Вы заметили – дышится
по-иному? В предвкушении изумительной поры пробуждения природы прохладная
свежесть витает в прозрачном воздухе – это весна, совсем молодая и обновлённая,
несущая лёгкость и радость. Ещё немного – и потеплеет.
Мария Евгеньевна СТУКАНЁВА |
Девушка-весна Мария
СТУКАНЁВА появилась в нашей редакции чудесным солнечным днём. Милая,
талантливая, целеустремлённая, ответственная, энергичная и, наконец, просто
красавица буквально на днях, 6 февраля защитила кандидатскую диссертацию. Но об
этом позже, а пока – беседуем о других событиях, повлиявших на жизнь Марии.
Мария Евгеньевна
Стуканёва – младший научный сотрудник лаборатории клеточной дифференциации Национального
научного центра морской биологии им. А.В. Жирмунского ДВО РАН (ННЦМБ ДВО РАН).
В 2010 году поступила на биологический факультет ДВГУ, в 2015 году получила
квалификацию специалиста по кафедре клеточной биологии и генетики Школы
естественных наук ДВФУ. В 2012 принимала участие в летней школе «Marine Biota».
В 2013 окончила Школу волонтёров ДВГУ. Член оргкомитета Международной
конференции «Научно-технологические разработки в области изучения и мониторинга
морских биологических ресурсов» в 2017 году. Участвовала в организации и
проведении Всероссийского фестиваля науки. Вела занятия в рамках национальной
социальной программы обучения компьютерной грамотности «Бабушка и дедушка
онлайн». В 2020 защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Конститутивный и
репаративный нейрогенез в мозжечке молоди симы Oncorhynchus masou».
Исполнитель гранта
«Дальний Восток» проект № 15-I-6-116, раздел III.
Исполнитель гранта
Президента РФ (МД 4318.2015.4).
Научный руководитель:
доктор биологических наук, (специальность – Клеточная биология, цитология,
гистология), ведущий научный сотрудник лаборатории клеточной дифференциации
ННЦМБ ДВО РАН, профессор РАН, Евгения
Владиславовна Пущина.
– Мой папа – морской
офицер, служил в городе Фокино, где я и родилась, – рассказывает Мария Евгеньевна Стуканёва. – Городок маленький, в
окружении природы и любимым занятием были прогулки и чтение книг. Мама всегда
поддерживала и развивала во мне этот интерес. Больше всего я любила поездки на
море, помню, как со всех ног бежала домой после первой смены в сентябре, чтобы
успеть на автобус, идущий на пляж. То, что я выросла у моря, и интерес к природе
гармонично соединились в моей профессии – биолог.
«Ко
Дню моря готов!»
|
– Что любили, о чём
мечтали? Когда решили, что станете учёным?
–
Завораживали фильмы Жака-Ива Кусто, и я мечтала, как буду в батискафе
погружаться в океанские глубины… В детстве прочитала трёхтомник немецкого
зоолога и путешественника А.Э. Брема о животных, который мне подарили на день
рождения. Так что путь был в какой-то мере предопределён. Правда, как
рассказывали потом родители, в пять лет я посмотрела фильм «Глубокое синее море» и на первой половине фильма вдохновилась
идеей поиска лекарства от болезни Альцгеймера, но когда акулы вырвались из-под
контроля и стали охотиться на людей, я с испугом сказала, что не хочу быть
учёным!
– Что же дальше? Каким
был ваш путь в академическую науку? Кто ваши учителя?
–
Старшие классы я заканчивала во Владивостоке, в гимназии №2, и моим классным
руководителем была Оксана Владимировна Чурилова, которая видела мой интерес к
биологии и поддерживала его. После уроков я и ещё пара ребят оставались на
дополнительные занятия, на которых вместе с Оксаной Владимировной готовились к
олимпиадам по биологии. От неё же узнала и про Малую академию морской биологии,
которая показала на своём примере, насколько увлекательной может быть наука.
Документы при поступлении подала только на биологический факультет ДВГУ, и
родители за голову хватались, что не подстраховалась другими специальностями.
На втором курсе встретила Евгению Владиславовну Пущину, которая и стала моим
наставником. Далее, под влиянием наших исследований, через год перевелась с
кафедры зоологии на кафедру клеточной биологии и генетики. Здесь были очень
сильные преподаватели, которые «горят» своим делом и, получив диплом, я решила
поступать в аспирантуру. Забавно, но многие знакомые меня отговаривали,
рассказывая про чёрный хлеб и воду, которые с нетерпением ожидают меня в
будущем. Близкие же всегда поддерживали.
– Расскажите о своих
научных интересах, менялись ли они со временем?
–
На младших курсах университета я очень хотела заниматься тиграми, рисуя в
воображении трогательные картины, как чешу их за ушком и кормлю тигрят.
Пообщавшись с работавшими в этой области, поняла, что действительность
несколько отличается, и продолжила поиски «своей» лаборатории. Честно говоря, студенткой
я не думала, что буду настолько углубляться в науку, ведь тогда больше
беспокоили написание курсовых работ, диплома и успешное закрытие сессий
вовремя. Увлекало творчество и общение с интересными людьми: закончила школу
волонтёров, с удовольствием помогала в организации Всероссийского фестиваля
науки и других проектов. Именно тогда начала постепенно знакомиться с
сотрудниками Центра. Наверное, будь у меня машина времени, то сказала бы себе в
студенчестве: «дальше будет только
интереснее и относись к учёбе всё-таки с большей любовью и интересом».
Поступив в аспирантуру, уже по-другому посмотрела на полученный материал и
открыла для себя новые возможности, приняв участие в гранте Президента для
молодых докторов наук и гранте ДВО РАН.
– Мария, остановимся на
недавней защите вашей кандидатской диссертации. Расскажите об основных
направлениях ваших исследований.
–
Наш коллектив изучает механизмы успешного восстановления после повреждения
центральной нервной системы у костистых рыб. Многие процессы даже в здоровом
мозге до конца не изучены, а повреждение остро ставит ещё больше вопросов.
Последние два года наш интерес сосредоточен на нейрональных стволовых клетках,
клетках-предшественниках и их участии в процессах регенерации. Возможность
трансформации клеток в мозге молоди симы из нейронального фенотипа в глиальный
по мере роста рыбы – один из самых интересных выводов. Это важный результат,
который стал очевидным только на последних этапах обсуждения моей кандидатской
диссертации, поэтому сейчас я с большим интересом занимаюсь дальнейшим
развитием этой идеи.
Мария накануне предзащиты |
– Расскажите о
лаборатории, в которой трудитесь, основных направлениях её деятельности.
– Я работаю в
лаборатории клеточной дифференциации.
Основные направления – исследование клеточно-молекулярного состава
мейоз-индуцирующего комплекса с целью разработки перспективы его использования
для искусственной дифференциации гамет и ложной мейотической дифференциации
опухолевых клеток и установление репаративных механизмов нервной системы
костистых рыб после травмы. Таким образом, лаборатория развивает два основных
направления, и мы помогаем другу в другу в обсуждении наших результатов и по
методической части.
Пользуясь случаем, помимо Евгении
Владиславовны Пущиной, хочу ещё поблагодарить Анатолия Алексеевича Вараксина, а
также коллег за поддержку и тёплую атмосферу в нашей лаборатории. Когда я
готовилась к защите, поняла, насколько же это важно.
|
– Есть ли в лаборатории молодёжь, студенты-дипломники?
–
Да, сейчас у моего научного руководителя, помимо меня, два студента и один
аспирант. Моя сокурсница, с которой мы работаем в одной лаборатории, также
скоро закончит аспирантуру. Я рада, что к нам пришли молодые специалисты. Тема
у нас одна, при этом у каждого – своё направление исследований, но всё вместе
мы гармонично дополняем друг друга.
