Чтобы помнили
Этот рассказ о Юрии Денисовиче Маркове (1928–2015), кандидате геолого-минералогических наук, старшем научном сотруднике Тихоокеанского океанологического института им. В.И. Ильичёва ДВО РАН, участнике Великой Отечественной войны.
В годы оккупации Ю.Д. Марков жил в Минске, участвовал в подпольном партизанском движении. После освобождения Минска поступил в ремесленное училище, работал токарем, учился в вечерней школе. На Дальний Восток Ю.Д. Марков попал после окончания геологического факультета Минского государственного университета в 1958 году. Работал в геологических партиях, а с 1969 года – в Тихоокеанском отделении Института океанологии им. П.П. Ширшова АН СССР (с 1973 года – Тихоокеанский океанологический институт ДВНЦ АН СССР, впоследствии ДВО РАН), где занимался исследованием донных осадков окраинных морей и океанов. Он одним из первых начал изучать позднечетвертичную геологию приморского шельфа Японского моря. Ю.Д. Маркову удалось впервые выявить последовательность образования верхнечетвертичных и голоценовых отложений залива Петра Великого и осуществить стратиграфическую корреляцию их разрезов с отложениями наземного обрамления залива. Он – автор палеогеографических карт позднего плейстоцена и голоцена для Японского и Южно-Китайского морей, представленных в «Атласе палеогеографических карт шельфов Евразии в мезозое и кайнозое», опубликованном за рубежом.
Ю.Д. Марков награждён медалями «300 лет Российскому флоту» и «Ветеран труда», грамотой президента Российской академии наук академика Ю.С.Осипова и председателя Совета профсоюза РАН В.Н.Соболева в честь 275-летия Академии наук.
Юрий Денисович Марков
Воспоминания коллеги
Заслуги Ю.Д. Маркова перед Родиной отражены на сайте Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН. Неофициальные данные о жизни этого неординарного человека пока ещё живы в воспоминаниях уже редких ветеранов ТОИ, работавших рядом с этим удивительным человеком. Окружающих Юрий Денисович удивлял постоянно. В период образования ТОИ в Россию проникла йога, и значительная часть научных работников практиковала её скрытно. Для нас же встретить стоящего на голове Маркова было привычным явлением. И никакой рисовки – просто наступило время для принятия этой асаны.
В стране развивался альпинизм, и здесь Юрий Денисович не был «последним». Мало кто знает, что он – единственный человек в мире, в одиночку поднявшийся на вулкан Ключевская сопка зимой. Для этого пришлось прилететь на Камчатку, уговорить выдающегося геолога Евгения Константиновича Мархинина подбросить его в собачьей упряжке на вулканостанцию под Ключевскую сопку. Зачем? Просто взглянуть, полюбоваться видами, истинное намерение Марков скрыл. Более того, Мархинин предупредил его, чтоб не лез на гору, и Юрий Денисович обещал, что «ни за что!». Но как только каюр с Мархининым отъехали, сразу же полез в гору. Времени у него было мало (что-то около двух суток), нужно было обернуться к возвращению упряжки. Восхождение пришлось аккурат на ночь. Полная луна, красотища! До того отдохнул, подремав в снежной яме. К подъёму Марков подготовился обстоятельно – взял с собой валенки и настойки женьшеня и элеутерококка. Сгодилось всё! На спуске, в нескольких километрах от станции мозг «заглючил» – в белое безмолвие пробились голоса людей, зовущие к себе. Перетерпел, выдержал верное направление, добрёл до станции и «упал». Наутро каюр привез Мархинина, что тот сказал Маркову про восхождение, осталось тайной. Прогулялись вместе на близкую вершинку, с которой видели, как над Ключевской вдруг возникло большое облако. «Что это?», – спросил Марков. «Газы», – ответствовал Мархинин. «И если бы я там сейчас находился?» – «Задохнулся бы»…. На мой вопрос: почему он полез на Ключевскую зимой, там и летом народ гибнет постоянно, Юрий Денисович ответил: «Не понимаешь! Отпуск у меня был зимой!».
Многие из нас увлекались фотографией, и здесь он был в первых рядах. Мы имели по одному фотоаппарату, у него же на груди всегда висело два, один из них – «Зенит» с телевиком (МТО-500). Снимал Марков самозабвенно! С колена, сидя, лежа – «глубина» проникновений в суть объекта и «резкость» кадра – великолепные! – техника позволяла. Юрий Денисович (в отличие от нас) достиг высшего совершенства в фотографии – в последних рейсах он снимал преимущественно на цветную плёнку, клал её в холодильник и больше к ней не прикасался. Главное ведь реализация азарта и достижение наивысшего наслаждения процессом съёмки!
Среди «древних» «тоитян» ходят многочисленные рассказы о жизни этого замечательного человека и все они добрые и весёлые.
Похоронен Юрий Денисович на острове Русский. Кругом море. И это символично, так как рейсов, в которых Марков бороздил моря и океаны, не перечесть! Начиная с первых экспедиций на ледоколе-ледорезе «Фёдор Литке», который являлся участником ещё «челюскинской эпопеи».
На памятнике Юрию Денисовичу надпись: «Ты всегда с нами». Истинно так!
Евгений ТЕРЕХОВ,
ведущий инженер лаборатории геофизических полей, кандидат геолого-минералогических
наук
Фото из архива ТОИ ДВО РАН
Комментариев нет:
Отправить комментарий