С виду - обычные ребята, на самом деле ПОБЕДИТЕЛИ! Альбом: Студенты и школьники |
Недавно, в 17 номере нашей газеты, вышедшем 22 сентября, член-корреспондент РАН Александр Федорович ЩЕРБАТЮК рассказал о большом успехе студенческой команды из Владивостока, подготовленной на базе Института проблем морских технологий ДВО РАН. Наши ребята победили на молодежном чемпионате мира по подводной робототехнике в классе телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов. С участником команды, выпускником Дальневосточного государственного университета, ставшим аспирантом ИПМТ, Игорем ТУФАНОВЫМ, и капитаном команды образца 2008 года, а ныне – ее наставником Сергеем МУНОМ, заведующим лабораторией необитаемых подводных аппаратов и их систем ДВГУ, мы решили побеседовать, чтобы лучше познакомить наших читателей с молодыми людьми, начавшими работать в новом, бурно развивающемся направлении – подводной робототехнике.
– Расскажите о себе, родителях, семье, детстве. О каких профессиях мечтали, кем себя представляли в мальчишеских мечтах?
Сергей Мун Альбом: Студенты и школьники |
– Меня зовут Сергей Мун. Я родился и окончил школу в Партизанске. В детстве мечтал и видел себя в разных проявлениях. Одно время даже хотел быть пожарным, так как папа и почти все мои дяди работали пожарными. О том, что буду заниматься наукой и техникой, а тем более подводной робототехникой, никогда не думал. Я попал в эту область случайно, хотя во время учебы в университете много слышал об Институте проблем морских технологий ДВО РАН и о подводных аппаратах. Некоторые преподаватели нашей кафедры вели исследования в этой области. Но никак себя с данной тематикой не ассоциировал.
Игорь Туфанов Альбом: Студенты и школьники |
– А я – Игорь Туфанов. Что касается детства, я не мечтал о подводных роботах. И даже не мечтал о математике и программировании. Но хотел быть ученым. Мне запомнился Жак Паганель из «Детей капитана Гранта» и я думал про себя: «Ну, быть географом или там биологом… наверное, это здорово». И представлял себя, конечно же, на краю земли, в экспедиции, а не в лаборатории. Но когда дома появился компьютер, я потихоньку увлекся программированием. Теперь об этом нисколько не жалею.
– Как случилось, что вас увлекла подводная робототехника?
– Сергей. Во время учебы на четвертом курсе меня очень заинтересовали интеллектуальные системы. Я решил поработать в этом направлении и попросил преподавателя по этому предмету к.т.н. Александра Михайловича Павина помочь мне с поиском руководителя, который помог бы мне реализовать себя. Он направил меня в ИПМТ к члену-корреспонденту РАН Александру Федоровичу Щербатюку. Александр Федорович предложил мне одну из задач систем технического зрения, и мы с ним в течение года активно занимались ее решением. А затем, в 2008 году, когда было решено создать студенческую команду по подводной робототехнике, Александр Федорович предложил стать капитаном команды. И понеслось… Разработки, тренировки, отладки, поездки, соревнования, потом опять разработки, тренировки, отладки, поездки, соревнования и так далее…
В поисках решения Альбом: Студенты и школьники |
В этих поездках мы увидели, как развивается подводная робототехника в мире, а особенно в США. Сколько команд участвует, с каким энтузиазмом работает молодежь, вовлеченная в эту деятельность, как спонсируется государственными и коммерческими организациями развитие интереса к занятиям в этой области среди школьников и студентов! Невольно приходишь к выводу, что занятия молодежи подводной робототехникой – это не просто дань моде, а планомерная деятельность, обусловленная научными, промышленными и военными интересами.
– Игорь. Робототехникой я занялся случайно – меня порекомендовали в команду (это было в январе 2010 года) как хорошего программиста и человека, имеющего опыт в ответственных соревнованиях. Я с 2001 года увлекался соревнованиями по программированию, и к году окончания университета у меня уже накопились определенные успехи. Много раз становился чемпионом Дальнего Востока по программированию, получал дипломы на Всероссийских соревнованиях, участвовал в международных турнирах, по результатам которых входил в состав двухсот лучших программистов мира. Так что я просто попробовал себя в новой области и взял удачный старт вместе с ребятами из команды.
– Вопрос к Сергею: были ли в вашей жизни критические точки, когда от принятого решения изменялся последующий ее ход?
– Сергей. Я работал в ИПМТ, еще будучи студентом университета, а после его окончания мог поступить в аспирантуру. К реализации этой возможности подошел серьезно, с четким пониманием того, что принятое решение может кардинально изменить мою жизнь на ближайшие несколько лет. С одной стороны все складывалось благополучно: окончил университет с красным дипломом, во время учебы занимался научной деятельностью, наработал задел для диссертации, есть публикации и так далее. С другой стороны – во время работы мое представление о науке резко изменилось. Так что было о чем серьезно подумать.
Раньше я представлял, что наука – это что-то волшебное, чем занимаются сплошь высокоморальные, самоотверженные люди. А в реальной жизни столкнулся с рутиной: ребята призывного возраста идут в науку, чтобы избежать армии, или из-за того, что попадают в плен стереотипов, или просто не знают, куда себя деть. Научная работа часто сопряжена не с открытиями и вдохновенным трудом, а с написанием публикаций ради увеличения их числа или с участием в конференциях для улучшения лабораторной отчетности. Такое положение дел в науке меня не устраивало и к «слиянию с ней» не влекло.
В результате я решил, что для познания мира не обязательно быть сотрудником исследовательского института или добиваться степеней, достаточно не растерять в себе стремления к познанию.
Это был поворотный момент, после него я стал бизнес-тренером, и уже не занимаясь каждый день научной работой, многое понял о науке, о себе и о жизни вообще.
Крушение идеальной модели при столкновении с реальной жизнью подтолкнуло меня к дальнейшим поискам. Помимо псевдоученых, я нашел настоящих исследователей, преданных своему делу, не гоняющихся за званиями и степенями. Усилиями таких людей изменяется мир. Они и есть «соль» науки. Пока что я не могу похвастаться дружбой с ними, но надеюсь, что они будут в моем окружении.
– Игорь, кто сейчас приходит в науку? Можете ли описать усредненный портрет совсем молодого ученого, инженера в вашей области?
– Игорь. Не думаю, что стоит пытаться создать средний портрет молодого ученого. Я видел разные примеры. Молодых людей, увлеченных научным поиском. Парней, которые идут в аспирантуру, чтобы не служить в армии. Людей, которые хотят получить ученую степень, потому что это престижно. По поводу последнего, могу сказать, что это стремление отражает особенность менталитета нашего населения. Мы больше внимания уделяем форме проявления, а не сути произошедшего явления, званиям, а не конкретным достижениям. Поэтому многие стремятся обзавестись удостоверениями, а не заниматься практической деятельностью.
На мой взгляд, в науке, в отличие, например, от нашей армии, нет проблем во взаимоотношениях представителей разных поколений. Активно работающие ученые часто преподают в вузах и без проблем находят общий язык с молодежью.
– Расскажите кратко о своих научных интересах, достижениях. Чего хотите от занятий наукой?
– Игорь. Выражение «научные интересы» применительно ко мне пока что не вполне строго. Больше всего мне нравится решать задачки из области спортивного программирования. Они сводятся к придумыванию интересных алгоритмов и математических моделей. Но задачка для соревнований – это всего лишь упражнение. Другое дело – реальная практическая или научная задача. Такие задачи еще надо научиться ставить, а только потом – решать. Поэтому я поступил в аспирантуру ИПМТ ДВО РАН. Я планирую заниматься поиском алгоритмов, описывающих поведение подводных роботов. Надеюсь, удастся придумать и реализовать что-нибудь полезное и интересное.
Наука – это разновидность творчества. Ею надо заниматься, если вам интересно. И заниматься именно тем, что вам интересно. Ради этого можно пойти на некоторые жертвы, в виде утраты свободного времени, некоторого количества денег и так далее.
– Есть ли связи с зарубежными молодыми коллегами?
– Игорь. Пока что у меня нет знакомых зарубежных ученых. Я только вхожу в предметную область, но надеюсь познакомиться с коллегами в ближайшие годы. Читая статьи зарубежных авторов, я уже привык к некоторым именам, и было бы интересно послушать этих людей «живьем». Нельзя заниматься наукой, не усваивая мировой опыт.
– Есть ли за рубежом лаборатория, в которой вы хотели бы поработать некоторое время?
– Игорь. Временная работа или учеба за границей мне кажется очень привлекательной возможностью для моего дальнейшего развития и профессионального роста. Есть очень известные институты, такие как, например, Массачусетский технологический институт в США, в которых хочет побывать, наверное, любой специалист, занимающийся техническими науками. Более того, мне кажется, что для становления ученого или инженера очень полезно поработать полгода – год за границей, чтобы иметь представление об уровне исследований в его области, да и просто посмотреть, как работают его коллеги. Тем не менее, отъезд за границу навсегда, я не рассматриваю как возможный для себя. Наверное, из патриотических соображений.
– Игорь, что вы думаете о научной миграции?
– Игорь. Проблема научной и технической миграции действительно существует. Я знаю хороших ученых, классных специалистов, которые могли бы работать во Владивостоке, но теперь живут и работают за границей. Нечему удивляться – качество жизни и условия работы, предоставленные им за рубежом, значительно превосходят то, что они имели здесь.
– Сергей и Игорь, вам нравится работать «в команде», или более комфортна работа «в уединении»?
В центре: Сергей Мун Альбом: Студенты и школьники |
– Сергей. Если задача интересная, то я с удовольствием занимаюсь поиском ее решения, как в команде, так и самостоятельно. Больше всего мне нравится работать с профессионалами, которым присущи такие черты как трудолюбие, пунктуальность, дисциплинированность, вежливость, чувство юмора, обязательность, мобильность. На этих людей можно положиться, работая с ними в постоянной команде или во временной рабочей группе.
