Актуальное
интервью
IХ Международный
экологический форум «Природа без границ» прошёл во Владивостоке с 29 по 30 октября.
Почти 400 учёных, бизнесменов, общественников и представителей власти в течение
двух дней обсуждали широкий спектр экологических проблем. Основная тема форума «Сохранение
благоприятной среды обитания человека, животного и растительного мира в условиях
опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока» вызывала большой
интерес у специалистов и общественности.
Владимир Владимирович МИКЛУШЕВСКИЙ |
«Сегодня
Приморский край стремится стать одним из ведущих социально-экономических центров
страны на Тихом океане, тому есть много предпосылок: наличие в регионе богатейших
природных ресурсов, уникальные климатические условия. Всё это привлекательно для
инвестиций. Выгодное географическое расположение региона открывает нам большие перспективы
для интеграции в транспортные потоки Евразийского экономического союза и экономического
пояса Шелкового пути,
– заявил, открывая форум, губернатор Приморского края Владимир МИКЛУШЕВСКИЙ. – Сегодня в Приморском крае формируются новые точки
роста – Территории опережающего развития (ТОР) и Свободный порт Владивосток. Реализация
первых двух ТОРов поможет привлечь в регион в течение 10 лет порядка 75 млрд рублей
частных инвестиций и создать здесь порядка 10 тысяч рабочих мест. Свободный порт
Владивостока, по оценкам экспертов, позволит увеличить валовый региональный продукт
в 2,5 раза. Производство, которое мы создаем, должно строго соответствовать экологическим
стандартам».
О рисках развития
Владивостокской агломерации с читателями газеты поделился Юрий АВДЕЕВ, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии
ДВО РАН, кандидат экономических наук, модератор секции Форума «Человек в окружающей
среде».
Юрий Алексеевич АВДЕЕВ |
– Юрий
Алексеевич, говоря о Владивостокской агломерации, какую территорию вы имеете в виду?
– Помимо Владивостока
сюда должны войти также города Артём, Большой Камень, Славянка и три муниципальных
района: Надеждинский, Шкотовский и Хасанский. Теснота связей этих территорий складывалась
на протяжении долгого времени: аэропорт, водоснабжение и энергетика, дачные участки
жителей Владивостока за пределами города, логистика и транспорт, рекреационные зоны.
Это, разумеется, на фоне достаточно интенсивных трудовых связей.
– И
общее на всех море?
– Да. Границы Владивостокской
агломерации рассматриваются нами в пределах водосборного бассейна залива Петра Великого.
Особенностью Владивостокской агломерации является наличие более 400 км береговой
линии и акватории, соединяющей между собой входящие в неё поселения. А ограничением
является то, что акватория остаётся в ведении федеральных структур, а возможности
и субъекта федерации, и муниципального уровня незначительны.
– Значит,
нужно поставить вопрос о передаче «вниз» управленческих и организационных полномочий!
– Он вяло обсуждается,
но пока конкретного решения не имеет. А включение в состав Владивостокской агломерации
части акватории залива Петра Великого позволит не только развивать более тесные
агломерационные связи, но и брать на себя ответственность за решение многих экологических
проблем.
Важно отметить два
обстоятельства с точки зрения экологической ситуации и возможностей управления территориальным
развитием. С одной стороны, город имел статус закрытого порта, и долгое время большая
часть территории города была закрыта для горожан. Это позволило сохранить нетронутым
большой лесной массив, который и сегодня остаётся малодоступным. С другой стороны,
в ведении городских властей сегодня находится не более 5-7 процентов территории
в его административных границах. Реальными хозяевами городской территории являются
военные (в ведении которых остается до 60% территории) и субъект федерации (более
30%).
На самом деле, инициатива
по праву должна принадлежать Владивостоку, а субъект федерации, выступив организатором,
объективно стал тормозом в этом процессе. Владивосток низведен до рядового муниципалитета,
наряду с малыми городами, тогда как он в границах будущего территориального образования
должен взять на себя роль нового субъекта федерации с соответствующим объемом полномочий
и управленческих инструментов.
В недалеком будущем,
если федеральные законы о ТОРах и Свободном порте заработают, и сюда придёт крупный
капитал из-за рубежа, такая постановка вопроса станет более чем уместна. Иначе муниципалитеты
окажутся не в состоянии противостоять натиску крупных инвесторов, а инвестиционные
проекты усугубят экологическую ситуацию на территории.
– Кстати,
о Свободном порте. Может ли сравниться порт Владивостока с такими как Шанхай, Далянь,
Пусан или Сингапур, с их оборотом в 500-600 млн. т., даже если Владивосток прирастёт
с 12 до 24 млн. т?
– Вы сами ответили
на свой вопрос. Усилия Владивостока, в силу географических ограничений, должны быть
направлены не столько на поиск способов расширять грузовую базу, сколько и главным
образом, на поиск возможностей новой специализации, передав традиционно выполняемые
функции рыбного, торгового или военного порта другим поселениям агломерации. Обладая
реальным туристическим потенциалом, Владивосток может стать российским центром международного
туризма, вокруг которого в радиусе 1 тыс. км сосредоточено более 300 млн. человек.
Сюда и сегодня от случая к случаю заходят большие круизные суда класса серии Grand Class, например «Бриллиантовая
Принцесса», а взяв курс на туристско-рекреационную специализацию, это могло бы стать
одним из наиболее мощных источников дохода города. Правда, для этого потребуется
очень глубокая проработка системных действий, направленных на преодоление многолетних
последствий пренебрежения к экологическому состоянию города.
–
Что, по-вашему мнению, нужно сделать в первую очередь?
– Первой и наиболее
важной задачей должна стать программа рекультивации бухты Золотой Рог, которая по
праву является визитной карточкой города. Предпринимаемых усилий недостаточно, необходимы
технологические и технические решения по извлечению многолетнего слоя тяжёлых фракций
нефтепродуктов, которые накоплены на дне бухты. Не менее важно реанимировать когда-то
нерестовые реки, пересекающие полуостров, и которые сегодня выполняют роль сточных
канав.
Одним из проектов,
который мог бы наряду со строящейся игровой зоной, стать привлекательным местом
для туристов, это создание на площади не менее 100 кв. км национального парка, где
были бы собраны представители дальневосточной флоры и фауны. Существующий Ботанический
сад-институт Дальневосточного отделения Российской Академии наук занимает очень
небольшую площадку в пригороде Владивостока, но пользуется огромной популярностью
и у горожан, и у гостей города в любой сезон. А национальный парк мог бы стать привлекательным
местом как для россиян, так и для наших соседей.
Но, пожалуй, самым
актуальным проектом, который пока не находит ни понимания, ни поддержки – это проект
развития островных территорий (в черту города входит 31 остров), среди которых сегодня
наиболее интенсивно осваивается остров Русский. Это 100 кв. км или 10 тыс. га территории,
на которой проживает немногим более 5 тыс. человек, на котором к саммиту АТЭС построен
на 80 га университетский кампус, медицинский центр, достраивается океанариум, наращивает
мощь международный гребной центр и ряд других объектов. Это то, что создано за последние
годы: уникальным и единственным в мире является комплекс Владивостокская крепость,
состояние которой оставляет желать много лучшего. Но нынешнее бесконтрольное «освоение»
территории острова чревато утратой. Изменить ситуацию можно, взяв за основу концепцию
развития острова Русский как площадки международных коммуникаций, предложив, с одной
стороны, всем странам АТЭС разместить здесь свои культурные центры, характеризующие
особенности и привлекательность национальных достижений, а с другой – здесь же представить
всё многообразие России в своеобразии 20-ти её городов от Санкт-Петербурга до Южно-Сахалинска
и Петропавловска-Камчатского.
–
Юрий Алексеевич, очень хотелось бы увидеть наяву реализацию ваших замыслов.
– Я надеюсь, что
именно так всё и будет!
Комментариев нет:
Отправить комментарий