пятница, 24 сентября 2010 г.

Двадцать лет – долой! Сплав и рыбалка на Большой Уссурке

Альбом: Сплав по Большой Уссурке (Иману) 1-10 сентября 2010 г.

Вот уже много лет меня и моего друга Геннадия Набережных из Тихоокеанского института биоорганической химии ДВО РАН занимала идея сплавиться с рыбалкой по Большой Уссурке (Иману), пересекая наискосок большую часть Приморья по линии Дальнегорск – Дальнереченск. В принципе, ничего сложного в этом путешествии нет, за исключением участка перед селом Мельничное. Леша Банников, патриарх приморских туристов, сказал нам: «Ребята, не суйтесь вы в эти разбои». Мы сунулись, но о «разбоях» позже.

Альбом: Сплав по Большой Уссурке (Иману) 1-10 сентября 2010 г.

Погода стояла отличная, настроение – соответственное. В автобусе на Дальнегорск было тесно и душно, но наш третий спутник, Виктор Зубов, сделал все необходимое, чтобы поездка проходила в дружеской атмосфере: за время пути он сплотил вокруг себя треть пассажиров автобуса, среди которых большинство составляли женщины, так что шутки и смех не стихали всю дорогу.
Альбом: Сплав по Большой Уссурке (Иману) 1-10 сентября 2010 г.

Вечером в Дальнегорске нас встретил Валерий Двужильный – известный далеко за пределами Приморья «охотник за НЛО» и тут же предложил изменить маршрут и поехать с ним в Реттиховку. Там, в образовавшихся после выработки угля глубоких (более 100 м) искусственных озерах, он зафиксировал источник (движущийся вблизи дна) ультразвукового излучения и теперь, обзаведясь новой аппаратурой, решил его «прощупать». Предложение было интересным, но мы не «повелись», поскольку сплав по Иману был задуман нами давным-давно.
Валерий загрузил нас в свой микроавтобус и через село Тайга по лесовозной дороге повез ко «второму мосту» – плановому началу сплава. Это место, выбранное нами благодаря рекомендациям, прочитанным в интернете, расположено примерно в 70 км от Дальнегорска. Добрались мы туда уже по темноте, поставили палатку и переночевали вблизи дороги. Утром вид узкой речонки, явно не пригодной для сплава, заставил нас усомниться в правильности выбора точки отсчета. От проезжавшего мимо местного штатного охотника узнали, что мост, у которого нас высадил Валерий, – действительно второй по счету, но он расположен на речке Березовая. А нам, по его мнению, нужен второй по Иману(!) мост, поскольку все сплавляются от того места. А это еще 30 км вперед по лесовозной дороге. Ситуация осложнялась тем, что лесовозы, которые изредка появлялись на дороге, шли на свою базу всего в 7 км от места нашей ночевки. А ведь нам-то надо было гораздо дальше...
Но мы ничуть не расстроились. Путешествие успешно развивалось, мы здорово приблизились к месту начала сплава и даже узнали, что лесовозы «Ивеко» и белые «Камазы» работают в том краю, куда нам нужно. Правда следующий водитель сказал, что у той бригады сегодня отгулы, но мы твердо махали руками до тех пор, пока единственный за весь день попутный лесовоз не подобрал нас и не отвез до нужного места. Как раз, именно в этот день ему нужно было кто-знает-куда ехать, а это как раз – через второй мост!

Альбом: Сплав по Большой Уссурке (Иману) 1-10 сентября 2010 г.

Само-собой, мы поняли, что небеса нас поддерживают, и решение о сплаве было верным! К тому же, как только мы высадились у заветного второго моста, невесть откуда прилетел коршун (Виктор сказал, что это был орел) и долго и эмоционально о чем-то кричал. Бывший десантник Виктор быстро нашел замысловатой формы корягу, нарек ее символом местных духов и тут же принес им жертву в виде кусочка тушенки и крови из собственной ноги, порезанной выше колена острейшим ножом отечественного производства. Заточка у ножа, как и было указано производителем, оказалась действительно очень хорошей, порез был длиной больше 10 см, к счастью неглубокий. Гена, напротив, ног не резал, но подобно Александру Македонскому (над которым так же летал орел) отважно бросился вперед, нырнув в студеные волны Имана прямо у моста (о чем горько пожалел впоследствии, но об этом позже). Мне показать свою доблесть не удалось, поскольку пришлось оказывать доврачебную помощь Виктору. Хотя… возможно, моя доблесть должна состоять в помощи людям?
На следующий день, в торжественной обстановке подготовки нашего плавсредства (ПСН-6) к спуску, я обнаружил, что мой болотный сапог выше голеностопа полностью сопрел, его резина растрескалась и от воды совершенно не защищала. Пришлось обклеить его красивой оранжевой ПСН-кой (прорезиненной тканью, срезанной с крыши плота). Кстати, плот сопрел почти так же, как и мой сапог. За многие годы прежних походов он «обзавелся» более чем двадцатью заплатами, некоторые из которых заметно «сифонили». А попавшая внутрь влага за время хранения с прошлого сплава подточила его крутые бока изнутри. Он страдал недержанием воздуха, как старенький дедушка – сами знаете чем. Когда мы сбросили его на воду, он «запузырил» со всех сторон. Дырок и протертостей было полно, к счастью, почти все они были маломощными, поэтому клеить все подряд было бессмысленно. К тому же, ну не было у нас с собой столько ткани для латок!

Альбом: Сплав по Большой Уссурке (Иману) 1-10 сентября 2010 г.

Все последующие десять дней сплава мы добавляли ежедневно по две-три новенькие заплатки на самые крупные дырки, и в конце сплава плот стал выглядеть еще красочнее, чем перед стартом. Спасала «лягушка» (ручной насос), которой мы регулярно подкачивали плот. Если в начале сплава ЭТИМ мы занимались раз десять за день, то в конце пути качали практически беспрерывно. Кстати, такое упражнение неплохо укрепляет руки и грудь.

Альбом: Сплав по Большой Уссурке (Иману) 1-10 сентября 2010 г.

Геннадий – старший научный сотрудник, кандидат наук, поэтому к рыбалке он подходил вдумчиво, нетривиально, как положено ученому. В первый же вечер у второго моста он соорудил кораблик (водный змей), к которому на поводках прицепил две своих лучших «мыши», оснащенных мощными тройниками, чтобы плавая всю ночь напролет кораблик, без участия своего создателя в процессе рыбной ловли, выловил хищного тайменя или хотя бы хорошего ленка, а может, даже двух. К сожалению, сильные рывки Гены для изменения положения кораблика в быстрых струях Имана привели к обрыву шнура крепления, и кораблик поплыл по реке в сторону Уссури, затем Амура и, впоследствии, вероятно, Татарского пролива. Весь следующий день мы высматривали его по окрестным берегам. Кораблик мы не нашли, но поняли, что инновации на Имане «не прокатывают», а потому впоследствии просто рыбачили на светленькую (вода в Имане темноватая) муху с подсадкой ручейником и без него. Хариус и ленок ловились вполне прилично.

Альбом: Сплав по Большой Уссурке (Иману) 1-10 сентября 2010 г.


«Мышковать» пробовали неоднократно, но за все время удача в виде хорошего ленка улыбнулась мне лишь в третью ночь. На блесну ловилось плохо. Как оказалось, нужно было использовать «Блю фокс» белого или желто-черного цвета, а у нас их не было.
Погода радовала нас почти все время. Пару раз ночью шел небольшой дождь, а утро встречало туманом... Очень красиво, когда он, языками извиваясь между сопок, уползает вдаль! 

Альбом: Сплав по Большой Уссурке (Иману) 1-10 сентября 2010 г.

А вот ночь с 6 на 7 сентября мы запомним надолго. Шли до темноты, выглядывая подходящее для ночлега место. Остановились в устье маленького ручья, впадавшего в Иман по левому берегу. Место было глухое, угрюмое, с трудом нашли свободный пятачок среди упавших кедров и елей. Я проснулся от каких-то вспышек света, которые увидел в зашторенной палатке сквозь закрытые веки. Было три часа ночи. Разбудил друзей, вылез из палатки. Звезды сверкали как бриллианты, было холодно и очень тихо. Со стороны китайской границы небо полыхало, как в фильмах про войну. Виктор, в прошлом не раз оказывавшийся под обстрелом, сказал, что так рвутся артиллерийские склады. А если вспышки будут приближаться, то, скорее всего, это война. Представьте наше состояние: неделю не имеем никакой информации, а тут такое творится! Прислушались. Поначалу грохот был чуть слышен, потом стал нарастать. «Переносят огонь от границы», – сказал бывалый Виктор. Но понемногу стало ясно, что война отменяется, поскольку обстановка все больше напоминала приближающуюся грозу. И, наконец, «влупило» так, что нашу палатку вместе с тентом капли дождя прошибали насквозь!
Слава Богу, не война!!!
Альбом: Сплав по Большой Уссурке (Иману) 1-10 сентября 2010 г.

Сильнейший ветер не стих даже утром, после грозы. Резко похолодало, совсем близко ревели изюбры, хотя день уже начался. Вокруг стоял такой треск, как будто неподалеку развлекался великан, ломая все вокруг. По берегам Имана стоит много больших деревьев с подмытыми корнями. Метрах в тридцати от меня внезапно рухнул такой исполин, да так, что земля вздрогнула, а сердце в пятки ушло.
В середине дня мы подошли к залому. Для тех, кто «не в теме» – поясняю. Залом – это баррикада из стволов деревьев, снесенных рекой во время половодья в место с медленным течением и крутыми поворотами русла. Заломы могут полностью перегораживать реку, за десятки лет из собранных в кучу деревьев формируются острова, на сгнивших – вырастают новые деревья. Судя по внешнему виду, наш залом стоял в этом месте лет сто. 

Альбом: Сплав по Большой Уссурке (Иману) 1-10 сентября 2010 г.


Я ушел на разведку по левому берегу, а Геннадий – по правому. Он чуть не утонул, провалившись между бревен, которые с виду выглядят устойчивыми, но могут сорваться даже при легком нажатии на них. Ну а я выяснил, что на несколько километров вперед русло практически не пригодно для обычного сплава. Залом образовал плотную «пробку» в русле на протяжении двухсот метров, а затем река разбивается на три-пять рукавчиков, каждый из которых напичкан упавшими в русло деревьями, и плыть по ним, не рискуя изорвать плот в клочья (кстати, мы их не раз видели ниже по течению), – невозможно. 
Альбом: Сплав по Большой Уссурке (Иману) 1-10 сентября 2010 г.

Так что через каждые 30-50 метров сплава нужно было бы разгружать его, вытаскивать вещи, обносить снаряжение мимо лежащих в русле (или поперек его) деревьев, затем тащить плот через кустарник, рискуя проткнуть его сучьями, к свободной воде или рубить просеку, если кусты стояли совсем тесно. Тащить на себе по берегу вдоль реки снаряжение и плот (общим весом свыше 200 кг) пока «разбои» не закончатся в нашем возрасте, когда младшему – «за пятьдесят» представлялось совсем плохим решением. Короче, предстояло выбрать путь между очень тяжелым и героическим.

Альбом: Сплав по Большой Уссурке (Иману) 1-10 сентября 2010 г.


За последующие два дня непрерывного продирания сквозь кусты, обноса препятствий на воде, протискивания сквозь упавшие в воду деревья, заклеивания дыр в плоту, зверской работы веслами на быстрой воде во время водного слалома вокруг «топляков», работы пилой и топором, мы вымотались совершенно! Гену, наконец, «торкнуло» молодецкое купание в холодной речке – его правая рука и плечо болели так, что он шевельнуться не мог, не то, чтобы махать веслом.
Короче, «в разбои» я больше не ходок!
Тем не менее, настроение было отличное! А когда, наконец, мы добрались до села Мельничного, – почувствовали себя почти героями, ведь этот участок реки с «разбоями» народ, как правило, не проходит: рыбаки сплавляются от второго до третьего (через Иман) моста и едут домой, а особо заядлые туристы объезжают неудобный участок реки по дороге от третьего моста до Мельничного и сплавляются дальше. Кстати, в «разбоях» мы обнаружили череп необычной формы, судя по его размерам довольно большого животного. Старый, с прозеленью, но без повреждений. Удивило, что на нем не нашлось места для глазниц и зубов. Такое впечатление, что у этого животного глаз не было вовсе или они помещались на нижней челюсти. 

Альбом: Сплав по Большой Уссурке (Иману) 1-10 сентября 2010 г.

В Мельничном я пошел за хлебом, а Гена поплелся за медицинской помощью. Покупая хлеб (такого вкусного давно не ел) в местной пекарне, совмещенной с магазином, был приглашен на празднование дня ангела пекаря Валентины, по случаю чего произнес столь цветистый тост, что она затребовала доставить весь наш экипаж на «продолжение банкета». Я поблагодарил и пошел искать больного друга. Нашел его у местного фельдшера, Натальи Владимировны Денисовой, с обезболивающим уколом в ягодице и скипидарной мазью в руке, «совершенным орлом», с жаром рассказывающим о блокировании синтеза простогландинов.
Нас, мужчин, лечить очень просто: прикосновение рук симпатичного врача (женщины, естественно) творит чудеса – мы снова в форме…

Альбом: Сплав по Большой Уссурке (Иману) 1-10 сентября 2010 г.

Дальше было легче, но не намного. Витю дома ждал кобель Пират, которого сосед обещал кормить только до 8 сентября, а мы, как оказалось, из-за «разбоев» на два дня просчитались с определением срока нашего возвращения из экспедиции. Так что в ущерб рыбалке опять пришлось махать веслами, чтобы Витина животина не сдохла от голода.
По мере приближения к месту слияния Имана с Арму мы, по табличкам на прибрежных деревьях, выяснили, что плывем по территории Национального парка «Удэгейская легенда». Вскоре нас встретили его охранники, строго приказавшие предъявить разрешение на проход («Провала») и показать, что мы выловили из реки. Денег не требовали, в процессе разговора оказались вполне доброжелательными людьми, но у нас сложилось мнение, что в будущем сплав по рекам вряд ли останется бесплатным и свободным…
Тем не менее, наша экспедиция завершилась в поселке Дальний Кут вполне благополучно. Правда, оказалось, что автобус оттуда в райцентр не ходит уже несколько лет. Но нам (нас) опять повезло. Пока мы упаковывались, приехали «отдыхать» какие-то добрые люди. Их УАЗик обратно шел пустой и подхватил нас до Рощино.
В походе порой вкалывали так, что ныли все частички тела, а косточки в спине, руках и ногах болезненно цеплялись друг за друга, но настроение было – лучше некуда. Ели как «на убой», но сбросили немного лишних килограммов и, что особенно важно, пару десятков лет. Рыбы наловили не так уж много, но нам хватало: и ухи, и жареной рыбки поели вдоволь. Так что все отлично!!!
Альбом: Сплав по Большой Уссурке (Иману) 1-10 сентября 2010 г.

Александр КУЛИКОВ
Наши фотографии можно посмотреть здесь:

Комментариев нет:

Отправить комментарий