вторник, 29 мая 2018 г.

Буддийский храм и неясные периоды в истории Приморья


Стирая тёмные пятна истории…


Экспедиционный сезон в разгаре, встретить археологов в городе сейчас – большая удача. Мне повезло: Надежда Григорьевна АРТЕМЬЕВА, заведующая отделом средневековой истории Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН, кандидат исторических наук вернулась на день в город по делам. Общаясь с Надеждой Григорьевной, удивляешься: как она всё успевает? Или, может быть, в её сутках больше часов, чем у других людей? И ещё, слушая её рассказ, думаешь: какая у неё интересная работа! Помимо научной деятельности и экспедиционных путешествий – это встречи с интересными людьми разных профессий. В этот раз, например, президент Российской Ассоциации буддистов Алмазного Пути традиции Карма Кагью А.Ш. Койбагаров приехал посоветоваться с Надеждой Григорьевной о возможности восстановления на прежнем месте средневекового буддийского храма.

Надежда Григорьевна АРТЕМЬЕВА

«Будда нам поможет!»

Буддийские храмы строятся в очень красивых местах. В северной части Уссурийского залива, на живописном мысе Обрывистый, в средневековье стоял большой храм, от которого к нашему времени сохранились лишь следы земляной платформы. Археологи могут обозначить границы храмового комплекса, турфирмы – изготовить, установить аншлаги, информационные таблички, и вот, пожалуйста, готовый объект показа для туристов и место паломничества буддистов, благо показывать и рассказывать есть что. А.Ш. Койбагаров считает, что можно найти спонсоров для реализации этого перспективного проекта. Идею Надежда Григорьевна одобрила: «Мы всегда выступаем за сохранение исторической памяти!». Археологические памятники необходимо сохранять, показывать и рассказывать о них, тем более что остатки буддийских храмов не часто встречаются на территории Приморья.

Храм на Краснополье

Средневековые буддийские сооружения датируются хронологическими периодами: VII-X вв. (бохайский период), XIII в. (юаньский период) и XV в. (минский период). Сравнительно недавно были обнаружены культовые постройки, относящиеся к цзиньскому времени. Какие из них могли бы продолжить существование уже в виде восстановленного буддийского храма? Самый большой – в Усурийске – занимал более 100 кв.м. Из небольших можно рекомендовать Абрикосовский, Копытинский храмы бохайского периода. Большой интерес представляют остатки храма в Краскинском городище, но к нему потребуется построить дорогу.

Наиболее удачным вариантом представляется чжурчжэньский храм, раскопанный на мысе Обрывистый. Обнаруженный памятник полностью соответствует всем буддийским канонам – с одной стороны над ним возвышается гора, а с трёх других его окружает море. Кстати, рядом с мысом находятся неплохо сохранившиеся строения заброшенной воинской части. При желании их можно переоборудовать под туристический комплекс. К нему нетрудно добраться по суше или совместить познавательную экскурсию к храму с развлекательной прогулкой по морю на катере.

Храм на мысе Обрывистый
А.Ш. Койбагаров планирует обсудить проект восстановления храма на встрече с вице-губернатором Приморья. Развитие туризма – одно из основных направлений экономики Приморского края, но использованию памятников археологии объектами показа у нас совершенно не уделяется внимания и, что немаловажно, инвестиций. Стоит учесть, что неподалеку, на противоположном берегу бухты Муравьиная, разрастается игровая зона, так что в будущем её посетители могли бы побывать в буддийском храме, приложиться к святыням и попросить так нужной им удачи!

В этом году день рождения Будды Шакьямуни пришёлся на 22 мая, за день до встречи буддистов с Надеждой Григорьевной. Возможно, это знак? Решение о возведения буддийского храма в живописном месте Приморья преодолеет все препоны и воплотится в жизнь? На радость буддистам, туристам, да и всем жителям края, которые могут обрести ещё одну достопримечательность.

Бронзовый Будда из Ананьевского городища

Сотрудничество, нужное всем

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что на территории Приморья буддизм известен с раннего средневековья. Первый буддийский храм (Абрикосовский), датированный VII веком, раскопал известный советский археолог Э.В. Шавкунов в 1956 году. Буддизм в современной России – одно из четырёх наиболее распространённых религиозных течений. С Карма Кагью, направлением тибетского буддизма, сотрудники Института истории, археологии и этнографии сотрудничают уже более десяти лет. Проводили совместные конференции, на которых учёные-историки рассказывали о развитии буддизма на территории Приморья, археологических памятниках, а буддисты знакомили учёных с современными буддийскими практиками. Сотрудничество с буддистами полезно историкам: в обнаруженных находках они ищут аналогии или объяснения фактам, известным буддистам нашего времени, с их помощью разгадывают религиозные символы. И вот у сотрудничества возникает новое направление – обсуждение проекта воссоздания буддийского храма.

Изображение дракона с крыши храма Николаевского городища

   – Идея реставрации наших археологических памятников заслуживает всяческой поддержки, – говорит Надежда Григорьевна. – Воссоздание облика прошлого, установление связи времён важно для всех людей, живущих на Земле. Мы хотим, чтобы люди могли познакомиться с результатами нашей работы на археологических памятниках. Познавательный туризм может помочь науке в популяризации её достижений и в просветительской деятельности, поэтому нас радуют люди, приезжающие к нам на экскурсии. Мы показываем буддийские храмы на раскопках, в книгах и картинках. Если у человека богатое воображение, то наши усилия по созданию в его воображении образов прошлой действительности срабатывают. Если воображение человека не очень развито, то он просто любуется красотами вокруг. Как хорошо, что история нашего края богата и многообразна!

– Сюда, на Дальний Восток буддизм пришёл раньше христианства?

– Конечно, буддизм существовал здесь задолго до прихода русских. До него и одновременно с ним – шаманизм… Мы, русские, по историческим меркам пришли сюда недавно, прижились, и уходить не собираемся. Но к прошлому должны относиться уважительно и изучать его. Вот этим мы сейчас и занимаемся.

– Надежда Григорьевна, вы сотрудничаете с представителями традиции Карма Кагью или также с буддистами других течений?

– Конечно, к нам обращаются представители разных направлений, и мы всем предлагали хотя бы информационные щиты сделать к археологическим памятникам, потому что у нас нет средств на покрытие таких расходов. Кроме того необходимо, чтобы какие-то люди следили за сохранностью раскопанных объектов и сопутствующих пояснительных стендов. Буддисты, с которыми мы сейчас беседовали, очень лёгкие на подъём, активные и дружные люди, с ними легко и приятно работать.

Хочется, чтобы всё получилось, как нами задумано. Жаль, что власти не оказывают должной поддержки продвигаемым нами проектам. Обидно, что познавательный материал, который нужно показывать людям, накоплен давно и в большом количестве, но не востребован. Наша работа – это не только реконструкция истории в интересах большой науки. Мы можем и должны нести знания населению, мы хотим многое рассказать и показать.

Н.Г. АРТЕМЬЕВА держит фрагмент архитектурного украшения крыши храма
– О популяризации науки говорят немало, она необходима, но дальше слов, к сожалению, дело не идёт.

– Да, популяризация науки идёт тяжело.

Не буду пока говорить о других угрозах археологическим памятникам: чёрном копательстве, хозяйственном строительстве на местах расположения памятников, освоении необследованной археологами территории… Укажу на ещё одну проблему – сохранение открытого археологического наследия в неизменном состоянии. Знаете, даже в позапрошлом веке, когда активно шло заселение Уссурийского края, во владивостокской газете нашли нужным написать о коровах, которые в Уссурийске зашли в сад, где были собраны найденные древности, и поломали некоторые артефакты. Как актуальна сегодня эта озабоченность сохранностью предметов прошлого! Люди и в те времена понимали важность сохранения археологических памятников. Сейчас, по-прежнему, есть что копать и сохранять, пусть и не в том масштабе, как это было в то время, когда первые русские поселенцы пришли на постоянное жительство в Уссурийский край.

Раскоп храма на Краснополье

В 2014 году на Южно-Уссурийском городище мы раскопали средневековое буддийское сооружение более позднего времени, чем храм, расположенный на мысе Обрывистый. Работы были выполнены только частично, так как территория, на которой расположено городище, предназначена под коттеджную застройку, и мы по своей инициативе туда попасть не можем. Очень жаль, ведь там мы там нашли интересные артефакты: скульптурки Будды, феникса, Бодхисаттвы, многое другое. С большой уверенностью можно утверждать, что там находился буддийский храм.

Феникс с крыши храма Николаевского городища

  Рядом, на улице Лермонтова, находится в запущенном состоянии парк «40 лет Победы», с захоронением наших солдат. В своё время корейские буддисты обращались за разрешением на строительство в этом парке буддийского храма. Им отказали.

Удастся ли сегодня решить вопрос с восстановлением буддийского храма? Надеюсь, у нынешних посетителей это получится.

История не должна «застывать»

– Надежда Григорьевна, расскажите, чем вы занимались в последнее время?

– В прошлом году мы работали на крепости Шуйлюфэн средневекового корейского государства Чосон (название Кореи с 1392 до 1897 года) – первом обнаруженном в Приморье памятнике этого периода. Городище расположено в 14 километрах к северу от поселка Хасан, на линии российско-китайской границы, разделяющей его пополам.

Этот форпост построен в XV-XVI веках. Мы раскопали много интересного, в том числе вход в укрепление, красиво оформленный черепичной аркой. Планируем продолжить работы, но это непросто, поскольку пребывание на пограничной территории регламентируется особыми документами. Для нас там дополнительные трудности, связанные плохой транспортной доступностью, для пограничников – необходимость отвлечения военнослужащих для сопровождения наших работ.

В этом году планируем поработать на долинном Полтавском городище чжурчжэньского периода (Золотой Империи). Таких городищ у нас в Приморье мало, их обязательно нужно изучать. Надеюсь, что в июле управление пограничных войск даст разрешение, и мы туда на несколько дней съездим, хотя бы сделаем план городища, стратиграфию и пр. По предварительным сведениям, там даже могильник есть этого периода.

Несколько лет тому назад мы обнаружили на Краснояровском городище большой литейный комплекс, в том числе впервые – бронзолитейную мастерскую. В прошлом году мы работали на мастерских и жилищах кузнецов-ремесленников. Отыскали горн, наковальню, много сопутствующего материала, связанного с этим производством. Нам очень повезло, что мы нашли именно производственный объект, потому что продолжительное время мы изучали жилища (это были спасательные раскопки), потом – дворцовую архитектуру, отмеченную влиянием буддизма. Ранее мы раскопали большой комплекс, связанный с императорскими покоями, теперь мы знаем, где находилась и как выглядела центральная часть этого городища. А когда мы обнаружили литейный комплекс, то очень обрадовались, потому что любые производственные процессы, их реконструкция и вообще социальное развитие городов, государств нас очень интересуют. Надеемся разобраться, как металлурги плавили металлы, как это было организовано в государстве Восточное Ся.

– А какие работы планируете на этот год?

– На этот год у нас большие планы, выполнение которых сильно зависит от объёма финансирования. Сейчас мы работаем на территории игорной зоны в районе мыса Черепаха. Там выявлены два объекта в виде курганов, нужно понять, что с позиций археологии они из себя представляют.

Будем вновь работать на Красном Яре.

Время бежит быстро, совсем недавно мы отмечали 50 лет с начала работ на Шайгинском городище – значимом памятнике средневековой археологии, а тому минуло пять лет! Пора справлять 55-летний юбилей и, как мы шутим, «Шайгу можно на пенсию провожать!» Но не нужно: на этом памятнике собираемся продолжить работы на фортификационных сооружениях.

Мы давно интересуемся каменным склепом в селе Фадеевка, Октябрьского района. Фадеевский склеп – предположительно памятник XIV-XV века, а может, и более позднего времени. Он расположен в зоне, обнесённой невысоким валом. Поблизости есть могилы в виде небольших курганчиков. Мы надеемся, что изучение этих захоронений позволит нам получить новые знания и, возможно, несколько изменить устоявшиеся взгляды на историю Дальнего Востока.

Считается, что с падением государства Восточное Ся здешние земли пришли в запустение. Но ведь были более поздние поселения. Хочется прояснить этот малоизученный период. Поэтому мы решили, что пора обратить пристальное внимание на памятники более позднего в сравнении с Золотой Империи чжурджэней периода.

Есть в Лазовском районе известное долинное городище Батюки, на котором мы уже проводили исследования, но пока не определили, к какому периоду относится памятник? По фортификации он не вписывается в известные нам памятники. Есть предположение, что после падения Восточного Ся на территории Приморья могли быть поселения монголов или чжурчжэней, но под монгольским протекторатом. Видно, что этот город существовал длительное время, его перестраивали, меняли планировку. Одна из верхних, последних застроек городища может относиться к этому периоду. Если мы там найдём «монгольский слой», то есть материальное подтверждение монгольского присутствия, то по выявленным закономерностям можно попытаться выделить из большого количества средневековых городищ на территории Приморья памятники, относящиеся именно к периоду – XIII-XIV веков. Пока идёт накопление материала. 

Видите, о чжурчжэнях мы уже много знаем, более 50 лет изучаем их историю, нашли государство Восточное Ся, понимаем, как и почему оно образовалось, почему существовали горные и равнинные городища. Но история не должна «застывать», задача археологов – прояснять её малоизученные, неясные периоды.

Жилище отшельника рядом с храмом на Краснополье

Это лето у нас плотно распланировано, а свои обязательства мы стараемся выполнять. Чтобы получить финансовое обеспечение интересных исследований, не предусмотренных бюджетным финансированием, мы зарабатываем на хоздоговорах. Вот и на мысе Черепаха мы работаем по хоздоговору, а полученные средства вложим в поисковые исследования.

– Надежда Григорьевна, разрешите пожелать вам успехов в работе. Не забывайте, что многие читатели нашей газеты с нетерпением ожидают новых находок археологов!

– Спасибо, мы будем стараться.



Фото Леонида МАКОГИНА и из личного архива Надежды АРТЕМЬЕВОЙ


Комментариев нет:

Отправить комментарий