Краеведение и наука в формировании патриотизма для Дальнего Востока
Круглый
стол «Роль краеведения в формировании
патриотизма и поиск российской и региональной идентичности» состоялся 18
февраля 2021 года в Доме учёных ДВО РАН. Этой встречей Приморское региональное
отделение Союза журналистов России и Дальневосточное отделение Российской
академии наук продолжили серию мероприятий совместного проекта – дискуссионной
площадки «Тихоокеанская Россия», основная задача которой – создание сообщества
экспертов, которые хотят и могут изменять Дальний Восток к лучшему.
За
круглым столом собрались эксперты из разных сфер деятельности: учёные,
представители власти, педагоги, краеведы и журналисты. Участники встречи говорили
о краеведении с точки зрения науки, региональной политики в области
краеведения, практической пользе популяризации краеведческого знания.
К
дискуссии были приглашены: Григорий
Владимирович Куранов, заместитель полномочного представителя президента РФ
в ДФО; Андрей Петрович Брик,
председатель Думы г. Владивостока; Елена
Николаевна Бронникова, заместитель председателя Правительства Приморского
края – министр культуры и архивного дела Приморского края; Валентин Иванович Сергиенко, академик РАН, председатель
Дальневосточного отделения Российской академии наук, вице-президент РАН; Виктор Лаврентьевич Ларин, академик РАН,
заместитель председателя ДВО РАН; Николай
Николаевич Крадин, член-корреспондент РАН, директор Института истории,
археологии и этнографии народов Дальнего Востока (ИИАЭ) ДВО РАН; Алексей Михайлович Буяков, председатель
Приморского отделения Русского географического общества (РГО); Александр Владимирович Колесов,
директор издательства «Рубеж»; Наталья
Антоновна Беляева, доктор исторических наук, профессор, руководитель
коллектива по подготовке нового учебного пособия по краеведению, ДВФУ; Галина Геннадьевна Ермак, заведующая
отделом этнографии, этнологии и антропологии ИИАЭ ДВО РАН, кандидат
исторических наук; Роман Сергеевич Авилов,
старший научный сотрудник ИИАЭ ДВО РАН, кандидат исторических наук; Василий Олегович Авченко, писатель,
журналист; Андрей Владимирович Поповкин,
заведующий кафедрой философии ДВО РАН, кандидат философских наук; Виктор Андреевич Суханов, председатель
Приморского отделения Союза журналистов России, который провёл заседание
круглого стола.
В
режиме видеоконференцсвязи выступил Г.В. Куранов, рассказавший о результатах
исследования в области патриотизма. В кинематографии: если мы хотим снять
патриотический фильм, то это должна быть трагедия либо драма. В литературе: за
более чем 150 лет после написания романа «Война и мир» респонденты не отметили
другого, более патриотичного произведения. Видимо потому, что этот роман
изучают в школе. Что касается музыки, то предпочтение получили лирические
песни, а не марши. В части изобразительного искусства – это плакат.
– Если мы говорим о
патриотизме, невозможно обойти понятие духовности. Причём духовность – не
религиозная, а патриотизм – не военный, – отметил Григорий
Владимирович. – Один из основных вопросов
нашего исследования – что же такое – с точки зрения массового бессознательного –
духовность и патриотизм. Как люди их воспринимают?
Выяснилось,
что большинство людей воспринимают духовность как то, что в традиционных
религиях оценивается как хорошо. Хорошо делать – защищать, помогать, растить,
строить, развивать. И хорошо не делать – не убий, не обмани, не укради, не
предай и так далее.
В
то же время, согласно опросам, патриотизм – это не столько любовь к своей
стране, сколько потребность гордиться своей страной, малой родиной и т.д.
– Патриотизм двигает
человека на деяние, а духовность задаёт вектор и рамки этих деяний. Без
духовности патриотизм мгновенно превращается в этнонационализм, экстремизм и
терроризм. Задача социума и власти – удовлетворить потребности человека любить
и гордиться своим Отечеством.
Что
же должно делать государство в этом направлении, по мнению респондентов? Во-первых,
власть обязана обеспечить информирование населения, в первую очередь,
подрастающего поколения, о победах, успехах и достижениях страны и её граждан в
историческом периоде. Во-вторых, власть должна создавать поводы для гордости.
Федеральная власть – на мировом уровне, региональная – на федеральном,
муниципальная – на региональном. В-третьих, государство должно обеспечить
наличие в медиа и интернете понятий, критериев и примеров нравственного
поведения.
– Когда я учился в школе,
мои сверстники хотели стать космонавтами, геологами, строителями,
первопроходцами. Почему? Потому что были фильмы и книги, которые
пропагандировали эти профессии, – продолжил Г.В. Куранов. – В 90-е года всё это распалось. И уже в
2000-х талантливый сериал «Бригада» утвердил кумирами бандитов.
