Актуальная тема
Юрий Алексеевич АВДЕЕВ |
В этом же ряду
Восточный экономический форум, девятый по счёту. Кто-то фиксирует рекордное
число участников, кто-то пересчитывает подписанные договоры, новые проекты на триллионы
рублей.
Для
меня прошедший в этом году ВЭФ запомнится демографическим психозом, царившим в
дни заседаний. Идея директора ЦЭМИ А. Бахтизина о специальной
демографической операции была подхвачена участниками и обсуждалась с
первого дня и до закрытия форума. Почему «психоз», объяснить просто: почти
четверть века президент РФ В. Путин поднимает вопрос демографического развития
страны, определены стратегические цели демографической политики России (2007),
для Дальнего Востока разработана своя политика (2017). В уходящем году пора
отчитываться о результатах, но целей достичь не удалось. Ладно бы речь шла о том,
что не требует крупных финансовых затрат, но только на один проект «Демография»
– первый среди 12 национальных проектов (2018) – на шесть лет предусматривалось
освоить 3,4 трлн рублей, а где результат?
Задача
была поставлена так: к 2025 году на каждые сто семейных пар должно приходиться
не менее 180 детей. Это, конечно, меньше, чем родителей, но на следующем шаге, возможно,
это позволит выйти на уровень 210-215 детей, что уже больше, чем мам и пап.
Триллионы, нужно полагать, благополучно потрачены, но задача не выполнена, а
кто ответит? В 66 субъектах Федерации России рождается меньше, чем умирает, на
семейную пару приходится 1,4-1,5 ребёнка. До недавнего времени убыль населения компенсировал
приток мигрантов, но теперь и за них взялись. С чем приходим к 2025 году? Советники
президента по вопросам демографии, похоже, убедили его в отсутствии альтернатив,
иначе вряд ли бы он подписал Указ о Национальных целях, где решение задач 2018
года теперь отложено до 2036 года: выйти на уровень 1,8 ребенка на семейную
пару. Другими словами, цель к назначенному сроку не выполнена, демографическая
ситуация ухудшилась, и теперь та же цель, только с более низкого старта, отнесена
на попозже. То, что планировали выполнить за прошедшие шесть лет, теперь не спеша
будем стараться выполнить за следующие 12 лет. Чиновникам вроде как можно расслабиться,
но вокруг понимают: удовлетворительных вариантов решения нет, а если даже
появятся, захотят ли их исполнять. Такова природа «демографического психоза». Страна
с огромной территорией, обладающая большими запасами природных ресурсов, грандиозными
перспективами, но с малочисленным населением, что провоцирует многих, порождая
зависть и агрессию, поэтому для нас иных вариантов решения задачи нет:
необходимо приводить численность населения в соответствие с размерами
занимаемой территории. Это национальная задача на перспективу ХХI столетия, когда все структуры
исполнительной власти, академическая и вузовская наука, бизнес, население
должны быть нацелены на поиск решения такой задачи: в этом залог не только
благополучия нации, но всего мирового сообщества.
Но
нужно честно признать, что с 1989 года до настоящего времени – в стране период
демографической деградации, поскольку численность населения сократилась, а при нынешней
демографической политике к 2036 году может стать меньше ещё на 5 млн человек,
выкатившись за пределы десятки крупнейших по численности стран мира! Что за
аномалия: с 1926 по 1959 годы население России увеличилось на 24,5 млн чел., с
1959 по 1989 годы – на 29,8 млн, а последние 34 года – население хронически
убывает? Усилий прилагается немало: постановления, указы, распоряжения,
стратегии, программы, концепции исчисляются десятками, если не сотнями, возрастающие
объёмы финансирования, тысячи специалистов, которые бьются над решением
демографических проблем, конференции, форумы, сотни тысяч публикаций по теме, а
утешаться приходится тем, что «замедляется скорость падения».
Неужели
действительно нет решений? После прошедшей в июне этого года 9-й Демографической
конференции во Владивостоке, на которой, кстати, ответа на вопрос: что делать, тоже
не было, на портале PrimaMedia вышло интервью со мной, в котором обсуждался подход
к решению, в том числе демографических проблем. На него обратил внимание
депутат Госдумы Ф. Тумусов и предложил сформулировать запрос на председателя правительства
РФ М. Мишустина: почему проводимая демографическая политика Дальнего Востока не
обеспечила за семь лет приращение населения на 300 тыс. чел., что на фоне
потерь с 1992 годом в 2,3 млн чел. довольно скромная задача; и какие меры
смогут изменить демографическую ситуацию, и население станет прибавляться. Запрос
ушёл по адресу, на него отвечали заместитель председателя Правительства Российской Федерации – полпред
президента РФ по Дальнему Востоку Ю. Трутнев и министр по развитию Дальнего
Востока и Арктики А. Чекунков. Запрос на шести страницах, из них половина – перечень
неисполненных планов, а ответ пришёл на 29 страницах, стараются! Но ответить на
заданные вопросы ответственным лицам не удалось.
Неужели
так и будет продолжаться сползание «с замедлением» к безлюдной территории
Дальнего Востока? Неужели не появится хотя бы прообраз будущего Проекта,
предмет для обсуждения, дискуссии, чтобы определиться со стратегией выхода на
динамичное демографическое развитие для начала Дальнего Востока, а там и всей
России?
Намечу
только контуры взаимосвязанных проблем, не разрешив которые рассчитывать на
преодоление демографической деградации и переходу к демографическому развитию
невозможно.
Первое.
Мы все свидетели заката капиталистического способа производства, для которого
на достигнутом уровне люди становятся лишними: чем их меньше – тем прибыль
больше! Для новой ступени развития цивилизации, словами Маркса «подлинной истории человечества» мерилом
всего является приращение свободного времени для саморазвития, что включает в
себя время общения с детьми. Только с переходом на качественно иной уровень
социально-экономического развития могут быть решены демографические проблемы.
Второе.
Возможно,
повторяюсь, но хочу подчеркнуть, интерес к ВЭФ в том, что от России в этой
части планеты ждут ответа на вопрос о будущем мироустройстве. И миссия данной
площадки в том, чтобы сформировать самим прообраз будущего, а затем
транслировать его миру, который хочет нас услышать, который ждёт от нас этого. Пленарные
сессии ВЭФа, выступления президента Российской Федерации, в них задаётся масштаб
задач как «приоритет на весь ХХI век»,
но исполнители затем трансформируют их в «29-страничные отчёты», в которых вместо
ответа на вопрос: что делать, пространно излагают состояние дел, сколько денег
потрачено на мероприятия, например, на создание новых рабочих мест, и не важно,
что количество вакансий вдвое больше числа незанятых. Ждать иного результата не
приходится, а потому инициатива генерирования проектов будущего, разработка и
донесение результатов до первого лица должна стать в нынешних условиях главным
делом Академии наук, с активным использованием возможностей площадки ВЭФ.
Третье.
Не требует доказательств тот факт, что никто не может заменить женщину в
процессе деторождения. Но почему с упорством, достойного лучшего применения,
система заточена на то, чтобы её как можно раньше оторвать от рожденного ею
ребенка, и обязательно вовлечь в общественное производство, будто воспитание
подрастающего поколения является антиобщественным производством или частным
делом семьи. Государство заинтересовано в приумножении народонаселения, а,
значит, оно обязано конституционно признать женский труд по подготовке
подрастающего поколения общественно полезным трудом, оплачиваемым,
засчитываемым в трудовой стаж, и пенсионным обеспечением.
Четвёртое.
Одна из самых непростых задач – обеспечить молодёжь жильем. Не потом,
когда-нибудь, может быть, а с момента регистрации брака, и жильё не как
прибыльный бизнес девелоперских компаний и банков, а инструмент решения
демографических проблем. Обязанность государства – бесплатно обеспечить все
многодетные семьи, с пятью и более детьми, которые нуждаются в жилье. Где детей
меньше, стоимость жилья для таких семей в прямой зависимости от их количества,
появление пятого ребенка освобождает семью от финансовых обязательств перед
государством. Обязанность государства – предоставить каждой вновь образуемой
семье возможность на выбор предпочитаемое жильё в кредит, с условием, что с
появлением пятого ребенка в семье её обязательства перед государством
исполнены. При этом категорически необходимо исключить какие-либо финансовые коммуникации
семьи с банками или строительными компаниями. Все сношения по поводу жилья у
семьи – через местные и региональные власти. Только такой механизм может реально
оценить эффективность работы губернатора, мэра по обеспечению жильём
многодетных избирателей, увязывая эту задачу с ростом численности населения.
Когда рапортуют о построенных квадратных метрах, утаивая, что половина их
остается непроданными из-за заоблачных цен, то к проекту «Демография» это
ровным счётом не имеет отношения.
Пятое.
То, что сегодня появление каждого нового ребенка в семье делает такую семью
беднее, не секрет. И никакие пособия, никакие льготы, материнский капитал не
способны повысить самооценку главы семьи и его авторитет в глазах жены и детей,
если он не имеет престижной работы и достойного заработка. Но в сложившейся отраслевой
структуре экономики, когда 4 процента занятых в добывающих отраслях
обеспечивают более 27 процентов ВРП, а 7 процентов в обрабатывающих
производствах дают лишь 5 процентов, вряд ли министр будет думать о новой
индустриализации, о формировании производств с высокой добавленной стоимостью. Без
этого нет решения демографических проблем, и это зона ответственности субъектов
Федерации и Министерства развития Дальнего Востока.
Шестое.
Российские просторы делают чрезвычайно актуальной задачу пространственной
организации и производства, и расселения. Нужна разработка оптимальной модели
(разных типов моделей), в зависимости от природно-климатических условий,
хозяйствования, численности населения, сложившейся сети поселений и т.д., чтобы
осуществлять пространственные преобразования не потому, что кому-то захотелось
перенести столицу оттуда сюда, а другому привиделся город-спутник, а третий
решает транспортные проблемы с помощью «лёгкого метро», а потому что так
устроена типовая модель, в рамках которой стоимость инфраструктурного
обустройства должна быть такой, а не в десять раз дороже. В целом это большая
теоретическая задача, решение которой в компетенции ряда академических
институтов.
Седьмое.
Миграция, вокруг чего все вдруг возбудились, что подключился даже генпрокурор.
При слове миграция всё ассоциируется с представителями бывших среднеазиатских
республик, с трудовыми мигрантами. Но примерно половина населения Дальнего
Востока – мигранты, приехавшие из других регионов страны. В годы становления
Советской власти здесь было немногим более 2 млн человек, а к 1991 году –
больше 8 млн. Был огромный оборот мигрантов, особенно в послевоенные годы:
много приезжало, но много и уезжало. От десятилетия к десятилетию оборот
возрастал, а оседало здесь всё меньше, но неизменно с плюсом. Именно поэтому численность
населения Дальнего Востока росла, оно было более молодым, значит, рожали
больше, а умирали меньше. А после 1991 года значительная часть приехавших не
так давно стали возвращаться «домой», численность сократилась более чем на 2
млн человек, деформировав демографическую структуру. Всё ещё чуть моложе
средних показателей по России, но заметно «постарело»: детей меньше, меньше их
родителей, зато бабушек намного больше. Поэтому стимулирование воспроизводства не
срабатывает, демографического потенциала не хватает. Изменить ситуацию можно за
счёт, например, десятилетия интенсивного миграционного притока. За пределами России
несколько миллионов русских, на них стоит делать ставку. Могли бы принять
специалистов из недружественных стран, которые хотели бы сюда приехать. И не
стоит забывать, что в нашем окружении живут миллионы молодых людей, которые
могли бы учиться в наших вузах, и в этом тоже неплохой источник роста
численности.
В
этой связи чрезвычайно важный вопрос: как повысить привлекательность Дальнего
Востока. Сейчас нашими недругами делается всё, чтобы снизить доходность
продаваемых им углеводородов. Так почему бы не воспользоваться ситуацией и направить
эти потоки во все края страны – «импортозамещение наоборот». Мы продолжаем
переживать за Европу, лишившую себя дешевого российского газа, что их конкурентоспособность
упала, а не лучше ли вспомнить об отечественных потребителях, и сделать для них
цены на газ, бензин, дизель чуть выше себестоимости производства, повысить их
конкурентоспособность. Пожалуй, это более сильный рычаг, нежели преференции в ТОРах
или свободном порту
Владивосток. Ровно также стоит снизить тарифы на электроэнергию, снизятся
транспортные тарифы, инвесторов придётся отбирать по конкурсу, через нас пойдут
транзитные грузы, и даже технологии станут предлагать. Дальний Восток мог бы
стать территорией бесплатного обучения студентов, предприятия станут платить
повышенную стипендию, а там и появится база для нового этапа индустриального
развития Дальнего Востока.
Всё это, и много других
идей, которые позволят обеспечить привлекательность данной территории, значит,
возрастёт миграционный поток, который может быть канализирован в разных
направлениях, где-то будет востребован и простой ручной труд, а куда-то потребуется
организовывать конкурс по выбору высококвалифицированных специалистов. Но
главное, что это сможет радикально изменить демографическую ситуацию на Дальнем
Востоке. Со временем это станет правилом для других регионов страны, и уже
через несколько лет вопрос о том, что и кто будет обсуждать на ВЭФе, никому и в
голову не придёт. Будем сами прирастать численностью, к нам захотят приезжать
жить и работать, и это уже совершенно иная страна, которой будем гордиться сами,
и на кого будут равняться, стремиться к сотрудничеству во всем мире.
Юрий АВДЕЕВ,
ведущий научный сотрудник ТИГ ДВО
РАН,
кандидат экономических наук
Фото Александра КУЛИКОВА
Комментариев нет:
Отправить комментарий