Опубликовано с любезного разрешения автора Юрия Алексеевича Авдеева
Не знаю, как эта статья будет воспринята нашими читателями.
Я просто хотел сказать, что если мы с нашими потомками хотим здесь жить, то у территории должна быть судьба не та, «куда кривая выведет», или что ей определит Москва, а та, которую мы сами хотим для нее и выстроим своими руками.
У нас под ногами такие ресурсы, а мы их просто не замечаем!
Кстати, приходилось ли Вам задумываться, чем отличается проектирование от прожектирования. Прожектор высвечивает в темноте то, что уже есть, а проектор показывает то, чего еще нет. Вот я и попытался спроектировать то, чего еще нет.
Многое осталось за рамками моей статьи, и я буду рад, если тема покажется интересной коллегам, и они предложат свое видение.
С уважением, Ю. А. Авдеев
150-ти летний юбилей Владивостока – это, бесспорно, великое событие, хотя на фоне, например, тысячелетия Ярославля, которое отмечается в этом же году, вроде бы ничего особенного. В публикациях к юбилею нашего города, взгляд, главным образом, обращен в прошлое, возвращая нас к неизвестным или малоизвестным историческим фактам.
А что если посмотреть на эту дату с позиций следующих 150, ну или хотя бы 50 лет, чтобы кто-то из ныне здравствующих молодых ученых и просто жителей Владивостока смог бы сопоставить мои «фантазии» с тем, что будет реализовано к тому времени. Взгляд – с позиций, когда город будет отмечать свое второе столетие – представляется весьма любопытным, как с точки зрения организации ряда научных исследований, так и с «колокольни» рядового жителя города. Ведь мы сегодня восхищаемся достижениями Сингапура или Сеула, Даляня или Харбина, и при этом редко кто отдает себе отчет, что всего полвека назад каждый из них был ничуть не лучше нынешнего Владивостока. Так почему бы и нам не сотворить подобное чудо в своем городе?
* * *
Скорость, с которой развивался Владивосток последние 50 лет, превосходила даже самые смелые фантазии. За это время город из рядового муниципального городского образования, с дефицитным бюджетом, сокращающимся населением, хаотической застройкой, нескончаемыми заторами на дорогах, превратился в один из крупнейших городов европейского типа в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Импульс его развития был обеспечен прошедшим во Владивостоке в 2012 году саммитом лидеров экономик Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества.
Это событие стало поворотным пунктом в глобальной политике России, когда по инициативе молодого Президента Российской Федерации окончательно определился ее восточный вектор. По существу во втором десятилетии ХХI века Россия стала выходить широким фронтом на взаимодействие со странами этой части планеты. Сюда устремились деловые люди из разных сфер, подталкиваемые десятилетним мораторием на налог на прибыль, возможностью привлечения относительно дешевой рабочей силы, а главное, широкими возможностями азиатских рынков. Контакты настолько расширились и участились, что это потребовало переноса работы Департамента азиатского и тихоокеанского сотрудничества Министерства иностранных дел Российской Федерации во Владивосток. Здесь же, вслед за восточной резиденцией Президента России, со временем разместились представительства почти всех стран АТЭС.
На территории Владивостока стали открывать свои офисы банки Сингапура, Гонконга, Шанхая, Токио. В значительной степени расширили свою деятельность и ведущие российские банки, вступая в конкурентную борьбу за клиентскую базу с иностранными финансовыми структурами. Возобновила свою деятельность Владивостокская фондовая биржа, приняв на себя часть функций Российской фондовой биржи, и за счет разницы во времени, удлинила срок ее работы на четверть.
А главное – на политический сигнал российского руководства отреагировали инвесторы. Они обратили внимание на то, что после существенных вливаний федерального центра в развитие инфраструктуры южного Приморья объемы финансирования не сократились, хотя теперь это были преимущественно деньги частного капитала, который развернул здесь серьезные инвестиционные проекты.
Придание статуса Особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на острове Русский, и верно избранная и согласованная тактика федеральных и местных властей привели к тому, что на эту территорию пришли деньги бизнеса крупнейших городов России. Каждый из них стремился создать здесь узнаваемые образы родных мест: питерцы «перенесли» на Русский Зимний дворец и Петропавловскую крепость, удачно использовав часть фортификационных сооружений острова, москвичи – Кремль и Красную площадь, Третьяковскую галерею и Пушкинский музей, Казань воспроизвела часть спортивных сооружений, которые к тому времени завершили к проходившей в Татарстане Универсиаде. Нижний Новгород, Екатеринбург, Томск, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск и многие другие города получили возможность реализовать себя, создавая на острове известные маркеры России. Между этими «городами» курсируют экскурсионные вагоны «малой» Транссибирской магистрали, позволяя гостям тихоокеанского побережья познакомиться с нашей страной.
Это стало настолько привлекательным для иностранных туристов, что буквально за несколько лет количество ежегодных посещений Владивостока иностранцами возросло до 3 млн. человек. Тогда это казалось невероятным, хотя с позиций 2060 года, это было только начало, и когда теперь перед городом стоит задача довести эту цифру до 9 млн. в год – это не представляется такой уж фантастикой.
И, разумеется, свою роль в росте численности населения города за эти годы сыграл Дальневосточный федеральный университет, в котором к настоящему времени обучается около 100 тыс. студентов. Более половины из них – представители стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Его модель существенно отличается от той, которая предлагалась изначально: наиболее привлекательными для молодежи разных стран и востребованными бизнесом оказались специальности инженерно-технической направленности и морского дела, поэтому в процесс формирования университета подключились известные вузы города, и в нем помимо точных наук, получили мощное развитие специализации в области инженерии и мореходства.
Тогда же было найдено решение по кандидатуре ректора университета. Был объявлен международный конкурс на замещение вакантной должности. Так во главе Дальневосточного федерального университета стал ученый с мировым именем, Нобелевский лауреат. Он заложил будущие контуры ведущего учебного заведения в регионе, при этом деликатно сохранив предшествующий опыт организации учебного процесса, сложившийся здесь.
Владивосток вряд ли смог бы выйти на такой уровень развития, если бы в свое время не был поднят вопрос депутатами Государственной Думы Российской Федерации о статусе восточной столицы России, и наделении его статусом субъекта Федерации. Идея в принципе не нова, нечто похожее задумывал еще Н.С. Хрущев, намереваясь подчинить Владивосток напрямую Совету Министров Российской Федерации, и отдельно его планировать по капитальным вложениям и по коммунальному хозяйству. Собственно, речь не только и даже не столько о порядке формирования городского бюджета, хотя это немаловажная статья развития города. Гораздо важнее, что в сферу его полномочий вошли те виды деятельности, которые и обеспечили импульс развития города. Во-первых, были изменены границы города, которые определялись границами водосборного бассейна акватории залива Петра Великого. В результате в черту нового субъекта федерации вошли города Артем и Большой Камень, Надеждинский и значительная часть Шкотовского и Хасанского районов. Столицей Приморского края стал город Арсеньев, тогда как Уссурийск взял на себя функцию центра приграничного сотрудничества с близлежащими провинциями северо-востока Китая. Вот уже третье десятилетие работают приграничные экономические комплексы, удачно объединяя ресурсные, технологические, инвестиционные и управленческие возможности и достижения двух наших стран.
Во-вторых, был не только решен вопрос о разграничении ответственности и передаче значительной части территории городу, но и акватории, которая стала предметом ведения городской власти. Этот шаг буквально в считанные годы позволил решить экологические проблемы прибрежной зоны Владивостока, его жители теперь без опасений могут купаться и наблюдать за заходящими в Амурский залив китами. Одним из самых больших достижений в изменении экологии города стала глубокая рекультивация бухты Золотой Рог. На протяжении почти двух десятилетий донные осадки тяжелых фракций нефтепродуктов являлись источником сырья для строительства новых дорог.
В-третьих, если ранее в ведении города находилось не более пяти процентов территории города, то теперь, за исключением небольших участков мест дислокации подразделений Министерства обороны, вся основная территория находится в ведении городских властей. Это позволило не только решить проблемы жилищного строительства путем малоэтажной застройки, но и создать в городской черте (в его зеленой зоне) на площади около 100 кв. км крупнейший национальный парк, где обитает практически вся флора и фауна российского Дальнего Востока и Сибири.
Понятно, что в управлении городским хозяйством за это время произошли кардинальные изменения. Как ни странно, при увеличении городского бюджета на порядок, число городских чиновников сократилось примерно на треть. Это оказалось возможным благодаря тому, что значительная часть функций была передана бизнесу, когда, например, открылось, что жилищно-коммунальное хозяйство может быть не только интересным делом, но еще и давать приличный доход, освобожденный от налоговых обременений. Сегодня эта сфера деятельности в городском хозяйстве не представляет собой того кошмара, каким это было ранее, поскольку с расширением границ города появилась возможность обустройства инженерных сетей на новых территориях под строительство малоэтажного жилья. Это в значительной степени сняло нагрузку с дряхлеющих инженерных сетей за счет переселения значительной части горожан в пригородную зону, дало возможность осуществлять не только реконструкцию жилых зданий или их полную замену в центральной части города, но и коренным образом заменить все подземные коммуникации.
Несмотря на интенсивный миграционный приток, за три десятилетия городу удалось не только полностью обновить весь жилой фонд, но и создать своего рода избыток жилья, позволивший желающим стать жителями нашего города. Решение этой задачи было обеспечено в первую очередь стратегическим выбором курса на то, что жилая недвижимость есть один из основных капиталов города, ускоренный прирост физических объемов которой обеспечивает не только рост его стоимости, но и создает условия для привлечения высококлассных специалистов. Если на первых этапах своего бурного развития, при закладке нового основания города, власти могли привлекать преимущественно малоквалифицированную рабочую силу, что, собственно, было неизбежной, вынужденной мерой, но с накоплением инфраструктурного капитала города, появились более эффективные рычаги воздействия на миграционные потоки, создающие определенные барьеры для его слабо капитализированной части, и обеспечивающие дополнительные стимулы для высококвалифицированных кадров.
Ставка на миграционный приток в город извне полностью себя оправдала, поскольку помимо бурного притока большого числа новых рабочих рук, это еще оказало существенное влияние на демографические показатели населения города. Смешанные браки стали вполне обыденным делом. Вначале в общественной среде это воспринималось если не настороженно, то, во всяком случае, достаточно скептически, но со временем стало ясно, что это еще и возможность без особых затруднений получить российское гражданство. А решение этого вопроса оказалось очень актуальным для многих иностранцев из соседних стран.
Кроме того, в рамках АТЭС был поднят и успешно решен вопрос о создании единого рынка труда стран северо-восточной Азии. После длительных обсуждений и трансформаций национальных законодательств в сфере трудовых отношений был создан союз четырех государств (позже к нему присоединились Монголия и Вьетнам), основу которого составлял механизм регулирования трудовых потоков между ними. Это позволило в значительной степени решить вопросы трудоустройства сотен тысяч безработных в одних странах, обеспечить трудовыми ресурсами другие, а главное – создать надежную защиту прав трудовых мигрантов.
На протяжении десяти лет на территории Владивостока существовала особая миграционная зона, обеспечившая в довольно короткие сроки приток строителей из Китая и Северной Кореи, чем собственно и объяснялись небывалые темпы жилищного строительства в те годы. За это же время была практически реконструирована деловая часть города: исчез стихийный новодел начала ХХI века, восстановлен архитектурный облик города конца ХIХ – начала ХХ вв., постепенно выведена большая часть жилого фонда в центре города, лишь в некоторых местах сохранился фонд социального жилья, обновленный по заказу городской администрации. Строительство малоэтажного жилья продолжается вдоль акваторий Амурского и Уссурийского заливов, за эти годы здесь разместилось более двух третей населения города, что в значительной степени сняло нагрузку с городских подземных коммуникаций, заметно улучшило экологическую обстановку в городе. Правда, для этого пришлось продолжить мостостроительные работы в городе.
Вслед за мостами через бухту Золотой Рог и Босфор Восточный, низководного моста с полуострова Де-Фриз на Седанку, был построен 18-ти километровый мост на полуостров Песчаный, опоясав скоростной автомагистралью северную часть Амурского залива и обеспечив тем самым возможность вовлечения в жилищное строительство огромных массивов территории. Международное признание высокого уровня профессионализма российских мостостроителей позволило городу взять новую высоту, связав в единую гирлянду мостами почти два десятка островов начиная с Русского, Попова и Рейнеке до выхода на Славянку. Город, ставший не только признанным центром судостроения и судоремонта, но и одним из самых посещаемых туристско-рекреационных центров.
Владивосток в рекреационном плане занял первое место не только среди городов России, обогнав Москву и Санкт-Петербург, но и приблизился к таким городам как Шанхай, Гонконг, Сингапур. Самое большое удивление у туристов вызывает то, как изменилось состояние бухты Золотой Рог. По мере рекультивации и приведения в первозданное экологическое состояние этой акватории, стала совершенно очевидной нелепость нахождения здесь не только производственных цехов Дальзавода и других судоремонтных предприятий, но и автосборочного производства. Северный берег бухты был полностью освобожден не только от производственных зданий, но и всех контор, складских и торговых организаций. Самым сложным оказалось решение вопроса о вынесении из бухты кораблей военно-морского флота и штаба Тихоокеанского флота. В конечном счете корабли и штаб разместили в бухтах Новый Джигит и Островная юго-восточной части острова Русский. А бухта Золотой Рог стала любимым местом отдыха горожан. Ее главной достопримечательностью является Музей Тихого океана, инициаторами организации которого выступили Тихоокеанский океанологический институт и Тихоокеанский институт географии ДВО РАН. На Байкале есть Лимнологический институт и при нем – музей, а во Владивостоке было решено создать музей Великого Тихого океана. Сегодня это одно из наиболее посещаемых мест в городе.
Бесспорно, решение Федерального центра о переносе части столичных функций во Владивосток, сыграло свою позитивную роль. Но также сделала свое дело ставка местных властей на развитие туризма. С одной стороны, это оказалось привлекательным для инвесторов, обеспечив быструю окупаемость проектов. С другой стороны, город, по мере роста доходной части бюджета, стал чаще обращаться к заемным ресурсам на инфраструктурные проекты, что еще больше подогревало интерес инвесторов. Наконец, эти действия привели к созданию большого количества новых рабочих мест (достаточно сказать, что Национальный парк во Владивостоке обеспечил занятость для 20 тысяч человек). Совокупный доход от туристической деятельности на территории только Владивостока к 2035 году уже составлял более 30 млрд. рублей, а на сегодня он превысил 120 млрд.
Понятно, что динамичное развитие города не могло не сказаться на его интеллектуальной составляющей. Дальневосточный федеральный университет, интегрированный с Дальневосточным отделением Российской Академии наук, смогли обеспечить существенный приток молодых кадров в сферы науки, образования, высокотехнологичных производств. Не удивительно, что сюда устремились выпускники центральных вузов страны, чего не наблюдалось почти тридцать лет. Главным мотивом для них была не только перспективная работа, но и реальная возможность решить достаточно быстро бытовые проблемы на уровне, удовлетворяюшем самым высоким требованиям. Новым направлением научных исследований, что особенно привлекало молодых людей, стало космическое пространство. Начало работы космодрома в Амурской области, а также значительное увеличение количества запусков космических кораблей из экваториальной части Тихого океана, сделали свое дело, научные исследования в этой области стали одним из важнейших приоритетов науки на Дальнем Востоке.
Не менее важным направлением стали научные исследования, разработки технологий, ориентированные на освоение ресурсов океана. Созданные к тому времени производства требовали не только более высокого уровня подготовки научно-технических кадров, но и развертывания широкого спектра научных исследований в смежных областях: электроники, нанотехнологий, робототехники и так далее.
Естественно, что за эти годы существенно изменилась и культурная среда города. Здесь были созданы филиалы крупнейших музеев России, помимо театра оперы и балета, где стала складываться своя школа, свой дальневосточный почерк, был открыт драматический театр А.П. Чехова, развернула свою работу киностудия, одним из первых шедевров которой оказалась историческая драма о жизни и подвигах чжурчжэней.
Все это в совокупности стало существенно отличать Владивосток от других городов, он стал открытием для жителей многих стран Азии, его европейская архитектура и высокий интеллектуальный уровень оказался настолько притягательным, что многие стали искать повод для того, чтобы здесь остаться на как можно более длительный срок.
Потребовалось только два столетия, чтобы мир, наконец, узнал, кто же на самом деле владеет Востоком…
Юрий АВДЕЕВ,
кандидат экономических наук
Ю.А. Авдеев Альбом: Географы, экономисты |
Не знаю, как эта статья будет воспринята нашими читателями.
Я просто хотел сказать, что если мы с нашими потомками хотим здесь жить, то у территории должна быть судьба не та, «куда кривая выведет», или что ей определит Москва, а та, которую мы сами хотим для нее и выстроим своими руками.
У нас под ногами такие ресурсы, а мы их просто не замечаем!
Кстати, приходилось ли Вам задумываться, чем отличается проектирование от прожектирования. Прожектор высвечивает в темноте то, что уже есть, а проектор показывает то, чего еще нет. Вот я и попытался спроектировать то, чего еще нет.
Многое осталось за рамками моей статьи, и я буду рад, если тема покажется интересной коллегам, и они предложат свое видение.
С уважением, Ю. А. Авдеев
150-ти летний юбилей Владивостока – это, бесспорно, великое событие, хотя на фоне, например, тысячелетия Ярославля, которое отмечается в этом же году, вроде бы ничего особенного. В публикациях к юбилею нашего города, взгляд, главным образом, обращен в прошлое, возвращая нас к неизвестным или малоизвестным историческим фактам.
А что если посмотреть на эту дату с позиций следующих 150, ну или хотя бы 50 лет, чтобы кто-то из ныне здравствующих молодых ученых и просто жителей Владивостока смог бы сопоставить мои «фантазии» с тем, что будет реализовано к тому времени. Взгляд – с позиций, когда город будет отмечать свое второе столетие – представляется весьма любопытным, как с точки зрения организации ряда научных исследований, так и с «колокольни» рядового жителя города. Ведь мы сегодня восхищаемся достижениями Сингапура или Сеула, Даляня или Харбина, и при этом редко кто отдает себе отчет, что всего полвека назад каждый из них был ничуть не лучше нынешнего Владивостока. Так почему бы и нам не сотворить подобное чудо в своем городе?
* * *
Скорость, с которой развивался Владивосток последние 50 лет, превосходила даже самые смелые фантазии. За это время город из рядового муниципального городского образования, с дефицитным бюджетом, сокращающимся населением, хаотической застройкой, нескончаемыми заторами на дорогах, превратился в один из крупнейших городов европейского типа в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Импульс его развития был обеспечен прошедшим во Владивостоке в 2012 году саммитом лидеров экономик Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества.
Это событие стало поворотным пунктом в глобальной политике России, когда по инициативе молодого Президента Российской Федерации окончательно определился ее восточный вектор. По существу во втором десятилетии ХХI века Россия стала выходить широким фронтом на взаимодействие со странами этой части планеты. Сюда устремились деловые люди из разных сфер, подталкиваемые десятилетним мораторием на налог на прибыль, возможностью привлечения относительно дешевой рабочей силы, а главное, широкими возможностями азиатских рынков. Контакты настолько расширились и участились, что это потребовало переноса работы Департамента азиатского и тихоокеанского сотрудничества Министерства иностранных дел Российской Федерации во Владивосток. Здесь же, вслед за восточной резиденцией Президента России, со временем разместились представительства почти всех стран АТЭС.
На территории Владивостока стали открывать свои офисы банки Сингапура, Гонконга, Шанхая, Токио. В значительной степени расширили свою деятельность и ведущие российские банки, вступая в конкурентную борьбу за клиентскую базу с иностранными финансовыми структурами. Возобновила свою деятельность Владивостокская фондовая биржа, приняв на себя часть функций Российской фондовой биржи, и за счет разницы во времени, удлинила срок ее работы на четверть.
А главное – на политический сигнал российского руководства отреагировали инвесторы. Они обратили внимание на то, что после существенных вливаний федерального центра в развитие инфраструктуры южного Приморья объемы финансирования не сократились, хотя теперь это были преимущественно деньги частного капитала, который развернул здесь серьезные инвестиционные проекты.
Придание статуса Особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на острове Русский, и верно избранная и согласованная тактика федеральных и местных властей привели к тому, что на эту территорию пришли деньги бизнеса крупнейших городов России. Каждый из них стремился создать здесь узнаваемые образы родных мест: питерцы «перенесли» на Русский Зимний дворец и Петропавловскую крепость, удачно использовав часть фортификационных сооружений острова, москвичи – Кремль и Красную площадь, Третьяковскую галерею и Пушкинский музей, Казань воспроизвела часть спортивных сооружений, которые к тому времени завершили к проходившей в Татарстане Универсиаде. Нижний Новгород, Екатеринбург, Томск, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск и многие другие города получили возможность реализовать себя, создавая на острове известные маркеры России. Между этими «городами» курсируют экскурсионные вагоны «малой» Транссибирской магистрали, позволяя гостям тихоокеанского побережья познакомиться с нашей страной.
Это стало настолько привлекательным для иностранных туристов, что буквально за несколько лет количество ежегодных посещений Владивостока иностранцами возросло до 3 млн. человек. Тогда это казалось невероятным, хотя с позиций 2060 года, это было только начало, и когда теперь перед городом стоит задача довести эту цифру до 9 млн. в год – это не представляется такой уж фантастикой.
И, разумеется, свою роль в росте численности населения города за эти годы сыграл Дальневосточный федеральный университет, в котором к настоящему времени обучается около 100 тыс. студентов. Более половины из них – представители стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Его модель существенно отличается от той, которая предлагалась изначально: наиболее привлекательными для молодежи разных стран и востребованными бизнесом оказались специальности инженерно-технической направленности и морского дела, поэтому в процесс формирования университета подключились известные вузы города, и в нем помимо точных наук, получили мощное развитие специализации в области инженерии и мореходства.
Тогда же было найдено решение по кандидатуре ректора университета. Был объявлен международный конкурс на замещение вакантной должности. Так во главе Дальневосточного федерального университета стал ученый с мировым именем, Нобелевский лауреат. Он заложил будущие контуры ведущего учебного заведения в регионе, при этом деликатно сохранив предшествующий опыт организации учебного процесса, сложившийся здесь.
Владивосток вряд ли смог бы выйти на такой уровень развития, если бы в свое время не был поднят вопрос депутатами Государственной Думы Российской Федерации о статусе восточной столицы России, и наделении его статусом субъекта Федерации. Идея в принципе не нова, нечто похожее задумывал еще Н.С. Хрущев, намереваясь подчинить Владивосток напрямую Совету Министров Российской Федерации, и отдельно его планировать по капитальным вложениям и по коммунальному хозяйству. Собственно, речь не только и даже не столько о порядке формирования городского бюджета, хотя это немаловажная статья развития города. Гораздо важнее, что в сферу его полномочий вошли те виды деятельности, которые и обеспечили импульс развития города. Во-первых, были изменены границы города, которые определялись границами водосборного бассейна акватории залива Петра Великого. В результате в черту нового субъекта федерации вошли города Артем и Большой Камень, Надеждинский и значительная часть Шкотовского и Хасанского районов. Столицей Приморского края стал город Арсеньев, тогда как Уссурийск взял на себя функцию центра приграничного сотрудничества с близлежащими провинциями северо-востока Китая. Вот уже третье десятилетие работают приграничные экономические комплексы, удачно объединяя ресурсные, технологические, инвестиционные и управленческие возможности и достижения двух наших стран.
Во-вторых, был не только решен вопрос о разграничении ответственности и передаче значительной части территории городу, но и акватории, которая стала предметом ведения городской власти. Этот шаг буквально в считанные годы позволил решить экологические проблемы прибрежной зоны Владивостока, его жители теперь без опасений могут купаться и наблюдать за заходящими в Амурский залив китами. Одним из самых больших достижений в изменении экологии города стала глубокая рекультивация бухты Золотой Рог. На протяжении почти двух десятилетий донные осадки тяжелых фракций нефтепродуктов являлись источником сырья для строительства новых дорог.
В-третьих, если ранее в ведении города находилось не более пяти процентов территории города, то теперь, за исключением небольших участков мест дислокации подразделений Министерства обороны, вся основная территория находится в ведении городских властей. Это позволило не только решить проблемы жилищного строительства путем малоэтажной застройки, но и создать в городской черте (в его зеленой зоне) на площади около 100 кв. км крупнейший национальный парк, где обитает практически вся флора и фауна российского Дальнего Востока и Сибири.
Понятно, что в управлении городским хозяйством за это время произошли кардинальные изменения. Как ни странно, при увеличении городского бюджета на порядок, число городских чиновников сократилось примерно на треть. Это оказалось возможным благодаря тому, что значительная часть функций была передана бизнесу, когда, например, открылось, что жилищно-коммунальное хозяйство может быть не только интересным делом, но еще и давать приличный доход, освобожденный от налоговых обременений. Сегодня эта сфера деятельности в городском хозяйстве не представляет собой того кошмара, каким это было ранее, поскольку с расширением границ города появилась возможность обустройства инженерных сетей на новых территориях под строительство малоэтажного жилья. Это в значительной степени сняло нагрузку с дряхлеющих инженерных сетей за счет переселения значительной части горожан в пригородную зону, дало возможность осуществлять не только реконструкцию жилых зданий или их полную замену в центральной части города, но и коренным образом заменить все подземные коммуникации.
Несмотря на интенсивный миграционный приток, за три десятилетия городу удалось не только полностью обновить весь жилой фонд, но и создать своего рода избыток жилья, позволивший желающим стать жителями нашего города. Решение этой задачи было обеспечено в первую очередь стратегическим выбором курса на то, что жилая недвижимость есть один из основных капиталов города, ускоренный прирост физических объемов которой обеспечивает не только рост его стоимости, но и создает условия для привлечения высококлассных специалистов. Если на первых этапах своего бурного развития, при закладке нового основания города, власти могли привлекать преимущественно малоквалифицированную рабочую силу, что, собственно, было неизбежной, вынужденной мерой, но с накоплением инфраструктурного капитала города, появились более эффективные рычаги воздействия на миграционные потоки, создающие определенные барьеры для его слабо капитализированной части, и обеспечивающие дополнительные стимулы для высококвалифицированных кадров.
Ставка на миграционный приток в город извне полностью себя оправдала, поскольку помимо бурного притока большого числа новых рабочих рук, это еще оказало существенное влияние на демографические показатели населения города. Смешанные браки стали вполне обыденным делом. Вначале в общественной среде это воспринималось если не настороженно, то, во всяком случае, достаточно скептически, но со временем стало ясно, что это еще и возможность без особых затруднений получить российское гражданство. А решение этого вопроса оказалось очень актуальным для многих иностранцев из соседних стран.
Кроме того, в рамках АТЭС был поднят и успешно решен вопрос о создании единого рынка труда стран северо-восточной Азии. После длительных обсуждений и трансформаций национальных законодательств в сфере трудовых отношений был создан союз четырех государств (позже к нему присоединились Монголия и Вьетнам), основу которого составлял механизм регулирования трудовых потоков между ними. Это позволило в значительной степени решить вопросы трудоустройства сотен тысяч безработных в одних странах, обеспечить трудовыми ресурсами другие, а главное – создать надежную защиту прав трудовых мигрантов.
На протяжении десяти лет на территории Владивостока существовала особая миграционная зона, обеспечившая в довольно короткие сроки приток строителей из Китая и Северной Кореи, чем собственно и объяснялись небывалые темпы жилищного строительства в те годы. За это же время была практически реконструирована деловая часть города: исчез стихийный новодел начала ХХI века, восстановлен архитектурный облик города конца ХIХ – начала ХХ вв., постепенно выведена большая часть жилого фонда в центре города, лишь в некоторых местах сохранился фонд социального жилья, обновленный по заказу городской администрации. Строительство малоэтажного жилья продолжается вдоль акваторий Амурского и Уссурийского заливов, за эти годы здесь разместилось более двух третей населения города, что в значительной степени сняло нагрузку с городских подземных коммуникаций, заметно улучшило экологическую обстановку в городе. Правда, для этого пришлось продолжить мостостроительные работы в городе.
Вслед за мостами через бухту Золотой Рог и Босфор Восточный, низководного моста с полуострова Де-Фриз на Седанку, был построен 18-ти километровый мост на полуостров Песчаный, опоясав скоростной автомагистралью северную часть Амурского залива и обеспечив тем самым возможность вовлечения в жилищное строительство огромных массивов территории. Международное признание высокого уровня профессионализма российских мостостроителей позволило городу взять новую высоту, связав в единую гирлянду мостами почти два десятка островов начиная с Русского, Попова и Рейнеке до выхода на Славянку. Город, ставший не только признанным центром судостроения и судоремонта, но и одним из самых посещаемых туристско-рекреационных центров.
Владивосток в рекреационном плане занял первое место не только среди городов России, обогнав Москву и Санкт-Петербург, но и приблизился к таким городам как Шанхай, Гонконг, Сингапур. Самое большое удивление у туристов вызывает то, как изменилось состояние бухты Золотой Рог. По мере рекультивации и приведения в первозданное экологическое состояние этой акватории, стала совершенно очевидной нелепость нахождения здесь не только производственных цехов Дальзавода и других судоремонтных предприятий, но и автосборочного производства. Северный берег бухты был полностью освобожден не только от производственных зданий, но и всех контор, складских и торговых организаций. Самым сложным оказалось решение вопроса о вынесении из бухты кораблей военно-морского флота и штаба Тихоокеанского флота. В конечном счете корабли и штаб разместили в бухтах Новый Джигит и Островная юго-восточной части острова Русский. А бухта Золотой Рог стала любимым местом отдыха горожан. Ее главной достопримечательностью является Музей Тихого океана, инициаторами организации которого выступили Тихоокеанский океанологический институт и Тихоокеанский институт географии ДВО РАН. На Байкале есть Лимнологический институт и при нем – музей, а во Владивостоке было решено создать музей Великого Тихого океана. Сегодня это одно из наиболее посещаемых мест в городе.
Бесспорно, решение Федерального центра о переносе части столичных функций во Владивосток, сыграло свою позитивную роль. Но также сделала свое дело ставка местных властей на развитие туризма. С одной стороны, это оказалось привлекательным для инвесторов, обеспечив быструю окупаемость проектов. С другой стороны, город, по мере роста доходной части бюджета, стал чаще обращаться к заемным ресурсам на инфраструктурные проекты, что еще больше подогревало интерес инвесторов. Наконец, эти действия привели к созданию большого количества новых рабочих мест (достаточно сказать, что Национальный парк во Владивостоке обеспечил занятость для 20 тысяч человек). Совокупный доход от туристической деятельности на территории только Владивостока к 2035 году уже составлял более 30 млрд. рублей, а на сегодня он превысил 120 млрд.
Понятно, что динамичное развитие города не могло не сказаться на его интеллектуальной составляющей. Дальневосточный федеральный университет, интегрированный с Дальневосточным отделением Российской Академии наук, смогли обеспечить существенный приток молодых кадров в сферы науки, образования, высокотехнологичных производств. Не удивительно, что сюда устремились выпускники центральных вузов страны, чего не наблюдалось почти тридцать лет. Главным мотивом для них была не только перспективная работа, но и реальная возможность решить достаточно быстро бытовые проблемы на уровне, удовлетворяюшем самым высоким требованиям. Новым направлением научных исследований, что особенно привлекало молодых людей, стало космическое пространство. Начало работы космодрома в Амурской области, а также значительное увеличение количества запусков космических кораблей из экваториальной части Тихого океана, сделали свое дело, научные исследования в этой области стали одним из важнейших приоритетов науки на Дальнем Востоке.
Не менее важным направлением стали научные исследования, разработки технологий, ориентированные на освоение ресурсов океана. Созданные к тому времени производства требовали не только более высокого уровня подготовки научно-технических кадров, но и развертывания широкого спектра научных исследований в смежных областях: электроники, нанотехнологий, робототехники и так далее.
Естественно, что за эти годы существенно изменилась и культурная среда города. Здесь были созданы филиалы крупнейших музеев России, помимо театра оперы и балета, где стала складываться своя школа, свой дальневосточный почерк, был открыт драматический театр А.П. Чехова, развернула свою работу киностудия, одним из первых шедевров которой оказалась историческая драма о жизни и подвигах чжурчжэней.
Все это в совокупности стало существенно отличать Владивосток от других городов, он стал открытием для жителей многих стран Азии, его европейская архитектура и высокий интеллектуальный уровень оказался настолько притягательным, что многие стали искать повод для того, чтобы здесь остаться на как можно более длительный срок.
Потребовалось только два столетия, чтобы мир, наконец, узнал, кто же на самом деле владеет Востоком…
Юрий АВДЕЕВ,
кандидат экономических наук
Комментариев нет:
Отправить комментарий