понедельник, 29 января 2024 г.

Дальневосточные учёные впервые достигли такого результата – родившимся и подросшим малькам краба почти три года!

 


Раньше в России подобных исследований по воспроизводству краба не проводилось. 

В планах морских биологов – построить завод по производству мальков.

Как и обещали в мае прошлого года, мы вернулись в Национальный научный центр морской биологии им. А.В. Жирмунского Дальневосточного отделения РАН (ННЦМБ ДВО РАН), где в одном из подразделений изучают мальков крабов: камчатского и японского мохнаторукого. Цель исследований важна и благородна – сохранение крабовых детей, так как воспроизводство видов зависит от выживаемости мальков, а на мальковой стадии наблюдается их максимальная смертность.

Напомним, что эксперименты с целью изучения выживаемости мальков камчатского и мохнаторукого крабов в раннем возрасте проводятся сотрудниками научно-экспериментального участка марикультуры Морской биологической станции «Запад» и в отделе аквариальной ННЦМБ ДВО РАН. Команду, выполняющую исследования, возглавляет руководитель Центра аквакультуры и прибрежных биоресурсов ННЦМБ ДВО РАН кандидат биологических наук Сергей Иванович Масленников, с которым мы побеседовали. Он напомнил о целях и задачах проекта по воспроизводству краба, остановился на значимости этих работ, рассказал о том, что важного и существенного произошло за последние полгода.

Сергей Иванович МАСЛЕННИКОВ

«Наш малёк краба не такой уж маленький!»

– Должно быть, с момента выхода предыдущего материала, крабовые малыши подросли, а другие народились, – спрашиваю Сергея Ивановича.

– Малыши камчатского краба у нас появляются в мае, – отвечает он. – К этому времени они завершают стадию личиночного развития и преобразуются в организм, внешне похожий на взрослую особь. При удачном стечении обстоятельств жизнь у камчатского краба может продлиться до 20 лет. Мы хотим впервые прямыми измерениями определить продолжительность их жизни на разных стадиях. Поскольку крабы постоянно линяют, механические метки на них не удерживаются долго. Но мы всех крабов содержим в отдельных ёмкостях по возрастам, и мы точно знаем возраст каждой особи. Уже сейчас добились хорошего результата: мальки краба живут в бассейне третий год, у них проявились половые различия. В России раньше никто таких продолжительных исследований не проводил – в мае старшим из крабиков будет три года.

Задача проекта – воспроизводство крабов

– Одна из задач марикультуры – восстановление утраченных промысловых скоплений и центров воспроизводства крабов. Они располагались вдоль побережья Приморского края в заливе Петра Великого; в Татарском проливе на Ильинском мелководье; в заливе Анива на Сахалине; на южных Курильских островах. Эти, наиболее удобные с точки зрения логистики, районы утратили своё значение, потому что промысловые стада подорваны в результате перелова. Естественные механизмы воспроизводства не обеспечивают восстановления численности. Поиск решений этой задачи – основная цель проекта.

Не менее важно понимать, как через искусственное воспроизводство обеспечить стабильность промысловых запасов крабов. Эта проблема актуальна даже для районов Охотского моря, где промысловые скопления ещё не подорваны необратимо.

Когда есть смысл заниматься наукоёмким бизнесом

Сергей Иванович, рентабельное воспроизводство краба возможно?

– Упрощённый расчёт выглядит так: выживаемость малька к десятому году жизни (возраст вхождения краба в промысел) оценивается значением от 2 до 10%. Примем для определённости выживаемость в 5%, это означает, что выживет каждый 20-й малёк. Если затраты на одного малька составят 100 рублей, то с учётом выживаемости к десятому году они достигнут 2 тысячи рублей. Много это или мало? Камчатский краб достигает массы 3 кг, а закупается по цене 6 тысяч рублей за килограмм. Инвестировать есть смысл.

Важно понимать, что совершенствование биотехники, культивирования, приведут к росту выхода с единицы площади бассейна. Полученные нами результаты позволят в близком будущем проектировать и строить промышленный завод.

В планах – проектирование завода

– Какой мощности (в мальках) завод нужно построить?

