четверг, 2 февраля 2023 г.

На войне как на войне: В.А. Розенберг, Б.И. Калитвинцев

 

К 80-летию победы в Сталинградской битве


Предлагаем вниманию наших читателей отрывок из книги «Этот день мы приближали как могли… Наука Дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны…», посвящённый В.А. РОЗЕНБЕРГУ и Б.И. КАЛИТВИНЦЕВУ. Они были участниками Сталинградской битвы – главного сражения ХХ века, переломившего ход Великой Отечественной войны, а впоследствии связали свою жизнь с наукой.


Сталинградская битва. Залп советских ракет по немецким позициям. Фото из доступных источников сети интернет.

Сборник статей, воспоминаний и коротких биографий «Этот день мы приближали как могли… Наука Дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны: в воспоминаниях, биографиях, лицах и судьбах. – Владивосток: Дальнаука, 2020», посвящён учёным и сотрудникам Дальневосточного отделения Российской академии наук, принимавшим участие в Великой Отечественной войне и войне с империалистической Японией, труженикам тыла, детям войны. Издание рассказывает о значимой роли советской науки в победе над смертельным врагом, в том числе и о вкладе учёных-дальневосточников в Победу.


Обретая почву под ногами


Всеволод Александрович Розенберг


Кандидат биологический наук. Заслуженный лесовод РСФСР. Заведующий лабораторией лесоведения с 1963 по 1986 годы. Много сделал для рационального использования и охраны лесов Дальнего Востока. Один из разработчиков стратегии сохранения биологического разнообразия Сихотэ-Алиня. Под руководством В.А. Розенберга подготовлен к изданию Атлас лесов Приморского края.


Родился 14 июня 1917 года в Пскове в семье землеустроителя и учительницы. До начала Великой Отечественной войны он успел закончить лесохозяйственный факультет Ленинградской лесотехнической академии и получить специальность инженера лесного хозяйства.


В июле 1941 года был призван в Красную Армию, участвовал в Великой Отечественной, как он выражался, «от звонка до звонка». Суровую боевую науку прошёл от рядового необученного красноармейца до старшего лейтенанта. Был командиром взвода, помощником командира роты. Довелось воевать на Сталинградском, Юго-Западном, третьем Украинском фронтах. День Победы 9 мая 1945 года встретил в воинском эшелоне, шедшем на Дальний Восток. 11 мая добрался до Уссурийска, где воинская служба закончилась и началась служба лесная.


В.А. РОЗЕНБЕРГ. Сталинград, 1942 год

Как ни странно, именно война свела его с академической наукой. Уссурийск тогда был местом пребывания Дальневосточной базы Академии наук СССР, и Всеволод Александрович успел до начала военных действий против Японии познакомиться с её директором Николаем Иудовичем Жиляковым, а также с крупнейшим исследователем дальневосточных лесов Борисом Павловичем Колесниковым. Они и похлопотали, чтобы Всеволода Александровича демобилизовали и послали к ним на работу – мужчины тогда были на вес золота.


В 1947 году В.А. Розенбергу доверили самостоятельную тему по изучению ельников Шкотовского плато и определению путей их хозяйственного использования. До этого он успешно выдержал негласный экзамен, который устроил ему Б.П. Колесников, взяв в 1946 году в экспедицию по южному Сихотэ-Алиню.


В пятидесятых годах прошлого века среди учёных-биологов разгорелся спор о причинах усыхания ельников. Высказывались мнения о чрезмерном размножении насекомых-вредителей, об иссушении или, наоборот, переувлажнении почв. «О том, что это закономерный процесс возрастного развития этих лесов, и никакой катастрофы в этом нет», первым высказал утверждение В.А. Розенберг. Это было и смелое, и нетривиальное высказывание. Молодой учёный во многом оказался прав.


Всеволод Александрович способствовал развитию ряда новых направлений в изучении лесов Дальнего Востока – лесного болотоведения, лесной гидрологии, лесного почвоведения, физиологии древесных растений. Он был инициатором комплексных стационарных исследований. Более четверти века на созданном под руководством В.А. Розенберга Верхнеуссурийском лесном стационаре ведутся биогеоценотические исследования.


Одним из первых Всеволод Александрович доказал возможность получения деловой древесины в усыхающих пихтово-еловых лесах и организации быстрейшего развития в них лесопользования, попросту говоря, их своевременной вырубки. Изучая особенности строения и развития этих лесов, теоретически и практически обосновал использование их как основных объектов лесозаготовок в Приморском крае. Он много сделал для правильного ведения рубок, добился прекращения нерентабельных заготовок пнёвого осмола кедра корейского. Активно участвовал Всеволод Александрович в разработках более совершенных правил рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства в лесах Дальнего Востока. Под его руководством была составлена инструкция по проведению рубок ухода в лесах Приморья. Им также разработаны, проведены и рекомендованы к применению в лесохозяйственной практике мероприятия по восстановлению высокотоварных лесов на месте малоценных кустарниково-древесных зарослей.


