вторник, 21 февраля 2023 г.

Сформировать в себе внутренний стержень

 

Евгения Владиславовна ПУЩИНА

Сегодня наша гостья – специалист в области клеточной биологии, цитологии, гистологии, доктор биологических наук, главный научный сотрудник лаборатории клеточной дифференциации ННЦМБ ДВО РАН, профессор РАН – Евгения Владиславовна ПУЩИНА. Область её интересов – нейрохимия, репаративный и постэмбриональный нейрогенез.

***

Е.В. Пущина – победитель конкурса на право получения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых учёных – кандидатов наук (2009 год, проект МК-9001.2006.4) и докторов наук (2015 год, проект МД-4318.2015.4) в области знания «Биология, сельскохозяйственные науки и технологии живых систем».

На вручении свидетельства гранта Президента для молодых докторов наук

Результаты, изложенные в её докторской диссертации и последующих исследованиях, были опубликованы в шести коллективных монографиях, изданных в США (Нью-Йорк), а также в ведущих рецензируемых Российских и зарубежных журналах.

Евгения Владиславовна – руководитель грантов CRDF и Министерства образования, грантов ДВО РАН; исполнитель федеральных программ Дальний Восток.

Член Учёного совета ННЦМБ, кадровой аттестационной комиссии ННЦМБ, Объединенного совета по биологическим наукам при Президиуме ДВО РАН, докторского диссертационного совета Д 005.008.01 при ИБМ ДВО РАН по специальности 1.5.22 – клеточная биология, эксперт РАН с 2016 года.

Является членом редколлегии двух научных журналов: «Animal Cells and Systems» (Южная Корея), и International Journal of Neurology Research (Гонконг) и рецензентом четырёх журналов: Stem cells and Development, Neural Regeneration Research, Copmarative Biochemistry and Physiology Part A, Brain Research.

Имеет почётные дипломы и сертификаты за работы в области сравнительной нейрохимии и морфогенеза ЦНС позвоночных животных и презентации научно-исследовательских работ на Российских и Международных симпозиумах.

***

Наша героиня родом из Владивостока, это её любимый город, к которому она прикипела душой и сердцем. Несмотря на то, что приходилось часто ездить и многое повидать, у неё остаётся очень сильное ощущение Родины именно здесь и сейчас.

Училась в общеобразовательной средней школе №45, старшие классы оканчивала экстерном. С удовольствием участвовала в олимпиадах. В 10 и 11-м классах принимала участие в олимпиаде «Интеллект», проводившейся во Всероссийском детском центре «Океан», занимала призовые места. Ездила на российские олимпиады, где окунулась в обстановку, как она сама говорит, стимулировавшую её дальнейшее развитие.

Евгения Владиславовна поступила в Дальневосточный государственный университет, обучалась по специальности: клеточная биология, цитология и гистология, университет окончила с отличием в 2000 году. Специальные предметы у неё шли легко, с большим интересом, во многом это заслуга её преподавателей.


Слово об учителях

– Педагоги видят в нас что-то, пробуждают, развивают интерес к знаниям, – с удовольствием вспоминает о своих учителях Евгения Владиславовна. – Если этого не происходит, многие люди плывут по течению, живя инерцией жизни, очень долго себя ищут.

Евгения Владиславовна перечисляет своих школьных преподавателей, именно они вызвали интерес к познанию неизведанного: Вера Николаевна Жаринова, Светлана Ильинична Соколова, которой, к сожалению, уже много лет нет среди нас. Светлана Ильинична была необыкновенно яркой, харизматичной личностью. Слушать её было одно удовольствие, она увлекала учеников интересом к своему предмету. Кстати, в ННЦМБ есть сотрудники, которые тоже учились в школе №45. Один из них – кандидат биологических наук Вадим Кумейко. Сейчас он руководит лабораторией в ДВФУ.