– Если объём производства позволит выпускать, например, в залив Петра Великого около 20 миллионов мальков в год, через восемь лет будет достигнут промысловый запас в три-пять тысяч тонн краба. Учтите, что промысел в Приморье остановлен в связи с отсутствием запасов и для того, чтобы через восемь-десять лет возобновить промысел краба, нужно построить завод, для чего потребуются большие инвестиции. И, конечно, завод должен стабильно производить малька.

– Чем будет отличаться ваше крабовое производство от уже имеющихся заводов?

– В мире не выращивают камчатского краба в заводских условиях, но, к примеру, производят примерно миллион тонн мохнаторукого краба в год, а краба плавунца – около 500 тысяч тонн. Культивируют тепловодных, чаще пресноводных крабов, до товарного состояния. Мы предлагаем выращивать камчатского краба только до стадии малька, разрабатываем биотехнические приёмы для упрощения производственного процесса.

Процесс, который не останавливается

– Расскажите о проводимых научных исследованиях.

– Мы находимся на этапе отработки биотехники. Об этом периоде мало публикуется, он находится, что называется, в области «серой» зоны. Проводим эксперименты аквариальные, в которых исследуем раннюю стадию, чтобы понимать эффективность выращивания, содержания мальков, их выживаемость. Важно, чтобы они дожили до определённого возраста. Готовимся к испытаниям линий воспроизводства 2024, 2025 годов, сравнению их по выживаемости.

Процесс научных изысканий никогда не останавливается. В текущем годовом цикле мы отработали технологию высадки малька. Экспериментировали с разными подходами, отработали конструкцию искусственного биотопа, осуществили три высадки. Произвели самое большое количество мальков за период исследований – 60 тысяч крабиков. Это большое достижение!

Запущена серия параллельных экспериментов

– В этом году мы проводили эксперименты с мальками на двух площадках – в отделе аквариальной и на базе Морской биологической станции «Запад». На базе – условия чистой воды, чистого воздуха, она отдалена от населённых пунктов, но там немного ёмкостей, которые мы смогли задействовать.

Мы запустили серию параллельных экспериментов, чтобы сравнить выживаемость, рост, изучить влияние температуры воды. После того, как осенью на базе «Запад» освободились все ёмкости, малька привезли из аквариальной и запустили параллельные исследования. Посмотрим, что покажут результаты.

Мы проводим длительные, непрерывные эксперименты, потому что их нельзя останавливать ни на один день на протяжении нескольких месяцев.

Сотрудники и помощники

– Сергей Иванович, расскажите немного о своих коллегах.

– На биостанции проведением экспериментов занимаются наши технологи: Тигран Геворгян, Вероника Московко, Арман Пахлеванян. Технический персонал – инженер-океанолог Андрей Николенко, помощник технолога Лиана Куличкова, два биотехника: Александр Слезовских и Владимир Югай, а ещё электрик и сторожа. Аквариальная группа работает под руководством Дарьи Борисовой, ставят эксперименты Людмила Боцун и Вероника Московко, обеспечивают эту работу Владимир Козьменко, Андрей Архипов, Лариса Козьменко. Они же выращивают культуры водорослей.

Подробнее о работах, которые проводятся в аквариальной группе, расскажет Дарья Борисова (читайте здесь).

– Участвуют ли в экспериментах студенты?

– Сотрудники аквариальной группы активно занимаются со студентами из Дальрыбвтуза, курсантами Владивостокского морского рыбопромышленного колледжа, часть студентов проходят практику на станции «Запад».

Следует сохранять непрерывность процессов – как научного, так и образовательного, тем более что студенты, которые обучались, работая рядом с нами на протяжении двух лет, оканчивают бакалавриат. Мы готовим кадры, которые уже неплохо владеют биотехническими приёмами. Среди способных студентов, думающих о продолжении образования, ведём отбор тех, кому нравятся исследования, в которых они участвуют.

Важно, чтобы эти ребята не «выпадали» из процесса, регулярно приходили к нам, работали с приборами, вели мониторинг, занимались изучением самих животных, ведь мы работаем не только с крабами, но и с трепангами.

Исследования, впервые выполненные в Национальном научном центре морской биологии им. А.В. Жирмунского ДВО РАН показали, что камчатских крабов можно выращивать искусственным путём, возвращая затем в естественную среду, тем самым восстанавливая их численность и регулируя ареал.

Фото и видео предоставлены Сергеем МАСЛЕННИКОВЫМ

Комментариев нет:

Отправить комментарий