Александра
Сергеевна БЕГУН (УСТИНОВА) – кандидат физико-математических наук, младший
научный сотрудник лаборатории механики необратимого деформирования Института
автоматики и процессов управления ДВО РАН. Её научные интересы связаны с исследованием
вязкопластических течений, больших упругопластических деформаций, остаточных
напряжений.
Несколько раз принимала участие в Дальневосточной
математической школе-семинаре имени академика Е.В. Золотова, участвовала во всероссийских
и международных научных конференциях и симпозиумах.
Во время
обучения в университете Александра Сергеевна была стипендиатом губернатора Приморского края и лауреатом
именных стипендий Г.И. Быковцева и В.П. Мясникова.
Обладатель медали РАН с премиями для студентов высших учебных
заведений России по итогам конкурса 2008 года в области проблем машиностроения, механики и
процессов управления за работу «Упруговязкопластическое течение в зазоре между
коаксиальными жесткими цилиндрами».
В этом году она стала одним из победителей конкурса молодых
российских учёных – кандидатов наук на право получения грантов президента РФ с
проектом «Вискозиметрические течения упруговязкопластических материалов между жёсткими
коаксиальными цилиндрическими поверхностями» (МК-2879.2014.1).
Исполнитель грантов РФФИ, проектов, включённых в
программу Президиума РАН и отделения ЭММПУ РАН, руководитель молодёжных грантов
ДВО РАН.
Научные достижения А.С. Бегун: 33 публикации, из них 7 статей в
журналах из списка ВАК.
Список заслуг
Александры можно продолжать. И даже не очень-то верится, что этой девушке нет и
тридцати, а она уже так много успела…
Она родилась и
выросла во Владивостоке. Родители родом из Алтайского края, но учились во
Владивостоке. Мама окончила Дальневосточный государственный университет, она
океанолог, работает в лаборатории промысловой океанографии ТИНРО-Центра
(кандидат географических наук). А папа окончил Дальневосточный политехнический
институт им. В.В. Куйбышева по специальности машиностроение, работал в СУМ-1.
Саша училась в
средней школе №18. Ей всегда нравились точные и естественные науки, в последних
классах школы наибольший интерес вызывали физика и математика. Тогда ей
попалась очень интересная книга «Физик, физик, где ты был?» Анатоля Абрагама,
которая, отчасти, и поспособствовала выбору будущей профессии.
Период учёбы в
школе пришёлся на 90-е годы, когда началось переделывание старых
образовательных программ на новые. Урезались часы по основным предметам:
математике, русскому языку. Александра считает, что ей повезло, поскольку
большинство учителей школы были специалистами старой закалки, благодаря им
удалось получить неплохое среднее образование. Например, учитель математики
Галина Ивановна Дмитрюк давала своим ученикам всю новую программу, а часть
материала – из старой, «классической» программы. Также для 10-11 классов в
школе были организованы факультативные занятия по физике и математике, которые
проводили преподаватели ДВГТУ. Эти занятия очень помогли подготовиться к дальнейшей
учёбе в вузе.
В
последнем классе школы стоял выбор – где учиться дальше. Основных вариантов
было два: «Прикладная математика» в Дальневосточном государственном техническом
университете и физико-технический факультет, специальность «Микроэлектроника и
полупроводниковые приборы» в ДВГУ. На весенних каникулах 11 класса Александра успешно
сдала экспериментальные экзамены в ДВГТУ. Так как физика вызывала больший
интерес, то летом ещё поступала на физфак ДВГУ. После поступления был сложный
выбор, куда пойти учиться. В итоге был выбран Естественно-научный институт ДВГТУ, Механико-математический факультет, специальность «Прикладная математика и
информатика» на кафедре Математического моделирования и информатики.
«В
моей судьбе два основных учителя. Это член-корреспондент РАН Анатолий
Александрович Буренин и доктор физико-математических наук Лариса Валентиновна
Ковтанюк,
– вспоминает Александра Бегун своих преподавателей, благодаря которым она
сделала свой выбор в судьбе. – Анатолий Александрович – замечательный
учёный, педагог и человек. Он был заведующим базовой кафедры Математического
моделирования и информатики, за время учёбы в институте читал нам замечательные
курсы по теоретической механике и механике сплошных сред. С Ларисой
Валентиновной познакомилась после окончания третьего курса, она тоже
преподаватель, но у нашей группы ничего не вела. Лариса Валентиновна стала моим
научным руководителем. По всем возникающим вопросам, касающимся постановок и
решений задач, я обращаюсь к ней. Без её непосредственного участия не было бы
ни моих студенческих работ, ни кандидатской диссертации».
Как у Александры
складывался путь в академическую науку? На втором и третьем курсе работала в Тихоокеанском
океанологическом институте им. В.И. Ильичёва ДВО РАН, в лаборатории информатики
и мониторинга океана, занималась базами данных по течениям и обработкой полей
ветра.
Обычно
после второго курса на специальности «Прикладная математика и информатика»
каждый студент ведёт исследовательскую деятельность в выбранной лаборатории институтов
ДВО РАН. Большинство, конечно, идут в Институт автоматики и процессов
управления ДВО РАН, некоторые – в Тихоокеанский океанологический институт ДВО
РАН и в Институт прикладной математики ДВО РАН. К каждому студенту
прикрепляется научный руководитель, который руководит курсовыми и дипломными
работами студентов. Интереснее и ближе для Александры была тематика лаборатории
механики деформированного твёрдого тела ИАПУ. После третьего курса её научным
руководителем стала Л.В. Ковтанюк. Под руководством Ларисы Валентиновны были
защищены бакалаврская и магистерская выпускные работы, позднее и кандидатская
диссертация. Тогда же Александра пришла на работу в лабораторию механики
деформируемого твёрдого тела ИАПУ. Теперь это отдел, которым продолжает руководить
член-корреспондент РАН Анатолий Александрович Буренин.
После
окончания университета поступила в аспирантуру ИАПУ, в 2011 году защитила
кандидатскую диссертацию по теме
«Вискозиметрические течения эластичных неньютоновских сред».
Отдел Механики деформируемого твердого тела 2011 г.
(Верхний ряд: А.В. Лушпей, Д.А. Потянихин, Е.П. Дац, А.А. Манцыбора; Средний
ряд: Н.В. Макарова, Л.В. Ковтанюк, Ю.Е. Иванова, Г.Л. Панченко, М.В. Полоник,
Е.В. Мурашкин; нижний ряд: А.С. Бегун, В.М. Корниенко, А.А. Буренин, О.В. Дудко)
– В нашем отделе сложился очень
хороший коллектив, – рассказывает Александра. – Это
высококвалифицированные специалисты и просто замечательные люди. Особо хочу
отметить старшего инженера-математика Тамару
Константиновну Панкевич, которая является цементирующим звеном нашего
коллектива, необычайной души человек. Она координирует взаимодействие студентов
с более старшими коллегами.
Что касается
основных направлений деятельности отдела, то усилия коллектива направлены на решение фундаментальных
проблем механики и математической физики. Технологическая практика обработки
металлов давлением нуждается в математическом описании таких процессов, как ковка,
штамповка, прокатка, волочение и др. Важно правильно рассчитать требуемые усилия, характер
течения материала, напряжения и деформации. И хотя исследования отдела носят, в
основном, теоретический характер, они направлены на решение практических
проблем. Решение таких задач связано с определёнными трудностями, так как
большинство из них выходят за рамки классических математических моделей.
С момента образования отдела
механики деформируемого твёрдого тела в 2011 году существуют две лаборатории:
механики необратимого деформирования и нелинейной динамики деформирования.
Исследования в лаборатории, где
работает Александра, связаны с изучением необратимого деформирования
материалов. В лаборатории создана модель больших упругопластических деформаций,
которая сейчас активно развивается. В рамках этой модели оказалось возможным
учесть упругие и реологические свойства материалов, поставить и решить краевые
задачи, описывающие интенсивное деформирование материалов при обработке
давлением. Исследования Александры связаны с вискозиметрическими течениями
упруговязкопластических материалов. Основные задачи следующие: изучение
деформирования упруговязкопластического материала в соосно-цилиндрическом
вискозиметре в условиях прилипания и проскальзывании материала на жёстких
стенках, изучение влияния слоя эластичной неньютоновской смазки на
деформирование материала, получение закономерностей движения упругопластических
границ, как при развитии вязкопластического течения, так и в процессах
торможения и разгрузки, расчёт полей необратимых деформаций и напряжений после
разгрузки. Расчётная сложность таких задач обусловлена не только существенной
нелинейностью математической модели процесса, но и присутствием движущихся
границ, разделяющих область деформирования на части, в которых краевые задачи
решаются по-разному.
Полученные решения могут быть
полезными при обработке результатов викозиметрических экспериментов, которые
являются основными при определении постоянных материалов. С другой стороны,
точные решения дают возможность тестирования с их помощью алгоритмов и программ
численных расчётов.
– Есть
ли в лаборатории молодые специалисты, студенты дипломники?
– В нашей
лаборатории много молодых специалистов, аспирантов и студентов. Каждый год у
нас происходят защиты бакалавровских, магистерских и дипломных работ. У нас
есть и совсем молодые сотрудники, и сотрудники с огромным опытом, которые щедро
делятся им.
– Поддерживаете
ли связи с университетами?
– Большинство
сотрудников нашего отдела являются выпускниками разных лет базовой кафедры математического
моделирования и информатики ДВГТУ. До реорганизации ДВГТУ у нас существовала,
на мой взгляд, идеальная система «наука-образование», ведь на кафедре
преподавали ведущие учёные Дальневосточного отделения РАН. К сожалению, в результате
создания Дальневосточного федерального университета от всей прежней
образовательной цепочки, существующей на кафедре, осталась только магистратура,
в которой продолжают преподавать
сотрудники нашего отдела.
Я преподавала у
студентов нашей специальности в ДВГТУ, вела предмет «Практикум на ЭВМ».
Последние три года работаю во Владивостокском государственном университете
экономики и сервиса на кафедре математики и моделирования, преподаю высшую
математику, математический анализ, линейную алгебру и аналитическую геометрию.
В следующем семестре предстоит новый курс «Теория принятия решений».
–
Александра, какими вы видите перспективы науки, образования в стране и на
Дальнем Востоке в ближайшие годы?
– Очень бы хотелось видеть в будущем устойчивое развитие науки и
образования и в нашей стране, и на Дальнем Востоке, ведь это – основа самого
существования страны в современном мире. Однако сложившаяся к настоящему
времени обстановка внушает больше тревоги, чем оптимизма. Нет уверенности, что
проводимые в настоящий момент реформы науки и образования пойдут в конечном
итоге на пользу. Скажем, на образовании реформы уже сказались не самым лучшим
образом. Так, например, стали встречаться студенты, которые не могут решить
квадратное уравнение или сложить дроби (они искренне считают, что ½+½=1/4!). Думаю,
что в России в целом и, в частности, на Дальнем Востоке имеется большой
потенциал для развития науки и образования, главное – правильно его
использовать.
Наша
героиня представляет этот ресурс. Люди – главное богатство нашей страны. Александра
занимается тем, что её интересует как человека и учёного, любит и умеет
работать. Главная жизненная ценность для неё – семья: «больше всего на свете
хочу, чтобы родные и близкие были живы и здоровы», – такое естественное
желание, свойственное каждому из нас.
Свободное
время у Александры – для её увлечений: чтение книг (любимые писатели – Владимир
Санин, Виктор Конецкий, Даниил Гранин), вышивание, поездки на природу, походы,
катание на велосипеде. В ближайших планах – подняться зимой на вершину Пидана. А
ещё из школьных увлечений осталось плавание, лыжи, коньки.
Любит
музыку, с удовольствием слушает авторскую песню (бардов Татьяну и Сергея Никитиных,
Виктора Берковского, Юрия Визбора, Олега Митяева и др.). Нравится ходить в
театр, посещает всевозможные выставки. Из последних впечатлений – поразила
выставка рисунков приморских художников Евгения и Оксаны Осиповых. В их работах
с удивительной любовью показан такой родной Владивосток! И, конечно, Александра
очень рада, что родные и друзья поддерживают её увлечения…
На
мой вопрос о её планах на ближайшее будущее, – задумалась: «О каких-то
конкретных планах сейчас говорить не могу, предстоит завершить текущую работу, по
её результатам написать статьи. Дальше планирую продолжить исследования по
тематике лаборатории, ведь интересных и нерешённых задач ещё очень много!»
А мне осталось пожелать Александре в
обыденной жизни стабильности и уверенности в завтрашнем дне. В работе – новых
интересных задач, а вместе с ними – новых открытий!
Комментариев нет:
Отправить комментарий