понедельник, 9 сентября 2013 г.

Виктор ВАСЬКОВСКИЙ: «Могу судить о достоинствах и недостатках РАН на основании и собственного опыта»





 В.Е. Васьковский

Постановление, связанное с реформированием Российской академии наук поддерживать не могу. Большая часть моей жизни связана с Академией наук, начиная с прихода в её аспирантуру в 1958 году. Поэтому я могу судить о достоинствах и недостатках этой организации на основании и собственного опыта.

Идея переноса опоры науки с институтов на лаборатории в реальных условиях экономики нашей страны является явно бредовой. 

За почти 300-летнюю историю РАН она достигла наибольших успехов в советский период, когда стали создавать академические институты. При этом одним из необходимых условий для создания института помимо актуальности его тематики и наличия материальных ресурсов было наличие личности – человека, который, став директором института, мог создать настоящее учреждение науки. Это не обязательно был маститый учёный, обременённый высокими званиями. При организации Института биологически активных веществ СО АН СССР (нынешнего ТИБОХ) в конце 1963-го – начале 1964 года молодой кандидат наук Г.Б. Еляков (34 года) не помышлял быть его директором. Он возил на смотрины к академику М.А. Лаврентьеву как претендентов на директорство – докторов наук. Смотрины продолжались недолго – Лаврентьев назначил директором-организатором института Г.Б. Елякова. Думаю, что при этом он исходил из того, что окончивший с красным дипломом МГУ, в срок защитивший там диссертацию и подготовившийся под руководством Н.К. Кочеткова к исследованиям по тематике нового института, явно справится с задачей.

Одной из характерных особенностей таких директоров-создателей институтов было то, что они не только формировали институт, но и готовили кадры будущих достойных руководителей науки. Приведём в пример хотя бы систему ДВНЦ – ДВО. Г.Б. Еляков – академики Ю.С. Оводов и В.А. Стоник, А.В. Жирмунский – академики В.Л. Касьянов и А.В. Адрианов, В.И. Ильичев – академик В.А. Акуличев, Ю.В. Гагаринский – академик В.И. Сергиенко, А.П. Капица – академик П.Я. Бакланов.

Мне, правда, известны случаи, когда крупный учёный, создатель первоклассного института не покидал директорское кресло, будучи уже не в лучшем физическом и интеллектуальном состоянии. Однако созданный им институт справлялся и этой бедой. Но я поддерживаю предложение В.Е. Фортова – ограничить пребывание на высоких должностях в РАН двумя сроками. 

Все сильные лаборатории, выдающиеся учёные работают в лучших институтах РАН или нескольких ведущих университетах.

Ещё одна тема – РАН и образование. Моими лекторами на химфаке МГУ были академики В.И. Спицин, А.Н. Несмеянов, П.А. Ребиндер, член-корреспондент, будущий академик И.П. Алимарин. Все они возглавляли одновременно академические институты или отделы, а Александр Николаевич Несмеянов 10 лет руководил Академией наук СССР. Академия наук инициировала и вела подготовку кадров для важнейших для страны направлений. Совместными усилиями из лучших вузов СССР и России – МФТИ, главный поставщик кадров для ядерной науки и промышленности, был создан по инициативе П.Л. Капицы. Вуз ведёт подготовку студентов совместно с АН. В конце 50-х годов, когда наблюдалось резкое отставание нашей страны от мировой науки в области химии природных соединений и химии полимеров, при АН СССР была организована специальная аспирантура – «Несмеяновский набор» для подготовки кадров в этих направлениях. Мне посчастливилось учиться в ней.

В нашей стране есть прекрасный опыт объединения науки и образования – программа «Интеграция» конца 90-х начала 2000-х годов. Почему она перестала действовать?

Была и прекрасная система повышения уровня школьного образования совместными усилиями ученых РАН и вузов, организованная фондом Джорджа Сороса. Где сейчас она или её аналог?

Отвечая на второй вопрос, хочу заметить: весь мир отвечает, что после революции В.Л. Ленин сформировал самое образованное в мире правительство, что обеспечило победу революции, успехи страны в ряде областей: образовании, медицине, ликвидации беспризорщины. Многие его члены получили образование за рубежом. Учились работать там и члены правительства Сталина. Назначенный в начале 30-х годов наркомом пищевой промышленности А.И. Микоян был послан на два месяца в США. Он вывез оттуда современные пищевые технологии, которых не было до того в России: заводское производство мороженого, ряда мясных продуктов, кетчупов. Многие другие представители советского правительства прошли стажировки в Германии и США. Это послужило одной из причин победы СССР в войне. С фашизмом. Представители нынешнего правительства всё время говорят об отставании российской науки от мировой. Не худо было бы им не привлекать советниками офицеров ЦРУ, а самим разобраться в причинах отставания, поучиться отношению к науке в США и Китае – двух ведущих в мире научных державах и заняться созданием условий для работы учёных в России. 

Мне пришлось короткое время поработать в научных учреждениях этих стран. Самые лучшие впечатления! Во-первых, свобода пребывания в лабораториях. Я имею в виду не прогулы, а возможность работать до позднего вечера-ночи. Этанол и метанол в лабораториях этих стран стоят на столах или в их ящиках вместе с обычными реактивами. Не нужно создавать специальную систему охраны растворителей от вороватых алкашей, писать многочисленные бумаги, чтобы получить разрешение на работу с метанолом. Самое главное – развитие в стране отраслей промышленности, обеспечивающих науку (приборы, реагенты, материалы, посуда). И, конечно, система снабжения. Реактивы, материалы, если они понадобились вам для эксперимента, а в лаборатории их нет, Вы получите через 1-3, максимум 5-7 дней. Торгов при этом проводить не нужно. Качество всего – превосходное. Я здесь говорю даже больше о КНР начала 90-х годов, а не о США. Обеспеченность научной информацией. Все ведущие американские университеты имеют прекрасные библиотеки и системы информационного обеспечения. На информацию крупный университет тратит больше средств, чем вся РАН или даже Россия. Институт океанологии в Циндао, где я работал, получал более тысячи наименований иностранных журналов. Естественно, что по морской тематике там было всё, были все общенаучные ведущие журналы мира. Судя по тому, что КНР по объёму научной продукции вышел на второе место в мире после США, условия для работы в науке там стали ещё лучше.

Виктор ВАСЬКОВСКИЙ,
член-корреспондент РАН,
доктор биологических наук, профессор

Комментариев нет:

Отправить комментарий