Перепечатано с официального сайта Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина
Стенограмма встречи:
Стенограмма встречи:
В.В.Путин: Добрый день! Я хочу ещё раз вас поприветствовать и поздравить с началом учебного года и с таким замечательным учебным корпусом!
Я здесь не первый раз. Как вы слышали, принимал участие и в оформлении самой идеи строительства этого учебного заведения, этого института. Бывал здесь в ходе строительства. Но, конечно, когда смотришь окончательный продукт, это производит особое впечатление.
Думаю, что этот институт будет предметом гордости и Сибирского федерального университета, и отрасли, ради которой он создавался, и всей образовательной системы страны. У нас очень хорошие традиции в сфере подготовки специалистов этого профиля: Институт имени Губкина в Москве, Горный институт в Петербурге и вот будет в Сибири. И это очень хорошо, потому что это значит, что площадка подготовки кадров максимально приближена к зоне, условно говоря, боевых действий. Потому что именно в Сибири, особенно в Восточной Сибири, мы планируем развернуть большие, масштабные работы. И это естественный процесс. Это не потому, что кому-то захотелось именно так поступить, а в силу известных причин, и вы наверняка о них знаете. Они заключаются в том, что в Западной Сибири, вообще в западной части страны, истощаются месторождения, и наши компании вынуждены уходить в Восточную Сибирь, на Дальний Восток, выходить на шельф. А это всё-таки очень специфическая работа: она более дорогая, масштабная, здесь нет инфраструктуры, здесь другая геология – в общем, она имеет свою специфику. Это, на мой взгляд, конечно, одно из самых интересных направлений сегодня. Но вы об этом и так наверняка знаете, поэтому предлагаю поговорить о тех проблемах, которые вас сегодня интересуют, – связанных с учебным процессом или не связанных с ним напрямую, но так или иначе вас интересующие. Давайте воспользуемся этой возможностью и побеседуем. Пожалуйста.
М.А.Орешина: Здравствуйте, меня зовут Орешина Мария, я магистрант второго курса Института космических и информационных технологий СФУ. У меня вот какой вопрос.
Наш университет сейчас переходит на двухуровневую систему образования – это бакалавры и магистры. И часто бакалаврам при трудоустройстве на инженерные специальности отказывают по формальным причинам, потому что по квалификационным стандартам идёт несоответствие – по ним инженером может быть специалист. И поэтому при виде диплома бакалавра (это не специалист) им отказывают.
Скажите, пожалуйста, как можно повлиять на эту ситуацию, потому что студенты понимают, что за двухуровневой системой образования – будущее. Наука это понимает, но как объяснить работодателям?
В.В.Путин: Этим недотёпам...
М.А.Орешина: Как объяснить работодателям, что это действительно такой важный процесс?
В.В.Путин: Здесь могут быть две причины: одна – содержательная, а вторая – чисто психологическая. Содержательная заключается, на мой взгляд, в том, что предприятие хочет с большой степенью вероятности получить хорошего специалиста, в будущем успешного, и если кому-то отказывают, просто, значит, они не уверены в том, что это будет именно такой, нужный им специалист. А ссылки и причины отказа могут быть самые различные. Не было бы этой, нашли бы другую.
Но есть и другая, на мой взгляд, составляющая – чисто психологическая. Почему-то, видимо, многие считают, что людям, которые получают образование в рамках первой ступени, вот эта двухступенчатая система не даёт полноценного высшего образования. А это не так, это полноценное высшее образование. Поэтому нужно какое-то время, нужна работа с потенциальными работодателями. Но есть ещё одно направление, которое кардинальным образом, на мой взгляд, должно поменять ситуацию, а именно совместная работа будущих работодателей и учебных заведений, такая, как здесь, например.
Вот только сейчас Сергей Михайлович Богданчиков, руководитель «Роснефти» – компании, которая вложила основные средства в создание этого института, рассказывал мне о той системе подготовки кадров, которую создала эта компания. Они начинают со школ. У них 60 довузовских учебных заведений, с которыми они работают на постоянной основе: поддерживают их материально, ищут там талантливых ребят, потом вот такие опорные точки в вузах создают.
Когда есть такое взаимодействие, тогда проблем с трудоустройством у выпускников не возникает. И не возникает проблем у самих компаний – необязательно нефтегазовых, каких угодно, других. Вот по этому пути надо идти.
О.В.Денисенко: Владимир Владимирович, меня зовут Ольга Денисенко. Я учусь на пятом курсе Института экономики, управления и природопользования СФУ.
В.В.Путин: На пятом?