В-четвёртых,
государство должно дать возможность людям гордиться достижениями, потому что
это подталкивает человека к полезным для общества деяниям.
– В 2016 году президент
Владимир Владимирович Путин сказал, что у нас нет другой объединяющей идеи
кроме патриотизма. Мы, по сути, нащупали национальную идею, отработали и сумели
развернуть механизм её реализации в прикладную комплексную технологию,
– завершил своё выступление Г.В. Куранов.
Говоря
о краеведении и науке, участники встречи постарались очертить их границы и
взаимосвязи. В.И. Сергиенко отметил, что краеведение и наука легко могут дать
примеры для гордости за страну и малую родину.
– С 90-х годов воспитанию
патриотизма в среде подрастающего поколении внимания не уделялось, были лишь
эпизодические всплески перед торжествами или важными событиями. Воспитание
патриота требует системных ежедневных усилий, начиная от детского сада, школы и
далее.
Приморский край для всех,
кто здесь родился, вырос, получил образование, состоялся, безусловно, является предметом
гордости. В разных уголках России, за рубежом, мы с удовольствием рассказываем
о наших достижениях в самых разных сферах: и в науке, и в культуре, и в спорте,
и в других отраслях. Но личной инициативы отдельных людей недостаточно для
укрепления региональной идентичности. Не хватает внимания со стороны общества к
достигнутым успехам, а это важно для пробуждения гордости за Приморье.
Нелегко
донести до общественности примеры успешного решения научных проблем. По словам
Валентина Ивановича, «журналистов мало привлекает
кропотливая, требующая внимания к деталям работа с учёными, ею трудно заинтересовать
публику». Зато легко идут сенсационные, порой недостоверные сообщения.
– В последние годы у нас
связи с журналистами стали налаживаться, – заметил Валентин Иванович. – Мы чаще общаемся, совместно готовим корректные,
понятные, яркие материалы, которые находят своего читателя.
Председатель
ДВО РАН выразил надежду, что в ближайшие годы это сотрудничество усилится, тем
более что всё научное сообщество готовится к 300-летию образования Российской
академии наук. А результатами учёных можно гордиться.
– Имена Менделеева,
Ломоносова, Сахарова, Ландау вызывают гордость за наше прошлое. А то, что
Россия стала страной, успешно создавшей вакцину против коронавируса – это предмет
гордости уже настоящего, – подчеркнул В.И. Сергиенко. – Признание заслуг отечественных учёных, их
вклад в развитие мировой науки звучат в российской и зарубежной печати. Этим можно
гордиться, это нужно пропагандировать. У приморских учёных есть достижения не
только в робототехнике, но и в материаловедении, в создании технологий, защищающих
природу от отравляющего воздействия, радиоактивных веществ, разливов нефти и
прочего. Замечательные находки сухопутных и морских геологов, внёсшие вклад в
изучение суши и мирового океана. Нужно направить совместные усилия на популяризацию
достижений науки. Внуки будут гордиться тем, что мы делаем сегодня и здесь.
Е.Н.
Бронникова рассказала об образовательной программе к 150-летию Владимира
Клавдиевича Арсеньева, поделилась планами по изданию комплекта открыток с
изображениями выдающихся деятелей науки и культуры, связанных с Дальним
Востоком.
А.П.
Брик в своём выступлении рассказал о вкладе депутатского корпуса в развитие
краеведения и патриотизма.
«В сотрудничестве с
дальневосточным отделением фонда «Русский мир», Азиатско-Тихоокеанской
ассоциацией преподавателей русского языка и литературы, музейным и
краеведческим сообществом мы провели патриотические конкурсы для старшеклассников
и студентов на знание героических страниц нашей истории. По моему мнению,
подвиги наших соотечественников в период Русско-японской войны должны быть
отражены на карте приморской столицы, возможно, в формате специальной
экспозиции или даже отдельного музея.
Признанием ратных и
трудовых заслуг многих поколений горожан стало присвоение Указом Президента России
Владивостоку статуса «Город воинской славы. Сегодня депутатский корпус
принимает самое активное участие в мероприятиях патриотической направленности,
поддерживая взаимодействие с общественными и ветеранскими организациями,
научным, педагогическим сообществом, чья деятельность способствует развитию
краеведения, сохранению исторической памяти о достижениях наших земляков.
А.П.
Брик также выступил с инициативой по созданию во Владивостоке специального
музейного маршрута – «улицы музеев», объединяющего ряд архитектурных памятников
и уникальных объектов, расположенных в центральной части города. Одной из таких
достопримечательностей может стать галерея частных коллекций, которую можно
было бы разместить в пустующем помещении по ул. Алеутская.
Г.В.
Куранов поддержал предложение по созданию в приморской столице «улицы музеев» и
высказал пожелание привлечь к такой инициативе частных коллекционеров.