В университете Евгения Владиславовна обучалась на кафедре клеточной биологии, (сейчас это кафедра клеточной биологии и генетики ШЕН ДВФУ), её заведующий – доктор биологических наук, профессор Алим Петрович Анисимов. Евгения Владиславовна помнит команду А.П. Анисимова ещё по Всероссийскому детскому центру «Океан», где преподаватели вуза занимались со школьниками.

Ещё кандидат биологических наук, доцент Наталья Павловна Токмакова. У неё каждая лекция – театр одного актёра, когда слушаешь и вдохновляешься!

Самым главным учителем Е.В. Пущина считает крупнейшего организатора науки Павла Александровича Мотавкина, доктора медицинских наук, профессора, многогранную личность, высокоэрудированного человека. Знакомство Евгении Владиславовны с корифеем науки произошло, когда она в составе группы молодых стажёров-исследователей, готовилась к участию в конференции. Павел Александрович, посмотрел на её плакат и распорядился: «Приедешь ко мне на консультацию». И невозможно было с этим спорить... П.А. Мотавкин вдохновил её на работу над докторской диссертацией, сказав: «Делай, у тебя всё получится!». В течение двадцати лет Евгении Владиславовне посчастливилось общаться с ним и учиться у него.

– Павел Александрович меня бесконечно вдохновлял своей харизмой, знаниями, собранностью, постоянной мобилизацией, умением и желанием работать. Находясь с ним рядом, постоянно чувствуешь, что это человек необыкновенной силы интеллекта, умеющий красиво, изящно и очень ёмко выражать свои мысли. Нейробиолог с большой буквы, оставивший после себя научную школу. Для меня Павел Александрович – путеводная звезда в жизни. Думаю, что многие, кто знал и помнит этого учёного, разделят моё мнение.

Сотрудники лаборатории цитофизиологии: профессор Павел Александрович МОТАВКИН, стажёр-исследователь Евгения ПУЩИНА и инженер лаборатории цитофизиологии Римма КОРОЛЁВА

Цитофизиология – это направление, которое П.А. Мотавкин развивал в своё время. Его уже нет с нами, но остались продолжатели Школы П.А. Мотавкина. Непосредственный научный руководитель кандидатской диссертации Е.В. Пущиной – Анатолий Алексеевич Вараксин, доктор биологических наук, профессор, ученик этой Школы. К слову, доктор биологических наук Юрий Степанович Хотимченко – один из продолжателей дела П.А. Мотавкина.

Сегодня Е.В. Пущина – сама опытный преподаватель, профессор РАН. У неё в команде работают талантливые ученики. С одной из них, Марией Стуканёвой мы уже знакомы Успех рождается в команде», «Дальневосточный учёный», №5 от 11 марта 2020 года). Время идёт, Мария в прошлом году стала счастливой мамой маленького сынишки, и, конечно, продолжает заниматься наукой, делом своей жизни.


«Портрет» лосося на клеточном уровне

Так уж получилось, что в жизни нашей героини и её молодых сотрудников красной нитью проходят лососи – от совсем крохотных до заканчивающих свой жизненный цикл.

Увлечение «рыбными» интересами началось давно, кандидатская диссертация (в 2002 году) была посвящена структурной организации мозга рыбки опистоцентра. При подготовке докторской диссертации (в 2012 году) Евгения Владиславовна уже занималась нейрохимией, морфогенезом.

– У тихоокеанских лососей высокий пролиферативно-нейрогенный потенциал, да и не только нейрогенный, это касается всех систем органов, способность к росту и наличие больших скрытых резервов в организме, наличие эндогенных-нейрогенных ниш в составе центральной нервной системы, – мы занимаемся этим постоянно. Совсем недавно в работах 2021 года промелькнуло сообщение о том, что эндогенные ниши с интерстициальными стволовыми клетками активно участвуют, например, в развитии пищеварительной системы. Вообще немало систем, в которых подобные клеточные скопления при малейшем повреждающем воздействии, внешнем, внутреннем, гормональных влияниях активизируются и вступают в процесс регенерации.

В последнее время появилось много публикаций, описывающих апробацию новых лекарственных или паралекарственных средств, которые окончательно фармакологически ещё не оформлены, на рыбах Danio rerio (зебрафиш). Эта общепринятая модель, позволяет эффективно моделировать некоторые болезни человека (в частности, Паркинсонизм, параплегию, деменции и др.).

Интересно то, что эти локальные ниши (нейрогенные или интестинальные) содержат очень специфические типы клеток. На сегодняшний день известно два типа нейральных стволовых клеток – нейроэпителиальные или эмбрионального типа и радиальная глия или взрослые нейральные стволовые клетки (НСК), которые тоже делятся на свои подкатегории. У лосося есть характерная особенность – способность к фетализации – сохранению признаков эмбриональной структуры. Это совершенно потрясающая особенность! Почему? У взрослого лосося, который живёт до семи лет, на его четвёртый год жизни сохраняются признаки эмбриональной структуры. В частности, сохраняются вот эти клетки, которые становятся активными игроками при наступлении соответствующих условий. Эта особенность делает их привлекательными для учёных. Евгения Владиславовна и её команда специализируются на изучении развития нервной системы во взрослом состоянии и до конца жизни лососей. Здесь работает очень специфический тип клеток, так называемые взрослые НСК. Их свойства сейчас активно изучаются на предмет наличия молекулярных маркёров, нейрохимической специализации, рецепторных свойств и так далее. Эти характеристики определяют фенотип клеток, то есть их «портрет», и определяют их функциональные свойства.

Так вот эти взрослые НСК у лосося очень характерны – они имеют отличие от таковых у рыб Danio rerio (зебрафиш). Они активно пролиферируют. Евгения Владиславовна не так давно направила статью в International Journal of Molecular Sciences, после прочтения которой рецензентами возникла острая дискуссия. Есть специфические маркёры, которые показывают нейроны (или скорее нейробласты), сформированные в постэмбриональный период, они маркируются даблкортином. У зебрафиш их немного, это отдельные клетки, сформированные в постэмбриональный период и лишь ограниченно способные маркироваться с помощью даблкортина. У лосося таких клеток намного больше. Так вот, дискуссия с рецензентами была связана с тем, насколько это так? В результате, Е.В. Пущина смогла доказать рецензентам свою правоту.

– Мы занимаемся отработкой новой модели на примере лососевых рыб не один год со специализацией на их нейрогенных свойствах и способности формировать новые нейроны во взрослом периоде онтогенеза. Достаточно узкая специализация, но тем не менее очень интересная, – добавила к рассказу о своей области исследований Евгения Владиславовна. Очень интересно, как ведут себя стволовые клетки при повторной травме. Можно ответить на вопрос: истощается ли их пул при повторной травме или нет? Последние результаты Марии Стуканёвой, Ильи Капустянова показали, что при повторной травме образуется большое количество новых клеток, заметного истощения пула пролиферирующих клеток не наблюдается.

Доктор биологических наук, профессор А.А. ВАРАКСИН и молодые коллеги Е.В. ПУЩИНОЙ 


Сотрудничество

– С 2012 года мы активно сотрудничали с индийскими коллегами из Центра исследований глаза (Prof. Brien Holden Eye Research Centre L. V. Prasad Eye Institute) г. Хайдеробад, Индия. В 2015-2016 годах мы опубликовали несколько совместных работ. Эти исследования также были связаны с культивированием клеток нервной системы.

Десять лет мы успешно взаимодействовали с лабораторией биологии стволовых клеток отдела молекулярной физиологии Института физиологии им. А.А. Богомольца НАН Украины в Киеве, готовили совместные публикации. Многие сотрудники института, заведующий лабораторией биологии стволовых клеток Игорь Прудников, в которой я работала, наши русские люди.

И только в последний год, в связи с известными событиями, мы перестали активно контактировать, поставив на паузу наше сотрудничество. Ждём завершения событий, стараемся не эскалировать, не говорить лишнего, потому что в этом смысле сейчас весь мир – на паузе…

Результаты научно-исследовательской деятельности были доложены на Всероссийских (в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Оренбурге, Казани) и Международных симпозиумах (в Словакии, Китае, Японии, Германии и США).

Много лет Е.В. Пущина сотрудничает с Дмитрием Константиновичем Обуховым, доктором биологических наук, профессором, автором книги «Сравнительная эволюционная морфология нервной системы позвоночных» (1999 год) из Санкт-Петербургского государственного университета (СПГУ). Совместно работают, в частности, над изучением нервной системы низших позвоночных, рыб.

Хорошие отношения с коллегами Института эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова (г. Санкт-Петербург). В апреле этого года в институте будет проводиться третья конференция по оптогенетике и оптофармакологии. Две предыдущие конференции Евгения Владиславовна посетила, считает, что для учёного такие замечательные научные форумы важны как интеллектуальная зарядка. Это научное пиршество общения очень полезно для профессионального роста молодых исследователей.

В Крымском заповеднике


Просвещая, заряжать

Е.В. Пущина ведёт активную научно-педагогическую деятельность и является автором двух учебно-методических пособий. С 2004 по 2015 год на Кафедре биоразнообразия и морских биоресурсов Школы естественных наук Дальневосточного федерального университета Е.В. Пущина преподавала курс практической «Учебно-исследовательской работы студентов» и «Методы зоологических исследований». В 2004-2008 годах в рамках международного проекта Американского фонда гражданских исследований и развития (CRDF) и Министерства образования Российской Федерации Е.В. Пущиной был подготовлен спецкурс «Эволюционная морфология нервной системы позвоночных». В 2013 году читала курс «Общей и частной гистологии» для иностранных студентов на русском и английском языках в Киевском медицинском университете им. Т.Г. Шевченко (г. Киев, Украина).

Школа П.А. Мотавкина известна в нашей стране и за её пределами. Преподавая в Киеве, Евгения Владиславовна брала за основу лекции Павла Александровича, они имели огромный успех. В 2013-2014 годах много преподавала, затем сконцентрировалась на научной работе.

Подготовка высококвалифицированных научных кадров – процесс очень сложный и серьёзный. Работа в научных советах требует высокой квалификации, много времени занимает экспертиза, рецензирование. Не у всех соискателей дела идут гладко. Хорошо получается у тех, кто помимо своих способностей включает усердие, трудолюбие и старание.

Очень важно, выбирая профессию, понять своё призвание. Наша героиня всегда знала, что ей нужно и работала по призванию. В этом случае ты просто живёшь этим, получаешь удовольствие, не испытываешь никакого конфликта интересов. Поэтому важно увлечь молодёжь, активизировать их внутреннюю энергию, направить её на научный поиск. Ученики Евгении Владиславовны видят пример для подражания в своём научном руководителе, который своевременно им подсказывает и их направляет, без этого невозможно вырасти в науке. Важно использовать все возможности и добиваться успехов, советует их руководитель, поэтому научная молодёжь активно участвует в грантовых конкурсах, нацеленных на поддержку молодых учёных.

Мария Стуканёва и Ева Жарикова – участники докторского гранта Президента РФ. Ева была исполнителем в гранте РФФИ «Аспиранты», на протяжении двух лет она работала по этой программе и уже близка к защите кандидатской работы. В ближайшие два года планируется защита у аспиранта Ильи Капустянова.

– Вскоре начнётся серьёзная, взрослая конкуренция, где тебе никто не предоставит никаких преференций, – говорит их научный руководитель. – К этому времени нужно стать профессионалом, приобрести необходимые навыки и компетенции, выработать в себе бойцовские качества и силу духа. С их помощью вы преодолеете любые препятствия на своём пути не только в науке, но и в жизни!


