Мы беседуем с
Алевтиной Анатольевной КАПУСТИНОЙ, кандидатом химических наук, доцентом,
заведующей кафедрой общей, неорганической и элементоорганической химии,
руководителем образовательной программы 04.03.01-Химия Школы естественных наук
ДВФУ.
– Отвечает ли
химическое образование в ДВФУ запросам экономического и общественного развития
сегодняшнего, завтрашнего дня?
–
Конечно, отвечает. Особенностью современного образования является
компетентностный подход. Федеральные образовательные стандарты по направлениям
(специальностям) содержат перечень компетенций, которые должны быть
сформированы у выпускников. Компетенция – это способность принимать научно
обоснованные решения, выполнять научно обоснованные действия в условиях
неопределенности. Данные компетенции согласуются с профессиональными
компетенциями специалистов тех областей, в которых будут работать выпускники
данного направления. Дальневосточный федеральный университет при разработке
образовательных программ, кроме того, вводит дополнительные компетенции,
учитывающие интересы работодателей, с которыми наиболее тесно сотрудничает.
Делается это в рамках собственного образовательного стандарта ДВФУ, как
федерального университета.
– К какой
деятельности готовят в ДВФУ будущих химиков?
–
Выпускники бакалавриата по направлению «Химия» ДВФУ готовятся к трём видам
деятельности: научно-исследовательской, производственной и педагогической. При
определении контрольных цифр набора студентов на 1 курс, университет,
безусловно, учитывает потребность региона. Окончательные цифры определяет
Министерство образования и науки, учитывая и потребности страны и возможности
вуза.
Профессорско-преподавательский
и учебно-вспомогательный состав кафедры общей, неорганической и
элементоорганической химии ШЕН ДВФУ.
Сентябрь, 2016 год
|
– Есть ли
информация о том, как устраиваются выпускники – обратная связь, помогающая
университету определять, каких и сколько химиков нужно выпускать, к работе на
каких производствах и в каких регионах (странах) их нужно готовить?
–
Что касается трудоустройства, то большинство бакалавров поступают в
магистратуру, и лишь единицы начинают трудовую деятельность. Проблем с
трудоустройством у них нет. Выпускники магистратуры по направлению «Химия»
готовятся к тем же видам деятельности, но в отличие от бакалавров, они готовы к
самостоятельной деятельности.
– Легко ли
новоиспечённому химику найти работу по специальности (в Приморье, на Дальнем
Востоке, в России, за рубежом)?
–
Потребность в химиках не иссякает, тем более что нынешние выпускники более
мобильны, они находят работу не только на Дальнем Востоке, но и в других
регионах страны и за рубежом. Помощь в трудоустройстве выпускникам оказывает
отдел трудоустройства и организации практик. Практически ежегодно проводится
«Ярмарка профессий», на которую приходят работодатели. Да и поступают сейчас
абитуриенты из самых разных регионов. Например, в 2016 году мы приняли 39
бакалавров химиков (при плане 36), которые приехали из 15 различных регионов от
Московской области, Новосибирска, Иркутска, до Якутии и республики Тыва.
– Снижение
конкурентоспособности традиционных институтов образования, а также недостаточная
интеграция науки и производства свидетельствуют о необходимости изменения
подхода к подготовке химиков. Считается, что инновационное образование – залог
успешного развития Дальнего Востока. Но не слишком ли мал здесь
платежеспособный спрос на высококвалифицированных специалистов со стороны науки
и современного производства (которого почти нет)?
–
Можно признать, что интеграция с производством (промышленными предприятиями)
при подготовке классических химиков недостаточна. Но этому есть и объяснение,
ДВФУ готовит инженеров по направлению «Химическая технология», и здесь связь
реальная. Так, кафедра химических технологий является базовой для Роснефти,
учитывает потребности этой компании в содержательном наполнении образовательной
программы. Роснефть предоставляет базы практик, выделяет стипендии для
студентов и преподавателей. При подготовке химиков взаимодействие с
промышленными предприятиями тоже есть, она выражается через заключение
договоров на базы практик, через включение представителей предприятий в состав
ГЭК. Выпускники направления «Химия» готовы работать в аналитических
лабораториях предприятий, для этого имеется достаточная и теоретическая, и
практическая подготовка. С работодателями мы готовы сотрудничать. Несколько
дней назад состоялась встреча с представителями компании «СИБУР», которая
планирует подготовку специалистов для предприятий химического профиля.
– Есть ли за
рубежом неудовлетворённый спрос на химиков? В состоянии ли мы (ДВФУ) готовить
кадры химиков для «заграницы»?
–
Если говорить о том, способны ли наши выпускники работать за рубежом, то ответ
однозначен – да. И этому есть много примеров. Наши выпускники работают в
Германии (К. Сергеева, А. Заиченко, В. Баженов), США (М. Петухова), Франции (Н.
Корнейчук) и др.
– Приезжают ли к
нам иностранные студенты учиться на химических специальностях?
–
Примеров обучения иностранных студентов гораздо меньше. В 2015 году в
магистратуру по направлению «Химия» поступил студент из Вьетнама. В этом
вопросе есть над чем работать. И работа уже начата. Так, например, в учебные
планы включены дисциплины на английском языке. А изменение структуры учебных
планов, введение в них разделов по выбору «Miner» позволит иностранным
студентам выбирать отдельные блоки, интересные или нужные для них.
Профессор, доктор химических наук В.А. Каминский читает клятву химика
студентам 1 курса 2015-2016 учебного года
|
– Алевтина
Анатольевна, как вы считаете, не привело ли объединение ведущих университетов
Владивостока в Дальневосточный федеральный университет к уменьшению
разнообразия программ химического образования, тем самым – ухудшению подготовки
химиков?
–
Количество образовательных программ не изменилось. Направлений (специальностей)
стало даже больше. Кроме направлений «Химия», «Химическая технология», «Энерго-
и ресурсосберегающие процессы в нефтехимии, химической технологии и
биотехнологии» открыта по заказу Росатома подготовка по инженерной
специальности «Химическая технология материалов для современной энергетики» (5,5
лет обучения). С 2017 года возобновляется подготовка специалистов химиков с
5-летним сроком обучения, специальность называется «Фундаментальная и
прикладная химия».
– Как участвуют
институты химического профиля (ИХ, ТИБОХ ДВО РАН) в подготовке химиков? Какой
процент выпускников-химиков остается в науке?
–
Инициатором возобновления подготовки по специальности «Фундаментальная и
прикладная химия» выступил Тихоокеанский институт биоорганической химии ДВО
РАН. Больше того именно кафедра биоорганической химии и биотехнологии, которую
возглавляет академик В.А. Стоник и основными преподавателями которой являются
сотрудники ТИБОХ ДВО РАН, сформировала учебный план этой специальности.
Специализироваться выпускники будут по медицинской и биоорганической химии. В
таких специалистах заинтересован ТИБОХ ДВО РАН. Среди научных сотрудников этого
академического института много молодых кандидатов наук, недавних выпускников
нашего университета.
Безусловно,
в подготовке химиков принимают участие и учёные Института ДВО РАН. Профессорами
ДВФУ являются В.А. Авраменко, Л.А. Земнухова, Л.Г. Колзунова и другие. Есть и
другие примеры. Например, молодой доктор химических наук, профессор кафедры
физической и аналитической химии М.С. Васильева по совместительству работает в
Институте химии ДВО РАН, как и её коллеги доценты И.В. Постнова и Е.В.
Щитовская. Наши студенты проходят практику в лабораториях ИХ ДВО РАН, выполняют
в них курсовые и выпускные квалификационные работы.
В
настоящее время создается консорциум, в который войдут ДВФУ, Институт химии ДВО
РАН, ТИБОХ ДВО РАН, другие институты ДВО РАН. Это позволит сделать интеграцию
образования и науки еще более плодотворной.
– Из прежних
выпускников химфака выросли академики РАН и члены-корреспонденты, есть ли
перспективные молодые ребята среди нынешних студентов-химиков?
–
Перспективные молодые люди среди студентов всегда были, есть и будут. Так,
например, на втором курсе магистратуры «Химия элементоорганических соединений»
учится Эдуард Токарь. Этот молодой человек получил стипендию Правительства РФ,
стипендию Фонда В. Потанина, выиграл несколько грантов, является соавтором
публикаций в высоко рейтинговых журналах. Необходимо отметить, что немаловажную
роль в его успехах сыграло то, что в его научной подготовке принимают участие
учёные Института химии ДВО РАН. Выпускник химфака А.С. Гнеденков защитил
кандидатскую диссертацию через два года после окончания университета, а в студенческие
голы тоже был стипендиатом Правительства РФ.
В учебной лаборатории аналитической химии.
1 декабря 2016 года
|
– Как живётся и
работается преподавателю, доценту, профессору?
–
В эпоху перемен всегда жить непросто. Но интересно. Работавшая много лет
программа мотивации позволяла преподавателям ощущать, что их труд по
достоинству оценивается. Хочется надеяться, что эта программа не свернется.
– Химическое
образование сегодня и тридцать лет тому назад: кто кого?
–
Я не ставила бы так вопрос. Каждое время диктует свои задачи. И 30 лет назад, и
сегодня ДВФУ (ДВГУ) готовит качественных специалистов. За 30 лет окрепли
научные школы, сформированные ещё нашими учителями. Сохранились традиции тесной
связи науки и образования. Но появилось и много нового. Необходимость
откликаться на запросы работодателей, например. Тридцать лет назад все химики
страны учились по одинаковому учебному плану. Сейчас у вуза гораздо больше прав
по формированию образовательных программ и при этом гораздо больше
ответственности за их качество.
Награждение лучших студентов на традиционном Дне химика в 2015 году
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий