пятница, 31 января 2025 г.

Роль химической службы Советской армии в Великой Отечественной войне

К 80-летию Великой Победы


Член-корреспондент АН СССР Ю.В. ГАГАРИНСКИЙ. 1975 год

     Члену-корреспонденту Академии наук СССР, советскому химику-неорганику, первому директору Института химии ДВНЦ АН СССР (ныне ДВО РАН), доктору химических наук, профессору Юрию Владимировичу Гагаринскому 1 марта исполнилось бы 110 лет со дня рождения.


Юрий Владимирович – участник Великой Отечественной войны, с 9 августа 1941 по июнь 1946 года находился в рядах Советской армии. С марта 1942-го и до конца войны он принимал непосредственное участие в боевых операциях Калининского, Первого Прибалтийского, Третьего Белорусского фронтов. Дважды был ранен, за участие в боевых операциях Юрий Владимирович награждён орденами Красной Звезды (1944), Отечественной войны I степени (1945) и медалями. Встретил Победу в должности начальника химического отдела армии, в звании инженера-подполковника.


За трудовую деятельность награждён орденом Трудового Красного Знамени (1975).


Отдавая дань памяти Ю.В. Гагаринского, мы повторяем публикацию статьи Юрия Владимировича, которую он написал 50 лет назад.


Инженер-майор Ю.В. ГАГАРИНСКИЙ. 1942 год

Автор этих строк убеждён, что большинство населения нашей страны не осведомлено в вопросе, вынесенном в заголовок данных заметок. Этому в значительной мере способствовало то досадное обстоятельство, что наши лучшие военные писатели, включая Константина Симонова, в своих произведениях не уделяли этому вопросу должного внимания. Лишь в некоторых случаях Симонов упоминает о том, что в трудных ситуациях командование использовало подразделения химзащиты в качестве стрелковых, и последние исполнили свой долг перед Родиной в этом качестве.


Пройдя химическую службу «снизу доверху», от начальника химслужбы стрелкового полка до заместителя начальника химвойск армии, автор взял на себя задачу поделиться своим опытом с читателями.


Хотя с момента победоносного окончания войны прошло уже 30 лет и химическая служба Советской армии, безусловно, претерпела значительные изменения, стала более мощной и совершенной, подробно излагать структуру тридцатилетней давности всё равно не стоит, но хоть какие-то отправные данные привести нужно.


Химической службой в частях и соединениях руководили специально назначенные офицеры. Начиная со стрелкового полка и выше, в распоряжении начальника химслужбы имелись подразделения химзащиты различного масштаба. В отношении собственно химзащиты в их задачи входило обеспечение всего личного состава части надлежащим образом подготовленных противогазов и противохимических пакетов для дегазации кожи и оружия, обучение правильному их использованию, противохимическая разведка в масштабе, достаточном для определения заражённости местности теми или иными отравляющими веществами, обеспечение своей части штатными или подручными средствами для дегазации местности, оружия, обмундирования и другие мероприятия из этой области.


В задачу стратегической химической разведки входило не упустить подготовку противника к применению против наших войск химического оружия, первым признаком чего могли казаться накопления на прифронтовых складах химических авиабомб, артиллерийских снарядов и мин, а также сосредоточение перед нашим фронтом минометных частей, вооружённых многоствольными минометами и другими реактивными установками. С данной задачей наша химслужба справлялась.


Противнику была известна высокая противохимическая готовность наших войск, что не позволяло ему развернуть тотальную химическую войну, и он ограничился эпизодической стрельбой по нашим войскам химическими снарядами только на отдельных немногочисленных участках фронта.


К сожалению, будучи временно безнаказанными, немцы широко применяли отравляющие вещества у себя в тылу для уничтожения пленных и гражданского населения в «душегубках».


В том, что противник вынужден был отказаться от развертывания химической войны против наших войск, первейшая и самая главная заслуга химической службы Советской армии.


Ю.В. ГАГАРИНСКИЙ (слева) с однополчанами, август 1945 года


Второй важной задачей, которую выполняла химическая служба, было обеспечение дымового прикрытия важнейших операций, проводимых войсками, и в первую очередь маскировка дымами переправ через мощные водные преграды. Автору этих строк довелось участвовать в организации прикрытия дымами переднего края вражеской обороны северо-западнее Витебска в начале Белорусской операции. При этом в районе Витебска было обнаружено и уничтожено шесть пехотных немецких дивизий группы армии «Центр». Дымовое прикрытие широко использовалось нашими войсками и при форсировании Днепра на различных участках.


Химическая служба в крупных войсковых соединениях имела и свои средства для уничтожения противника: подразделения фугасных и ранцевых огнемётов. Первые применялись для защиты от танков противника на наиболее танкодоступных направлениях; те и другие – при штурме городов-крепостей. В качестве примера можно указать, что такие подразделения проявили себя при штурме Кенигсберга, в частности, при окончательном уничтожении противника, засевшего в дотах одного из фортов, гарнизон которого долго не хотел сдаваться.


Штурм Кенигсберга продолжался с 6 по 10 апреля последнего года войны и закончился полным взятием города нашими войсками. Гарнизон был уничтожен, и пленено свыше девяноста тысяч вражеских солдат и офицеров.


Огнемёты широко применялись и в боях за Сталинград.


Огнемёты использовались и при решении частных задач, например, при разведпоисках, когда включаемые в состав разведгрупп огнемётчики давали с близкого расстояния огневой залп, а наши автоматчики в это время вскакивали в траншею и вытаскивали кого-нибудь из ошеломлённых огнём немцев. Это было изобретение конкретно нашей армии (154 сд (стрелковой дивизии)).


Нельзя не отметить и то, что командование при массовом выходе из строя офицеров-оперативников охотно использовало для выполнения различных общевойсковых поручений офицеров химслужбы, которые, как правило, были организованными и хорошо подготовленными. К тому же многие работники химслужбы брали на себя в свободное от своей службы время обязанности снайперов, пулемётчиков, подрывников. Приведу два примера.


Начальник химслужбы сапёрного батальона 145 сд (Калининский фронт) Владимир Шибалов, погибший впоследствии при форсировании реки Березина, истребил из снайперской винтовки более шестидесяти солдат и офицеров противника.


Когда в феврале 1945 года в районе местечка Хееберг, 60 км западнее Кенигсберга, на одной из высоток сложилась сложная обстановка, и немцы, напрягая последние силы, пытались овладеть этой высоткой, внутри которой было подземное четырёхэтажное хранилище горюче-смазочных материалов (в тот момент мы об этом ещё не знали), в расположенный на высотке памятник Бисмарку «Бисмарктурм» был заложен солидный заряд тола, соединенный с электрической подрывной машинкой, находящейся в ближайшей траншее. Подорвать башню было поручено старшему лейтенанту – начальнику химслужбы сапёрного батальона той дивизии, которая обороняла данную полосу в тот момент, когда на высотке сосредоточится наибольшее количество немцев.


Задание было выполнено, и вся высотка была покрыта телами убитых немцев в количестве, превышающем роту.


Выполнивший эту операцию и оставшийся в живых начальник химслужбы был в тот же вечер на месте своего подвига награждён командующим армией орденом Красного Знамени. Высотка осталась за нами, а горюче-смазочные материалы пошли на заправку наших танков и автомашин.


Ю.В. ГАГАРИНСКИЙ с сослуживцами. Германия, Померания, г. Нойштеттин. Февраль 1945 года 

Такие случаи были далеко не единственными.


Из этих кратких заметок читатель может заключить, что химическая служба Советской армии в Великой Отечественной войне выполнила поставленные перед ней задачи и внесла свою лепту в дело уничтожения врага.


Юрий ГАГАРИНСКИЙ,

инженер-подполковник в отставке,

бывший заместитель начальника 43-й армии


(«Дальневосточный учёный», №19(71) от 7 мая 1975 года)


Инженер-подполковник Ю.В. ГАГАРИНСКИЙ с фронтовым другом майором А.П. ДЕРЕВЯНЧУКОМ. Май 1945 года

     Отрывок из воспоминаний Александра Павловича Деревянчука «Записки войскового химика», которые он посвятил своему лучшему другу Юрию Владимировичу Гагаринскому, можно прочитать здесь.


     Материал «Преданное служение делу», посвящённый юбилею Юрия Владимировича Гагаринского – первого директора Института химии ДВО РАН, опубликован здесь.



Комментариев нет:

Отправить комментарий