воскресенье, 14 февраля 2021 г.

Волшебный мир Андрея ШПАТАКА


Несколько лет тому назад на популярном рыбацком форуме ulov.ru я прочитал рассказ одного дайвера о том, как отправившись поснимать обитателей вод Охотского моря, вблизи Шантарских островов, уже на обратном пути, вечером, его катер столкнулся с бревном, пробившим корпус, перевернулся и чудом сразу не затонул примерно в 10 километрах от берега. Андрей успел схватить гидрокостюм и надел его уже в воде. До берега он доплыл к полуночи, но это было ещё только половина дела. Предстояло добраться до рыбацкого стана, расположенного в двух десятках километров от места крушения, чтобы отправить моторку за оставшимися дрейфовать на днище катера двумя товарищами Андрея. В пять утра Андрей добрался до стана, а к полудню спасённые путешественники уже отогревались ухой у хлебосольных рыбаков.

Я попытался представить себя в той ситуации, оценить свои действия и понял, что спастись самому и спасти товарищей у меня шансов не было.

Ну или почти не было.

Фамилию этого мужественного человека я запомнил сразу.

Шпатак – его фамилия.

Второй раз я услышал эту фамилию от Александра Ратникова – моего друга и коллеги по работе в Дальневосточном морском заповеднике. Мы готовили выставку фотографий типичных обитателей залива Петра Великого. Александр отрекомендовал Андрея Шпатака как мастера подводной фотографии. Я созвонился с Андреем и тут же получил несколько великолепных фотографий, одна из которых произвела на меня просто неизгладимое впечатление. Ещё в детстве, зачитываясь сказками, я представлял себе чудесный сказочный мир, заселённый неведомыми животными. Андрей Шпатак приоткрыл мне дверку в этот волшебный мир. На его фотографии дверки вы не увидите, зато чудо-юдо японская мохнатоголовая собачка, выглядывающая из темноты, предстаёт во всей красе! Если её не пугать, то она берёт пищу из рук дайвера и даже позволяет себя погладить, что для поведения рыб совершенно нехарактерно.

Мохнатоголовая красотка – не единственный сказочный персонаж в работах Шпатака.

Андрей открывает зрителям невиданный, красочный мир морских животных, многие из которых легко умещаются на ногте мизинца. Это действительно волшебный микромир, который незаметен нами просто в силу малости его размеров.

Крупные морские животные тоже отлично смотрятся на фотографиях Шпатака. Так, при виде акулы, которая была снята не из безопасной стальной клетки, а во время встречи «лицом к лицу», проникаешься уважением и к фотографу и, разумеется, к его модели!

А фото гигантского осьминога Доффлейна с дайвером? Понятно, что парусник и даже шлюпку этот осьминог под воду не утащит, но дайвер на его фоне смотрится просто каким-то детским ребёнком!

Как бы я ни старался красочно описать фотографии Андрея Шпатака, но лучше, как говорится, хотя бы один раз их увидеть. И такая возможность у читателей имеется! Я имею ввиду не фотографии в газете с открытия выставки, а великолепно отпечатанные и оформленные фотоработы, представленные в галерее современного искусства «Артэтаж», расположенной по адресу: Владивосток, ул. Фокина, 24. Выставка будет работать до 7 марта, время ещё есть, но поскольку его всегда не хватает, не откладывайте посещение выставки, ведь нельзя исключить, что вам захочется ещё раз посмотреть мир Андрея Шпатака.

Вы можете спросить, а почему фотографии демонстрируются в галерее, и какое отношение они могут иметь к искусству? Идите, смотрите и, надеюсь, вы получите ответ на этот вопрос.

Я задал Андрею несколько вопросов, чтобы вы немного ближе познакомились с ним.

– Андрей, расскажите немного о себе.

– C местом рождения мне весьма повезло – это посёлок Рудная Пристань на берегу Японского моря. Того самого моря, что всегда привлекало взгляды дайверов и подводных фотографов со всего СССР. В школьные годы я занимался подводной охотой и подводным плаванием в клубе «Горгона», а также параллельно фотографией в фотокружке при местном Доме культуры. О подводной фотографии вообще не помышлял, так как гораздо большее удовольствие получал от подводной охоты.

В те далекие времена в районе Рудной Пристани, на Смычке, был организован стационар Тихоокеанского института географии ДВНЦ АН СССР. Поработать туда приезжали учёные из разных мест, помню, были даже из Восточной экспедиции Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Там я познакомился со многими, ныне весьма известными, подводными фотографами: В. Гудзевым, Д. Соловьёвым и другими. Ныряли вместе, я, как информированный местный житель, был у них за гида. Вспоминаю пеший поход по берегу моря с полной выкладкой – акваланги, снаряжение, свинцовые груза и фотоаппарат «Салют-С» в водонепроницаемом боксе со вспышкой. Пройти 5 км по побережью, для того, чтобы один раз сходить под воду – запросто!

