Значки Н.М. Харченко |
По
волнам моей памяти
История
о флористике и фалеристике*
Благодарен
судьбе, подарившей мне общение с интересными людьми. С детства, поражаясь
обилию предметов вокруг себя, пытаясь разобраться в их предназначении,
систематизировал всё подобное, например, раковины и гвозди, удивляясь, почему
так велико их разнообразие. Собирал отличающиеся гильзы от патронов, гайки и
шурупы, разгадывая, для чего они были сделаны человеком «такими». Были наборы
спичек с этикетками видов городов, машинами, самолётами и прочим; они удивляли
– какую информацию, кроме опасности пожара, должны нести они? В 80-х годах и
мне пришлось делать рисунки жуков-вредителей для этикеток на спичечный коробок о
борьбе с вредителями сельского хозяйства. Почтовые марки, особенно красивые
зарубежные – говорили мне не о сумме оплаты за письмо, а являлись маленькой
красивой картинкой известного мастера, которую под лупой долго рассматривали,
восхищаясь, запоминая. Помните марки с изящными рисунками растений и животных
(особенно насекомых), или посвящённые праздничным событиям страны, космосу,
героям войны и строек?
Было
интересно коллекционировать значки, перочинные ножи, старые часы и оправы от
очков. Копил деньги для их покупки и получал в подарок от друзей и сослуживцев
отца. Всё, что делалось руками человека, говорило о бесконечности ума и
выдумки; созданное же природой – о её безграничности. Коллекции надо пополнять,
но мои со временем расходились по друзьям, вливались в их альбомы, иногда
исчезали в неизвестном направлении, оставляя только память о себе в виде
рисунков и фотографий.
В
последних классах школы жуки заполонили мою жизнь, увлекли разнообразием
размеров, формы и окраски. Изучение образа жизни и систематизация «слонов» и
«жирафов» (жуков-трубковёртов) и множества других растительноядных групп, чьи
личинки развивались на растениях, требовали и хорошего знания последних. Необходимость
точного определения растений привели меня в университете на кафедру ботаники, к
Г.И. Ворошиловой и Ю.С. Полийчук…
В
Биолого-почвенном институте моими основными растениеведами стали Г.Э.
Куренцова, Д.П. Воробьёв, С.С. Харкевич, Т.А. Безделева и Н.С. Павлова, за что
я им очень благодарен.
На
полевой практике в университете всех студентов-биологов обучали создавать
гербарии: какие части растения собирать и как сушить… Поэтому с привезёнными из экспедиций ботаническими
папками я ходил по «мэтрам ботаники», расширяя свой кругозор и, иногда, радуя
ботаников неожиданными находками.
Т.Г. Буч, С.С. Харкевич, А.Б. Егоров, 1998 год |
С.С.
Харкевича (02.05.1921–11.07.1998) доктора биологических наук, профессора,
заслуженного деятеля науки я впервые увидел в апреле 1973 года, когда он стал
заведующим лабораторией высших растений Биолого-почвенного института ДВНЦ АН
СССР. Меня познакомил с ним Д.П. Воробьёв. Нашлось много общих интересов, от
фотографирования до коллекционирования значков. С ним было интересно, весело и
задорно общаться. Иногда он шутил – мы оба майские (02 и 06 мая родились) и оба
меченые – показывал на деформированную вершинку мизинца правой руки,
раздробленную и у меня; мол, что случись, по этому признаку нас и определят. Он
также с удовольствием фотографировал цветущие растения, был подтянутым,
пунктуальным и аккуратным, каждая вещь в его доме имела своё место, что очень
важно для систематика. Когда родилась наша дочь Наташа, мы с женой Леной
Канюковой в выходные прогуливали девочку на коляске по старой дороге от фабрики
Заря на пос. Горностай, попутно собирая насекомых. Весной и осенью к нам часто
присоединялись Сигизмунд Семёнович и Тамара Георгиевна, настоящие любители
пеших прогулок. Разговоры были обо всём. Сигизмунду Семёновичу нравились мои тщательно
вырисованные рисунки мельчайших жуков, за что он называл меня «жук-гравёр», а в
последние годы жизни я помогал ему с прорисовкой деталей растений в природе и с
оформлением таблиц для докладов.
У
него была очень большая коллекция разнообразнейших значков. Как говорила жена Сигизмунда
Семёновича – Тамара Георгиевна Буч (29.01.1928–15.01.2011), – более 25 000 экземпляров.
Он собирал её с 1947 по 1997 годы. Как увлечённый коллекционер, С.С. Харкевич
покупал и вариететы, когда в серии одного значка имелась несколько иная
цветовая гамма в окраске деталей или фона. Ему не нравились пластиковые альбомы
для значков с толстыми поролоновыми страницами, разделёнными тонкими
пластиковыми листами. Поролон со временем портился, расползался и слипался со
значками, приводя их краску и лаковое покрытие в негодность. Поэтому Сигизмунд
Семёнович делал картонные сторонки размером А-4, которые Тамара Георгиевна обшивала
чёрным китайским вельветом в мелкий рубчик. Сигизмунд Семёнович, вернувшись с
полевых, выкладывал купленные значки, раскладывал дома на полу подходящие по теме
«сторонки» и сам, с заголубевшими глазами и радостной улыбкой, прикреплял
значки, застёгивая их прочным пинцетом. Я часто слышал от С.С. Харкевича, где
он приобрёл тот или иной значок, и что для него это память о посещённом месте. Он
старался увековечить в коллекции каждый увиденный им город или территорию
страны, от Украины до Камчатки. Порой он увлечённо рассказывал истории о том, в
честь чего значок выпущен, был эрудитом не только во флористике, но и в
фалеристике. В такие часы он становился возбуждённым, раскрепощённым,
говорливым, на него находило вдохновение. Удивительно, что при постоянной
занятости на работе Сигизмунд Семёнович успевал следить за появляющимися
новинками.
Во
время аспирантуры в Ленинграде (1974-76 годы) мне удалось хорошо пополнить
коллекцию и мы с С.С. Харкевичем обменивались значками. Рассматривая значок под
лупой, удивлялись ювелирной работе гравёра-медальера, могли отличить почерк
одного или другого мастера. Но самих мастеров мы не знали, а так хотелось
познакомиться, ведь они творили целый мир в миниатюре…
Однажды,
в конце 70-х, профессор Г.Ф. Бромлей (13.11.1906-24.1.1982) показал мне значок
с изюбром, выполненный безукоризненно. Он был из серии, посвящённой Приморским
заповедникам. Сказал, что в киоске на остановке «фабрика Заря» выкупил все 15
штук, а ещё у него есть тигр, женьшень и элеутерококк. Значки о природе были
небольшие и удивительно красиво проработаны; они всем нравились, быстро
раскупались, отыскать их было сложно. Но более всего заинтересовало меня, какой
гравёр-художник их делает, потому что среди них был и реликтовый жук-дровосек
Каллипогон из Уссурийского заповедника.
После
смерти Сигизмунда Семёновича Тамара Георгиевна решила уехать в Москву и
попросила меня и В.А. Нечаева, наряду с другими сослуживцами, загрузить
контейнер вещами. Времени было мало, она распоряжалась, что грузить, и я
обратил внимание на большую сумку, которую она оставляла. Она была забита «официальными»
снимками Сигизмунда Семёновича, сделанными фотографами института и ДВО РАН, а
также моими. Предложив забрать их в БПИ для мемориального кабинета, я обнаружил
там же десяток сторонок со значками. Тамара Георгиевна сказала, что музей им.
В.К. Арсеньева забрал более 20 000 значков, не взяв неинтересные, или часто
встречающиеся. Она попросила меня проследить, чтобы музей вернул обещанные ей деньги.
Предложив продать оставшиеся значки фалеристам на Покровском парке или в ДК
железнодорожников, я несколько лет пытался это сделать. Однако предлагали столь
маленькие деньги, что я решил оставить значки как память о выдающемся советском
ботанике и зимой 2003 года отвёз их в г. Арсеньев. По входящему акту передано 2
553 значка, пронумерованных и закреплённых на 60 листах плотной бумаги. Теперь
они хранятся в музее истории города, в экспозиции, посвящённой крупному
организатору науки на российском Дальнем Востоке, профессору С.С. Харкевичу,
рядом с мемориальными витринами профессора А.И. Куренцова. Значки часто
выставляются на День Победы, юбилеи городов-героев, на выставках об Украине,
Урале, Средней Азии и Дальнем Востоке. Можно увидеть флаги республик СССР и
значки, посвящённые древним русским городам и множеству других тем.
Но
в тот приезд исполнилась и моя мечта… Представляете,
вдруг в музей посмотреть привезённые значки Сигизмунда Семёновича приходит
мастер, создававший значки и медали! Научный сотрудник музея Е.Б. Ефимец
познакомила нас. Люблю творческих людей и хочу познакомить читателей с этим удивительным
человеком, с этапами его жизни. Это будет приятный подарок фалеристам.
Н.М. Харченко и А.Б. Егоров |
Николай
Михайлович Харченко, истинный приморец, родился 01.01.1938 году в с.
Вассиановка Черниговского района Приморского края. В раннем детстве у него было
несколько мимолётных встреч с приезжими художниками, что пробудило любовь к
творчеству на всю жизнь.
В
1953 году поступить в художественное училище г. Владивостока не удалось из-за отсутствия
жилья, и, чтобы не терять год, он поступил учиться в ремесленное училище № 9 г . Арсеньева. Судьба связала
его с молодым городом и заводом «Аскольд». Службу в армии он три года совмещал
с учёбой в Университете Народного творчества им. Н.К. Крупской в г. Москве. В
1960 году окончил основной курс по рисунку и живописи. Вернувшись на завод,
стал работать слесарем-механиком морских приборов. Повышая образование, учился
в Авиационном техникуме на факультете телемеханики, продолжая учиться
творчеству самостоятельно. В 1960 году устроил выставку художественного
творчества в новой школе № 8, был отмечен и по приказу директора завода
«Аскольд» был переведён в Бюро эстетики художником-оформителем.
В
1972 году учился на курсах гравировки в городе Комсомольске-на-Амуре, на заводе
«Металлист». После этого Николай Михайлович за нескольких лет разработал серию
значков о лекарственных растениях Приморья, значки по случаю юбилейных дат г.
Арсеньева и городов Приморья, серию значков «Заповедники Приморья» – «Лазовский
заповедник им. Л.Г. Капланова», «Уссурийский заповедник им. В.Л. Комарова».
Активно участвуя в оформлении заводской многотиражной газеты «Новатор»,
выполнял заставки в технике линогравюры на разные темы. Его рисунки
выставлялись в редакции городской газеты «Восход», на художественной выставке
городских художников в кинотеатре «Космос».
1965
год – выставка «Приморская весна», Арсеньев – Владивосток.
1972
год – выставка «Славлю рабочие руки», Арсеньев – Владивосток.
1972
год – учёба на гравёра по металлу в г. Комсомольск-на Амуре. Работает художником-гравёром
на заводе «Аскольд», а это изготовление эскизов значков, утверждение на
худсовете, выполнение матриц в металле, а позже и раскраска значков.
1978
год – персональная выставка в музее истории г. Арсеньева. Учится у местного
художника А.Д. Баландина. Творческий семинар на бухте Лазурной под
Владивостоком. Руководитель семинара известный художник Е. Корж.
1980
год – участие его картин в первом аукционе в ДК «Прогресс».
1986
год – выставка-продажа в лицее г. Арсеньева. Стал лауреатом медальерного
творчества по спортивной атрибутике в г. Ворошиловграде.
1990
год – участие в художественном салоне кинотеатра «Космос», а затем в
художественной выставке в ДК «Прогресс».
1993
год – выставка в музее истории г. Арсеньева. Работу «Морской прибой» прямо с
выставки мэр города подарил заводу «Аскольд» в день его 50-летия.
1997
год – в очень короткий срок выполнил рисунки для книги местных поэтов к 45-летию
города.
1998
год – персональная выставка художника в честь его 60-летия в музее истории г.
Арсеньева. Затем выставку представляли в посёлках Спасского района.
Сам
художник много путешествовал по России, и всюду художественное творчество
интересовало его в первую очередь. Очень хорошо зная приморскую тайгу, он
исходил её вдоль и поперёк. Любит нахлыстовую рыбалку, утверждая, что она
позволяет при неторопливой езде на велосипеде вдоль реки выбрать прекрасный
мотив для этюда. Богатый жизненный опыт и множество наработанных этюдов позволяют
мастеру выполнять творческий план жизни даже при перестроечных неурядицах.
Н.М. Харченко |
Сегодня
Н.М. Харченко – пенсионер, но продолжает заниматься творчеством, участвует в
выставках, принося поклонникам и любознательным творческим людям наслаждение от
тщательно проработанных картин и изделий малых форм. Вот такая получилась
история с флористикой и фалеристикой.
Андрей ЕГОРОВ,
кандидат
биологических наук
В статье
использованы снимки автора статьи; биография Н.М. Харченко и фото его значков
из коллекции музея г. Арсеньева предоставлены научным сотрудником музея истории
города Е.Б. Ефимец.
*Фалеристика
– коллекционирование орденов, медалей, любых нагрудных знаков; а также наука,
занимающаяся изучением истории этих предметов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий