воскресенье, 27 марта 2022 г.

Запечатлённая память о Великой Отечественной войне

Художественная панорама «Железнодорожный вокзал Ташкента в годы войны»

Наступил великий и печальный праздник – 9 Мая, День Победы нашей страны над фашистской Германией в долгой и кровопролитной войне. Встретили мы 77-ю годовщину Победы в то время, когда наша страна снова сражается с выросшей и окрепшей гидрой нацизма на Украине – одной из наиболее пострадавших в Отечественной войне республик бывшего СССР. Увы, всё меньше становится ветеранов – участников и свидетелей той войны, испытавших на себе все еë ужасы и страдавших от бесчинств топтавших нашу землю гитлеровцев. А молодое поколение украинцев, долгое время воспитывавшееся в духе оголтелого национализма, уже не понимает, на чьей стороне было «дело правое» – социалистического СССР или нацистской Германии. К сожалению, и в некоторых других странах предается забвению и искажается историческая память о Победе над фашизмом.

Тем значительнее и радостнее, что в других странах бережно хранят память об Отечественной войне и воспитывают молодёжь в духе патриотизма, интернационализма и добрососедства. Один из ярких примеров этому – открытый 9 мая 2020 года в Ташкенте мемориальный комплекс «Парк Победы», где мне удалось побывать. Мемориал посвящён роли Узбекистана в войне, но это нисколько не умаляет его ценность, потому что вклад этой республики в Победу был очень важен и весом.

Центральное место в парке занимает искусственный курган, на вершине которого установлена скульптурная композиция «Вечный подвиг». Это монумент Герою Советского Союза Сабиру Рахимову и всем воинам-узбекистанцам – участникам Второй мировой войны. Генерал-майор Сабир Рахимов прошёл боевой путь от заместителя командира полка до командира 37-й гвардейской дивизии, был ранен 10 раз. Награждён орденом Суворова II степени и четырьмя орденами Красного Знамени. При штурме Данцига (Гданьск, Польша) получил смертельное ранение и посмертно был награждён звездой Героя Советского Союза. По окружности кургана в честь каждого узбекистанца – Героя Советского Союза посажены деревья и установлена 301 мраморная плита с их именами.


 Фрагмент барельефа у входа в Музей Славы

Под курганом расположен Музей Славы – главный павильон парка, вход в него украшают барельефы, на которых запечатлены сценки жизни во время войны. Тщательно выписанная, детализированная живописная панорама встречает посетителей музея в фойе. На ней изображен железнодорожный вокзал Ташкента с поездами и людьми, либо приехавшими в эвакуацию, либо отправляющимися на фронт. В залах музея хранятся подлинные предметы вооружения и боевой техники, предметы быта, большое количество рукописных документов и фотографий, материалов изобразительного искусства, диорам, рассказывающих о жестокой борьбе советского народа с немецкими оккупантами и о тяжелейшем труде в тылу. Очень точно показаны ключевые эпизоды войны: битвы за Москву и Сталинград, блокада Ленинграда, Курская битва, штурм Берлина. Особо показан вклад Узбекистана в победу над врагом. На фронт было мобилизовано около 1 миллиона 951 тысячи человек, каждый третий из них не вернулся на родину. Более 200 тысяч воинов были удостоены боевых наград. Оборону легендарного «дома Павлова» в Сталинграде с 25 сентября по 23 ноября 1942 года держали бойцы 11 национальностей, среди них двое узбеков – Ишбури Нурматов, погибший в первые недели, и Камолджан Тургунов. Последний прошёл всю войну и скончался в канун 70-летия Победы у себя на родине на 93-м году жизни в окружении своих 14 детей, 62 внуков и 85 правнуков. Снайпер Шарофат Ишантураева уничтожила более сотни фашистов. Знамя Победы доставил в Москву 9 мая 1945 года экипаж лётчика – ташкентца Абдусамата Тайметова.


Диорама «Схватка в бою» в Музее Славы

Здесь были сформированы 15 национальных дивизий и бригад, военные училища подготовили для фронта несколько тысяч командиров. Узбекистан принял около 1 миллиона эвакуированных и раненых, в том числе 200 тысяч детей. Были оборудованы более 113 военных госпиталей. Узбекская ССР превратилась в один из центров оборонной промышленности, сюда эвакуировали более 100 заводов. В течение военных лет на фронт было отправлено 2100 самолётов; 17342 авиамотора; 17100 миномётов; 27 тыс. запчастей для противотанковых орудий; 22 млн мин; 560 тыс. снарядов; 2 млн 318 тыс. авиабомб; 1 млн гранат; снаряжены 5 бронепоездов, 18 военно-санитарных и банных поездов, 2200 полевых кухонь.


Роль Ташкента как центра эвакуации показана и в отдельном музейном здании, где воспроизведена обстановка железнодорожного вокзала с находящимися здесь людьми, а также стоящими рядом на путях «теплушками» и паровозом. Большую часть парка занимает выставка военной техники: ровными рядами стоят самолеты, артиллерийские орудия и танки. Рядом расположено «поле битвы» с окопами, блиндажами, траншеями, орудийными позициями и пулемётными гнёздами. Из расположенных по всей территории парка динамиков слышатся звуки войны: разрывы снарядов, завывание падающих бомб и пикирующих самолётов, стрекотание пулемётов, что создает у посетителей сильное волнение и усиливает иллюзию присутствия. К счастью, в «победной» части парка из динамиков звучат фронтовые песни.


Скульптурная группа «Отдых между боями»

Завораживает своей лаконичностью скульптурная композиция «Ода стойкости», которая посвящёна Зульфие Закировой, потерявшей на войне пятерых своих сыновей. Она выстояла перед лицом страшной беды и поддержала четырёх вдов-невесток с их малыми детьми.


Мемориал «Ода стойкости»

Слёзы печали и гордости за несгибаемую волю настоящих людей вызывает инсталляция в память о малоизвестном подвиге наших солдат в Отечественную войну. Инсталляция представляет собой силуэты людей, выполненных из проволоки и сидящих на щебне, который окружён колючей проволокой. Внутри каждой фигуры установлены лампочки, которые горят в темноте. Сто один узбекистанец – это всё, что осталось от Самаркандского эшелона в тысячу человек. Узбеки бились под Смоленском до последней гранаты и патрона, когда все боеприпасы были израсходованы – попали в плен. В конце сентября 1941 года в лагерь смерти «Амерсфорт», в Нидерланды, пригнали 101 пленного, среди которых были узбеки, казахи, киргизы и башкиры. Нацисты провели их по главной улице от вокзала до самого концлагеря. Одетые в лохмотья, они даже не выглядели, как солдаты. Они были слабые и маленькие, чёрные и узкоглазые, одеты были в лохмотья, ноги обернуты в старые тряпки. Этим пленным создали такие условия, что ужасались даже нацисты. Всю осень их держали на улице и выдавали половину лагерного пайка. Пленников называли недочеловеками, жестоко избивали за малейшую провинность и специально доводили до истощения. В лагере им была уготована особая судьба.


Картина «За колючей проволокой» в Музее Славы

Перед судьбоносной битвой за Москву необходимо было поднять упавший дух немецких солдат, которые с трудом овладели Смоленском. И тогда министр пропаганды Германии Геббельс решил показать противника жалким и ничтожным. Специально из числа военнопленных были выбраны люди с неевропейской внешностью. Была поставлена цель замучить их до животного состояния, чтобы ничего человеческого в них не осталось, и швырнуть еду, как стае голодных зверей. Спустя какое-то время в лагерь приехали большие воинские чины, а вместе с ними – целый отряд кинооператоров и режиссеров. По периметру загона с узбеками выстроились арийцы – высокие, светловолосые, голубоглазые. Они идеально контрастировали с темнокожими, измученными пленниками. Кульминацией этой мерзкой идеи должна была стать булка хлеба, брошенная в загон под кинокамеры. Это должен быть великий фильм Рейха, изображающий, как полуживотные бросаются на хлеб, грызя подобных себе зубами.


Для немецких солдат это должен быть поучительный фильм: «У вас не должно остаться места для жалости к этому отребью. Это нелюди.» Свет, камера, мотор! Под объективами камер один из надзирателей бросил пленным буханку хлеба. Но ожидаемого гитлеровцами побоища не произошло. Даже в таких бесчеловечных условиях пленные не забыли свои древние традиции и отказались терять человеческое достоинство. Самый молодой солдат подошёл к хлебу. Бережно его поднял и трижды поцеловал, поднося ко лбу как святыню. Потом передал самому старшему по возрасту. Пленные сели в круг, старший стал ломать буханку, а его товарищи по цепочке передавали маленькие кусочки друг другу. Драки за еду не произошло. Немцы были вне себя от досады и ярости. Пропагандисты покинули лагерь, а условия содержания узбеков стали ещё страшней. Зиму 1941 года пережило 77 пленников, которых весной 1942 года вывезли в лес и расстреляли. Этот провал фашистов был настолько позорен, что не осталось никаких свидетельств в документах Рейха. Были уничтожены все упоминания об этом случае, остались только скудные свидетельства выживших узников из других стран. Удалось узнать только два имени пленных – Хатам Кадыров и Заир Муратов.

Повсюду в парке уделено место памяти ветеранам, где их чёрно-белые портреты сопровождаются описаниями жизни и их вклада в Победу. Особо важно, что все текстовые материалы доступны на трёх языках: узбекском, русском и английском. Экспозицию парка венчают Арка Победы в виде пятиконечной звезды с цветочной клумбой, высаженной в форме числа «76» (лет), фонтан в виде ордена «Победа» и скульптура, изображающая воинов-победителей, взлетающих в воздух от радости окончания войны.

Скульптурная композиция «Победа»

В создании парка большое участие приняли Россия и Белоруссия, внеся свой достойный вклад финансами, документальными свидетельствами и образцами военной техники. Благодарные посетители: группы школьников, студентов, военнослужащих, отдельные семьи благоговейно проходят по аллеям парка, и есть надежда, что в памяти жителей Узбекистана навсегда сохранится подвиг их предков в годы страшной войны.

 

Александр МАРКЕВИЧ,

научный сотрудник ННЦМБ ДВО РАН,

кандидат биологических наук

Фото автора

Комментариев нет:

Отправить комментарий