К 80-летию Великой Победы
Мало осталось в живых очевидцев Великой Отечественной войны, ещё меньше – фронтовиков, но мы поддерживаем свою память о них постоянно. Для потомков защитников нашей страны, отдавших свои жизни за Родину, сегодняшней молодёжи очень важны впечатления людей, которые не просто прочитали книги о войне, а общались с непосредственными участниками тех трагических событий. Нужно помнить, что победа далась невероятными усилиями всего народа: бойцов на фронте и тружеников тыла, разведчиков и пилотов, снайперов и сапёров, танкистов и медсестёр... Пусть всегда хранится в русских сердцах память о той великой битве, чтобы никогда не допустить её повторения.
Во время подготовки материалов ко Дню Победы мы традиционно попросили наших авторов и читателей рассказать о родных, близких или знакомых – участниках той войны. Тех, кто откликнулся, мы благодарим безмерно.
![]() |
Александр Никитович ЛУКЬЯНОВ |
Подполковник Александр Никитович Лукьянов, 1922 года рождения – отец Павла Александровича Лукьянова, доктора химических наук.
С детских лет, как и все мальчишки его возраста, маленький Павел нередко расспрашивал отца о войне и о том, как он воевал. Отец отмалчивался, не любил вспоминать то тяжёлое время. С годами своеобразный обет молчания прошёл, и отец нередко выступал перед молодёжью, но никогда не рассказывал о своём личном участии в боевых действиях.
Павлу Александровичу было уже около сорока лет, когда отец рассказал, что большую часть войны он преподавал радиодело в разведшколе. Иначе сказать – готовил диверсантов. Писал рапорты с просьбой об отправке на фронт, но его не отпускали, так как хороший инструктор должен приносить максимальную пользу – готовить слушателей разведшколы добывать, рискуя жизнью, военную информацию о противнике в самых сложных ситуациях и доставлять её своему командованию. Повоевать Александру Никитовичу довелось только в последнюю зиму Великой Отечественной войны.
В составе разведывательно-диверсионной группы на самолёте он был заброшен в тыл Квантунской армии на территорию Китая. При заброске группы они остались без связи – рация была утрачена, поэтому захватили трофейную у японцев. Поскольку отец Павла Александровича был хорошим специалистом, он смог переделать рацию так, чтобы она стала работать в нужном диапазоне радиоволн. Вышел на связь с Центром, обеспечил выполнение задания, которое получила его группа.
Два зимних месяца в тылу у врага они выполняли поставленные перед ними задачи, зачастую неделями не имея возможности готовить горячую пищу. Но что именно они делали в японском тылу, Александр Никитович так и не рассказал сыну. За ту операцию Александр Никитович был награждён орденом Красной Звезды и медалью «За победу над Японией».
После войны он свои навыки использовал в мирных целях: занимался с детьми, работая в кружке радиодела в Доме пионеров, много сил и времени посвятил военно-патриотической подготовке подрастающего поколения. Из детства Павел Александрович помнит, что отец обучил его с братом азбуке Морзе «ти-таа», и ребята с азартом переписывались, сидя в разных комнатах и чувствуя себя участниками тайной операции.
О деталях своей службы, учитывая её специфику, до конца жизни отец Павла Александровича никому не говорил, известен только этот эпизод в тылу Квантунской армии. Вообще военнослужащим не рекомендовалось рассказывать о войне, и те, кто помнят своих родителей, знают, что фронтовики редко рассказывали о том, как воевали. У многих были подписки о неразглашении. Поэтому нет ничего удивительного, что подполковник Александр Никитович Лукьянов свято выполнял данную им присягу и соблюдал обязательства военнослужащего.
В последний путь его провожал почётный караул военкомата г. Подольска, и под звуки салюта Павел Александрович осознал, что отец во время Великой Отечественной войны и в мирное время сделал многое для нашей Родины.
Фото из личного архива Павла ЛУКЬЯНОВА
Комментариев нет:
Отправить комментарий