четверг, 1 декабря 2016 г.

Каждое время диктует свои задачи


Мы беседуем с Алевтиной Анатольевной КАПУСТИНОЙ, кандидатом химических наук, доцентом, заведующей кафедрой общей, неорганической и элементоорганической химии, руководителем образовательной программы 04.03.01-Химия Школы естественных наук ДВФУ.

– Отвечает ли химическое образование в ДВФУ запросам экономического и общественного развития сегодняшнего, завтрашнего дня?

– Конечно, отвечает. Особенностью современного образования является компетентностный подход. Федеральные образовательные стандарты по направлениям (специальностям) содержат перечень компетенций, которые должны быть сформированы у выпускников. Компетенция – это способность принимать научно обоснованные решения, выполнять научно обоснованные действия в условиях неопределенности. Данные компетенции согласуются с профессиональными компетенциями специалистов тех областей, в которых будут работать выпускники данного направления. Дальневосточный федеральный университет при разработке образовательных программ, кроме того, вводит дополнительные компетенции, учитывающие интересы работодателей, с которыми наиболее тесно сотрудничает. Делается это в рамках собственного образовательного стандарта ДВФУ, как федерального университета.

– К какой деятельности готовят в ДВФУ будущих химиков?

– Выпускники бакалавриата по направлению «Химия» ДВФУ готовятся к трём видам деятельности: научно-исследовательской, производственной и педагогической. При определении контрольных цифр набора студентов на 1 курс, университет, безусловно, учитывает потребность региона. Окончательные цифры определяет Министерство образования и науки, учитывая и потребности страны и возможности вуза.

Профессорско-преподавательский и учебно-вспомогательный состав кафедры общей, неорганической и элементоорганической химии ШЕН ДВФУ. 
Сентябрь, 2016 год 

– Есть ли информация о том, как устраиваются выпускники – обратная связь, помогающая университету определять, каких и сколько химиков нужно выпускать, к работе на каких производствах и в каких регионах (странах) их нужно готовить?

– Что касается трудоустройства, то большинство бакалавров поступают в магистратуру, и лишь единицы начинают трудовую деятельность. Проблем с трудоустройством у них нет. Выпускники магистратуры по направлению «Химия» готовятся к тем же видам деятельности, но в отличие от бакалавров, они готовы к самостоятельной деятельности.

– Легко ли новоиспечённому химику найти работу по специальности (в Приморье, на Дальнем Востоке, в России, за рубежом)?

– Потребность в химиках не иссякает, тем более что нынешние выпускники более мобильны, они находят работу не только на Дальнем Востоке, но и в других регионах страны и за рубежом. Помощь в трудоустройстве выпускникам оказывает отдел трудоустройства и организации практик. Практически ежегодно проводится «Ярмарка профессий», на которую приходят работодатели. Да и поступают сейчас абитуриенты из самых разных регионов. Например, в 2016 году мы приняли 39 бакалавров химиков (при плане 36), которые приехали из 15 различных регионов от Московской области, Новосибирска, Иркутска, до Якутии и республики Тыва.

– Снижение конкурентоспособности традиционных институтов образования, а также недостаточная интеграция науки и производства свидетельствуют о необходимости изменения подхода к подготовке химиков. Считается, что инновационное образование – залог успешного развития Дальнего Востока. Но не слишком ли мал здесь платежеспособный спрос на высококвалифицированных специалистов со стороны науки и современного производства (которого почти нет)?

– Можно признать, что интеграция с производством (промышленными предприятиями) при подготовке классических химиков недостаточна. Но этому есть и объяснение, ДВФУ готовит инженеров по направлению «Химическая технология», и здесь связь реальная. Так, кафедра химических технологий является базовой для Роснефти, учитывает потребности этой компании в содержательном наполнении образовательной программы. Роснефть предоставляет базы практик, выделяет стипендии для студентов и преподавателей. При подготовке химиков взаимодействие с промышленными предприятиями тоже есть, она выражается через заключение договоров на базы практик, через включение представителей предприятий в состав ГЭК. Выпускники направления «Химия» готовы работать в аналитических лабораториях предприятий, для этого имеется достаточная и теоретическая, и практическая подготовка. С работодателями мы готовы сотрудничать. Несколько дней назад состоялась встреча с представителями компании «СИБУР», которая планирует подготовку специалистов для предприятий химического профиля.

– Есть ли за рубежом неудовлетворённый спрос на химиков? В состоянии ли мы (ДВФУ) готовить кадры химиков для «заграницы»?

– Если говорить о том, способны ли наши выпускники работать за рубежом, то ответ однозначен – да. И этому есть много примеров. Наши выпускники работают в Германии (К. Сергеева, А. Заиченко, В. Баженов), США (М. Петухова), Франции (Н. Корнейчук) и др.

– Приезжают ли к нам иностранные студенты учиться на химических специальностях?

– Примеров обучения иностранных студентов гораздо меньше. В 2015 году в магистратуру по направлению «Химия» поступил студент из Вьетнама. В этом вопросе есть над чем работать. И работа уже начата. Так, например, в учебные планы включены дисциплины на английском языке. А изменение структуры учебных планов, введение в них разделов по выбору «Miner» позволит иностранным студентам выбирать отдельные блоки, интересные или нужные для них.

Профессор, доктор химических наук В.А. Каминский читает клятву химика студентам 1 курса 2015-2016 учебного года 
– Алевтина Анатольевна, как вы считаете, не привело ли объединение ведущих университетов Владивостока в Дальневосточный федеральный университет к уменьшению разнообразия программ химического образования, тем самым – ухудшению подготовки химиков?

– Количество образовательных программ не изменилось. Направлений (специальностей) стало даже больше. Кроме направлений «Химия», «Химическая технология», «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в нефтехимии, химической технологии и биотехнологии» открыта по заказу Росатома подготовка по инженерной специальности «Химическая технология материалов для современной энергетики» (5,5 лет обучения). С 2017 года возобновляется подготовка специалистов химиков с 5-летним сроком обучения, специальность называется «Фундаментальная и прикладная химия».

– Как участвуют институты химического профиля (ИХ, ТИБОХ ДВО РАН) в подготовке химиков? Какой процент выпускников-химиков остается в науке?

– Инициатором возобновления подготовки по специальности «Фундаментальная и прикладная химия» выступил Тихоокеанский институт биоорганической химии ДВО РАН. Больше того именно кафедра биоорганической химии и биотехнологии, которую возглавляет академик В.А. Стоник и основными преподавателями которой являются сотрудники ТИБОХ ДВО РАН, сформировала учебный план этой специальности. Специализироваться выпускники будут по медицинской и биоорганической химии. В таких специалистах заинтересован ТИБОХ ДВО РАН. Среди научных сотрудников этого академического института много молодых кандидатов наук, недавних выпускников нашего университета.

Безусловно, в подготовке химиков принимают участие и учёные Института ДВО РАН. Профессорами ДВФУ являются В.А. Авраменко, Л.А. Земнухова, Л.Г. Колзунова и другие. Есть и другие примеры. Например, молодой доктор химических наук, профессор кафедры физической и аналитической химии М.С. Васильева по совместительству работает в Институте химии ДВО РАН, как и её коллеги доценты И.В. Постнова и Е.В. Щитовская. Наши студенты проходят практику в лабораториях ИХ ДВО РАН, выполняют в них курсовые и выпускные квалификационные работы.

В настоящее время создается консорциум, в который войдут ДВФУ, Институт химии ДВО РАН, ТИБОХ ДВО РАН, другие институты ДВО РАН. Это позволит сделать интеграцию образования и науки еще более плодотворной.

– Из прежних выпускников химфака выросли академики РАН и члены-корреспонденты, есть ли перспективные молодые ребята среди нынешних студентов-химиков?

– Перспективные молодые люди среди студентов всегда были, есть и будут. Так, например, на втором курсе магистратуры «Химия элементоорганических соединений» учится Эдуард Токарь. Этот молодой человек получил стипендию Правительства РФ, стипендию Фонда В. Потанина, выиграл несколько грантов, является соавтором публикаций в высоко рейтинговых журналах. Необходимо отметить, что немаловажную роль в его успехах сыграло то, что в его научной подготовке принимают участие учёные Института химии ДВО РАН. Выпускник химфака А.С. Гнеденков защитил кандидатскую диссертацию через два года после окончания университета, а в студенческие голы тоже был стипендиатом Правительства РФ.

В учебной лаборатории аналитической химии. 
1 декабря 2016 года
– Как живётся и работается преподавателю, доценту, профессору?

– В эпоху перемен всегда жить непросто. Но интересно. Работавшая много лет программа мотивации позволяла преподавателям ощущать, что их труд по достоинству оценивается. Хочется надеяться, что эта программа не свернется.

– Химическое образование сегодня и тридцать лет тому назад: кто кого?

– Я не ставила бы так вопрос. Каждое время диктует свои задачи. И 30 лет назад, и сегодня ДВФУ (ДВГУ) готовит качественных специалистов. За 30 лет окрепли научные школы, сформированные ещё нашими учителями. Сохранились традиции тесной связи науки и образования. Но появилось и много нового. Необходимость откликаться на запросы работодателей, например. Тридцать лет назад все химики страны учились по одинаковому учебному плану. Сейчас у вуза гораздо больше прав по формированию образовательных программ и при этом гораздо больше ответственности за их качество.


Награждение лучших студентов на традиционном Дне химика в 2015 году

Комментариев нет:

Отправить комментарий