– Поддерживаете ли связи
с университетами?
–
Я поддерживаю связь с моей кафедрой в ДВФУ и, если есть возможность, всегда
зайду пообщаться. Я искренне благодарна моим преподавателям студенческой поры
за то, что помогли создать надёжную основу для научной деятельности.
– Обучение – процесс
взаимополезный. Мария,
в чём, по-вашему мнению, главная роль преподавателя, и чему должен научиться
его ученик?
–
После выбора интересной темы исследований, для меня самыми важными моментами
были доверие и взаимопонимание. Потому что, когда молодой специалист приходит в
научный мир, на начальных этапах он опять становится учеником, который мало что
знает и не всегда видит ясно дорогу перед собой. И вот здесь, на мой взгляд,
руководитель своим примером показывает и учит, как было бы лучше. И,
безусловно, необходимо воспитывать в своих учениках самостоятельность и умение
держать удар.
–
Заняты ли вы общественной работой?
–
Конечно, я вижу рядом учёных, которые отдают много своего времени и сил
общественной работе, и сама стараюсь заниматься ею в меру своих возможностей. Я
принимаю участие в субботниках, вела занятия на курсах «Бабушка и дедушка онлайн»,
входила в состав оргкомитета Международной конференции «Научно-технологические разработки в области изучения и мониторинга
морских биологических ресурсов».
Самое
главное увлечение – наш театр, который ставит на Новый год спектакли и
поздравляет сотрудников с праздниками. Меня восхищает, как мои коллеги успевают
сочетать и успешную научную работу, и такой творческий порыв. Это просто
фантастика! Почти каждый раз, на первых порах нового дела, мне приходилось
немного уговаривать себя начать, но я вижу, насколько это обогащает жизнь.
После новогоднего спектакля |
– Поделитесь вашими
планами на будущее.
–
Я с нетерпением ждала защиты диссертации, как начала нового этапа в научной
жизни и чувствую в себе много энергии и сил. В ближайшее время хотела бы развивать
тему своей диссертации, писать статьи, подавать заявки на гранты и включиться в
эксперименты нашей команды, из которых временно выбыла на момент защиты.
– Складывается ощущение
того, что вы сильны любовью «команды»: близких и родных вам людей. Что, помимо
науки, помогает вам восстанавливаться?
–
Правда, это так. Моя семья интересуется областью моих исследований, следит за
моими успехами, радуется всем достижениям и переживает, когда что-то не
получается. Это очень важно, когда после напряжённого рабочего дня можно
«восстановиться» в кругу близких. В жизни бывают разные ситуации, но я стараюсь
придерживаться принципа: чем больше трудишься с позитивным настроем, тем лучше
результаты. И это касается не только работы. Конечно же, наука занимает очень важное
место в моей жизни, но помимо этого я открыта для общения с окружающим миром и
стараюсь пользоваться теми возможностями, которые он даёт. Люблю активный образ
жизни: спорт, восточные танцы, путешествия. Уютные вечера с книгой или вышивкой
– тоже моё.
– Мария, и в заключение
нашей беседы – такой вопрос: есть ли у вас свой рецепт успешности?
–
К защите диссертации я готовила благодарственную речь, но обстоятельства
сложились так, что получился экспромт. И тогда я чётко осознала, что в успешной
научной деятельности важно не только выполнение самой цели, но и встреча с
огромным количеством людей, которые учат, помогают, поддерживают, иногда –
критикуют, делая меня сильнее. Поэтому я хотела бы пожелать исполнения старой
истины: «утром с радостью идти на работу,
а вечером с радостью возвращаться домой».
А это уже счастье.
Помните слова Константина Ушинского? «Если
вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас
отыщет.»
Портрет Марии СТУКАНЁВОЙ – подарок ко дню защиты диссертации от коллег |
Фото Леонида МАКОГИНА и
из личного архива Марии СТУКАНЁВОЙ
Комментариев нет:
Отправить комментарий