Юрий Алексеевич АВДЕЕВ |
Встречая Новый
год, надеешься на лучшее будущее, оцениваешь итоги уходящего, строишь планы
наперёд. Вмешиваются внешние силы, вносят свои коррективы, чаще вопреки
ожиданиям, реже – на удивление их превышая. Неудачи хочется списать на
обстоятельства, а «неожиданное счастье» – себе в заслугу. Но и то и другое –
результат собственных действий или бездействия: как поставил цель, по какому
пути пошёл, правильно ли решил задачи, хватило ли ресурсов и воли, удалось ли
организовать процесс, и как им управлял. Шаг за шагом, из года в год,
десятилетия, где-то чуть лучше, где-то хуже, и результат каждого уходящего года
оцениваешь по общей траектории, куда идём, и этого ли хотели…
Уходящий
2023 год обещал «амбициозные планы», правда, ожидаемые триллионы инвестиций
становятся чем-то обыденным. Председатель правительства Приморского края,
вице-губернатор, докладывая о планах на текущий год, сообщила, что грузы пошли
через наши порты, и за год «портовая инфраструктура, торговля, склады, которые
участвуют в передвижения грузов через границу, дала 36 млрд рублей доходов». –
Это реально хороший результат, только хочется спросить: грузы пошли в
результате наших целенаправленных действий, или по воле внешних обстоятельств?
Наша заслуга в чём?
Задача
приращения инфраструктуры морского транспорта в Тихоокеанском экономическом
регионе была сформулирована ещё в 2006 году, когда по инициативе администрации
Приморского края готовился доклад на Госсовет при президенте РФ. Минуло без
малого 20 лет, насколько прирос портовый потенциал, с какими инициативами,
проектами обращались к президенту, к Правительству страны? Губернатор в
преддверии нынешнего года, говоря о полномасштабном повороте на Восток,
отметил, что Владивостокский морской торговый порт создает Восточный
транспортно-логистический узел, два глубоководных причала, контейнерный
терминал до 1,2 млн контейнеров. Разрабатываются проекты новых контейнерных
терминалов в Большом Камне, Посьете, Славянке, подписаны соглашения по созданию
до 2028 года шести транспортно-логистических центров в едином технологическом
процессе с морскими портами, общей мощностью до 6 млн контейнеров в год. –
Здорово, хорошо, но хотелось бы уточнить, насколько возрос грузооборот России в
Тихоокеанском бассейне по сравнению с тем же 2006 годом, когда его доля
составляла 0,7%.
С
того времени мощности только девяти китайских портов позволяют переваливать
почти 200 млн TEU контейнеров. За 11 лет порт Нинбо Чжоушань, помимо
27 млн TEU контейнеров, по грузообороту вышел на 1 млрд т,
став крупнейшим портом в мире. Есть на что равняться, с чем сравнивать и
оценивать свои достижения. – Это и к вопросу о десятилетии льготных режимов
Территорий опережающего развития, Свободного порта Владивосток, который
«растянули» аж до Певека, и о масштабе стратегических целей, приоритетах и
решаемых задачах, и об организации и управлении процессами развития края,
Дальнего Востока, и политики поворота на Восток.
Примечательным
событием уходящего года стала встреча в апреле губернатора Приморского края с президентом
Российской Федерации в Ново-Огарево. Стенограмма беседы точно отражает
понимание обсуждаемых проблем с главой государства, приоритеты, предлагаемые
решения, объясняет сложившийся способ ручного управления регионами в стране.
Кому интересно, рекомендую ссылку.
Остановлюсь
лишь на наиболее интересных моментах. – Президент предложил обсудить «вопросы,
…требующие особого внимания и со стороны руководителя региона, и со
стороны всех Ваших сотрудников, и со стороны федерального центра». И
заверил собеседника, что «… не обойдём ни один из вопросов, которые
представляют значение для Приморского края». При всей важности поддержки
участия приморцев в СВО, урона от пронесшихся летом тайфунов, сообщения о
возросшем валовом региональном продукте до 1,5 трлн рублей, 100-процентного
обеспечения свининой, молочного животноводства и птицеводства, можно было бы отреагировать
на стремительный рост цен на жизненно важные продукты для населения, или
обмолвиться о намерении их сдерживать. И это могло стать предметом обсуждения с
главой государства.
То,
что в крае сдали 1 млн кв. м жилья, чуть не догнав доперестроечные объёмы,
звучит внушительно, но почему не обсудить проблему, как обеспечить опережающее
развитие Дальнего Востока, не опережая Москву по стоимости квадратного метра
жилья.
Смело
звучит утверждение губернатора о том, что продление дальневосточной ипотеки является
«хорошим стимулом для закрепления населения, особенно молодёжи». Обращает на
себя внимание его гипотеза, что «это одно из лучших направлений в проекте
«Демография», которое реально даёт свои результаты». А результаты, похоже,
стоит воспроизводить и воспроизводить. – На 1 июля 2023 года в регионе
проживало 1 813,5 тыс. человек, тогда как годом ранее их был 1 831,0 тыс. чел.
С января по август в Приморье на свет появились 10 669 малышей, а из жизни ушло
за это время 17 124 человек, это в 1,6 раза больше, чем родившихся и двукратный
рост к показателю прошлого года. Приехало в Приморский край 64,5 тыс. человек,
тогда как выбыло 75,0 тыс. Покинули Приморье в общей сложности 10,5 тыс.
человек. Но судя по реакции губернатора, эти цифры не входят в круг «вопросов,
требующих особого внимания».
Президент
живо поинтересовался делами на ССК «Звезда». Не уверен, что многие жители края
понимают, какой грандиозный проект сегодня реализуется в г. Большой Камень, где
«полным ходом идёт строительство четырёх газовозов, двух «Афрамаксов», судов
ледового снабжения. Плюс в этом году разворачивается ещё один грандиозный
проект по строительству металлургического комбината. Можно смело утверждать,
что такого не только на Дальнем Востоке, в России ничего подобного нет. Поистине
амбициозные планы: при хроническом сокращении численности в крае, при
продолжающемся оттоке населения здесь думают об удвоении числа жителей города.
Но из разговора с главой государства выясняется, что ставка делается на
привлечение специалистов извне, что для решения ближайших задач понятно. Трудно
понять только – чья инициатива закрыть филиал Дальневосточного федерального
университета, в котором готовили специалистов в соответствии с профилем
градообразующего предприятия. А это повод для оттока населения. Нет бы обсудить
с президентом вопрос об организации Дальневосточного федерального
политехнического университета рядом с судостроительным предприятием, что
действительно могло бы стать импульсом для развития города, да и края в целом.
Когда начинался проект в 2009 году, занятых было 3 тыс. человек, сегодня здесь
работает 5 тыс., а скоро потребуется вдвое больше, кем будем заполнять
вакансии?
Позиция
губернатора по мигрантам известна: миграционные процессы требуют ужесточения
контроля. С начала 2023 года зафиксировано более 13 тысяч нарушений, более 1
000 мигрантов выдворены за пределы региона, ещё более тысячи на очереди. Почти
1,5 тыс. мигрантов запрещён въезд на территорию России. Для кого создаются
новые рабочие места?
Но
квинтэссенцией разговора с президентом стало смелое заявление губернатора о
необходимости «пересмотреть подходы к Дальнему Востоку. Многое очень делается,
вроде все понимают целесообразность развития Дальнего Востока, но каких-то
прорывных решений…». – «Нет системного подхода». – Это прямые цитаты, и читая
полный текст стенограммы как детектив, хочется быстрее дойти до главного,
надеясь, что губернатор положит перед начальником предложения по системному
решению проблем субъекта федерации, федерального округа, а, может, страны в целом.
– Но ничего такого не произошло. Один удивился – «Разве? Целый набор льгот
предусмотрен на Дальнем Востоке», а другой стал перечислять места, «в которые
можно вложить средства… Это и Хасанский округ, в котором прекрасные порты, это
юг Приморья, граница с Северной Кореей, граница с Китаем». Уточняющий вопрос:
«О каких дополнительных льготах…»? А в ответ: «Не о льготах, мы говорим сейчас
и о бюджетных инвестициях, о льготных кредитах, которые могли бы просто
направить на инфраструктуру, то есть развить портовое хозяйство»
Ещё
один наводящий вопрос: «льготы, связанные с созданием территорий опережающего
развития, особых зон, Вы считаете, что их недостаточно вот для этих территорий?
Нужно что-то ещё дополнительно?» – «Нужны дополнительные бюджетные инвестиции
в инфраструктуру: бюджетные, льготные, кредитные».
«…
Необходим вот такой же импульс, который Вы дали во время подготовки к саммиту
АТЭС. Преобразился край, преобразился Дальний Восток, он совершенно по-другому
зазвучал на мировой арене. Мы видим, как динамично развиваются наши соседи,
поэтому Приморью нужно второе дыхание».
В
этом диалоге ясно всё, за исключением одной малости – прошёл уже восьмой ВЭФ,
каждый заканчивался отчётом о миллиардах и триллионах привлеченных инвестиций,
и что, они прошли мимо Приморья, и нужно обращаться к президенту за льготными
бюджетными кредитами? Что-то не сходится, перспектива утопает в тумане
недосказанностей. – Где программа?
Помнится,
с каким энтузиазмом дальневосточники откликнулись на поручение президента в
2018 году разработать Национальную программу Дальнего Востока. Критики на
подготовленный проект было много, спикер Совета Федерации сказала прямо: «…
десять лет мы пишем стратегии, программы, а прорыва в экономике нет. Зато
прорыв мы наблюдаем по ту сторону дальневосточной границы – там, в странах
Азии, растут новые ультрасовременные города, производства. А у нас программа,
которая сегодня предлагается министерством, это программа рутинного развития, а
не прорыва». После долгих мытарств программу утвердили в 2020 году, и тут же о
ней забыли, будто документа вовсе не было. На неё не ссылаются, ею не
руководствуются, за её реализацию не спрашивают.
По
слухам, при встрече президента России с губернатором Приморского края на ВЭФ
2023 таки была представлена программа ускоренного развития экономики Приморья.
Знать бы, кто разрабатывал, с кем обсуждалась, и почему теперь вдруг правительство
Приморского края взялось за разработку теперь уже Программы
научно-технологического развития? – Но это уже предмет обсуждения будущего года,
если её удастся сделать…
Юрий АВДЕЕВ,
ведущий научный
сотрудник ТИГ ДВО РАН, член Научного совета «Демографические и миграционные
проблемы России» Отделения общественных наук РАН, кандидат экономических наук
Фото из архива Юрия АВДЕЕВА
Комментариев нет:
Отправить комментарий