воскресенье, 1 марта 2020 г.

Успех рождается в команде


Вы заметили – дышится по-иному? В предвкушении изумительной поры пробуждения природы прохладная свежесть витает в прозрачном воздухе – это весна, совсем молодая и обновлённая, несущая лёгкость и радость. Ещё немного – и потеплеет.

Мария Евгеньевна СТУКАНЁВА
Девушка-весна Мария СТУКАНЁВА появилась в нашей редакции чудесным солнечным днём. Милая, талантливая, целеустремлённая, ответственная, энергичная и, наконец, просто красавица буквально на днях, 6 февраля защитила кандидатскую диссертацию. Но об этом позже, а пока – беседуем о других событиях, повлиявших на жизнь Марии.

Мария Евгеньевна Стуканёва – младший научный сотрудник лаборатории клеточной дифференциации Национального научного центра морской биологии им. А.В. Жирмунского ДВО РАН (ННЦМБ ДВО РАН). В 2010 году поступила на биологический факультет ДВГУ, в 2015 году получила квалификацию специалиста по кафедре клеточной биологии и генетики Школы естественных наук ДВФУ. В 2012 принимала участие в летней школе «Marine Biota». В 2013 окончила Школу волонтёров ДВГУ. Член оргкомитета Международной конференции «Научно-технологические разработки в области изучения и мониторинга морских биологических ресурсов» в 2017 году. Участвовала в организации и проведении Всероссийского фестиваля науки. Вела занятия в рамках национальной социальной программы обучения компьютерной грамотности «Бабушка и дедушка онлайн». В 2020 защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Конститутивный и репаративный нейрогенез в мозжечке молоди симы Oncorhynchus masou».
Исполнитель гранта «Дальний Восток» проект № 15-I-6-116, раздел III.
Исполнитель гранта Президента РФ (МД 4318.2015.4).
Научный руководитель: доктор биологических наук, (специальность – Клеточная биология, цитология, гистология), ведущий научный сотрудник лаборатории клеточной дифференциации ННЦМБ ДВО РАН, профессор РАН, Евгения Владиславовна Пущина.


– Мой папа – морской офицер, служил в городе Фокино, где я и родилась, – рассказывает Мария Евгеньевна Стуканёва. – Городок маленький, в окружении природы и любимым занятием были прогулки и чтение книг. Мама всегда поддерживала и развивала во мне этот интерес. Больше всего я любила поездки на море, помню, как со всех ног бежала домой после первой смены в сентябре, чтобы успеть на автобус, идущий на пляж. То, что я выросла у моря, и интерес к природе гармонично соединились в моей профессии – биолог.

«Ко Дню моря готов!»