Объективные сложности, с которыми надо работать

В науке нет лёгкого пути. Нужно серьёзно относиться к своей работе, приложить немалые усилия, чтобы достичь незаурядных результатов, подготовить стоящие публикации.

Незаметно пролетели десять лет. За эти годы вышли из печати 11 статей в журналах первого квартиля: Neural Regeneration Research (импакт-фактор 6,0), International Journal of Molecular Sciences (импакт-фактор 6,2), Brain Science (импакт-фактор 3,3), изданиях серии MDPI. В прошлом году, до осени, вышли три статьи, взаимоотношения с редакциями журналов, рецензентами были рабочими, конструктивными.

Но с сентября Е.В. Пущина впервые столкнулась со сложностями в публикации – сдерживающей научной цензурой. Повторные рецензии были хуже, чем начальные…

Разумеется, нужно продолжать публиковаться в международных журналах, но не стоит зацикливаться на некоторых из них, есть много других замечательных изданий, будем пробовать там, улыбается наша гостья.


Немного о себе

Евгения Владиславовна о науке и педагогике рассказывает увлечённо, легко и с энтузиазмом. Лично о себе говорить не любит, считает себя обычным человеком. Уверена, что ничего случайно не происходит, в свободное от занятия наукой время увлекается астрологией, нумерологией, спортом. Положительно отреагировала, когда беседа коснулась Квадрата Пифагора – матрицы нумерологического гороскопа, позволяющей по времени рождения определить типичные черты характера, выявить возможную цель жизни человека.

Заметно, что Евгения Владиславовна – человек спортивный, любит драйв. Спорт ей всегда нравился, в последние годы появилось больше возможностей для активных занятий. Занятия спортом помогают восстанавливаться, держат разум и тело в тонусе, продлевают активность, это лучшее лекарство и от депрессии тоже.

Евгения – энергичная и позитивная, мама двух взрослых дочерей, молодая и красивая женщина, что особенно заметно сейчас, только что наступившей долгожданной весной.

Всё, что можно было сделать в своей жизни, Евгения Владиславовна старалась совершить и продолжает это делать, хотя, как и у всех, иногда складываются сложные обстоятельства и бывает трудно. Не откладывает дела, решение проблем «на потом», избегает жёстких действий, ущемляющих других людей, при этом выбирает пути не обходные, – прямые. Старается мотивировать молодёжь к работе, потому что знает, как быстро пролетает молодое плодотворное время.

На юбилее в кругу родных и коллег по работе

И, в заключение, в преддверие женского весеннего праздника – пожелания от Евгении Владиславовны Пущиной:

– Я хочу всем пожелать здоровья, удачи – ведь это такой прекрасный бонус! Молодёжи – своевременно найти себя, чтобы ребята быстрее преодолевали свои «борения» (вспоминая Бориса Пастернака, «С кем протекали его боренья? С самим собой, с самим собой…»). Сохранять в себе внутренний стержень, культивировать идеалы, особенно в молодом возрасте, когда всё имеет свою высокую цену, искусственно не обесценивать, не говорить им, что их идеалы можно заменить чем-то ещё… Ценить своих учителей, с них начинается путь в науку.

Своим ученикам хочу пожелать успешного завершения проектов, которыми они сейчас занимаются, и реализации себя как самостоятельных учёных, которые ищут и находят свой дальнейший путь в науке.

… Я очень хочу, чтобы скорее прекратился военный конфликт, наладилась жизнь, всё пришло к нашему всеобщему удовлетворению, результат был такой, какого мы все хотим. Нам всем нужен мир.

Е.В. ПУЩИНА. Киев, 2019 год

Фото из личного архива Евгении ПУЩИНОЙ


Комментариев нет:

Отправить комментарий