вторник, 9 февраля 2021 г.

Как зимуют рыбы?

 

Где зимуют раки, знает, вероятно, каждый русскоговорящий человек. А вот где зимуют и как ведут себя в холодной воде рыбы – знают немногие. Судя по большому количеству рыболовов-любителей, высыпающих в хорошую погоду на лёд в бухтах залива Петра Великого, рыбы подо льдом есть, и они достаточно активны. Ловятся, в основном, корюшки, навага, на крючки попадаются бычки (керчаки), тихоокеанская сельдь и полосатая камбала. Но видовое разнообразие рыб в уловах невелико. А где же мелкие прибрежные рыбы, часто встречающиеся среди водорослей, морских трав и каменистых склонов, когда вода тёплая? Ещё недавно даже среди ихтиологов бытовало мнение, что все они мигрируют на большие глубины, туда, где вода имеет небольшую положительную температуру. Ведь на мелководье залива она опускается до отрицательных значений и этим мало отличается от вод Арктики и Антарктики. Как же прибрежные рыбы готовятся к таким суровым условиям? А они ... размножаются. Выяснить особенности зимнего распределения и размножения прибрежных рыб решили специалисты лаборатории ихтиологии Национального научного центра морской биологии им. А.В. Жирмунского ДВО РАН Андрей Баланов, Владимир Панченко, Владимир Шелехов, Александр Маркевич, помогал им водолаз водолазного отдела ННЦМБ Константин Дудка. Нельзя сказать, что о размножении этих рыб ничего не было известно. Японские коллеги на Хоккайдо ещë в 1980-е годы наблюдали за размножением ряда мелководных рыб, описали развитие икры и выклюнувшихся личинок. Но делали они это в аквариуме, создавая и рыбам, и себе более «тепличные» условия. Российские ихтиологи-дайверы не стали искать лёгких путей в науке и провели аналогичные наблюдения в суровых условиях холодного моря.

Что же удалось выяснить? Ещё в сентябре, когда температура воды только начинает падать ниже 20°С, начинают размножаться бурый и южный однопëрый терпуги. Самцы активно привлекают самок, бесстрашно охраняют и тщательно ухаживают за «гнёздами» со многими кладками икры, которые помещаются в щели между камнями. Икра развивается в течение двух недель, вылупившиеся личинки поднимаются к поверхности моря и разносятся течениями, нерестовый период длится до ноября. В сентябре начинается нерест и у тихоокеанской волосатки (морского ворона). Подойдя к мелководному берегу, самки заранее спариваются с самцами и откладывают порции икры в расщелины камней без участия самцов, оплодотворяя икру молоками, накопленными в сперматофорном мешке. Икра остается без присмотра родителей и очень медленно развивается, личинки выклëвываются только в январе-феврале.

Толстошипый маслюк с кладкой икры, найденные в створках приморского морского гребешка. Фото Александра МАРКЕВИЧА

Многие мелкие рыбы, которые живут в прибрежье, для нереста используют естественные укрытия. Так откладывают икру маслюки, опистоцентры, петушки, широкорот. Имея длину тела до 10 см и узкую, змеевидную форму тела, эти рыбы протискиваются в самые маленькие отверстия под камнями, в пустые раковины моллюсков, балянусов, антропогенный мусор и оставляют в таких укрытиях кладки икры. В прибрежье острова Русский рыбы часто используют раковины гигантской устрицы, у острова Попова – мидии Грэя и гребешков. Здесь много погибших мидий в результате хищничества моллюска нуцелла хейзеана, поэтому рыбы легко находят себе место для «роддома». После короткого периода ухаживания и драк самцов за самок, рыбы разбиваются на пары, забираются в укрытия и откладывают здесь овальной формы свободно лежащую кладку. Икра крупная, около 2 мм, еë немного – до 100 икринок, изредка – больше. Оба родителя какое-то время остаются рядом с кладкой, а затем один из них (чаще, увы, самец) покидает еë, другой же остается рядом с кладкой, не питаясь и практически не двигаясь. Нерестовый период длится с конца октября до января, икра развивается больше двух месяцев, в пелагиаль выклюнувшиеся личинки уходят в начале следующего года, а рыбы-родители остаются в укрытиях в полу-анабиозе до прогрева воды.

В декабре подходят на мелководье для нереста и бычки-керчаки. Они устраивают большие гнёзда среди прибрежных камней. Самцы стойко охраняют гнёзда, находясь рядом и пугая своим грозным видом потенциальных врагов икры. Двурогому бычку, которого я встретил, очень приглянулось место для нереста под кормой затопленного на глубине шести метров судна. В этом он «убедил» самок, которые отложили ему много икры в гнездо, и он старательно его охранял, пытаясь увести меня подальше в сторону. Но быстро успокоился, вернулся на «пост» и лëг рядом с гнездом на корпус судна, «вверх тормашками» (фото для удобства рассмотрения «перевернуто» в фоторедакторе). Охранять икру ему придётся долго, пару месяцев, только в начале года новые личинки пополнят состав ихтиопланктона.

Двурогий керчак у гнезда с икрой на корпусе затопленного судна. Фото Александра МАРКЕВИЧА

А что же другие рыбы, которые не размножаются? Они прячутся в различные укрытия и проводят всю зиму в состоянии, похожем на спячку у млекопитающих. Так, большеглазые бычки зимуют группами в норах в песке и не выходят из убежищ до конца марта, когда температура воды достигнет невысоких положительных значений.

Помимо рыб-аборигенов, обитающих в заливе Петра Великого постоянно, в составе ихтиофауны насчитывается до 30% видов из субтропиков и тропиков, которые заплывают к нам в тёплое время года. Что же с ними происходит зимой? Как и перелëтные птицы, большинство из них возвращаются назад, на юг. Но часть не доплывает и гибнет, попадая в слои охлаждëнной ниже 10°С воды и получая холодовой шок. На побережье Дальневосточного морского заповедника нередко находили поздней осенью погибших тепловодных рыб: японского полурыла, рыб-собак (фуг), морского карася, саблю-рыбу, в прошлом году – зеркального солнечника. Вот и в ноябре 2020 года специалист отдела познавательного туризма и экологического просвещения заповедника Александр Ратников обнаружил на побережье острова Фуругельма очень редких у нас дальневосточного удильщика и серого щукорылого угря. Обе рыбы не смогли доплыть до благословенных тëплых вод субтропиков из-за резкого снижения температуры воды и штормов.

Дальневосточный удильщик на берегу острова Фуругельма. Фото Александра РАТНИКОВА

Работа по подробному изучению полного годового цикла жизни прибрежных рыб ещë только начата, предстоит выяснить, насколько высока плотность рыб, остающихся на мелководье, их роль в сообществе прибрежья, изучить факторы, влияющие на численность. Ведь эта зона моря очень уязвима для катастрофических природных бедствий и антропогенного загрязнения, что может повлиять и на разнообразие рыб, обитающих здесь.

Александр МАРКЕВИЧ,

кандидат биологических наук

Комментариев нет:

Отправить комментарий