Трудовой путь Всеволода Александровича выглядел так: 1946–1949 годы – младший научный сотрудник группы леса Биолого-почвенного отдела Дальневосточного филиала Академии наук СССР; 1949–1950 годы – учёный секретарь ДВФАН; 1950–1955 годы – младший научный сотрудник. Далее – старший научный сотрудник, заведующий лабораторией, заведующий отделом леса. К возрасту семидесяти лет – ведущий научный сотрудник.


И в восемьдесят лет он продолжал истово служить делу сохранения лесных богатств Дальнего Востока. Позади у него были тысячи пеших, конных, водных, автомобильных маршрутов, бесчисленные ночёвки у костра – романтичная сторона его научной деятельности. С другой стороны – Лесная академия, война, защита диссертации, более 180 собственных научных статей, крупных печатных работ и много отредактированных книг по лесоводству; крупные конференции, важные командировки, руководство дипломными и диссертационными работами, одним словом, труд каждодневный и не такой уж лёгкий. Он читал лекции по лесоведению и охране природы студентам Дальневосточного государственного университета. А силы черпал в необходимости своей работы для других людей, для Дальнего Востока, для страны. Он был подлинным патриотом России.


Всеволод Александрович был уважаем коллегами и властью. Был награждён тремя государственными орденами и восемью медалями. Он был удостоен звания заслуженного лесовода РСФСР. Результаты его работ, его научные идеи воплощаются и ныне в важных проектах, в том числе и международных, в Экологической программе Приморского края, в Стратегии сохранения биологического разнообразия Сихотэ-Алиня и других крупных проектах.


В.А. Розенберг ушёл из жизни 9 марта 2001 года.


Владимир ГОЛОВ,

главный научный сотрудник сектора биогеохимии ФНЦ Биоразнообразия наземной биоты Восточной Азии ДВО РАН, доктор биологических наук



Военная выправка


Борис Иванович Калитвинцев


Родился 15 ноября 1919 года в городе Ворошилове (ныне Уссурийск) Приморского края. Воспитывала Бориса тётка, так как мать умерла через три дня после родов, а отец, будучи партизаном, был убит японцами во время интервенции.


В 1939 году, по окончании железнодорожного училища имени Зинченко, был призван в ряды Красной армии. Действительную службу проходил в 291-м Горнострелковом полку Тихоокеанского флота.


В конце 1942 года часть, в которой служил Б.И. Калитвинцев, была переброшена на фронт под Сталинград.


20 июня 1943 года под Саур-Могилой (Миусский фронт) 33-я Гвардейская стрелковая дивизия 97-го стрелкового полка после ожесточенных боев была выведена во 2-й эшелон. Дивизии, стоящие в первом эшелоне и перекрывающие второй эшелон, превосходящими силами противника были отброшены назад, и 33-я дивизия, в рядах которой воевал Калитвинцев Борис Иванович, приняла на себя весь удар противника. Силы были слишком неравные, и дивизия была окружена немцами. Будучи в окружении, бойцы мужественно сражались до тех пор, пока были силы и боеприпасы.


После очередного 15-часового боя от дивизии осталась небольшая часть бойцов, большинство из которых были ранены. Так Борис Иванович попал в плен. 5 августа 1943 года ему удалось бежать при переброске военнопленных, и уже 16 августа 1943 года он перешёл фронт и был направлен в 96-ю Гвардейскую стрелковую дивизию 91-го Гвардейского стрелкового полка, где и воевал до тяжёлого осколочного ранения, полученного в боях в январе 1945 года. В госпитале пролежал до апреля 1945 года.


Врачебная комиссия признала Б.И. Калитвинцева инвалидом Отечественной войны 2-й группы и демобилизовала из рядов армии.


Борис Иванович награждён орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией».


Трудовая деятельность Бориса Ивановича началась ещё до армии.


Успел поработать учётчиком в топографической экспедиции. После войны устроился старшим лаборантом Дальневосточной базы Академии наук СССР. В 1948 году ему предлагают должность начальника спецчасти и отдела кадров Базы. В 1958 году переводится на должность старшего лаборанта в отдел рудных месторождений и петрографии ДВ филиала Сибирского отделения АН СССР, а в 1961 году – в Амурскую геолого-геофизическую лабораторию ДВГИ ДВФ СО АН СССР. В экспедициях он выполнял фактически обязанности научного сотрудника. Так, Борис Иванович во время экспедиции на Майхэ-Даубихинское плато собрал большой и ценный научный материал по лесохозяйственной характеристике насаждений. В 1966 году его назначают на должность инженера отдела снабжения в группу научного оборудования ДВНЦ АН СССР. В 1974 году – заместителем начальника отдела материально-технического снабжения ДВНЦ АН СССР. По состоянию здоровья в 1975 году Калитвинцев ушёл на пенсию. Умер 19 апреля 1996 года.


Валентина НИЧАК,

УОНИ ДВО РАН



Комментариев нет:

Отправить комментарий