О.В.Денисенко: На пятом.
Вы наверняка слышали, что Сибирский федеральный университет ведёт активное международное сотрудничество и развивает профессиональные связи с различными крупными научными, образовательными центрами как в России, так и за рубежом.
Наших студентов и аспирантов часто приглашают принять участие в стажировках, конференциях в страны Европы. Там очень развита академическая мобильность, но нам, российским студентам, достаточно тяжело так активно принимать участие в этом научном обмене, в том числе и по причине сложности получения шенгенской визы. Я сама лично столкнулась с этой проблемой при поездке на конференцию в Европу. Я бы хотела задать такой вопрос в этой связи. Можно ли ожидать упрощения визовых правил для поездок в научных, образовательных целях в страны Европы?
В.В.Путин: Считаю, мы должны вместе с нашими европейскими коллегами вести дела к безвизовому режиму. И в общем и целом подавляющее большинство наших партнёров в Европе поддерживает эту идею. Есть, к сожалению, те, кто по различным соображениям, в том числе по соображениям политического характера, так или иначе эту тему старается отодвинуть на второй план. Хотя, повторяю, большинство наших коллег и большинство стран Евросоюза вместе с нами готовы идти по этому пути – и мы в этом направлении движемся. На сегодняшний день достигнута договорённость об облегчении визового режима для студентов, аспирантов, журналистов, для депутатов различных уровней. Там пять категорий граждан, по-моему. Что касается студентов, как вы знаете, – наверное, вы должны были это почувствовать – у студентов принято решение, как минимум, не брать денег за оформление визы.
Реплика: Да.
В.В.Путин: Ну вот, видите. Значит, пока мы не дойдём до безвизового режима со странами Евросоюза, нужно сделать все для того, чтобы облегчить страдания нашим гражданам, в том числе и студентам. Особенно это связано с поездками. Но мы договариваемся (на основе взаимности права такие вещи делаются) об открытии дополнительных дипломатических пунктов, различных консульств и так далее там, где это возможно, и там, где есть желание у наших партнёров это сделать. Но генеральный путь решения проблемы – это безвизовый режим. Но это может быть сделано только на основе взаимности – это общая мировая дипломатическая практика.
Реплика: Спасибо.
М.С.Израилев: Владимир Владимирович, разрешите? Меня зовут Израилев Михаил, студент пятого курса Института военного обучения. У меня вопрос следующего характера. Мы все прекрасно знаем, что студенческая жизнь – это один из самых ярких наших моментов, это самая счастливая жизнь. Но наряду с этим студенты сталкиваются со многими трудностями, проблемами, одна из которых – материальная проблема. В последнее время мы часто слышим разговоры в средствах массовой информации, от других средств о повышении базовой стипендии студентам и аспирантам...
В.В.Путин: От каких других средств? (Смеется.)
М.С.Израилев: Мы сами этого ждём. Можем ли мы сами рассчитывать на повышение базовой стипендии?
Альбом: Студенты и школьники |
В.В.Путин: Мы говорили в начале года о том, что, к сожалению, в условиях кризиса мы не можем точно прогнозировать результаты экономической деятельности: всё скачет. Скачут и мировые цены. Пока нам не удалось восстановить в полном объёме докризисный уровень валового внутреннего продукта, а от него зависят сборы в бюджет. И мы в начале года объявили (я говорил об этом, выступая даже в Государственной Думе), что эти решения по индексациям в этом году либо в следующем мы примем по результатам экономической деятельности страны, по результатам работы экономики. Хотя, конечно, я прекрасно понимаю и согласен с Вами, что повышать нужно.
М.С.Израилев: В принципе мы можем надеяться?
В.В.Путин: Нам бы очень хотелось, но вот когда конкретно будут приняты решения, я не могу пока сказать.
О.В.Медведцева: Медведцева Ольга...
Реплика: Наш двукратный олимпийский чемпион, Владимир Владимирович.
В.В.Путин: Да, да. Я знаю.
О.В.Медведцева: Институт физической культуры и спорта. Как человек спортивный Вы, наверное, поймёте нашу проблему, зная её. Я в этом году закончила после ванкуверских Игр активные занятия спортом. Все спортивные проблемы знаю, что называется, изнутри.
Красноярский край наш вообще очень славится спортивными традициями. Наши ребята не раз практически с 1984 года защищают честь страны на всероссийских и международных соревнованиях, на Олимпийских играх и всегда привозят медали. Но проблема в том, что у нас обветшалые спортсооружения. И то, что сейчас мы имеем, – это всё было построено ещё к 1982 году, когда проходила спартакиада. У нас проводились две всенародные спартакиады. Там у них свои названия были, я еще маленькая была.
