленности на развитие. Естественно, они не могут быть достаточными для страны с особой геополитической и исторической ролью в мире, вынужденной развиваться в условиях нарастающей геополитической напряженности вокруг неё. Для «спокойной жизни» Россия должна иметь демографический и экономический потенциалы, приближенные к показателям сверхдержав. То есть, значения основных показателей сегодняшних сверхдержав и должны стать количественными ориентирами для России на длительную перспективу – приближение к таким значениям, по сути, является условием её выживания как целостного и независимого государства.


Несомненно, для России и укрепление здоровья населения, и увеличение продолжительности жизни, и снижение смертности крайне важны, но сегодня в нашей стране в демографической политике должны быть другие приоритеты, а именно, – рост рождаемости (что «работает» и на «омоложение» нации) и миграционные перетоки в стратегически важные регионы, показавшие свою эффективность в предыдущие «критические» периоды и в России, и, например, в соседнем Китае.

Достижение вышеуказанных масштабных целей демографического развития в России в принципе возможно – историческая судьба предоставила ей весьма значительные конкурентные преимущества перед всеми другими странами мира в виде огромных территорий и крупнейшего природно-ресурсного потенциала, позволяющие обеспечить ускоренное её развитие. Однако этими конкурентными преимуществами следует ещё эффективно распорядиться – как было обозначено в «Демографической политике…», – для создания устойчивой материальной базы, для успешного решения широкого круга масштабных задач экономического и демографического развития.


В складывающихся геополитических условиях недопустимо промедление с развитием адаптированного к рыночным условиям высокоэффективного производства в стратегически важных регионах, с созданием территорий опережающего развития, с созданием высокооплачиваемых рабочих мест, с массовым строительством доступного жилья для населения и другое – в целях его закрепления здесь и последующего расширенного воспроизводства. Следует помнить, что опережающее развитие экономического и демографического потенциалов России, по сути, является условием её выживания как целостного и независимого государства.

Поэтому ускоренное наращивание демографического потенциала должно стать одним из ключевых моментов идеологической доктрины, стратегии долгосрочного развития России.

Матвей РОМАНОВ,
главный научный сотрудник ТИГ ДВО РАН, 
доктор географических наук


Комментариев нет:

Отправить комментарий