Юрий Алексеевич АВДЕЕВ |
Ожидания от Восточного экономического форума 2022 года были чрезвычайно большими. 24 февраля мир разделился на «До и После» без каких-либо шансов на возврат к прежней жизни. «Цивилизованный Запад» уверенно подталкивает мир к краю пропасти, утратив не только гендерную ориентацию, но и всякий инстинкт самосохранения. Способ производства, который складывался столетиями, обеспечил достижение высочайшего уровня развития, связал воедино континенты и страны, а теперь рушится как карточный домик. Такой финал был предсказан К. Марксом: противоречие между единством, целостностью человека в окружающем мире, и частной формой присвоения результатов его деятельности, частной собственностью, непременно приведёт к крушению сложившегося миропорядка. Сегодня мы свидетели этого процесса: это не просто циклический кризис перепроизводства чуть ли не каждое десятилетие, а окончательный крах капитализма.
Лозунг
форума во Владивостоке «На пути к многополярному миру», хочется думать, был продиктован
именно этим обстоятельством. Ключевое слово, которое должно определять содержание
дискуссий и итогового документа, – каким должен быть «полюс», к которому
двигаться человечеству, в чём альтернатива уходящему миру. Именно этим,
полагаю, объясняется интерес представителей 68 стран, принявших участие в
форуме.
Россия,
опережая время, выбрала этот путь в 1917 году, и вопреки всему достигла вершин,
которые не покорялись никому до этого. Своим примером она заряжала другие страны,
кого-то поддерживая в освобождении от колониальной зависимости, кого-то вовлекая
в систему новых социальных отношений. Как ни странно, но продлившаяся на
столетие история капитализма тоже обязана России. Но сохранять лидерство всегда
не просто, особенно в условиях нарастающих внутренних издержек и противоречий,
тлетворного влияния извне, но что важнее – с отказом от развития теоретического
наследия предшественников, утраты ориентира при движении к намеченной цели. В
результате – демонтаж социализма, сдача завоеванных позиций, позорное
встраивание в хвост деградирующей эпохи. Три долгих десятилетия страна пытается
осознать смысл произошедшего, интуитивно понимает масштаб трагической ошибки,
но признаться, что виной всему не теория, а отсутствие необходимых и
достаточных стартовых условий для её реализации, пока не получается. Да, теперь
мир вышел на уровень, который создал предпосылки перехода на следующую ступень
развития, а первый шаг – движение к «многополярному миру».
А
что значит многополярность? – Может быть, есть нечто иное, чем закон
последовательной смены общественно-экономических формаций: рабовладение
сменяется феодализмом, тот капитализм, на чём, по утверждению Маркса, завершается
предыстория человечества, и начинается его подлинная история. Не прибыль,
частная собственность, конкуренция и монополизм, не война как крайний способ
разрешения противоречий, а свободный от необходимости труд за пайку, чтобы
выжить, становится главным мерилом и ценностью общественного развития. Богатство
каждого определяется количеством свободного времени для развития и
самосовершенствования. Когда утверждают, что теория Маркса устарела, что она
написана не для нас, и предлагают искать нечто иное, означает, что до осознания
в каком направлении двигаться ещё далеко.
С
этих позиций, представляется, что Восточный экономический форум – самое правильное
место, где только и можно вести поиск выхода на новый миропорядок. Не случайно
идея переформатирования Организации Объединенных Наций зарождается здесь. Кто
ещё кроме России может проявить инициативу и предложить контуры будущего, кого
ещё готовы услышать, от кого ждут предложения, с кем в соавторстве готовы
работать? Только вряд ли такой проект может возникнуть вдруг, даже если собрать
на три дня форума в десятки раз больше участников. Нужна целенаправленная,
глубокая и масштабная работа на альтернативной основе, пусть-то в академическом
сообществе, силами молодой вузовской науки, клубными объединениями, чтобы на
очередной ВЭФ представить варианты Проекта, что и должно стать предметом
обсуждения. Судя по составу участников форума, наука представлена довольно
скромно. Знакомясь с программой, выступлениями, заключительным отчётом, можно утверждать,
что феерическая пиар-тусовка с каждым годом набирает обороты. – Количество участников
растёт, новые направления и темы выглядят всё более креативно, число заключенных
договоров и протоколов увеличивается, культурная программа и презентация
дальневосточных регионов становятся более привлекательными. Огромная работа,
людские, финансовые, материальные ресурсы, высочайший профессионализм орг-управленческой
деятельности Росконгресса. Остается только оценить, насколько эти усилия соразмерны
с политэкономическим эффектом данного мероприятия в масштабах не регионального и
даже национального мероприятия, а в границах как минимум восточного полушария.
Проиллюстрировать
это попробую на трёх примерах, разных по масштабу, но одинаково важных для
Дальнего Востока: с одной стороны, как задачи ставит Президент, какой задает масштаб,
какой результат ждёт от исполнителей, а с другой, – как понимают задачи те, кто
отвечает за их решение, в том числе формируя повестку очередного заседания ВЭФ,
по каким критериям ведётся подбор участников дискуссионных площадок, кто
выступает в качестве экспертов, что получается на выходе.
Каждое
выступление главы государства на пленарных сессиях ВЭФа – всегда событие
мирового уровня, в котором есть ответы на внешнеполитические вопросы, есть
адресное обращение и точно сформулированные задания исполнителям федерального,
регионального и местного уровня. Так, в 2013 году Президент провозгласил
приоритетом экономического развития Дальний Восток, обозначив временную границу
– до конца столетия. Реакция была преимущественно скептической,
особенно после событий 2014 года, возвращения Крыма. Настроения были такими,
что теперь бюджетные вливания уйдут туда, а Дальнему Востоку рассчитывать на финансовую
поддержку центра не стоит. Но Президент, удерживая стратегическую линию
поворота на восток, на прошлогоднем ВЭФе даже расширил горизонт, обозначив ДВ
как приоритет «на столетия вперед». Достижение поставленной цели
обеспечивалось беспрецедентными институциональными, законодательными, финансовыми,
организационными мерами. Стратегически важным документом, который Президент
поручил разработать в 2018 году, стала Национальная программа развития Дальнего
Востока с перспективой до 2035 года, в разработке которой принимали участие
десятки тысяч дальневосточников. Предъявленный через год проект Программы в
преддверие ВЭФа заказчика не удовлетворил, доработку вёл уже новый состав
Правительства, утвердив её своим распоряжением в 2020 года. Реакция на критику
готового документа оказалась настолько болезненной, что о нём решили просто
забыть, во всяком случае, после ковидного перерыва о нём никто не вспоминает,
будто его никогда и не было. Казалось бы, что ещё можно обсуждать при таком
стечении участников форума, если не Национальную программу развития Дальнего
Востока. Думаю, хотя бы из уважения к жителям региона, которые вносили свои
предложения, им можно доложить о реализации программы, что не получается, попросить
совета. До 2035 года, понятно, время есть, а там либо ишак, либо… Но слишком
велики ставки, отступать некуда. Цена оправданий обратно пропорциональная
времени признания ошибок и заблуждений, и прямо пропорциональна затратам на их
исправление. Сокрушаться потом, что нас опять кто-то обманул, занятие, не
имеющее перспектив, а расплачиваться за последствия нынешних ошибок придется детям
и внукам, и каким словом они будут поминать нас.
Разумеется, интерес к России, к Владивостоку со стороны азиатских стран в нынешних условиях не может не радовать. Но важно понимать, что именно их интересует. Одно дело, если они видят в нас потенциальных носителей знания о будущем, и ждут, что мы с ними поделимся; другое, если им элементарно нужны наши ресурсы; а кто-то, не исключено, едет, чтобы оценить, сколько нас ещё осталось, и когда уедут последние? Ошибиться не имеем права, но быть готовыми к любому из вариантов развития событий обязаны.
Кстати,
о демографии. Эту тему В. Путин держит в поле зрения с момента вступления в
должность. Её актуальность трудно переоценить для страны в целом, но для
Дальнего Востока это проблема проблем. Достаточно сказать, что с начала 90-х
округ сократился в численности, сопоставимой с населением Приморского края. Несмотря
на усилия, предпринимаемые государством, тенденция сохраняется, и если не поменяется
отношение к проблеме, подходы к решению, это продлится по меньшей мере до
середины столетия. На каждом Госсовете перед очередным ВЭФом, Президент
втолковывает и Правительству, и главам субъектов федерации ДФО, что нужно
искать нестандартные решения, что монетарных форм стимулирования
воспроизводства населения недостаточно. Поскольку эффективных решений нет, организаторы
форума «замели под лавку» демографию: «нет решений, нет и проблем». До этого
вытеснили из повестки обсуждение Национальной программы, теперь за бортом
осталась демография. В журнале «Уровень жизни населения регионов России» (за
2021 г. том 17, №3) была опубликована моя статья «Дальний Восток: как
остановить отток населения и сделать его привлекательным?». Там дана оценка
ситуации, и меры, способные остановить убыль населения. Главный редактор
журнала призвал научное сообщество в последующих выпусках развернуть дискуссию
о перспективах народонаселения российского Дальнего Востока, чтобы к ВЭФ-2022
сформировать пакет предложений для обсуждения. Не случилось, может, тема не
показалась важной, возможно это связано со Специальной военной операцией на Украине.
Но тенденция убыли населения на Дальнем Востоке сохраняется. У родившихся в
начале 90-х скоро свои дети пойдут в школу, а их всё меньше и меньше, дефицит
кадров всё острее воспринимает бизнес, а нам рапортуют о новых рабочих местах,
предприятиях, проектах.
В
2015 году, после очередного выступления Президента, Министерство Дальнего
Востока инициировало разработку Концепции демографической политики Дальнего
Востока. В результате к 2020 году намечалось стабилизировать численность
населения на уровне 6,2 млн человек (такой она была тогда), а к 2025 году –
увеличить до 6,5 млн, или на 300 тыс. человек. Поначалу у министерских и
разработчиков (АНО «Институт научно-общественной экспертизы») был настрой вернуть
былую численность, 1991 года – 8,06 млн чел. Немало усилий ушло на то, чтобы
доказать: это невозможно. Но эта цифра появилась в 2019 году (в округ вошли два
забайкальских субъекта федерации), и новая редакция Концепции нацелила, чтобы к
2025 году довести численность с 8,3 до 8,6 млн человек, то есть обязательства остались
на уровне 300 тысяч. Но уже в 2020 году население Дальнего Востока сократилось
до 8,1 млн, а в 2021 году ещё почти на 39 тыс. человек. Такая динамика связана
с деформацией структуры населения в результате резкого миграционного оттока 90-х
годов, когда уезжали молодые семьи с детьми. В 1989 году численность населения
в возрасте 15-49 лет была 5,7 млн чел., а в 2019 году осталось 4 млн. В семьях
детей больше не становится, а потеря такого количества активных возрастов
очевидна, и сколько не заваливай мамочек деньгами, их явно меньше поколения родителей.
Не будет позитивных изменений в следующем поколении, когда нынешние дети войдут
в фертильный возраст, их стало меньше на 1,3 млн. Это объективно, с этим нужно
считаться, формируя демографическую политику, особенно, когда речь идёт о
строительстве новых детских садов, школ, новых вузов и т.д. Ни один из
показателей (рождаемость, смертность, продолжительность жизни и т.д.),
утвержденной Правительством Концепции не будет достигнут к 2025 году, эта демографическая
политика уже провалилась. Но это не стало поводом для обсуждения, в повестке – перспективы
туристической отрасли.
