суббота, 17 июня 2023 г.

Найти области взаимодействия

 

Интеграция

Круглый стол пo вопросам работы с одарёнными детьми и развитию интереса к науке у школьников состоялся 14 июня 2023 года в актовом зале Дальневосточного отделения РАН.

На мероприятии выступили: Н.В. Ланская, проректор по развитию инновационной деятельности ГAУ ДПО «Приморский институт развития образования», и.о. директора регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи «Сириус. Приморье»; М.К. Косарева, заместитель директора регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи «Сириус. Приморье». В проведении круглого стола приняли участие учёные ДВО РАН, среди них: академик РАН Н.Н. Крадин, член-корреспондент РАН С.П. Крыжановский, член-корреспондент РАН Р.В. Ромашко, член-корреспондент РАН С.Ю. Братская, доктор физико-математических наук, доцент Н.А. Луценко и другие, а также представители высшей школы и заинтересованная общественность города.

Творческая лаборатория и база практики

Наталия Витальевна Ланская ввела в курс дела собравшихся, рассказав о региональном центре выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи. Центр – структурное подразделение Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Приморский краевой институт развития образования». Центр работает с детьми уже два года, а в сентябре получит собственное здание во Владивостоке на улице Спиридонова, 9.

Региональный центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с общеобразовательными организациями, высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами Приморского края и России, образовательным фондом «Талант и успех» и иными образовательными организациями, занимающимися выявлением, поддержкой и сопровождением высокомотивированных и одарённых учащихся.

Центр – это творческая лаборатория и база практики, организующая подготовку учащихся к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям всех уровней, профильное обучение, проектно-исследовательскую деятельность, а также поиск, разработку нового содержания образования, форм и методов по его внедрению по направлениям «Наука», «Искусство», «Спорт».

Школа-вуз-предприятие

Остановившись на разделе «Наука», и.о. директора регионального центра уточнила, что программа направлена на подготовку ребят к олимпиадам и конкурсам, предназначена для всех желающих, но на конкурсной основе. В этом году запущен проект «Вслед за будущим» для профильных классов: инженерных, судостроительных, медицинских, агроклассов, школьных лесничеств, психолого-педагогических. Ребят готовят преподаватели вузов Приморского края, ориентируя в последующем на профильное предприятие. В этом году определены три школы физико-математического профиля в Приморском крае в городах: Большой Камень, Лучегорск и Артём. Особенность этой программы в том, что «в одной связке» со школой планируется участие вуза и предприятия, курирующих школу. Например, ученики 7 класса школы №1 г. Большой Камень будут заниматься в партнёрстве с МГУ имени адмирала Г.И. Невельского и заводом «Звезда», направление обучения – судостроение. Школьники из Лучегорска – с ВВГУ, изучая горное и маркшейдерское дело, а партнёром у них будет Приморскуголь.

Наталия Витальевна приглашает к сотрудничеству учёных ДВО РАН. На площадках институтов дети могли бы проходить профориентацию. В текущем году нужно «раскрутить» физико-математическое направление. А в следующем году «Сириус» собирается запустить программы по химии и биологии. Конечно, Дальневосточное отделение РАН для школьников – очень высокий уровень, но в некоторых научных проектах можно найти дело и для школьников, а ребятам такое участие будет запоминающимся, важными и полезным.

Уже поступает оборудование для обеспечения направления «Наука». Планируется создание лабораторий по физике, биологии, химии, робототехнике. Закуплено 60 высокопроизводительных ноутбуков для оснащения компьютерных классов. Всё оборудование будет размещено в здании по адресу ул. Спиридонова, 9.

Невидимая часть айсберга

На круглом столе рассматривался широкий спектр проектов, мероприятий, программ работы с детьми и молодёжью, представляющих взаимный интерес. Сергей Петрович Крыжановский в своём выступлении упомянул программы Минобрнауки, краевых и городских структур образования, напомнил, что на недавнем общем собрании Российской академии наук президент РАН академик Г.Я. Красников обратил внимание на важность работы со школьниками. Для Дальневосточного отделения РАН важно найти своё место во всём этом многообразии подходов, мнений иногда – противоречивых. Нужно проанализировать этот опыт, выбрать подходящее направление.

– Основная массовая работа выполняется через базовые школы, их сегодня на территории России, в 32 регионах РФ – 180, охват – около 25 тысяч школьников, – отметил Сергей Петрович.

Следующее важное направление, которым занимается Академия наук, – работа с преподавателями, включающая повышение квалификации, участие в научных исследованиях, выполняемых РАН. У Москвы, Санкт-Петербурга, «Сириуса» Сочи действуют разные проекты и программы, некоторые из них дублируются, но присутствует своя специфика. Нам, наверное, надо сформировать региональные продукты, которые могли бы быть для нас интересны и полезны нашим партнёрам.

Общественность не всегда в достаточной мере информируется об участии ДВО РАН в образовательных проектах и работе со школьниками. В частности, значительная часть образовательных программ реализуется в ДВФУ благодаря стараниям 190 научных сотрудников ДВО РАН, работающих в университете. Совместно с сотрудниками ДВФУ учёные Дальневосточного отделения РАН посещают школы на территории Приморского края и помогают с набором абитуриентов при поступлении в вузы.

