Чем опасно раннее развитие ребенка,
стоит ли ругать «клиповое» мышление и как сегодня «образовывать» детей,
рассуждает психолог Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ.
Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ |
Современные дети не такие как мы. В год
они разбираются в гаджетах, в пять играют в компьютерные игры, а кроме этого,
кажется, ничем не интересуются.
— Людмила Владимировна, бытует мнение о
том, что сегодняшние дети не хотят думать, что клиповое мышление мешает
аналитически мыслить. Но так ли сильно они отличаются от
поколений-предшественников?
—
Не думаю, что мы про это что-то понимаем, чтобы делать какие-то выводы и
обобщения. Мы не знаем, улучшает ли привычка быстро переключать внимание и
воспринимать короткие куски информации общую способность мыслить и
анализировать, ухудшает ли. Есть задачи, где нужно долго и внимательно обдумывать,
а есть куча задач, где важна способность быстро переключаться и мгновенно
ориентироваться. Учитывая, что общество меняется, жизнь меняется, возможно,
наши дети больше будут адаптированы, чем старшее поколение. С другой стороны,
понятно, что у любой медали две стороны, и, что-то приобретая, мы что-то
теряем.
— Есть родители, которые буквально
зациклены на раннем развитии. Они с младенчества обучают детей языкам и
укачивают под классику. Скажите, так действительно можно вырастить гения? И где
та грань, которую переступать нельзя?
—
Таким образом можно вырастить по-настоящему ничем не интересующегося ребенка.
Часто детей, которых развивали чуть ли не с внутриутробного периода, к 12-13
годам уже тошнит от всего, и все, что они хотят, — чтобы от них отстали и дали
спокойно «тупить» в телефон. Всё их детство прошло под лозунгом: быстрее, выше,
сильнее. Родители всё время смотрели на них как на проект, на инвестицию. Дети
это очень болезненно переносят. Они хотят быть для родителей самоценностью. По
сути вся эта история про раннее развитие — это история про то, что ты мне нужен
не любым, а только очень развитым, лучше других. Это нарциссическая история,
когда ребенок становится продолжением родительских амбиций. При таком подходе к
подростковому возрасту у ребенка развивается депрессивно-апатичное состояние, и
все общение с родителями сводится только к «выйди и закрой дверь в мою
комнату». Это и протест, и усталость. Так что попытки сделать из ребенка гения
обычно дают обратный эффект.
Ни одного выходного без посещения
выставок, только лучшие учителя, музыка, шахматы и много чего ещё… Всё это,
может, и неплохо, но при каком раскладе? Если родители хотят на выставку сами и
берут с собой ребенка. Они получают удовольствие от этого, ребенок это видит.
Если же все это делается только для того, чтобы ребенок развивался, результата
не будет. Можно ли привить ребенку любовь к искусству, если взрослый сам пошел
на выставку через силу?
— Ещё один вопрос, которым нередко
задаются молодые родители: как заставить ребенка читать? И что делать, если
читать классиков по школьной программе не хочется?
—
Чтение всегда было процессом удовольствия, это всегда про досуг. Превращать его
в обязаловку — безумная идея. Почему мы не требуем, чтобы все любили танцевать,
но ждем, что все будут любить читать?
Первое, что нужно понять: любовь к
чтению не является делом родителей, ребенок сам решает. Всё что они могут
сделать — приоткрыть дверцу в мир чтения. Как правило, личным примером. Ребенок
должен видеть родителя увлеченно читающим. Что можно советовать, когда в доме
нет ни одной книжки, а родители проводят вечера перед телевизором, но очень
озабочены вопросом, как приучить ребенка к чтению?
Что касается школьной литературы, чаще
всего это, действительно, дикая скукота, непонятные, неблизкие произведения,
которые даются не по возрасту.
Если вам самим нравятся какие-то
программные тексты, лучше всего прорекламировать их до того, как школа сделает
их неудобоваримой жвачкой. Возможно, ребенок заинтересуется и прочтет, но
настаивать тоже не стоит.
— Сегодня выбирать направление, в
котором ребенок будет двигаться по жизни, система образования предлагает уже с
седьмого класса. Способны ли дети в таком нежном возрасте определиться? И чем
могут помочь учителя и родители?
—
В некоторых школах по профилю делят уже в пятом классе, и ничего хорошего в
этом нет. Ранний подростковый возраст на то и дается, чтобы пробовать всё.
Ребенок не может разделить в этом возрасте познание на кластеры: ему может
очень нравиться математика, и совсем не нравиться химия. Или может совсем не
нравиться химия, но очень нравиться биология. Он имеет право пробовать. Тем
более, в современном мире востребованы междисциплинарные специальности, которые
соединяют в себе знания и компетенции из сфер, которые традиционно считались
разными. Сейчас самые интересные исследования появляются на стыке.
Разделение по профилю вызвано очень
сильной перегруженностью школьной программы фактами. В системе образования
будто бы не заметили, что вообще-то сейчас есть Гугл, и совсем не обязательно
всё помнить.
У нас же до сих пор действует кондовая
система: выучи, повтори, ответь перед классом. Это дикая трата времени — сидеть
и слушать, как кто-то пересказывает параграф из учебника.
— Как, по-вашему, должна измениться
система образования с учётом современных реалий?
—
Здесь есть несколько вариантов. Первый — это то, что сделала, например,
Финляндия. Финская система образования ориентирована не на самых талантливых и
одаренных, а на всех. Там создана максимально дружелюбная среда для детей с
разными возможностями и способностями. Минимум оценок, минимум конкуренции,
минимум обязательного общего для всех, максимум возможностей. Если не смог, не
понял — всегда можно еще раз послушать. Индивидуальный подход там действительно
индивидуальный: каждый ребенок идет с той скоростью, с которой он может.
Все это требует очень большой работы,
больших вложений на уровне государства, и это дает результаты. Эстония —
крошечная, исторически аграрная страна без каких-либо университетских традиций
— какое-то время назад переняла финскую систему образования, и сегодня занимает
ведущие позиции в Европе в сфере IT.
Второй вариант — государство просто
убирает руки от образования, ограничивая свой контроль условиями обучения.
Отапливаются ли классы? Не бьют ли детей? А дальше каждая школа может
пробовать, выдумывать, родители могут выбирать, переводить ребенка из школы в
школу.
В этой ситуации будет достаточно
примеров, когда все плохо, но постепенно, через конкуренцию, голосование
ногами, мы придем к разнообразию. При таком раскладе у нас могут появиться
интересные школы, интересные методы. Кому-то не повезет, и получится не очень
хорошо. Но и сейчас у нас получается довольно плохо.
Увы, наше государство не готово вложить
в образование на порядок больше денег, и в то же время не готово устраниться со
своим контролем. Поэтому наша школа будет и дальше деградировать.
— Вернемся к финской системе. В числе
плюсов вы назвали минимум оценок. То есть, по-вашему, школа возможна и без
оценок?
—
Ребенку важно знать, где он ошибся, потому что ему нужно это исправить. Но какой
смысл подсчитывать ошибки? Важно, чтобы он понимал их суть, мог исправить.
Я вообще не понимаю, зачем нужны оценки.
Начнём с того, что они попросту не информативны. Четвёрка в одной школе у
одного учителя совершенно не то, что четвёрка в другой школе у другого учителя.
Кроме того, как можно ставить одну и ту же оценку за пять ошибок в диктанте
ребенку, который раньше делал по две ошибки, и ребёнку, у которого раньше их
было 15.
Система оценивания уводит нас от
главного: ошибка — неотъемлемая часть обучения. Если мы делаем то, что у нас и
так получается, мы не учимся. Вот эта мысль для нашей школы абсолютно
неочевидная.
— Но что делать родителям, если со
школой всё так плохо? Быть может, выход — возврат к системе
гувернеров-репетиторов?
—
Не думаю, что полный отказ от школы — это правильно. Ведь школа — это ещё и
сверстники, общение.
Правда, сейчас многие родители,
действительно, принимают решение учить детей дома, кооперируются между собой,
приглашают преподавателей на группу учеников. Дети, с одной стороны, могу
общаться, с другой — получать неплохие знания. Это альтернатива школе, и
упирается всё, как ни странно, не в деньги. По деньгам подобная схема доступна
многим. Но этим нужно заниматься, искать преподавателей, договариваться с
другими родителями, а вот это по силам не каждому.
— И главный вопрос, которым задаются,
пожалуй, тысячи родителей в преддверии выпускного: что делать, если ребенок не
знает, куда поступать?
—
Это нормально. Как в 17 лет молодой человек может понять, чем он хочет
заниматься всю оставшуюся жизнь. Есть дети, которые мечтают о профессии с
детства, но таких, скорее, единицы. Более того, сейчас так быстро меняется мир,
что и родители не в силах что-то посоветовать: сложно угадать, какие профессии
вообще будут существовать через 15 лет.
В этом смысле акцент лучше делать на
более общее университетское образование, выбирая свободный вуз с интересной
внутренней жизнью.
Если есть возможность, можно вообще
переждать год-другой. В некоторых европейских странах есть такая практика,
когда ребенок, окончив школу, может год поездить по миру, и даже получает на
это государственное пособие.
А можно использовать это время иначе.
Думаешь, что хочешь стать врачом? Пойди и поработай годик санитаром. За год
можно многое понять, да и учиться потом будет интереснее.
Анна СЕМЕНЕЦ
Источник здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий