пятница, 1 декабря 2023 г.

Юрий АВДЕЕВ: Приморье. Итоги 2023 года. Планы, достижения

 

Юрий Алексеевич АВДЕЕВ

Встречая Новый год, надеешься на лучшее будущее, оцениваешь итоги уходящего, строишь планы наперёд. Вмешиваются внешние силы, вносят свои коррективы, чаще вопреки ожиданиям, реже – на удивление их превышая. Неудачи хочется списать на обстоятельства, а «неожиданное счастье» – себе в заслугу. Но и то и другое – результат собственных действий или бездействия: как поставил цель, по какому пути пошёл, правильно ли решил задачи, хватило ли ресурсов и воли, удалось ли организовать процесс, и как им управлял. Шаг за шагом, из года в год, десятилетия, где-то чуть лучше, где-то хуже, и результат каждого уходящего года оцениваешь по общей траектории, куда идём, и этого ли хотели…


Уходящий 2023 год обещал «амбициозные планы», правда, ожидаемые триллионы инвестиций становятся чем-то обыденным. Председатель правительства Приморского края, вице-губернатор, докладывая о планах на текущий год, сообщила, что грузы пошли через наши порты, и за год «портовая инфраструктура, торговля, склады, которые участвуют в передвижения грузов через границу, дала 36 млрд рублей доходов». – Это реально хороший результат, только хочется спросить: грузы пошли в результате наших целенаправленных действий, или по воле внешних обстоятельств? Наша заслуга в чём?


Задача приращения инфраструктуры морского транспорта в Тихоокеанском экономическом регионе была сформулирована ещё в 2006 году, когда по инициативе администрации Приморского края готовился доклад на Госсовет при президенте РФ. Минуло без малого 20 лет, насколько прирос портовый потенциал, с какими инициативами, проектами обращались к президенту, к Правительству страны? Губернатор в преддверии нынешнего года, говоря о полномасштабном повороте на Восток, отметил, что Владивостокский морской торговый порт создает Восточный транспортно-логистический узел, два глубоководных причала, контейнерный терминал до 1,2 млн контейнеров. Разрабатываются проекты новых контейнерных терминалов в Большом Камне, Посьете, Славянке, подписаны соглашения по созданию до 2028 года шести транспортно-логистических центров в едином технологическом процессе с морскими портами, общей мощностью до 6 млн контейнеров в год. – Здорово, хорошо, но хотелось бы уточнить, насколько возрос грузооборот России в Тихоокеанском бассейне по сравнению с тем же 2006 годом, когда его доля составляла 0,7%.


С того времени мощности только девяти китайских портов позволяют переваливать почти 200 млн TEU контейнеров. За 11 лет порт Нинбо Чжоушань, помимо 27 млн TEU контейнеров, по грузообороту вышел на 1 млрд т, став крупнейшим портом в мире. Есть на что равняться, с чем сравнивать и оценивать свои достижения. – Это и к вопросу о десятилетии льготных режимов Территорий опережающего развития, Свободного порта Владивосток, который «растянули» аж до Певека, и о масштабе стратегических целей, приоритетах и решаемых задачах, и об организации и управлении процессами развития края, Дальнего Востока, и политики поворота на Восток.

Примечательным событием уходящего года стала встреча в апреле губернатора Приморского края с президентом Российской Федерации в Ново-Огарево. Стенограмма беседы точно отражает понимание обсуждаемых проблем с главой государства, приоритеты, предлагаемые решения, объясняет сложившийся способ ручного управления регионами в стране. Кому интересно, рекомендую ссылку.


Остановлюсь лишь на наиболее интересных моментах. – Президент предложил обсудить «вопросы, …требующие особого внимания и со стороны руководителя региона, и со стороны всех Ваших сотрудников, и со стороны федерального центра». И заверил собеседника, что «… не обойдём ни один из вопросов, которые представляют значение для Приморского края». При всей важности поддержки участия приморцев в СВО, урона от пронесшихся летом тайфунов, сообщения о возросшем валовом региональном продукте до 1,5 трлн рублей, 100-процентного обеспечения свининой, молочного животноводства и птицеводства, можно было бы отреагировать на стремительный рост цен на жизненно важные продукты для населения, или обмолвиться о намерении их сдерживать. И это могло стать предметом обсуждения с главой государства.


То, что в крае сдали 1 млн кв. м жилья, чуть не догнав доперестроечные объёмы, звучит внушительно, но почему не обсудить проблему, как обеспечить опережающее развитие Дальнего Востока, не опережая Москву по стоимости квадратного метра жилья.


Смело звучит утверждение губернатора о том, что продление дальневосточной ипотеки является «хорошим стимулом для закрепления населения, особенно молодёжи». Обращает на себя внимание его гипотеза, что «это одно из лучших направлений в проекте «Демография», которое реально даёт свои результаты». А результаты, похоже, стоит воспроизводить и воспроизводить. – На 1 июля 2023 года в регионе проживало 1 813,5 тыс. человек, тогда как годом ранее их был 1 831,0 тыс. чел. С января по август в Приморье на свет появились 10 669 малышей, а из жизни ушло за это время 17 124 человек, это в 1,6 раза больше, чем родившихся и двукратный рост к показателю прошлого года. Приехало в Приморский край 64,5 тыс. человек, тогда как выбыло 75,0 тыс. Покинули Приморье в общей сложности 10,5 тыс. человек. Но судя по реакции губернатора, эти цифры не входят в круг «вопросов, требующих особого внимания».


Президент живо поинтересовался делами на ССК «Звезда». Не уверен, что многие жители края понимают, какой грандиозный проект сегодня реализуется в г. Большой Камень, где «полным ходом идёт строительство четырёх газовозов, двух «Афрамаксов», судов ледового снабжения. Плюс в этом году разворачивается ещё один грандиозный проект по строительству металлургического комбината. Можно смело утверждать, что такого не только на Дальнем Востоке, в России ничего подобного нет. Поистине амбициозные планы: при хроническом сокращении численности в крае, при продолжающемся оттоке населения здесь думают об удвоении числа жителей города. Но из разговора с главой государства выясняется, что ставка делается на привлечение специалистов извне, что для решения ближайших задач понятно. Трудно понять только – чья инициатива закрыть филиал Дальневосточного федерального университета, в котором готовили специалистов в соответствии с профилем градообразующего предприятия. А это повод для оттока населения. Нет бы обсудить с президентом вопрос об организации Дальневосточного федерального политехнического университета рядом с судостроительным предприятием, что действительно могло бы стать импульсом для развития города, да и края в целом. Когда начинался проект в 2009 году, занятых было 3 тыс. человек, сегодня здесь работает 5 тыс., а скоро потребуется вдвое больше, кем будем заполнять вакансии?


Позиция губернатора по мигрантам известна: миграционные процессы требуют ужесточения контроля. С начала 2023 года зафиксировано более 13 тысяч нарушений, более 1 000 мигрантов выдворены за пределы региона, ещё более тысячи на очереди. Почти 1,5 тыс. мигрантов запрещён въезд на территорию России. Для кого создаются новые рабочие места?


Но квинтэссенцией разговора с президентом стало смелое заявление губернатора о необходимости «пересмотреть подходы к Дальнему Востоку. Многое очень делается, вроде все понимают целесообразность развития Дальнего Востока, но каких-то прорывных решений…». – «Нет системного подхода». – Это прямые цитаты, и читая полный текст стенограммы как детектив, хочется быстрее дойти до главного, надеясь, что губернатор положит перед начальником предложения по системному решению проблем субъекта федерации, федерального округа, а, может, страны в целом. – Но ничего такого не произошло. Один удивился – «Разве? Целый набор льгот предусмотрен на Дальнем Востоке», а другой стал перечислять места, «в которые можно вложить средства… Это и Хасанский округ, в котором прекрасные порты, это юг Приморья, граница с Северной Кореей, граница с Китаем». Уточняющий вопрос: «О каких дополнительных льготах…»? А в ответ: «Не о льготах, мы говорим сейчас и о бюджетных инвестициях, о льготных кредитах, которые могли бы просто направить на инфраструктуру, то есть развить портовое хозяйство»


Ещё один наводящий вопрос: «льготы, связанные с созданием территорий опережающего развития, особых зон, Вы считаете, что их недостаточно вот для этих территорий? Нужно что-то ещё дополнительно?» – «Нужны дополнительные бюджетные инвестиции в инфраструктуру: бюджетные, льготные, кредитные».


«… Необходим вот такой же импульс, который Вы дали во время подготовки к саммиту АТЭС. Преобразился край, преобразился Дальний Восток, он совершенно по-другому зазвучал на мировой арене. Мы видим, как динамично развиваются наши соседи, поэтому Приморью нужно второе дыхание».


В этом диалоге ясно всё, за исключением одной малости – прошёл уже восьмой ВЭФ, каждый заканчивался отчётом о миллиардах и триллионах привлеченных инвестиций, и что, они прошли мимо Приморья, и нужно обращаться к президенту за льготными бюджетными кредитами? Что-то не сходится, перспектива утопает в тумане недосказанностей. – Где программа?


Помнится, с каким энтузиазмом дальневосточники откликнулись на поручение президента в 2018 году разработать Национальную программу Дальнего Востока. Критики на подготовленный проект было много, спикер Совета Федерации сказала прямо: «… десять лет мы пишем стратегии, программы, а прорыва в экономике нет. Зато прорыв мы наблюдаем по ту сторону дальневосточной границы – там, в странах Азии, растут новые ультрасовременные города, производства. А у нас программа, которая сегодня предлагается министерством, это программа рутинного развития, а не прорыва». После долгих мытарств программу утвердили в 2020 году, и тут же о ней забыли, будто документа вовсе не было. На неё не ссылаются, ею не руководствуются, за её реализацию не спрашивают.


По слухам, при встрече президента России с губернатором Приморского края на ВЭФ 2023 таки была представлена программа ускоренного развития экономики Приморья. Знать бы, кто разрабатывал, с кем обсуждалась, и почему теперь вдруг правительство Приморского края взялось за разработку теперь уже Программы научно-технологического развития? – Но это уже предмет обсуждения будущего года, если её удастся сделать…

Юрий АВДЕЕВ,

ведущий научный сотрудник ТИГ ДВО РАН, член Научного совета «Демографические и миграционные проблемы России» Отделения общественных наук РАН, кандидат экономических наук

Фото из архива Юрия АВДЕЕВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий