пятница, 21 марта 2025 г.

Память поколений

 

К 80-летию Великой Победы

В начале 2000-х ещё были живы те, кто родился в 1920-х годах, кто испытал на себе тяготы и ужасы войны. Их было немного в нашем Институте экономических исследований ДВО РАН, мы приглашали их в канун 9 Мая, дарили цветы, слушали рассказы о военном времени, благодарили за Победу. Теперь уже нет тех очевидцев и участников, кто видел войну во всей её страшной реальности, кто пережил эти годы и выжил, кто приближал Победу. Осталась память, и мне хотелось бы в канун 80-летия Победы рассказать об этих людях, никогда не считавших себя героями и не очень любивших рассказывать о тяжёлых военных буднях.

Всё для фронта, всё для Победы!


Давид Савельевич Вишневский

Давид Савельевич Вишневский, замечательный экономгеограф и картограф, кандидат географических наук. С ним связана целая эпоха в истории Института экономических исследований, да и в истории дальневосточной картографии. Давид Савельевич проработал в институте пятьдесят лет до самого своего ухода из жизни в 2014 году и для всех сотрудников остался образцом Учёного, Учителя, примером для подражания.

А в 1941 году, когда началась война, студенту географического факультета Ленинградского университета только-только исполнилось 19 лет. С первых дней войны он вступил в ряды народного ополчения города Ленинграда. Он и его сверстники были уверены: к осени война закончится. Но вернуться к учёбе пришлось только через пять лет. Их было пятеро товарищей, живших в одной комнате в общежитии, – трое с войны не вернулись. В той войне это поколение заплатило самым большим количеством жизней. Из каждых десяти мальчишек начала 20-х годов домой вернулся только один.

Учиться военному делу пришлось прямо на огневых позициях. Поначалу не хватало даже оружия. На троих была одна винтовка времен Первой мировой войны. А бои были тяжёлые. Давид Савельевич вспоминал, как получил первое ранение. Атаковали немецкую огневую точку. Он целился в немца, но никак не мог попасть. Решив, что мешает каска, он её снял. И тут ударила автоматная очередь. Очнулся боец уже в медсанбате и четыре месяца провёл в госпиталях. А родителям пришло извещение: «Пропал без вести». Потом было военно-пехотное училище, по окончании которого через несколько месяцев Давид Вишневский воевал уже в звании лейтенанта. Был командиром взвода, заместителем командира полка по разведке. Это его взвод пробивал через немецкие укрепления Дорогу жизни между Ленинградом и «Большой землёй», это его полк участвовал в освобождении Ленинграда.

Именно при освобождении Ленинграда получил Давид Савельевич последнее, третье, самое тяжёлое ранение и в январе 1944 года был признан «ограниченно годным к военной службе». Тогда удалось связаться с родными и сообщить им, что жив и относительно здоров. Отец рассказал, что носил то извещение, практически «похоронку», в кармане больше года и не показывал маме, оказалось, не зря. Но служить пришлось ещё много месяцев, и только в 1946 году будущий экономгеограф продолжил обучение в Ленинградском университете. А после окончания они с женой приехали на Дальний Восток, ставший им родным на всю жизнь.

В музее института хранятся материалы о военных страницах жизни Давида Савельевича Вишневского, в том числе и та самая «похоронка».


Елена Васильевна Григорьева

Работала машинисткой в нашем институте Елена Васильевна Григорьева. И долгое время мы даже не догадывались, что эта скромная миниатюрная женщина – фронтовичка, дошедшая в рядах Красной Армии до Берлина. Она родилась в 1919 году. Жила в Ярославле, работала прядильщицей на кордной фабрике. Когда началась война, при фабрике открылись курсы сандружинниц. Лена работала по 12 часов, а после смены училась. Курсы окончила в октябре 1941 года и сразу была направлена на работу в санитарный поезд эвакуационного госпиталя № 2639. Возили раненых с фронта в тыл. Бессонные ночи, круглосуточные дежурства, бомбежки, кровь и стоны раненых остались в памяти юной сандружинницы на всю жизнь. Эвакуационный госпиталь находился в Калужской области и по мере продвижения наших войск двигался на запад. В 1943 году сандружинница и комсомолка Григорьева была переведена в штаб 33-й армии 1-го Белорусского фронта на должность комсорга и машинистки, с этой армией Елена Васильевна и дошла до Берлина.

Эвакуационный госпиталь № 2639 в 1945 году был переведён на восток и преобразован в 301-й военный госпиталь. Сюда, в Хабаровск, по вызову начальника госпиталя и приехала работать Елена Васильевна в 1947 году. С 1949 года она работала машинисткой в штабе Дальневосточного военного округа, а с 1980 по 1991 год – в Институте экономических исследований. Ушла из жизни в 2010 году.


Татьяна Алексеевна Охрименко

Нельзя не вспомнить и героический труд наших земляков в тылу. А были это, в подавляющем большинстве, женщины, часто – совсем юные девчонки.

Татьяне Алексеевне Охрименко, а тогда – просто Тане, было пятнадцать лет, когда в июле 1941 года она вместе с другими девчонками и мальчишками своего двора пошла работать на завод им. Кагановича (завод «Дальэнергомаш»), в литейный цех. Подростки делали стержни для мин и гранат. Мужчины и юноши один за другим уходили на фронт, в цехе оставались женщины. Татьяна вместе с подругами стала кокильщицей (делала литейные формы для отливки корпусов мин). Там, где раньше работали мужчины, встали 15-16-летние девочки. Работали по двое на станке. Кокиль с минами весил 30 кг (6 мин в кокиле), за смену девчонки отливали по 1200-1500 мин, на носилках переносили в место складирования для дальнейшей обработки. Смена длилась 12 часов. Позже Татьяну перевели на конвейер, где мины получали свою «начинку». Здесь пришлось «нянчить» мины весом 10 кг.

Вот так, в постоянном дыму литейного цеха, без выходных и отпусков, и проработала Татьяна Алексеевна всю войну до 1946 года. После войны освоила профессию бухгалтера, с 1976 по 1981 год работала главным бухгалтером Института экономических исследований.

Чтобы люди жили в мире

Память о героях войны и самоотверженных тружениках тыла живёт в сегодняшних поколениях. Глубокое уважение к памяти военных лет и острое чувство ответственности за судьбу страны является главной мотивацией для тех, кто сегодня участвует в специальной военной операции. В институте есть несколько молодых женщин, чьи мужья сегодня, как говорят в сводках, «на линии соприкосновения».

Алексей и Зоя Дусенбаевы

У бухгалтера Зои Дусенбаевой муж – кадровый военный, служил в войсках специального назначения, после пятнадцати лет службы в 2021 году уволился в запас уже в статусе ветерана боевых действий. Но когда началась специальная военная операция, он, не раздумывая, добровольно заключил контракт и уже почти три года воюет в составе батальона оперативного назначения Росгвардии. «Во-первых, – объясняет Алексей своё решение принять участие в СВО, – все мои товарищи заключили контракты; во-вторых, хотел отомстить за тех, кто погиб, а в-третьих, чтобы в будущем родные и близкие не знали и не слышали слов «военные действия». Уверенность в своём решении окрепла, когда он ближе познакомился с жителями Донецкой и Луганской народных республик. «Дети в этих республиках, – говорит Алексей, – мечтают о мире и собираются, когда вырастут, служить и защищать свою Родину. А я хочу, чтобы дети не мечтали о мирной жизни, а жили в мире. Поэтому постараюсь сделать для этого всё, что от меня зависит».

А на войне как на войне. Перед тем, как занять либо оборонительный, либо наступательный рубеж, проделывается большая работа от разведки местности до оборудования землянок. Вручную копают окопы (в рост до 170 см), налаживается связь, в пунктах временной дислокации создаются минимальные бытовые условия (баня, плита для приготовления пищи, керосиновые лампы). Всё зависит от поставленной задачи – наступление или оборона. А когда приезжает в отпуск, его встречает любимая жена Зоя.

Ждут своих мужей из зоны военных действий и ещё две сотрудницы нашего института. Бойцы воюют на Запорожском и Донецком направлениях. Слава Богу, обходится без ранений. Ребята периодически приезжают в отпуск, а потом опять туда, где идёт непримиримая битва с многоголовой гидрой нацизма и ненависти, бандеровщины и русофобии. И жёны, и вся страна их ждут с Победой!

Валентина БУЛДАКОВА,

зав. отделом внешних взаимодействий ИЭИ ДВО РАН

Фото из архива ИЭИ ДВО РАН

суббота, 1 марта 2025 г.