– Что любили, о чём мечтали? Когда решили, что станете учёным?
– Завораживали фильмы Жака-Ива Кусто, и я мечтала, как буду в батискафе погружаться в океанские глубины… В детстве прочитала трёхтомник немецкого зоолога и путешественника А.Э. Брема о животных, который мне подарили на день рождения. Так что путь был в какой-то мере предопределён. Правда, как рассказывали потом родители, в пять лет я посмотрела фильм «Глубокое синее море» и на первой половине фильма вдохновилась идеей поиска лекарства от болезни Альцгеймера, но когда акулы вырвались из-под контроля и стали охотиться на людей, я с испугом сказала, что не хочу быть учёным!
– Что же дальше? Каким был ваш путь в академическую науку? Кто ваши учителя?
– Старшие классы я заканчивала во Владивостоке, в гимназии №2, и моим классным руководителем была Оксана Владимировна Чурилова, которая видела мой интерес к биологии и поддерживала его. После уроков я и ещё пара ребят оставались на дополнительные занятия, на которых вместе с Оксаной Владимировной готовились к олимпиадам по биологии. От неё же узнала и про Малую академию морской биологии, которая показала на своём примере, насколько увлекательной может быть наука. Документы при поступлении подала только на биологический факультет ДВГУ, и родители за голову хватались, что не подстраховалась другими специальностями. На втором курсе встретила Евгению Владиславовну Пущину, которая и стала моим наставником. Далее, под влиянием наших исследований, через год перевелась с кафедры зоологии на кафедру клеточной биологии и генетики. Здесь были очень сильные преподаватели, которые «горят» своим делом и, получив диплом, я решила поступать в аспирантуру. Забавно, но многие знакомые меня отговаривали, рассказывая про чёрный хлеб и воду, которые с нетерпением ожидают меня в будущем. Близкие же всегда поддерживали.
– Расскажите о своих научных интересах, менялись ли они со временем?
– На младших курсах университета я очень хотела заниматься тиграми, рисуя в воображении трогательные картины, как чешу их за ушком и кормлю тигрят. Пообщавшись с работавшими в этой области, поняла, что действительность несколько отличается, и продолжила поиски «своей» лаборатории. Честно говоря, студенткой я не думала, что буду настолько углубляться в науку, ведь тогда больше беспокоили написание курсовых работ, диплома и успешное закрытие сессий вовремя. Увлекало творчество и общение с интересными людьми: закончила школу волонтёров, с удовольствием помогала в организации Всероссийского фестиваля науки и других проектов. Именно тогда начала постепенно знакомиться с сотрудниками Центра. Наверное, будь у меня машина времени, то сказала бы себе в студенчестве: «дальше будет только интереснее и относись к учёбе всё-таки с большей любовью и интересом». Поступив в аспирантуру, уже по-другому посмотрела на полученный материал и открыла для себя новые возможности, приняв участие в гранте Президента для молодых докторов наук и гранте ДВО РАН.
– Мария, остановимся на недавней защите вашей кандидатской диссертации. Расскажите об основных направлениях ваших исследований.
– Наш коллектив изучает механизмы успешного восстановления после повреждения центральной нервной системы у костистых рыб. Многие процессы даже в здоровом мозге до конца не изучены, а повреждение остро ставит ещё больше вопросов. Последние два года наш интерес сосредоточен на нейрональных стволовых клетках, клетках-предшественниках и их участии в процессах регенерации. Возможность трансформации клеток в мозге молоди симы из нейронального фенотипа в глиальный по мере роста рыбы – один из самых интересных выводов. Это важный результат, который стал очевидным только на последних этапах обсуждения моей кандидатской диссертации, поэтому сейчас я с большим интересом занимаюсь дальнейшим развитием этой идеи.

Мария накануне предзащиты

– Расскажите о лаборатории, в которой трудитесь, основных направлениях её деятельности.

– Я работаю в лаборатории клеточной дифференциации. Основные направления – исследование клеточно-молекулярного состава мейоз-индуцирующего комплекса с целью разработки перспективы его использования для искусственной дифференциации гамет и ложной мейотической дифференциации опухолевых клеток и установление репаративных механизмов нервной системы костистых рыб после травмы. Таким образом, лаборатория развивает два основных направления, и мы помогаем другу в другу в обсуждении наших результатов и по методической части.

Пользуясь случаем, помимо Евгении Владиславовны Пущиной, хочу ещё поблагодарить Анатолия Алексеевича Вараксина, а также коллег за поддержку и тёплую атмосферу в нашей лаборатории. Когда я готовилась к защите, поняла, насколько же это важно.