Потом учёба на штурмана в Дальневосточном высшем инженерном морском училище имени адмирала Г.И. Невельского (ДВВИМУ). Увлечение фотографией перешло на новый уровень – еженедельные встречи в фотоклубе, участие в первых краевых фотовыставках…

– А потом работа в море?

– Да. Окончив учёбу в ДВВИМУ, с осени 1984 года начал работу помощником капитана в Дальневосточном морском пароходстве. Рейсы по всему миру, романтики моря – хоть отбавляй. Лет через десять, ходить далеко и надолго по морям надоело…

Потом была работа в ОАО «Бор» в родном Дальнегорске, именно к нему был приписан небольшой пароходик (сейнер, переделанный в сухогруз) c оригинальным названием «Бор». Возили химпродукцию в Японию, а обратными рейсами – японские подержанные машины. Так как пароходик был совсем маленький, а машин было много, то на пути домой наше судёнышко напоминало новогоднюю ёлку, поскольку со всех бортов, подобно ёлочным гирляндам, свешивались машины.

Так продолжалось до 1998 года, потом пароходик продали, а я ушёл в большое плавание на больших пароходах. С 1999 по 2004 год проработал старшим помощником на лесовозах судоходной компании АркМП. Получил в 2003 году диплом капитана дальнего плавания, но поработать капитаном судна не довелось. С тех пор я, в основном, на берегу.

– А как складывались дела с увлечением подводной фотографией?

– Подводная фотография началась для меня в 1998 году, с простейших подводных плёночных «мыльниц» «Кэнон» и «Эпикью». Сначала была эйфория от первых удачных «картинок» – «я сделал ЭТО сам!» Эйфория закончилось после слов одного весьма уважаемого «мэтра», оценившего моё творчество: «Продай одну из своих машин и купи себе нормальный фотоаппарат».

Совет был услышан, началось переосмысление места фотографии в моей жизни. Потом был «Никонос-5» в комплекте с широкоугольными и макро насадками. Первые удачные кадры, поездка на Красное море, в знаменитый «рыбный суп», яркие краски тамошних рыбок. Первые попытки снять макро и осознание, что эта задачка не для «Никоноса», – нужна зеркальная фотокамера в боксе, чтобы видеть, что и как снимаешь.

И такая камера появилась. Другим толчком к более вдумчивому взгляду на мир родного Японского моря послужил фотоальбом знаменитого японского подводного фотографа Ikuo Nakamura «Kamui of Ohotsk», подаренный мне его другом, японским дайвером и подводным фотографом Yoshikazu Kanesaka из города Акита. Этот альбом заставил взглянуть на обитателей наших Дальневосточных морей по-иному и обозначил цели, к которым стоит стремиться.

Занятие подводной макросъёмкой позволило открыть для себя столько неизвестного, что просто диву даёшься, что всё это есть здесь, рядом с Рудной Пристанью! А ведь я более двадцати лет нырял в этих местах. Я встретил голожаберников, креветок, лисичек, камчатских и волосатых крабов, а также великое множество видов рыб. Оказалось, что нужно уметь ждать и увидеть, когда море тебе их покажет.

А вокруг ещё так много мест, где никогда никто ещё не погружался. Что и кто там ждёт нас, никто не знает…

– У вас замечательные работы! В конкурсах участвуете?

– Конечно.

– Успешно?

– Да.

– Например?

– Пожалуйста. Можно взять, например, прошлый год. Май – 1-е место в разделе «Макро», 3-е место в разделе «Портфолио» и 3-е место в общем зачёте фотоконкурса «Underwater photo marathon» г. Загреб (Хорватия). Июль – 1-е место в разделе «Подводный мир» фотоконкурса РГО Россия «Самая красивая страна». Октябрьотмечен «Highly Honored Ocean» фотоконкурса «Nature’s Best Photography Asia». Октябрь в числе победителей фотоконкурса «Windland Smith Rice Legacy Nature’s best photography» (USA). Октябрь – Short list People’s Choice «Award Natural history museum» (London).


     – Так держать! Творческих вам успехов, Андрей!

– Спасибо. Приглашаю всех на мою выставку «Подводный мир» в галерее «Артэтаж».

Александр КУЛИКОВ

Фото Андрея ШПАТАКА



320 строк


Комментариев нет:

Отправить комментарий