Преданное служение делу

 

Легенды дальневосточной науки

К юбилею Юрия Владимировича Гагаринского – 

первого директора Института химии ДВО РАН

1 марта 2025 года исполнилось 110 лет со дня рождения Юрия Владимировича Гагаринского. Директор-организатор, первый директор Института химии ДВНЦ АН СССР (ИХ ДВО РАН), член-корреспондент АН СССР, ветеран Великой Отечественной войны Юрий Владимирович Гагаринский занимает достойное место в ряду легенд дальневосточной науки и является ярким примером преданного служения раз и навсегда выбранному делу.

Член-корреспондент АН СССР Ю.В. ГАГАРИНСКИЙ

Чтобы полностью оценить масштаб этой личности в Институте химии, были собраны публикации журналистов и воспоминания учёников и коллег о Юрии Владимировиче, и объединены в сборник под названием «Гагаринский Юрий Владимирович. К 110-летию со дня рождения», который выйдет из печати в ближайшее время. В нём Юрий Владимирович предстаёт как большой учёный и организатор науки, мудрый наставник и учитель, заботливый и неравнодушный человек, авторитетный и уважаемый военный начальник в воспоминаниях его лучшего боевого друга, наконец, как «человек-пароход», продолживший жизнь как НИС «Профессор Гагаринский». В книге представлены также рукописная автобиография Юрия Владимировича и две его статьи: «Роль химической службы Советской армии в Великой Отечественной войне» («Дальневосточный учёный», № 19 (71), 1975 год) и «Океан глазами химика» («Правда», 17 марта 1973 года), органично вписавшиеся в соответствующие разделы сборника. Книгу дополняют 125 фотографий. Выходящая в год 110-летнего юбилея со дня рождения Ю.В. Гагаринского и 80-летия Великой Победы книга станет достойным вкладом в увековечение памяти большого учёного и ветерана ВОВ Юрия Владимировича Гагаринского.

Предлагаем читателям редакционную статью 1995 года, написанную в связи с 80-летием Ю.В. Гагаринского, которая в определённой мере даёт представление о жизненном пути, научной и научно-организационной деятельности Юрия Владимировича.

***

Член-корреспондент АН СССР Ю.В. ГАГАРИНСКИЙ
     1 марта Институт химии ДВО РАН отметил день рождения Юрия Владимировича Гагаринского, своего первого директора, с именем которого связано создание института.

У людей, прошедших войну, жизнь делится на «до войны» и «после войны». До войны была учёба в Московском государственном университете и его блестящее окончание. Его рекомендовали в аспирантуру, но затем признали «недостойным», потому что старший брат, которого он в глаза не видел, ибо был младшим в семье, ушёл с белой армией в Болгарию. Такое было тогда время. А потому он начал трудовую деятельность с преподавания физики и математики в сельской школе, затем перешёл на завод Клинволокно, где и застала его война. Войну начал рядовым, а закончил подполковником, начхимом армии. Были ранения, заслуги отмечены боевыми наградами. После войны началась научная работа сперва на кафедре термохимии Московского государственного университета, а потом – в НИИ-9, известном своим участием в советском атомном проекте. По роду своей деятельности Ю.В. Гагаринский в течение ряда лет был занят изучением химии актинидов и технологией их производства. Главный из них был уран. Эти интересы сохранились и при переезде в Новосибирск (Институт неорганической химии Сибирского отделения АН СССР) в 1961 году. Результатом исследований в этом направлении стали его докторская диссертация и написанная совместно с Л.А. Хрипиным монография «Тетрафторид урана» (Атомиздат, 1965).

Во Владивосток Юрий Владимирович приехал в 1966 году. Он возглавил отдел химии Дальневосточного филиала СО АН СССР. Личные качества, а он был лидером от Бога, человеком, обладавшим исключительной работоспособностью, организаторским даром, умением учить и учиться, редким личным обаянием, во многом определили развитие химии на Дальнем Востоке и создание Института химии ДВО РАН.

На заседании президиума ДВНЦ АН СССР, 1970 год

Юрий Владимирович обладал острым чутьём к новым актуальным и перспективным идеям и направлениям в науке, поддерживал их и продвигал. Так он первый в стране оценил возможности методов радиоспектроскопии и особенно метода ядерного магнитного резонанса (ЯМР) в изучении неорганических фторидов. Уже в самые первые годы работы во Владивостоке в содружестве с физиком из Красноярска С.П. Габудой был выполнен ряд основополагающих работ по исследованию структуры и химических связей в этих соединениях с использованием метода ЯМР. Фактически его работами была заложена отечественная школа спектроскопии ЯМР неорганических фторидных материалов, ученики которой и сейчас плодотворно работают в научных центрах Сибири и Дальнего Востока.

Широкая эрудиция позволила Юрию Владимировичу добиваться успехов в различных разделах химии. Так, удачным сочетанием ЯМР и рентгенографии удалось получить интересные результаты в кристаллохимии актинидов, которые были суммированы (совместно с Г.М. Заднепровским и С.В. Борисовым) в монографии «Кристаллохимические закономерности во фторидах урана и его аналогах», переведённой в США.

На учёном совете. 1971 год

В 1972 году Отдел химии был преобразован в Институт химии, Юрий Владимирович стал его первым директором. В том же году он был избран членом-корреспондентом АН СССР. Последующие пять лет были периодом бурного развития института, формирования его основных научных направлений, связанных с материаловедением, изучением Океана, проблемами переработки минерального сырья Дальнего Востока. Одновременно создавалась приборная база для проведения таких исследований.

Директор института при его создании делал ставку на молодых специалистов. Значительная часть их пришла в те первые годы и составляет сейчас костяк института. Юрий Владимирович всегда лично знакомился, беседовал с молодыми сотрудниками. Его интересовали не только их знания, но и общее развитие, круг интересов, книги, которые они читают, бытовая устроенность. Большое внимание уделялось повышению их квалификации. Ряд молодых сотрудников были посланы в ведущие институты страны в аспирантуру или на длительные стажировки. В их числе – Л.М. Авхутский, В.Е. Карасёв, Б.Н. Чернышев, Т.А. Кайдалова, А.А. Удовенко, Б.В. Буквецкий, Л.А. Земнухова, А.М. Зиатдинов и другие. Они стали впоследствии старшими научными сотрудниками, заведующими лабораториями, а В.Е. Карасёв и В.И. Сергиенко подготовили и защитили докторские диссертации.

Юрий Владимирович был научным руководителем целого ряда диссертационных работ, связанных с различными аспектами радиоспектроскопического исследования разных классов неорганических фторидов.

На Седьмой Всесоюзной школе по теоретической неорганической химии. Владивосток, 1973 год

Несмотря на огромную административную нагрузку, заботы о строительстве и уже подступившую болезнь Ю.В. Гагаринский продолжал интенсивную научную деятельность. До последних дней он работал над монографией, в которой обобщены все выполненные за последние годы результаты по ЯМР-исследованию неорганических фторидов. Книга «ЯМР в неорганических фторидах» в соавторстве с С.П. Габудой и С.А. Полищук вышла после его смерти в 1978 году. Она стала незаменимым пособием для специалистов, работающих в области неорганических фторидов и физико-химии твёрдого тела.

Сообщение о ЯМР-исследованиях в Институте химии. 1974-75 годы 

За относительно небольшой период работы Юрия Владимировича была создана во Владивостоке научная школа. Она сохранилась до настоящих дней. Работы сотрудников школы Гагаринского получили признание в стране и в мире. Авторитет этих работ высок и сейчас. Сотрудники института были непременными участниками всех симпозиумов по неорганическим фторидам в стране и в ряде международных симпозиумов по химии фтора. Их работы были опубликованы во многих союзных и международных журналах.

Ю.В. ГАГАРИНСКИЙ выступает с докладом в День Победы. 1975 год

А главное, в институте до сих пор помнят Юрия Владимировича Гагаринского. Лучшим памятником ему стал институт, за который он болел, как за своё родное детище, он жил им. А основы, заложенные им, позволяют Институту химии ДВО РАН успешно работать до сих пор.

(«Дальневосточный учёный», №6 (1031) от 20 марта 1995 года. Из редакционной статьи, написанной по опубликованным ранее материалам А.А. Калинина.)

Материал подготовила Татьяна БУТЕНКО,

кандидат химических наук

Фото из архива Института химии ДВО РАН

Отрывок из воспоминаний Александра Павловича Деревянчука «Записки войскового химика», которые он посвятил своему лучшему другу Юрию Владимировичу Гагаринскому, можно прочитать здесь.