Анатолий Алексеевич ВАРАКСИН, Евгения Владиславовна ПУЩИНА, Мария СТУКАНЁВА и Ева ЖАРИКОВА на вручении гранта Президента РФ

       – Есть ли в лаборатории молодёжь, студенты-дипломники?
– Да, сейчас у моего научного руководителя, помимо меня, два студента и один аспирант. Моя сокурсница, с которой мы работаем в одной лаборатории, также скоро закончит аспирантуру. Я рада, что к нам пришли молодые специалисты. Тема у нас одна, при этом у каждого – своё направление исследований, но всё вместе мы гармонично дополняем друг друга.
– Поддерживаете ли связи с университетами?
– Я поддерживаю связь с моей кафедрой в ДВФУ и, если есть возможность, всегда зайду пообщаться. Я искренне благодарна моим преподавателям студенческой поры за то, что помогли создать надёжную основу для научной деятельности.
– Обучение – процесс взаимополезный. Мария, в чём, по-вашему мнению, главная роль преподавателя, и чему должен научиться его ученик?
– После выбора интересной темы исследований, для меня самыми важными моментами были доверие и взаимопонимание. Потому что, когда молодой специалист приходит в научный мир, на начальных этапах он опять становится учеником, который мало что знает и не всегда видит ясно дорогу перед собой. И вот здесь, на мой взгляд, руководитель своим примером показывает и учит, как было бы лучше. И, безусловно, необходимо воспитывать в своих учениках самостоятельность и умение держать удар.
Заняты ли вы общественной работой?
– Конечно, я вижу рядом учёных, которые отдают много своего времени и сил общественной работе, и сама стараюсь заниматься ею в меру своих возможностей. Я принимаю участие в субботниках, вела занятия на курсах «Бабушка и дедушка онлайн», входила в состав оргкомитета Международной конференции «Научно-технологические разработки в области изучения и мониторинга морских биологических ресурсов».
Самое главное увлечение – наш театр, который ставит на Новый год спектакли и поздравляет сотрудников с праздниками. Меня восхищает, как мои коллеги успевают сочетать и успешную научную работу, и такой творческий порыв. Это просто фантастика! Почти каждый раз, на первых порах нового дела, мне приходилось немного уговаривать себя начать, но я вижу, насколько это обогащает жизнь.

После новогоднего спектакля

– Поделитесь вашими планами на будущее.
– Я с нетерпением ждала защиты диссертации, как начала нового этапа в научной жизни и чувствую в себе много энергии и сил. В ближайшее время хотела бы развивать тему своей диссертации, писать статьи, подавать заявки на гранты и включиться в эксперименты нашей команды, из которых временно выбыла на момент защиты.
– Складывается ощущение того, что вы сильны любовью «команды»: близких и родных вам людей. Что, помимо науки, помогает вам восстанавливаться?
– Правда, это так. Моя семья интересуется областью моих исследований, следит за моими успехами, радуется всем достижениям и переживает, когда что-то не получается. Это очень важно, когда после напряжённого рабочего дня можно «восстановиться» в кругу близких. В жизни бывают разные ситуации, но я стараюсь придерживаться принципа: чем больше трудишься с позитивным настроем, тем лучше результаты. И это касается не только работы. Конечно же, наука занимает очень важное место в моей жизни, но помимо этого я открыта для общения с окружающим миром и стараюсь пользоваться теми возможностями, которые он даёт. Люблю активный образ жизни: спорт, восточные танцы, путешествия. Уютные вечера с книгой или вышивкой – тоже моё.


– Мария, и в заключение нашей беседы – такой вопрос: есть ли у вас свой рецепт успешности?
– К защите диссертации я готовила благодарственную речь, но обстоятельства сложились так, что получился экспромт. И тогда я чётко осознала, что в успешной научной деятельности важно не только выполнение самой цели, но и встреча с огромным количеством людей, которые учат, помогают, поддерживают, иногда – критикуют, делая меня сильнее. Поэтому я хотела бы пожелать исполнения старой истины: «утром с радостью идти на работу, а вечером с радостью возвращаться домой».

А это уже счастье. Помните слова Константина Ушинского? «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет.»

Портрет Марии СТУКАНЁВОЙ  подарок ко дню защиты диссертации от коллег 

Фото Леонида МАКОГИНА и из личного архива Марии СТУКАНЁВОЙ

Комментариев нет:

Отправить комментарий