Нужен системный подход

В ДВО РАН широко практикуется проведение Дней открытых дверей, когда к нам приезжают школьники вместе со своими преподавателями и знакомятся с работой учёных в научно-исследовательских институтах. Ребята с большим интересом посещают научные музеи в ИИАЭ, ДВГИ, ННЦМБ.

Есть проекты, реализуемые в рамках сотрудничества с отдельными базовыми школами, например, с гимназией №1. В базовых школах по направлениям подготовки, в которых принимает участие РАН, уровень сдачи ЕГЭ выше на 15-20 балов, чем в среднем по России. Это значимый результат участия РАН в реализации работы программ по базовым условиям.

Тем не менее, мало студентов приходят на практику в научно-исследовательские институты, ещё меньше остаётся в них работать. Одна из основных причин – недостаточно высокий уровень оплаты труда молодых научных сотрудников. К этому они психологически не готовы, хотя и понимают, что ещё не обладают знаниями и навыками опытных учёных.

Сергей Петрович пару лет назад провёл оценку потребности в научной молодёжи на ближайшие пять лет. Для некоторых научных подразделений она составила до 60 человек. К сожалению, своими силами в ДВО РАН с этой проблемой не справиться, требуется системный подход для её решения. Необходимо, чтобы каждый год только во владивостокскую группу институтов приходило 250-300 молодых научных сотрудников.

Возникает вопрос: а тот перечень мероприятий, который сейчас озвучивается и который предполагается реализовать на территории Приморского края, будет содействовать решению этих проблем? Каков будет критерий оценки нашей работы? Что будет основанием считать, что мы добились положительных результатов?

Сергей Петрович отметил: «Ресурс ДВО РАН не безграничен, использовать его нужно в тех направлениях, где мы можем рассчитывать на максимальный эффект. Базовые школы могут стать теми точками роста, которые впоследствии положительно повлияют на образовательную систему в целом».

Повышаем квалификацию преподавателей

Надо начинать с педагогов, их профессиональной подготовки и компетентности, констатировали участники круглого стола. В целях улучшения ситуации со слабыми результатами по химии в олимпиадах в Приморском крае на протяжении последних четырёх лет, на площадке ДВФУ организовали двухдневный химический турнир команд педагогов (он начался в день работы круглого стола, – А.К.).

– 20 молодых педагогов из Приморского края распределились в команды по четыре человека. Сегодня они решают задачи, завтра их будут защищать. Интересно, что оценивать преподавателей будут студенты. Мы хотим провести подобные предметные турниры также по физике, биологии, возможно, ещё и по математике, информатике. Если есть желание поучаствовать в разработке таких турниров, – мы будем очень рады, – обратилась Наталия Ланская к учёным ДВО РАН, потому что силами одних преподавателей ДВФУ не справиться. Общеизвестно, что в университете читают лекции и учёные ДВО РАН, поэтому С.П. Крыжановский предложил на подобные турниры приглашать ведущих учёных из профильных институтов, например, к педагогам-химикам – учёных из Института химии. И так по другим дисциплинам – биологии, физике, математике и т.д. Эта «связка» была бы полезной для обеих сторон.

Мы открыты для сотрудничества!

Со стороны учёных поступило предложение выработать алгоритм совместных действий и приступить к его реализации, начиная со следующего дня.

– Обменяться контактами, – это раз, определить приоритетные направления, – это два, и наполнить конкретными мероприятиями план сотрудничества – три, – предложил С.П. Крыжановский.

Примеры удачный коллаборации

Учреждения ДВО РАН уже имеют опыт сотрудничества с региональным центром выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи «Сириус. Приморье».

Напомним, в рамках программы «Сириус. Лето: начни свой проект» школьники и студенты принимали участие в исследованиях Национального научного центра морской биологии им. А.В. Жирмунского ДВО РАН.

На базе филиала ННЦМБ ДВО РАН – научно-образовательного комплекса «Приморский океанариум» – в учебных лабораториях и экспозициях проходят занятия для школьников. Сотрудниками Приморского океанариума проводился Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы».

Недавно сотрудники Ботанического сада-института провели экскурсию для представителей регионального центра. Н.В. Ланская, побывавшая там впервые, планирует организовать посещение Ботсада группами школьников.

В ближайшем будущем ребята из разных уголков Приморского края могли бы принимать участие в археологических раскопках, внося свой вклад в копилку знаний Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, считает академик РАН Николай Николаевич Крадин.

В скором времени начнёт набирать обороты научно-популярный туризм, который внесёт свой вклад в пробуждение у детей и молодёжи интереса к научным исследованиям, отметил в своём выступлении член-корреспондент РАН Роман Владимирович Ромашко.

Руководители, представители институтов ДВО РАН, принявших участие в круглом столе, поддержали предложение о сотрудничестве с региональным центром «Сириус. Приморье». Учёные готовы развивать совместные проекты и программы по взаимодействию со школьными учебными учреждениями и с педагогами Приморского края, тем самым выстраивая цепочку интеграции школа-вуз-наука для подготовки молодой научной смены.

Фото автора

Комментариев нет:

Отправить комментарий