Художественная панорама «Железнодорожный вокзал Ташкента в годы войны» |
Наступил великий и печальный праздник – 9 Мая, День Победы нашей страны над фашистской
Германией в долгой и кровопролитной войне. Встретили мы 77-ю годовщину Победы в
то время, когда наша страна снова сражается с выросшей и окрепшей гидрой
нацизма на Украине – одной из наиболее пострадавших в Отечественной войне
республик бывшего СССР. Увы, всё меньше становится ветеранов – участников и
свидетелей той войны, испытавших на себе все еë ужасы и страдавших от бесчинств
топтавших нашу землю гитлеровцев. А молодое поколение украинцев, долгое время
воспитывавшееся в духе оголтелого национализма, уже не понимает, на чьей
стороне было «дело правое» – социалистического СССР или нацистской Германии. К
сожалению, и в некоторых других странах предается забвению и искажается
историческая память о Победе над фашизмом.
Тем значительнее и радостнее, что в других странах бережно хранят память
об Отечественной войне и воспитывают молодёжь в духе патриотизма, интернационализма
и добрососедства. Один из ярких примеров этому – открытый 9 мая 2020
года в Ташкенте мемориальный
комплекс «Парк Победы», где мне удалось побывать. Мемориал посвящён роли Узбекистана в войне, но это
нисколько не умаляет его ценность, потому что вклад этой республики в Победу
был очень важен и весом.
Центральное место в парке занимает искусственный курган, на вершине которого установлена скульптурная
композиция «Вечный подвиг». Это монумент Герою Советского Союза Сабиру Рахимову
и всем воинам-узбекистанцам – участникам
Второй мировой войны. Генерал-майор
Сабир Рахимов прошёл боевой путь от заместителя командира полка до командира
37-й гвардейской дивизии, был ранен 10 раз. Награждён орденом Суворова II
степени и четырьмя орденами Красного Знамени. При штурме Данцига (Гданьск,
Польша) получил смертельное ранение и посмертно был награждён звездой Героя
Советского Союза. По окружности кургана в честь
каждого узбекистанца – Героя Советского Союза посажены деревья и установлена 301
мраморная плита с их именами.
Фрагмент барельефа у входа в Музей Славы |
Под
курганом расположен Музей Славы – главный павильон
парка, вход в него украшают барельефы, на которых запечатлены сценки жизни во
время войны. Тщательно выписанная, детализированная живописная панорама
встречает посетителей музея в фойе. На ней изображен железнодорожный вокзал
Ташкента с поездами и людьми, либо приехавшими в эвакуацию, либо
отправляющимися на фронт. В залах музея хранятся подлинные предметы
вооружения и боевой техники, предметы быта, большое количество рукописных документов
и фотографий, материалов изобразительного искусства, диорам, рассказывающих о жестокой
борьбе советского народа с немецкими оккупантами и о тяжелейшем труде в тылу. Очень
точно показаны ключевые эпизоды войны: битвы за Москву и Сталинград, блокада
Ленинграда, Курская битва, штурм Берлина. Особо показан вклад Узбекистана в
победу над врагом. На фронт было мобилизовано около 1 миллиона 951 тысячи
человек, каждый третий из них не вернулся на родину. Более 200 тысяч воинов
были удостоены боевых наград. Оборону легендарного «дома Павлова» в Сталинграде
с 25 сентября по 23 ноября 1942 года держали бойцы 11 национальностей, среди
них двое узбеков – Ишбури Нурматов, погибший в первые недели, и Камолджан
Тургунов. Последний прошёл всю войну и скончался в канун 70-летия Победы у себя
на родине на 93-м году жизни в окружении своих 14 детей, 62 внуков и 85
правнуков. Снайпер Шарофат Ишантураева уничтожила более сотни фашистов. Знамя
Победы доставил в Москву 9 мая 1945 года экипаж лётчика – ташкентца Абдусамата
Тайметова.
Диорама «Схватка в бою» в Музее Славы |
Здесь были сформированы 15 национальных
дивизий и бригад, военные училища подготовили для фронта несколько тысяч
командиров. Узбекистан принял около 1 миллиона эвакуированных и раненых, в том
числе 200 тысяч детей. Были оборудованы более 113 военных госпиталей. Узбекская
ССР превратилась в один из центров оборонной промышленности, сюда эвакуировали
более 100 заводов. В течение военных лет на фронт было отправлено 2100
самолётов; 17342 авиамотора; 17100 миномётов; 27 тыс. запчастей для
противотанковых орудий; 22 млн мин; 560 тыс. снарядов; 2 млн 318 тыс. авиабомб;
1 млн гранат; снаряжены 5 бронепоездов, 18 военно-санитарных и банных поездов,
2200 полевых кухонь.
Роль Ташкента как центра эвакуации
показана и в отдельном музейном здании, где воспроизведена обстановка
железнодорожного вокзала с находящимися здесь людьми, а также стоящими рядом на
путях «теплушками» и паровозом. Большую часть парка занимает выставка военной
техники: ровными рядами стоят самолеты, артиллерийские орудия и танки. Рядом расположено
«поле битвы» с окопами, блиндажами, траншеями, орудийными позициями и пулемётными
гнёздами. Из расположенных по всей территории парка динамиков слышатся звуки
войны: разрывы снарядов, завывание падающих бомб и пикирующих самолётов,
стрекотание пулемётов, что создает у посетителей сильное волнение и усиливает
иллюзию присутствия. К счастью, в «победной» части парка из динамиков звучат
фронтовые песни.
Скульптурная группа «Отдых между боями» |
Завораживает своей лаконичностью скульптурная композиция «Ода стойкости», которая посвящёна Зульфие Закировой, потерявшей на войне пятерых своих сыновей. Она выстояла перед лицом страшной беды и поддержала четырёх вдов-невесток с их малыми детьми.
Мемориал «Ода стойкости» |
Слёзы печали и гордости за несгибаемую
волю настоящих людей вызывает инсталляция в память о малоизвестном подвиге наших
солдат в Отечественную войну. Инсталляция представляет собой силуэты людей,
выполненных из проволоки и сидящих на щебне, который окружён колючей
проволокой. Внутри каждой фигуры установлены лампочки, которые горят в темноте.
Сто один узбекистанец
– это всё, что осталось от Самаркандского эшелона в тысячу человек. Узбеки
бились под Смоленском до последней гранаты и патрона, когда все боеприпасы были
израсходованы – попали в плен. В конце
сентября 1941 года в лагерь смерти «Амерсфорт», в Нидерланды, пригнали 101
пленного, среди которых были узбеки, казахи, киргизы и башкиры. Нацисты провели
их по главной улице от вокзала до самого концлагеря. Одетые в лохмотья, они
даже не выглядели, как солдаты. Они были слабые и маленькие, чёрные и
узкоглазые, одеты были в лохмотья, ноги обернуты в старые тряпки. Этим пленным
создали такие условия, что ужасались даже нацисты. Всю осень их держали на
улице и выдавали половину лагерного пайка. Пленников называли недочеловеками,
жестоко избивали за малейшую провинность и специально доводили до истощения. В
лагере им была уготована особая судьба.
Картина «За колючей проволокой» в Музее Славы |
Перед
судьбоносной битвой за Москву необходимо было поднять упавший дух немецких
солдат, которые с трудом овладели Смоленском. И тогда министр пропаганды
Германии Геббельс решил показать противника жалким и ничтожным. Специально из
числа военнопленных были выбраны люди с неевропейской внешностью. Была поставлена цель замучить их до животного
состояния, чтобы ничего человеческого в них не осталось, и швырнуть еду, как
стае голодных зверей. Спустя какое-то время в лагерь приехали большие воинские
чины, а вместе с ними – целый отряд кинооператоров и режиссеров. По периметру
загона с узбеками выстроились арийцы – высокие, светловолосые, голубоглазые.
Они идеально контрастировали с темнокожими, измученными пленниками.
Кульминацией этой мерзкой идеи должна была стать булка хлеба, брошенная в загон
под кинокамеры. Это должен быть великий фильм Рейха, изображающий, как
полуживотные бросаются на хлеб, грызя подобных себе зубами.
Для немецких
солдат это должен быть поучительный фильм: «У
вас не должно остаться места для жалости к этому отребью. Это нелюди.» Свет,
камера, мотор! Под объективами камер один из надзирателей бросил пленным
буханку хлеба. Но ожидаемого гитлеровцами побоища не произошло. Даже в таких
бесчеловечных условиях пленные не забыли свои древние традиции и отказались
терять человеческое достоинство. Самый молодой солдат подошёл к хлебу. Бережно его поднял и трижды поцеловал,
поднося ко лбу как святыню. Потом передал самому старшему по возрасту.
Пленные сели в круг, старший стал ломать буханку, а его товарищи по цепочке
передавали маленькие кусочки друг другу. Драки за еду не произошло. Немцы были
вне себя от досады и ярости. Пропагандисты покинули лагерь, а условия содержания
узбеков стали ещё страшней. Зиму 1941 года пережило 77 пленников, которых
весной 1942 года вывезли в лес и расстреляли. Этот провал фашистов был
настолько позорен, что не осталось никаких свидетельств в документах Рейха.
Были уничтожены все упоминания об этом случае, остались только скудные
свидетельства выживших узников из других стран. Удалось узнать только два имени
пленных – Хатам Кадыров и Заир Муратов.
Повсюду в парке уделено место памяти
ветеранам, где их чёрно-белые портреты сопровождаются описаниями жизни и их
вклада в Победу. Особо важно, что все текстовые материалы доступны на трёх
языках: узбекском, русском и английском. Экспозицию парка венчают Арка Победы в
виде пятиконечной звезды с цветочной клумбой, высаженной в форме числа «76»
(лет), фонтан в виде ордена «Победа» и скульптура, изображающая
воинов-победителей, взлетающих в воздух от радости окончания войны.
Скульптурная композиция «Победа» |
В
создании парка большое участие приняли Россия и Белоруссия, внеся свой достойный
вклад финансами, документальными свидетельствами и образцами военной техники.
Благодарные посетители: группы школьников, студентов, военнослужащих, отдельные
семьи благоговейно проходят по аллеям парка, и есть надежда, что в памяти
жителей Узбекистана навсегда сохранится подвиг их предков в годы страшной
войны.
Александр МАРКЕВИЧ,
научный сотрудник ННЦМБ ДВО РАН,
кандидат биологических наук
Фото автора
Комментариев нет:
Отправить комментарий