В.Л.
Ларин и Н.Н. Крадин поддержали предложение о необходимости создания во
Владивостоке музея Русско-японской войны и выступили за консолидацию усилий,
направленных на развитие краеведения и патриотизма.
На
круглом столе прозвучал и такой интересный термин, как «краелюбие». В.Л. Ларин отметил,
что важно понять связь и взаимопроникновение краеведения и науки для того,
чтобы добиться их взаимного усиления.
– Многие краеведы имеют
профессиональную подготовку, чаще всего, историческую. – сообщил
Виктор Лаврентьевич. – Но краеведение для
нас – это не только и не столько история. Знаете, как краеведение переводится
на английский язык? Локальная история. Там патриотизмом и не пахнет.
По
словам В.Л. Ларина, наука является сильнейшим источником формирования любви к
краю. Поддержал коллегу Н.Н. Крадин.
– Наш институт ещё с
советского времени создаёт учебники по истории региона, – отметил
Николай Николаевич. – Последний и самый
удачный, на мой взгляд, вышел в 1998-м году. Фактически два десятка лет мы его
издавали, дополняли иллюстрациями.
Мы обладаем мощным коллективом,
способным подготовить целую линейку учебников для школьников самых разных
возрастов.
Николай
Николаевич Крадин упомянул и многотомный труд, посвящённый истории Приморья от
древности до наших дней, получивший большой резонанс не только в научных, но и
в читательских кругах. Сейчас есть идея подготовить двухтомную историю региона.
Ещё
один масштабный проект учёных связан с периодом Гражданской войны и интервенции
на Дальнем Востоке. Это серия конференций, рассчитанная на три года. В прошлом году
мероприятия прошли в Иркутске и Чите. В этом году – в Благовещенске. В
следующем – в Хабаровске и Владивостоке.
Учёные
обратили внимание на ещё одно важное событие в истории Дальнего Востока и всей
России – Русско-японскую войну. К сожалению, этот период, несмотря на научную
разработанность, в публичном пространстве представлен очень скромно.
– О Великой Отечественной
войне у нас много фильмов было и выходит, – продолжил
выступление Н.Н. Крадин. – А тема
Русско-японской войны совершенно не разработана. Стоит снять фильм о крейсере «Варяг»,
например, или по книге «Крейсера» Валентина Пикуля. Может получиться
великолепная работа. Молодёжь должна смотреть фильмы о подвигах наших героев.
А.М.
Буяков в своём выступлении сообщил, что РГО ведёт работу по развитию
патриотизма и уважения к своей малой исторической родине, а также по привлечению
молодого поколения к краеведению. Работа членов общества осуществляется и в
отдалённых населённых пунктах Приморского края – проходят экспедиции,
проводятся лекции, слушания, распространяется краеведческая литература. Точками
притяжения для увлечённых краеведением людей стали местные отделения РГО –
Уссурийское, Находкинское и Приханкайское. Ряд проектов реализуется совместно с
Правительством Приморского края, администрацией и Думой города Владивостока.
Заместитель
директора департамента внутренней политики края Ольга Сергеевна Ивченко рассказала
об успешно действующем в регионе проекте «Этноурок
«Приморье многонациональное»». Над его созданием работала большая
творческая команда, в которую вошли учёные ИИАЭ, преподаватели ДВФУ, учителя,
руководители национально-культурных организаций и журналисты.
В
рамках проекта разработали и издали методическое пособие для внеклассной
деятельности учителей, содержащее 15 занятий по истории освоения
многонационального Приморья, межэтническим, межрелигиозным, миграционным
отношениям. К каждой теме созданы фильмы, видеопрезентации, аудиофайлы
традиционных песен и мелодий народов России, проживающих в крае.
«Наш департамент уделяет
особое внимание межнациональным и межконфессиональным отношениям. – рассказала О.С. Ивченко. – В рамках работы с лидерами этнических
сообществ Приморья неоднократно поднимался вопрос о сложностях межкультурной
адаптации в школах. Необходимо проводить системную работу в области
просвещения, изучения традиций, их популяризации среди подрастающего поколения.
Так и появился наш уникальный проект, который в 2019 году получил поддержку
Федерального агентства по делам национальностей и успешно внедряется в
образовательных учреждениях края».
Многие
предложенные на круглом столе проекты, идеи и инициативы нашли положительный
отклик у представителей краевой власти и полпредства ДФО.
Анализируя
историю региона, геополитические особенности, экономическую ситуацию и другие
факторы, влияющие на развитие территории, участники состоявшегося круглого
стола предлагают решения, способные благотворно повлиять на будущее не только
Дальнего Востока, но и всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Обращаясь к
урокам прошлого и опираясь на настоящее, эксперты, создавая мосты, устремляют
взгляды в будущее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий