понедельник, 25 марта 2019 г.

Любимое увлечение Ольги ВАСИК




Статья и несколько фотографий Ольги Николаевны ВАСИК, главного специалиста управления организации научных исследований Дальневосточного отделения РАН, недавно опубликованы в известном журнале «National Geographic Россия». Это знаменательное событие. Конечно, Ольге было приятно, когда все знакомые и друзья искренне радовались за неё и поздравляли: ну вот, наконец-то в «NG» и Владивосток представлен!

Сегодня Ольга – мой собеседник.

Ольга ВАСИК. Фото Виты ВИТАГРА

– Расскажите, как вы пришли в фотографию?

– Оказавшись в качестве математика-компьютерщика в биологической экспедиции на Сахалине я, как и другие мои коллеги, увлеклась фотографированием дикой природы. Там стало ясно, что компактные фотоаппараты меня не устраивают, и к экспедиции на Командорские острова в 2008 году я обзавелась цифровым зеркальным фотоаппаратом и телеобъективом. На Командорах я познакомилась с орнитологом Ларисой Зеленской, с которой затем не раз ездила в экспедиции в качестве научного волонтёра и фотографа.


В основном, фотография для меня была и продолжает оставаться увлечением и только незначительная часть моей профессиональной деятельности предполагает работу с фотоаппаратом. Ну, а для себя я снимаю почти каждый день.

– В какой момент жизни произошёл переход от съёмки по выходным к съёмке практически каждый день?

– Когда услышала от людей такие слова: «Надо же! Неужели у нас в городе есть птицы, полюбоваться которыми люди летят на Камчатку!» Вот я и подумала, что могу снимать этих великолепных птиц хоть каждый день, не тратясь на дорогостоящую поездку. Горжусь, что опубликовала первый фоторепортаж про орланов в 2013 году на сайте Примпогоды! Теперь зимой про орланов рассказывают практически все СМИ города, а горожане специально приходят на набережную Цесаревича любоваться этими красивыми птицами!

– А вы пробовали продавать свои фотографии?

– Сейчас в мире существует целая индустрия дистанционной продажи фотографий для различных целей через фото-банки или фото-стоки. Сток принимает фотографию только отличного качества, у неё: продуманная композиция, естественные цвета, отличная резкость в нужном месте и, разумеется, достаточное разрешение. Сток платит за снимок несколько десятков центов, поэтому я отправляла фотографии не для того, чтобы заработать, а с целью получения профессиональной оценки качества фотографии.


– Какие объекты съёмок для вас наиболее интересны?

– Размер имеет значение. Могучие и красивые дикие животные никого не оставят равнодушным. На Таймыре я снимала моржей, овцебыков и даже белого медведя. 


Во Владивостоке из крупных диких животных можно увидеть только орланов. Это огромные величественные птицы, которых сравнительно несложно фотографировать. Труднее сделать интересный снимок мелкой птицы, например, синички. Она – маленькая, осторожная, скрытная, быстрая птичка, её непросто поймать в фокус, да ещё так, чтобы она не пряталась за ветками и вела себя естественно.

За многие годы, даже столетия, совместного проживания в городах птицы научились распознавать людей, как бы те не прятались. Тем не менее, дав понять птицам, что не представляете для них опасность, двигаясь плавно, не используя одежду ярких расцветок, вы сможете подойти к ним достаточно близко и сделать отличные фотографии. Начать можно у кормушек, а потом перейти к съемке в естественных условиях.


Птицы дают нам великолепную возможность познакомиться с жизнью диких животных прямо в черте города. В городском парке, на прогулке в пригороде вы сможете увидеть до полутора десятков видов птиц, в том числе – краснокнижных. Моя подруга Ирина Малыкина в кампусе ДВФУ засняла птиц более семидесяти видов. В том числе редчайших – ошейникового зимородка и чёрного дронго!

Недавно мне удалось сфотографировать тростниковую сутору. Род суторы распространён в Гималаях, а у нас встречаются только бурая и тростниковая суторы. Последний вид, как ясно из названия, под угрозой исчезновения из-за частых в наших краях пожаров, сгорают тростники и с ними исчезает сутора.

– Как получилось, что орланы стали вашими любимыми моделями?

– Во Владивостоке зимой остаются незамерзающими обширные участки акватории, здесь орланы сравнительно легко могут добыть пропитание не только традиционное, к которому привыкли в результате эволюции, но также и то, которым с ними делится человек через рыбокомбинаты, животноводческие хозяйства и так далее.

Первым во Владивостоке, в 2008 году, орланов стал снимать Евгений Слободской, к нему присоединились Олег Катугин и Александр Никитин. Я включилась в их компанию только зимой 2012-13 годов. Оба вида – орлан белохвост и белоплечий производят впечатление, но белоплечий поразительно красив! Самый могучий из орланов, он украшен белыми плечами, штанами и хвостом!

Нынешней зимой на набережной Цесаревича ежедневно можно было увидеть десяток и более фотографов, снимающих орланов. Портреты орланов можно встретить в любых социальных сетях. Уверена, что орланы запоминают своих фотографов, очень хотелось бы узнать, что орланы думают о нас?


– Но ведь ваши лица почти всегда скрыты за фотоаппаратами?

– Тем не менее, это так. Орланы – интеллектуалы пернатого царства. У них замечательная память. Они на всю жизнь запоминают всех своих птенцов. Орланы охраняют свою территорию, но их дети беспрепятственно прилетают к родительскому гнезду, даже будучи вполне взрослыми птицами.

– А вы запоминаете орланов?

– Конечно, ведь я их люблю! Легко узнаваемых – пять-шесть птиц. У одного, видимо, была травма клюва, другой летает с приоткрытым клювом, у третьего – в хвосте – перо чёрного окраса среди белых, у четвёртого – перья в виде бородки, а у пятого – в виде хохолка. По одному кадру трудно отличить одного орлана от другого, но когда он появляется раз за разом в кадре, – начинаешь замечать какие-то особенности.

Например, два года подряд прилетала особенно приметная орлица (самки орланов крупнее самцов). Летела ли она в небе, садилась ли на льдину, когда к ней подлетали собратья – она кричала. Вот такая «Трандычиха», так я её назвала. Другой – ест на лету, а ещё у одного орлана травмированное крыло срослось так, как будто состоит из двух отдельных частей. Мы с фотографами прозвали его «Самураем», потому что его крыло напоминает кимоно и ещё потому, что у него невероятная сила духа – с такой травмой он выжил и встал на крыло!

Портрет моего самого любимого орлана под названием «Я – старый солдат, о Донна Роза!» можно посмотреть в альбоме «Самая красивая страна». Отличительная примета этой птицы – отсутствие третьего когтя на правой лапе. Она очень толерантно относилась к людям, фотографы снимали её лет пять подряд. И вот она перестала появляться во Владивостоке… Но в этом году мягкая зима, вообще прилетело очень мало птиц, может быть, она просто не долетела? В прошлые годы я видела в день до 26 белохвостых орланов максимум, а в этом году всего 14. Очень надеюсь, что мы ещё увидимся!


– Птицы – дикие, но не опасные животные. А однажды на съёмке вам довелось выдержать атаку мускусного быка. Расскажите об этой встрече, пожалуйста.

– Было дело, пободались немного! Случилось это во время фотоэкспедиции на Таймыр. Овцебыки стараются не допускать сокращения безопасной, с их точки зрения, дистанции с человеком. Мы догнали на машине стадо, немного поснимали и больше им не мешали, уехали, а вечером на пути к живописному озеру неожиданно встретили одинокого старого быка. С нами была собака водителя, которая увязалась за машиной. Собака тут же приступила к исполнению своих привычных обязанностей, поставив быка «под выстрел». Мы фотографировали, собака крутилась вокруг быка, не давая ему уйти, а бык «накалялся». Собака поняла, что охотники мы никакие и удалилась по своим собачьим делам. Ну, а бык обнаружил, что напротив его морды стою я. «Так вот кто это затеял!» – вероятно, подумал он и помчался прямо на меня. Овцебык – это не только много длинной шерсти, хвост и четыре копыта, но ещё чугунный лоб с крепкими рогами и полтонны живого веса!

– Вы сильно испугались?

– Нет. Не успела, я так устроена, что в случае опасности страх отступает, а спокойствие и рассудительность остаётся. Я решила попытаться испугать быка, став больше, я вскинула руки с камерой, и стала выше быка. Не сработало. Ну, а когда он подлетел практически вплотную, оставалось только увернуться, что мне удалось. Чиркнув рогом по куртке, бык пролетел мимо и, к моему счастью, решил не возвращаться. Один из спутников снял всю корриду, он потом признался, что даже не осознавал, как снимал.

Потом ещё была встреча с белым медведем, дрейфование во льдах, так что по экстремальности то путешествие на Таймыр было самым ярким.

– Участвуете в фотоконкурсах?

– В прошлом году моя карточка с уткой-мандаринкой и куликом заняла первое место в проекте «Посмотри на Владивосток». Это была первая победа на региональном конкурсе с хорошей традицией, при серьёзной конкуренции.

В этом году мои фотографии попали на выставки «Первозданная Россия» и «Самая красивая страна», буквально на днях я получила авторские экземпляры фотоальбомов этих выставок. Приятно, что растёт стопочка книжек, в которых опубликованы мои фотографии. Публикация в «National Geographic Россия» – для меня праздник, который пришёл в первый раз в жизни.


– Когда ожидать вашу следующую фотовыставку? Чему она будет посвящена?

– В прошлом году мы, семнадцать фотографов из нескольких городов Приморья, Москвы и Астрахани при поддержке Президиума ДВО РАН и Дальневосточного морского заповедника провели фотовыставку «Фестиваль орланов». Она вызвала большой интерес у зрителей и была замечена многими СМИ. Хотелось бы повторить этот опыт и в нынешнем году.

– Желаю вам творческих успехов и до встречи на новых выставках!

– Большое спасибо, обязательно встретимся!



Фото Ольги ВАСИК



Комментариев нет:

Отправить комментарий