И сейчас министерством спорта края разрабатывается программа создания академии по зимним видам спорта, которая охватывает как раз практически все эти спортивные сооружения. Они нуждаются в реконструкции. Это удобно в том плане, что, во-первых, практически вся инфраструктура в черте города есть и ничего нового создавать не надо. Наш город уже имеет три лыжных стадиона. Будут трассы лыжные, по которым будут ходить, отдыхать наши горожане, можно проводить пешие прогулки. Также доступность прилежащей территории к Сибирскому федеральному университету позволит нашим студентам активно заниматься спортом.
И самое главное, наверное, для ребят, профессиональных спортсменов, это даст возможность проводить полноценные, хорошие рабочие тренировки. Академия по зимним видам подразумевает строительство не одного объекта. Это будут горнолыжные трассы, это будут лыжные трассы, бобслейные трассы...
В.В.Путин: А где, где это?
О.В.Медведцева: Это недалеко здесь, это будет на Николаевской сопке.
В.В.Путин: В школе?
О.В.Медведцева: Да. Уже первый опыт у нас имеется – это создание «Академии биатлона». У Вас, конечно, не было ещё времени, но если есть желание – здесь два километра буквально.
В.В.Путин: Снега, по-моему, нет ещё.
О.В.Медведцева: Роллерную трассу у нас в этом году обновили, у нас строится очень большой, огромный комплекс, который вмещает, будет вмещать спортивные залы, тренажерные залы, столовую, проживание на 80 человек.
В.В.Путин: Я сейчас был на Камчатке, посмотрел там местную...
О.В.Медведцева: У нас лучше в разы...
В.В.Путин: Я не сомневался в этом.
О.В.Медведцева: Красноярский край уже давно стал, наверное, кузницей чемпионов. А имея этот комплекс, огромный, полноценный, масштабный, мы могли бы претендовать даже на проведение детских Олимпийских игр. Амбициозное строительство, амбициозные планы у нас. Мы очень сильно надеемся на Вашу поддержку, нам это очень надо.
В.В.Путин: Это краевой проект, да? Край делает?
Л.В.Кузнецов (губернатор Красноярского края): Да, Владимир Владимирович. Я Вам в Новосибирске докладывал, презентацию делал. 750 млн «Академия биатлона» вкладывает. И дальше, как было сказано, на базе инфраструктуры, созданной в советское время, мы хотим строить, именно развивать те виды спорта, на которые мы сейчас получили государственный заказ от Росспорта. И, соответственно, это находится действительно в километре от университета и позволяет вовлечь миллионный город, население, студенчество, ну и действительно готовить специалистов. Ещё очень важно, что это позволяет сегодня спорту – он же связан ещё и с медициной, и наукой – здесь, используя базу университета, готовить тренерско-педагогический состав и проводить биомедицинские исследования. И вот этот симбиоз, я уверен, даст нам возможность готовить спортсменов к Олимпиаде 2014 года. А открытие биатлонной трассы, мы Вас пригласим, уже в следующем году – не трассы, а именно биатлонного комплекса, «Академии биатлона». Уверен, что наши биатлонисты будут скоро...
В.В.Путин: Вы с министерством в контакте?
Л.В.Кузнецов: Да, мы в контакте. Единственная просьба – чтобы нас включили в программу развития спорта России на 2006-2015 годы. Дальше мы с министерством отработаем уже и проектное решение, и более детально все остальные вопросы.
В.В.Путин: А что это даст вам, дополнительное финансирование?
Л.В.Кузнецов: Они сегодня уже финансируют «Академию биатлона» на 50 млн в этом году, и есть предварительное согласование на 150 млн в следующем. В целом министерство этот проект системно поддерживает.
В.В.Путин: Хорошо.
Л.В.Кузнецов: Поэтому Ваше принципиальное одобрение включения в программу, думаю, даст нам возможность выполнять эти задачи. Хочу сказать, что университет занял 1-е место на студенческой зимней Универсиаде и 2-е место на летней Универсиаде после Московского университета. Поэтому действительно наше студенчество сегодня не только отличается хорошими учебными показателями, но и активно занимается, имеет спортивные достижения.
В.В.Путин: Я в Москву вернусь, переговорю с министром. Актуализируем эту программу.
Альбом: Студенты и школьники |
Реплика: Я студентка пятого курса Института психологии, педагогики и социологии. Так как я студентка, приехавшая из региона...
В.В.Путин: А Вы откуда?
Ответ: Из Лесосибирска – это север Красноярского края.
В.В.Путин: Какая же Вы приезжая? Вы – местная. По сибирским-то масштабам это за углом.
Вопрос: У меня вопрос про общежитие...
В.В.Путин: Ну вот, я так и знал. Говорили, не надо к вам ходить.
Вопрос: На самом деле мы рады, что в прошлом году нам построили одно новое общежитие повышенной комфортности. Но так как мы университет федеральный, мы привлекаем студентов со всего федерального округа, а также иностранцев. По обмену мы должны приезжим предоставлять жильё, так же как если наши студенты туда уезжают... Студентов становится с каждым годом больше, чего нельзя сказать о количестве мест в общежитиях. Мы слышали, что мы были в программе на строительство общежитий, но строительство не ведётся. Будет ли оно вестись и можем ли мы на это рассчитывать?
В.В.Путин: Действительно, вы были в программе. Мы с губернатором вчера это активно обсуждали. Это недешёвые объекты: там три объекта планировалось, каждый стоимостью по миллиарду с лишним – 1 млрд 200 млн рублей. И должен сказать откровенно, что в связи с кризисом и необходимостью сокращения бюджетных расходов мы сократили и эту часть. В целом по стране у нас сейчас обеспеченность общежитиями – 80%. Но в Красноярском крае эта обеспеченность меньше. У меня в справках было 60%, но министр образования говорит, что даже 50% может быть. Поэтому здесь эта проблема является даже гораздо более острой, чем в среднем по стране.
Мы сократили эти расходы, к сожалению. Но я думаю, имея в виду остроту ситуации и то, что мы с вами сегодня запускаем новый учебный корпус, новое учебное заведение по сути... Мы постараемся эту проблему решить хотя бы по одному комплексу, а один комплекс представляет из себя строительство трёх зданий, трёх общежитий. 1 млрд 200 млн рублей край, наверное, даст, 400 млн мы из федерального бюджета направим. И, поскольку это Институт нефти и газа, поговорим с кем-то из наших ведущих нефтегазовых компаний. Не обязательно «Роснефть», Сергей Михайлович (обращаясь к С.М.Богданчикову – президенту компании «Роснефть»), не пугайтесь. Поговорим с нефтяниками, газовиками, от них ещё, надеюсь, получим финансирование. Таким образом, получите 1 млрд 200 млн рублей. Надеюсь, что мы обеспечим это финансирование быстро, и можно будет начать работу по строительству, тем более что проект уже есть.
Ю.И.Кирсанова: Меня зовут Юлия Кирсанова, я являюсь студенткой пятого курса Института языковой коммуникации и филологии. Сейчас очень актуально образование в течение всей жизни. Многие уже взрослые люди, имея диплом какого-либо вуза, снова поступают в университет для получения дополнительного образования. Скажите, если бы у Вас появилась такая возможность, то какое образование хотели бы Вы получить и в каком вузе?
В.В.Путин: То есть у вас сложилось впечатление, что мне нужно дополнительное образование?
Ю.И.Кирсанова: Если бы у Вас было время, например, сейчас, где бы Вы хотели учиться и по какой специальности?
В.В.Путин: Мне трудно назвать конкретное учебное заведение. Если Вы позволите, я бы назвал области знаний, которые для меня представляют интерес. Я частенько возвращаюсь к тем или иным проблемам, так, для себя – они, интересы, такой масштабный характер носят. Первое – мне всегда было интересно, как возникла наша Вселенная, как зародились галактики, как зародились планеты, как развивается космос. Я когда со специалистами разговаривал, а я нечасто, но всё-таки периодически возвращаюсь к этим проблемам, потому что это просто интересно... Вот сейчас наиболее распространённая теория возникновения нашей Вселенной – это так называемая теория Большого взрыва: огромная масса вещества скопилась, там внутренние процессы происходят, взрыв, и постепенно образуются планеты, галактики, звёздные системы. Что любопытно, как специалисты говорят, они не просто разлетаются, а разлетаются как фейерверк, как салют. И вот когда я разговаривал с одним из специалистов – теория Большого взрыва, огромная масса, материя скапливается... Кстати говоря, чёрные дыры, о которых часто упоминают, – это не дыры, как вы знаете, это как раз огромная масса материи огромной плотности. И вот я спрашиваю: значит ли это, что взрыв произошёл, потом эти чёрные дыры собирают материю вокруг себя, в себя всасывают, потом накапливается-накапливается, потом опять взрыв и опять всё значит? Он, один из специалистов, с которым я говорил, ответил: «Да, скорее всего, так и есть». Я его спрашиваю: «А откуда это всё взялось и когда?» Он говорит: «А это не к нам, это к другим специалистам нужно». В этой связи, как ни странно, меня даже теология интересует. Но Вселенная – это, конечно, такая глобальная вещь, когда начинаешь об этом думать – крышу сносит совсем.
Интересно, как развивалась наша Земля, наша планета. И в этой связи, конечно, геология – очень интересная наука, очень интересная. Вот я сейчас был в Якутии, на севере – реке Лене. Кстати говоря, там, где она впадает в океан, вот это место впадения реки в океан – второе по величине в мире после Миссисипи. Об этом мало кто знает у нас в стране.
Там отложения на берегах свидетельствуют о том, что здесь было тёплое море. А несколько тысячелетий назад в Европе был ледник несколько метров толщиной. Это вообще очень любопытные процессы. Они имеют даже практическое значение: как развивается, как дышит Земля, как она развивается, как меняется климат.
Говорят, что мамонты погибли от того, что наступило всеобщее похолодание. Я услышал там другую точку зрения: они погибли, потому что наступило всеобщее потепление. Поднялся уровень океана, суша начала сокращаться, образовались острова, где начали мамонты скапливаться, кормовая база была уничтожена – и они погибли там, на этих островах.
Геология, палеонтология – такие науки мне тоже очень интересны. История... Потому что планета, конечно, большая, но у нас самая большая страна в мире. Как она развивалась? Каковы интеллектуальные, духовные основы формирования такой огромной страны, как наша? Её отличие от других стран? Какие-то общие вещи... Что нас объединяет с современной цивилизацией?
Есть и другие направления, их много. Если мы будем сейчас об этом говорить – всё время займем. Но вообще я с Вами согласен, Юля: развиваться нужно постоянно. И как минимум самообразованием нужно заниматься всю жизнь. Кроме того что это полезно, это ещё и очень интересно.
Вопрос: Владимир Владимирович, разрешите вопрос? Вы сейчас как раз заговорили про науку и даже про климат, про палеоклиматологию. Я как раз являюсь специалистом по палеоклиматологии. Сегодня у нас в стране много говорится о возвращении людей из-за границы, о тех специалистах, которые в своё время уехали...
В.В.Путин: Это Вы как палеонтолог говорите?
Ответ: Я палеоклиматолог. Я в Калифорнийском университете шесть лет работал, проводил исследования, опубликовал множество статей и защитил там диссертацию.
Вернулся сюда, здесь работаю преподавателем на кафедре экологии и природопользования. Но проблема в том, что меня не засчитывают как кандидата наук. То есть я не могу даже подать на грант, не могу быть руководителем, ну и множество других проблем. Возможно ли надеяться, что та степень, которую я получил в Америке, которая вообще-то в мире признана везде, – можно ли надеяться, что я буду в правах уравнен?
В.В.Путин: Я понимаю, что для Вас это практическая проблема. Такие вопросы решаются так же, как и визовые проблемы, – на основе взаимности. Это, повторю ещё раз, тоже мировая практика. И у нас немножко разные системы защиты. Вы наверняка это знаете, Вы там работали, там защищались. Видимо, в Калифорнии так же, как во всей остальной части Соединённых Штатов, этот процесс происходит: там научные степени присваиваются в научном учебном заведении, где вы работаете и преподаёте. А у нас есть ВАК. Это разные системы. И это, конечно, вроде бы вопрос такой элементарный, но на самом деле нужно многое сделать, для того чтобы эти проблемы решить. Но мне кажется, что наше Министерство образования (министр где-то здесь должен быть) могло бы подумать как. Андрей Александрович, (обращаясь к А.А.Фурсенко) надо подумать над тем, как эту проблему решать для таких специалистов, чтобы не было таких административных обременений, которые мешают нормально работать. Можно наверняка разработать систему признания... Конечно, можно нос задирать, говорить, что мы всегда только на основе взаимности всё будем делать. Но нужно быть погибче... Посмотрите, пожалуйста.
А.А.Фурсенко: Владимир Владимирович, мы сейчас работаем над этим как раз, хотим определить некий список университетов, которые действительно дают хорошие дипломы. Потому что в той же самой Америке есть университеты, дипломы которых, наверное, с ходу принимать не стоит. Мы работаем сейчас над этим. Я думаю, что мы в ближайшее время, в этом году, этот вопрос решим.
В.В.Путин: Хотя бы на пути достижения этой цели надо таких людей уравнять в правах по поводу получения различных грантов, участия в конкурсах и так далее. Это точно Вы в состоянии сделать. Сделайте, пожалуйста, это быстро.
А.А.Фурсенко: Есть.
Альбом: Студенты и школьники |
Вопрос: Владимир Владимирович, позвольте, я продолжу. Меня зовут Валентин Копайло, я магистрант Института экономики, управления и природопользования СФУ. Вопрос экономический, касается реализации 217-го федерального закона, по которому вузы получили право самостоятельно создавать малые инновационные предприятия. После принятия этого закона и у нас в университете было создано более 20 таких предприятий, но они по большей части касаются сферы услуг, консалтинга. Были созданы и производственные предприятия, но для того чтобы начать свою деятельность, им необходима материально-техническая база, производственные помещения. А вузы сегодня при всём своём желании – я думаю, они этого хотят, – не могут вносить в уставные капиталы этих малых предприятий ни деньги, ни какое-либо имущество. Не могут предоставить льготное арендное помещение. Кроме того, вот эти малые предприятия, которые созданы с участием вузов, лишены возможности перейти на упрощённую систему налогообложения, что тоже изначально делает их менее конкурентоспособными. Какие-либо льготы, компенсации на региональном уровне эти проблемы решить никак не могут, то есть необходимо внести изменения в федеральное законодательство. Я слышал, что ещё в декабре прошлого года в Госдуму был внесён законопроект именно в части поправок в федеральное законодательство, которые часть этих ограничений снимают. Скажите, пожалуйста, как скоро такие поправки будут приняты, потому что до сих пор их нет на федеральном уровне? И готовит ли нам Правительство какие-то дополнительные меры поддержки именно в части малых инновационных предприятий при вузах?
В.В.Путин: Вы правы. И, судя по всему, нужно внести такие изменения в 217-й закон. Ограничения, о которых Вы сказали, существуют, они связаны с другими законами. Вот малое предприятие создано, но оно, для того чтобы работать в стенах своего собственного учебного заведения, на базе которого создавалось, вынуждено идти на конкурс. Правильно? Потому что вуз не имеет права отдать этому предприятию оборудование, помещение без конкурса и так далее. Откровенно говоря, в своё время просто об этом не подумали. Нужно внести изменения, о которых Вы сказали, и мы это сделаем.
Реплика: Спасибо.
В.В.Путин: Андрей Александрович (обращаясь к А.А.Фурсенко), пометьте. Это абсолютно правильное замечание!
А.А.Фурсенко: Владимир Владимирович, по внесению имущества. Поскольку университет стал автономным учреждением, это уже сегодня могут сделать.
В.В.Путин: Да, но помещение сдать в аренду он не может. Имущество внёс, а потом выставили на конкурс, пришли два какие-нибудь гражданина и сказали, что они возьмут это по оптимальной цене, оформили договор аренды, а потом придут к нему и скажут: мы решили тебя в субаренду сдать, твоё помещение. Надо избежать таких ситуаций.
С.Н.Латышенко: Владимир Владимирович, Сергей Латышенко, аспирант Сибирского федерального университета, по совместительству председатель молодёжного правительства Красноярского края. Затронули тему автономности. Слава Богу, наш вуз стал автономным в этом году. Понятно, что это – больше свободы в распоряжении финансами, имуществом, но, с другой стороны, определённая ответственность. Но вот ряд СМИ и зачастую даже сами преподаватели высказывают опасения относительно того, что переход в автономку в вузах приведёт к полной коммерциализации образования. Понятно, что так не должно быть, но, общаясь в силу своей работы со студентами, молодыми семьями, я понимаю, что такие опасения действительно существуют. Ребята переживают. Хотелось бы всё-таки у Вас уточнить: не приведёт ли переход вузов в состав новых учреждений к сокращению бюджетных мест?
В.В.Путин: Нет. Закон-то совсем про другое. Я часто слышу такие опасения, но закон о другом совершенно – о том, чтобы предоставить в данном случае высшим учебным заведениям больше прав и свобод. У вас я обратил внимание на вывеску на здании: улица Свободная, по-моему, называется. И смысл всего этого мероприятия, связанного с этим законом об автономных учреждениях – предоставить учреждениям больше свободы в распоряжении своим имуществом и получаемыми внебюджетными средствами.
Конечно, это больше ответственности налагает на учебное заведение. Но ситуация, на мой взгляд, гораздо более привлекательная, чем быть просто бюджетным учреждением, которое сидит на смете. Потому что, когда сидят на смете, всё нельзя. В том числе нельзя и сдать вне рамок действующего законодательства помещение, допустим, в аренду.
По идее вся внебюджетка, которая получается, скажем, от какой-то деятельности, должна быть сдана в бюджет. Там сейчас много исключений наделали, но лучше сделать, привести всё в соответствие со здравым смыслом и с потребностями развития высшего учебного заведения.
Что касается коммерциализации, она и сейчас происходит, коммерциализация. Только скрытым или полускрытым способом. Но самый-то главный вопрос – не приведёт ли это к тому, что у нас исчезнут бюджетные места в вузах? Не исчезнут, потому что, повторяю ещё раз, это закон о другом. Сколько сегодня вуз получал в рамках сметного финансирования – столько он и будет получать от государства в рамках государственного заказа. В этом смысле объём финансирования не снижается, а возможности распорядиться имуществом и деньгами, которые получаются в ходе деятельности, увеличиваются и расширяются.
С.Н.Латышенко: Продолжая тему автономных учреждений...
В.В.Путин: Вижу, что Вы – председатель правительства. Так не отстанете...
С.Н.Латышенко: У нас сейчас, с Нового года, вступают в силу поправки в федеральный закон как раз об автономных учреждениях. Там есть ряд достаточно серьёзных и интересных изменений. В том числе вводится перечень сфер, в которых возможно открытие автономных учреждений. Это перечень закрытый. Здравоохранение входит туда, понятно, образование, занятость, культура и так далее. И вот там почему-то нет таких сфер, например, как туризм, или, для меня особенно актуально, молодёжная политика. Это с чем-то особенным было связано? И можно ли ожидать расширения этого перечня?
В.В.Путин: Нужно подумать. Во всяком случае – что касается молодёжной политики, почему нет? Надо подумать. Я думаю, что Вы, Сергей, правы. Мы посмотрим.
С.Н.Латышенко: Потому что непонятно...
В.В.Путин: Да, согласен, согласен. Мне тоже непонятно. Когда над этим думали, какими-то руководствовались, наверное, соображениями. Но мне они пока неизвестны. Подумаем. Хорошо.
Альбом: Студенты и школьники |
Д.Ю.Запятой: Владимир Владимирович, добрый день. Меня зовут Даниил, студент пятого курса Института космических и информационных технологий СФУ. У меня к Вам следующий вопрос: на сегодняшний день до 20% студентов поступают в СФУ по целевому приёму. Но это отнюдь не гарантирует, что по окончании университета они вернутся на то предприятие, в тот муниципалитет, который их отправил, поскольку действующая нормативная база практически не предусматривает никаких санкций за то, что студент либо работает не по специальности, либо в другой какой-то частной компании. В связи с этим вопрос: что, если бы работодатели взяли на себя, с одной стороны...
В.В.Путин: Извините, что перебиваю. Вы сказали, Ваша специальность – «космические технологии», да?
Д.Ю.Запятой: Моя специальность – «компьютерная безопасность», Институт космических и информационных технологий.
В.В.Путин: Тогда понятно. Хорошо. Тогда можно работать в частной компании. Думаю, как же тот, кто с космосом связан, в какой-то частной компании собирается работать?
Д.Ю.Запятой: Что, если бы работодатели взяли на себя обеспечение некоторого социального пакета для студентов по целевому приёму, а студент в свою очередь был бы обязан затем трудоустроиться? И за это были бы предусмотрены некоторые финансовые санкции по возврату этого пакета. Но, с другой стороны, так же был бы введён общественный контроль за распределением этих самых мест со стороны общественности, средств массовой информации и других организаций. Как Вы относитесь к такому предложению?
В.В.Путин: Хорошее предложение. Ведь почему эта проблема возникает, о которой Вы сейчас сказали? Потому что хоть место и целевое, но то учреждение, которое якобы направляет на учёбу, оно за это не платит. Государство оплачивает это учебное место всё равно, государство. Только чисто формально есть некто, кто направляет на учёбу. Но он за это не платит и ответственности не несёт. А то, что Вы сказали, предполагает, допустим, заключение договора между студентом и в будущем молодым специалистом и каким-то предприятием. И тогда общественный контроль не потребуется, потому что возникают гражданско-правовые отношения и стороны должны будут нести определённую ответственность за весь процесс и по его окончании. Над этим, конечно, нужно подумать. Это хорошая идея и правильная абсолютно. Особенно если мы добьёмся хотя бы формального, копеечного софинансирования. Пускай предприятие и не несёт серьёзной нагрузки за обучение, но если оно хоть 5 копеек заплатит и подпишет этот договор, тогда возникают гражданско-правовые отношения.
Д.Ю.Запятой: Спасибо.
В.В.Путин: Мы подумаем, это хорошая мысль, правильная. Так, пожалуйста.
Вопрос: Владимир Владимирович, можно еще вопрос? Кристина, студентка четвёртого курса Института педагогики, психологии и социологии. У студентов во время учёбы возникают сомнения по поводу их будущего профессионального пути. В связи с этим вопрос: возникали ли у Вас такие сомнения, когда Вы учились, и как Вы их решали? Вот сегодня 1 сентября, многие студенты поступили, мне кажется, не на те специальности, так получилось, на которые они хотели. Вот этот диссонанс между тем, что хотел, к чему готовился, и тем, на что сейчас приходишь, Может быть, есть какой-то совет, как себя на правильный строй наладить? Посоветуйте, пожалуйста.
В.В.Путин: То есть Вы уже сейчас создаёте для себя рынок своих услуг? Это очень правильно.
У меня сомнений не было, после того как я поступил. У меня было много сомнений до поступления в вуз. Но когда я принял решение, я уже всё, двигался в этом направлении достаточно энергично и уже сомнения всякие не возникали.
Но у людей по-разному и жизнь складывается, и представления о том, что нужно сделать и что сделано, и что надо было бы сделать. Я к психологам не обращался. Но думаю, что вполне разумно было бы пообщаться и со специалистами Вашего профиля. Это я без всякой иронии говорю, вполне серьёзно.
А вообще-то сомнения присущи любому человеку, здесь нет вообще ничего особенного. Многие же студенты поучатся несколько лет в одном вузе, переходят в другой. Конечно, если это постоянные такие прыжки из одной области в другую, то это не очень хорошо. Но в целом получение образования по различным направлениям сильно расширяет кругозор. Сегодня, как мы знаем, и научные открытия делаются на стыке дисциплин. И вообще это очень интересно. Я, честно говоря, проблем здесь не вижу. Человек должен определиться.
Реплика: Спасибо.
Вопрос: Александр, начальник штаба строительных отрядов. У многих студентов, которые выпускаются, есть проблема такая – они начинают трудоустраиваться, и им не хватает опыта работы. Не то что не хватает, а работодатель требует опыта работы. Это большая проблема, которую могут помочь решить студенческие отряды, потому что можно поработать там и получить опыт. Наверное, у всех, кто здесь сидит, – либо они сами были в стройотрядах, либо родители были в стройотрядах.
Сейчас идёт возрождение, но раньше, когда мой отец занимался этим, было проще в том плане – все тендеры аукциона на строительство начинали стартовать где-то в ноябре-декабре и в апреле штат студенческих отрядов мог уже формировать заказы.
Сейчас вроде 94-й федеральный закон гласит, что все эти конкурсы начинаются в феврале, заканчиваются в мае. Неправильно?
В.В.Путин: Нет. Это связано с финансированием, особенно если речь идёт о государственном финансировании, с опозданием государственных структур своевременно доводить соответствующие лимиты до опредёленных организаций. До тех пор пока эти лимиты не доведены, организация не имеет права проводить тендеры и аукционы. Задача Правительства и задача региональных властей – сделать это раньше, где-нибудь хотя бы в ноябре.
Реплика: Ноябрь-декабрь...
В.В.Путин: Так, чтобы в декабре они могли уже осуществить...
Реплика: В мае мы не можем собрать студентов, потому что у них сессия.
В.В.Путин: Вы знаете, что это общая проблема. И студенческих отрядов, и оборонной промышленности, и судостроения, и авиации. Нужно просто раньше это делать.
В.В.Путин: Ну что ж, я хочу вам пожелать всего самого доброго, поздравить вас с началом учебного года и выразить уверенность в том, что по всем направлениям, которые мы сегодня обсуждали... Я, честно говоря, даже немножко удивлен, как вы формулировали проблемы, вопросы, – очень конкретно. Благодарен вам за постановку некоторых их них, потому что надеюсь, что по отдельным проблемам мы продвинемся в их решении – это и для нас подсказка. Мы пометили всё, Андрей Александрович некоторые проблемы пометил – постараемся их решить. И это будет иметь такой мультипликативный эффект – не только для тех, кто здесь, в этом зале находится, и для вашего института, но и для всей системы образования.
Поздравляю вас с началом учебного года! Всего вам доброго!
Комментариев нет:
Отправить комментарий