Есть
объективные обстоятельства, бывают ошибки в расчётах, но в документе есть то,
что зависело только от организации и контроля исполнения. К 2020 году хотели «разработать
региональные программы опережающего демографического развития», планировали «разработать
модельную (типовую) программу демографического развития субъекта Российской
Федерации», предполагали «создание фонда "Будущие поколения Дальнего
Востока"», планировали
«организовать советы по демографической и семейной политике в органах
власти», и даже хотели «разработать и реализовать пилотные программы
опережающего демографического развития в нескольких регионах Дальнего Востока».
Возможно, где-то что-то из этих «хочу» реализовано, только ни в Министерстве,
ни в субъектах об этом не рапортовали. Среди 15 позиций, по которым оценивается
эффективность деятельности глав субъектов федерации, динамика численности
населения стоит вторым пунктом. «Один из главных индикаторов – это численность
населения, демографическая ситуация, – говорит Президент губернаторам. – Должен
сказать, что пока этот индикатор находится в тревожной, в «красной» зоне». Но невыполнение
этого пункта, похоже, компенсируется тщательным исполнением первой позиции: «оценка
степени лояльности к высшим органам власти». Но как оценивать лояльность, когда
в субъекте не будет избирателей, налогоплательщиков, зачем губернаторы, кто
будет защищать территорию? Может, в этом одна из проблем объявленной частичной
мобилизации?
И
невозможно пройти мимо ещё одного поручения Президента, которое он дал в
прошлом году на ВЭФе, о выполнении которого докладывали на нынешнем. Речь о так
называемых мастер-планах дальневосточных городов. Напомню, на Дальнем Востоке –
81 город, из которых 29 – с населением более 25 тыс., для большинства из них
предлагается сделать мастер-план. Что это, и чем отличается от привычных
генеральных планов городов? Если кратко: стратегический документ краткосрочного
действия, не имеющего законодательного оформления. Продвигают первый и
задвигают второй девелоперы, для которых территория для застройки нужна уже
вчера, а ждать изменений в Генплане, утвержденном на 25 лет, некогда. Неявно
здесь зреет противоречие между стратегическими и тактическими задачами. – Демография
и организация пространства жизни населения – долгосрочные проекты, а
строительство многоэтажек – ближайшие 18-ть месяцев. Но «человейники» не
годятся для многодетных семей, уже почти половина новых жилых площадей – дома
на земле, однако для тех, кто живёт «дорогими квадратными метрами», этого не
понять. Другое дело, сосредоточиться на законодательном определении
«агломерации», сочетающей в себе разные формы застройки, позволяющей перейти от
стихийного, хаотического роста агломераций к регулярной плановой организации
пространства, удобного для жизни, производства, а что важно – для появления
новых многодетных семей, – это то, что могло бы стать предметом дискуссий на
тематических площадках ВЭФ, включая и иностранцев.
В
этой связи ещё одна проблема на понимание происходящего. «Наезды» губернатора
Хабаровского края на Владивосток, мотивированные тем, что у них отобрали статус
столицы Дальнего Востока. Решение было ошибочным, и со временем его пересмотрят.
На эту тему уже написано немало. Но когда губернатор, а за ним Министр заговорили
о переносе площадки ВЭФ в Хабаровск, значит ни тот, ни другой не понимают предназначения
двух самых крупных городов Дальнего Востока. Таких здесь всего два, и не конкурировать,
не перетягивая друг у друга функции, а думать об эффективном сотрудничестве,
укреплении авторитета каждого, и понимать, как вместе выйти на уровень
окружающих нас крупнейших мегаполисов Азии. Вот для чего нужна площадка Восточного
экономического форума: здесь шаг за шагом необходимо вести поиск таких интеграционных
связей с соседями, от которой они не смогут отказаться. А в Хабаровске стоило
бы сосредоточиться на том, чтобы реанимировать Дальневосточный экономический
форум, отрабатывая кооперативные связи субъектов федерации Дальневосточного
федерального округа. Задача формирования макрорегионального
народнохозяйственного комплекса такого масштаба требует значительных усилий и
креативных решений.
Вот
такие мысли навеял прошедший месяц назад во Владивостоке Восточный
экономический форум.
Комментариев нет:
Отправить комментарий