Может, поэтому, несмотря на широкий круг моих знакомых, в ближайшем окружении остаются только те люди, которые обладают указанными качествами. Но вовсе не потому, что я больше всего общаюсь с теми, с кем связан производственными отношениями. В дружбе, как и в работе, трудно быть вместе с человеком, который не держит слово, подводит, высокомерен и вдобавок не понимает шуток.
Может, поэтому, несмотря на широкий круг моих знакомых, в ближайшем окружении остаются только те люди, которые обладают указанными качествами. Но вовсе не потому, что я больше всего общаюсь с теми, с кем связан производственными отношениями. В дружбе, как и в работе, трудно быть вместе с человеком, который не держит слово, подводит, высокомерен и вдобавок не понимает шуток.
Справа: Игорь Туфанов Альбом: Студенты и школьники |
– Игорь. Я общаюсь и со студенческими друзьями, и с друзьями по спортивному программированию. С некоторыми из них мы коллеги и работаем вместе как над научными проектами, так и в области спортивного программирования.
Мне нравится участвовать в правильно организованной командной работе. Уверен, что серьезные результаты получаются только в том случае, когда удается уединиться и сосредоточиться над своим заданием. То есть, правильной является такая организация, при которой члены команды, в основном, работают по отдельности, периодически объединяя и согласовывая результаты индивидуальной работы.
Мне нравится участвовать в правильно организованной командной работе. Уверен, что серьезные результаты получаются только в том случае, когда удается уединиться и сосредоточиться над своим заданием. То есть, правильной является такая организация, при которой члены команды, в основном, работают по отдельности, периодически объединяя и согласовывая результаты индивидуальной работы.
– Считаете ли вы, что без роботов человечество не обойдется? Разработчики передают им свой интеллект и даже в теории не допускают «бунта машин»?
– Игорь. Бунт машин в буквальном смысле – в это я не верю. Тем не менее, такая тема часто поднимается в литературе и кинематографе. Люди задумываются о том, насколько глубоко в их жизнь проникают машины, насколько человечество становятся зависимым от машин. Я считаю, что техника – это хорошо, и ее разумное использование не причинит людям вреда.
– Сергей. Я считаю, что можно обойтись без роботов и других «умных» машин. Они служат удовлетворению постоянно растущих человеческих потребностей, стимулируемых идеологией «потребительского общества». В погоне за иллюзорным «счастьем», которое якобы можно достичь на этом пути, мы забываем о самом важном. Забываем задать себе вопрос: в чем наше предназначение здесь, на Земле, ведь не в том, чтобы плотнее набить свой живот и реализовать свои карьерные планы? Пока что я не знаю ответ на него. Но когда я задумываюсь над ним – начинаю приближаться к его решению.
– Расскажите о своих увлечениях, музыкальных, художественных пристрастиях.
Игорь Туфанов Альбом: Студенты и школьники |
– Игорь. Об этом можно говорить долго, но я постараюсь быть кратким, даже если покажусь поверхностным.
Жизненные ценности. В первую очередь – это интересное дело и семья.
Увлечения. Мне кажется, для ученого полезными могут быть спортивные увлечения. Сам я очень люблю плавать и регулярно хожу в бассейн.
Музыка. Я люблю песни. В настоящее время с удовольствием слушаю современную группу «Слот», но моим друзьям, напротив, эта группа совершенно не нравится.
К живописи я равнодушен. Вместе с тем, очень люблю рассматривать оригиналы картин старых мастеров, старые книги и документы. В них ощущаю дыхание прошедшего времени.
С художественной прозой у меня не так складно, как с научной литературой. Я давно ничего особенного, замечательного не читал. Из поэтов выделяю Маяковского и Блока…
Внизу справа: Сергей Мун Альбом: Студенты и школьники |
– Сергей. Сейчас я работаю в научно-образовательной сфере. Моим любимым делом является обучение, новые технологии обучения и области деятельности, связанные с этим направлением. Поэтому в свободное от основной работы время провожу тренинги, разрабатываю образовательные программы.
Очень люблю читать. Под рукой всегда художественные, научные и философские книги. Люблю смотреть фильмы. У меня нет любимых героев, но для меня важен сам образ героя или человека ставшего на путь борьбы со своими слабостями. Человека, который не ставит целью победить всех, но делает себя непобедимым…
Очень люблю читать. Под рукой всегда художественные, научные и философские книги. Люблю смотреть фильмы. У меня нет любимых героев, но для меня важен сам образ героя или человека ставшего на путь борьбы со своими слабостями. Человека, который не ставит целью победить всех, но делает себя непобедимым…
Молодые люди приходят в науку, движимые своими целями. По-разному складываются их судьбы. Но больше всего радует то, что в своем большинстве они ищут. Открытые всему новому, они предпочитают действовать, а не брюзжать и не боятся ошибиться.
Делая свое дело, не осуждая других, не стеная по поводу отсутствия «им положенного», они шаг за шагом идут по жизненному пути, становятся успешными работниками, профессионалами в своем деле или просто – настоящими людьми.
Таковы и наши герои – Сергей Мун и Игорь Туфанов, открыватели и создатели своих подводных миров.
"Юниор -2009" Альбом: Студенты и школьники |
Комментариев нет:
Отправить комментарий